Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

О русской миссии времён крещения Руси, ошибках миссионерских братств и действенности таинства крещения

На сайте опубликованы материалы XXIII ежегодной конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Сретенские чтения» (СФИ, 2017)
26 ноября 2018 2 мин.

Из сорока докладов, прозвучавших на этой международной научной богословской конференции, нами были отобраны пять по тематике нашего сайта и опубликованы в виде статей в разделах История миссии и История катехизации

Статья Ирины Гаврилиной посвящена обзору и анализу особенностей русской миссии времен крещения Руси — в конце X-XI веков, что способствовало и что препятствовало православной миссии в тот период русской истории. Также автор предлагает оценить качественные показатели крещения, ведь во время массовых крещений, характерных для того периода, не было глубокого научения в вере крещаемых, не хватало церковных учителей и народ должен была учиться христианской вере «самодейственным» путем.

Наталья Чернышова в своей статье анализирует миссионерско-просветительскую деятельность Братства свт. Гурия Казанского, созданного в 1867 г. для налаживания миссионерской работы среди инородцев в Казанской епархии. Деятельность Братства имела как успешные периоды (первые 25 лет до 1892 г), так и сложные кризисные периоды после смерти основателя Братства Н.И.Ильминского в 1891 г., которые продолжались вплоть до закрытия Братства в 1918 г. Цель автора — выяснить, что привело к успешности миссионерской деятельности Братства, а что помешало, и какие ошибки были допущены миссионерами за пятьдесят лет братской истории.

Статья Лилии Клейменовой — о миссионерской деятельности Семиреченского Православного Братства Туркестанской епархии в 1869–1918 гг. Братство, созданное по инициативе генерал-губернатора Семиречья Г. А. Колпаковского занималось просветительской, миссионерской и благотворительной деятельностью среди беженцев, переселившихся в Россию после восстания дунган в Китае. Часто, приняв крещение, но не будучи научены вере, переселенцы сохраняли приверженность старым языческим традициям. Именно на преодоление язычества и укрепление в православной вере обращали особое внимание братчики. 

О преемственности в православной мистагогической традиции на Востоке и Западе пишет в своей статье Юлия Удалова. В зависимости от места, в церковной практике того времени различали две традиции. Антиохийские богословы настаивали на сознательном участии катехуменов в таинстве Крещения, поэтому предварительно разъясняли смысл всего того, что будет происходить в момент его совершения. Беседы же о таинстве Евхаристии они проводили уже после первого опыта причастия. Свт. Кирилл Иерусалимский все беседы о таинствах проводил после того, как у катехуменов имелся опыт участия в них, считая, что «зрение более слуха уверяет». Еп. Амвросий Медиоланский заимствует традицию еп. Кирилла Иерусалимского, но связывает такой подход прежде всего с верой. 

Статья Павла Степанова посвящена вопросу совершения таинства крещения на примере отцов-катехетов IV века. Автор рассматривает условия и критерии действительности и действенности крещения, при этом действенность оказывается одним из условий действительности таинства. Само совершение таинства крещения представляется единым, для признания которого необходимы и действительность, и действенность, но даже правильно совершенное, но бесплодное, недейственное таинство представлялось недействительным и тем самым составляло большую проблему для церковной жизни.

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив