Зачем крестить тех, кому скучно в Церкви?
29 июля 2016Сегодня празднуется день памяти равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Мы являемся наследниками святого князя, и сейчас в наших храмах совершаются крещения все новых поколений христиан. Вот только всем ли прибегающим к этому Таинству действительно нужна Церковь? Встречающаяся не так уж редко резкая реакция на минимальное требование – несколько огласительных бесед для тех, кто хочет стать христианином или готовится принять на себя ответственность крестного родителя – показала, как много тех, кому предстоящее величайшее событие в их жизни просто скучно. А нужно ли крестить таких людей, задается вопросом Андрей Зайцев.
«Почему я должен ходить на какие-то беседы и приносить справку о курсах катехизации», «неужели нельзя найти священника, который покрестит без этих бумаг». «Мне вообще ваша церковь до лампочки, просто родственники просили креститься, чтобы я был "как все", а меня заставляют ходить на беседы с попом». «Скажите, а что должен делать крестный во время обряда, чтобы все было правильно».
Все это – реальные реплики, которые я слышал или читал только за последний год. При словах «Отче Наш» и «Символ веры» в голосе собеседников или в их ответных репликах читаются такие тоска и возмущение, как будто я заставляю их выучить к завтрашнему утру всего «Евгения Онегина».
Священники на приходах говорят, что люди с трудом готовы послушать даже одну беседу перед крещением. Мысль о том, что взрослого человека (да и ребенка тоже) нельзя крестить автоматически, просто по факту смутного желания человека или после уговоров друзей и знакомых, ужасна для тех, кто хочет стать православным христианином.
Люди хотят побыстрее, подешевле и без лишних хлопот. Впрочем, разговор о деньгах сейчас затих, вот обязательные беседы раздражают куда сильнее.
Рассказ о том, что митрополит Антоний Сурожский крестил людей после годичной катехизации рождает реплику в духе: «Ну, к митрополиту Антонию я бы походил, а этот священник чему меня научить может?» В интернете лежат практически любые качественные книги и фильмы о Православии, но, судя по количеству скачиваний, их читают в лучшем случае сотня-другая людей на всю страну.
Но самое главное, что священник или мирянин часто не может даже сказать о необходимости подготовки к крещению, а уж тем более о возможности отложить крещение взрослого человека, поскольку он не готов, да и на самом деле не особо хочет быть христианином. Вам тут же расскажут трогательный случай со знакомым солдатом, музыкантом, учителем, который крестился без всякой подготовки и в храм особо не ходил, зато теперь он батюшка или православный активист, или многодетная жена священника.
Конечно, чудеса бывают, и Христос приводит людей к Себе разными путями, но почему же нужно входить в Церковь автоматически, превращая Таинство в некую профанацию? Почему взрослый человек не готов выучить пару молитв, прочитать Евангелие, узнать, чем отличается священник от епископа и диакона, а Пасха – от Рождества? Это же очень интересно – узнавать, что Церковь празднует не только Рождество Христово, освящает не только куличи и яйца, что среди святых были профессора медицины или гениальные полководцы…
Можно не любить православное богослужение, редко ходить в храм, но не интересоваться христианством вообще – это странно. Неужели в Церкви за 2000 лет не произошло ничего достойного внимания ее новых членов, кроме объема живота у батюшек и разговора про деньги?
Если на все эти вопросы взрослый человек отвечает: «Да, ваша Церковь нужна мне два раза в год или вообще не нужна; просто я хочу, чтобы от меня родственники отстали», – то, может быть, таких людей надо не крестить, а выдавать специальную справку для родственников с текстом: «У Ивана Ивановича все будет хорошо, вы можете за него молиться дома, крестить в случае смертельной опасности (если он не против), но пока он полон сил, здоровья и разных планов, где нет места Христу. Он настоящий житель России – не лучше и не хуже остальных. Успокойтесь, у него все нормально. Его дети не будут чаще болеть, потому что он их не крестил. Его брак не будет лучше или хуже венчанного». Священник ее подпишет, поставит печать, пригласит Ивана Ивановича иногда заходить в трапезную на чашку чая, может быть, даже даст телефон. Мне кажется, что такие вещи могут скорее привести человека ко Христу чем фактически насильное превращение людей в христиан.
Конечно, за некрещеного человека нельзя подавать записки в храме, отпевать его ли заказывать о нем панихиду. Но если он не интересовался Христом, может, и не надо приносить его в храм в виде хладного трупа? Есть же молитвы за некрещеных, есть надежда на милосердие Божие. Неужели формальное крещение само по себе сделает лучше посмертную участь человека? Это сложные вопросы, на которые у меня нет ответа.
Я очень люблю некоторых людей, которые были некрещеными и умерли. Я о них молюсь дома. Например, за Виталия Лазаревича Гинзбурга, которого видел один раз в жизни. Он называл себя атеистом, но искренне хотел разобраться в вопросах веры. Его некрещенность не мешает мне поминать его в молитвах, и, напротив, я знаю многих крещеных людей, за которых и молиться-то не очень хочется.
При этом я не говорю о том, что катехизация должна быть долгой и сложной, что человек должен серьезно учиться или сдавать экзамены по «Основам православного христианства». Я сам принял крещение в тринадцать лет и, будучи левшой, первый раз перекрестился левой рукой. Я читал умные книжки уже после своего крещения, а стать христианином захотел потому, что это мне было интересно – славянский язык, история, мультфильм «Суперкнига». С тех пор мне все больше интересны Античность и Средневековье, история Церкви и жития святых. Вся моя жизнь, действительно, связана с изучением христианства, с попыткой разобраться, найти себя в Церкви. Но, я думаю, что в тринадцать лет я об этом не догадывался. Мне просто было интересно.
Может быть, это и есть минимальное основание для крещения? Сперва пробудить в человеке стойкий интерес к христианству, а уж потом крестить?
Приход.ру/Портал "Идите, научите все народы"