Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

В США проходят курсы православной иконописи для неправославных

02 декабря 2016

Это искусство привлекает все больше людей своей высокой духовностью 

В США обретают все более высокую популярность курсы православной иконописи для всех, включая неправославных, причем это искусство привлекает многих своей высокой духовностью и прямым приобщением к божественному, сообщает Religionnews. 

У Анны Шалк текут слезы умиления каждый раз, когда она входит в православную церковь и видит образы Иисуса и Богоматери. Признанная художница-импрессионистка, прихожанка римско-католической церкви, долгие годы вела свой личный поиск в духовном искусстве, но в этом году сделала большой шаг за пределы своего художественного и религиозного опыта и традиций. Во время летнего учебного курса иконописи она написала свою собственную икону, работая в студии бок о бок с другими учениками. 

«Для меня это похоже на медитацию, - говорит Анна, - и я чувствую себя медиумом во время работы». Анна входит в растущее сообщество людей разных вер, которых все больше привлекает высокая духовность искусства иконописи. Они записываются на курсы, чтобы освоить это искусство под руководством приезжих мастеров, причем многие из учеников говорят, что скорее ищут новые формы приобщения к духовности и божественному началу, нежели учатся технике владения кистью. 

Теодорос Пападопулос, греческий мастер иконописи и наставник, вспоминает свой первый урок истории и сути иконописи. «Византийская школа православной иконописи – это не просто искусство, а высокое священное служение, - говорит мастер. – И это даже не столько живопись, сколько форма богословия, и не столько «художественное самовыражение», сколько надежда на спасение художественными средствами». 

Давид Морган, ученый богослов и историк частного исследовательского университета Дьюка, говорит, что традиция иконописи, зародившаяся в первые века христианства, разительно отличается от реалистического и натуралистического искусства, возобладавшего на западе в период Возрождения. Строгость и лаконичность иконописных образов, их спокойствие, огромные глаза и, нередко, симметричный и уравновешенный стиль изображений – все эти средства стремятся подчеркнуть различие между нашим миром и божественной сферой. «Иконописец создает новую реальность высоких божественных образов, священного писания, святых таинств, - говорит Морган, - и все это оказывает совершенно особое, тонкое духовное воздействие на самого художника и зрителя». 

Художественный процесс, идущий в классах иконописи, предваряет молитва – коллективная и личная. Первый урок мастера Пападопулоса предваряла молитва, написанная на листе бумаги, и студенты произнесли ее вместе, прежде чем взяли в руки кисти. «Господь наш Иисус Христос, Святый Боже, просвети нас, благослови души наши, сердца и разум наш, слуг твоих, - молились они, стоя у своих мольбертов в светлой комнате с огромными окнами – всего в двух шагах от греко-православного храма Святой Софии. 

Мастера, преподающие на курсах, говорят, что за последние годы отмечают рост интереса к иконописи со стороны представителей самых разных религий. Линетт Халл, мастер иконописи школы иконографии Святой Троицы, рассказывает, что эти курсы был основаны 28 лет назад их основателем, русским иконописцем Владиславом Андреевым. Сама Халл, бывшая пресвитерианка, а ныне православная, говорит: «Если ты видишь многие образы за день, то наступает момент, когда какая-то икона начинает говорить с тобой неслышимым языком и это общение меняет твою душу. Далеко не все, кто посещает наши курсы, становятся православными. Но каждого это искусство завораживает, с каждым говорит, и каждый свершает с ним свое собственное духовное путешествие». 

В студии близ Святой Софии, ученики говорят тихими голосами во время интервью, чтобы не мешать другим. Одни признаются, что иконопись развивает в них сосредоточенность и терпение, другие – что вдохновляет их на понимание и сочувствие другим людям. «А для меня это форма молитвы, - говорит Лара Нери, католичка византийского обряда и художница из Далласа, - и это, наверное, самая искренняя молитва из тех, которые я знаю. Когда я пишу, я молюсь за своих друзей и близких, и поверяю их души и нужды Пресвятой Богородице и Иисусу». 

По подсчетам Линетт Халл, только через курсы Святой Троицы мастера Андреева прошло не менее 5 тысяч учеников за 25 лет, а таких курсов в стране несколько. В своей поездке в Россию она сталкивалась с непониманием и неприятием идеи обучения иконописи неправославных. «Для православного человека икона является великой святыней, и он не может понять, как неправославный может писать икону» - говорит она. А вот Аристидис Гаринис, священник и иконописец греко-православного СвятоНиколаевского храма в городе Флашинг штата Нью-Йорк, убежден в том, что «нет ничего плохого в том, что неправославный человек стремится овладеть искусством иконописи для собственного духовного совершенствования и приобщения к божественному. Это только храмовые иконы всегда пишутся православными мастерами, благословленными на этот духовный подвиг церковью».

www.sedmitza.ru

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

Миссиология

Материалы по миссиологии и истории миссии, святоотеческие тексты и рецензии

Катехетика

Материалы по катехетике и истории огласительной практики, тексты святых отцов-катехетов

МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив