Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Святитель Патрик Ирландский. Исповедь

07 февраля 2017

Святитель Патрик Ирландский. Исповедь // Альфа и Омега № 7. - 1995.

1. Я, грешный Патрик[1], самый невежественный и ничтожный среди верных и для многих достойный презрения, отца имел диакона Кальпорния, сына пресвитера Потита, из деревни Бонавем Табернийский. Неподалеку оттуда было у него именьице Энон, где я и попал в плен. Мне было тогда почти шестнадцать лет, но я не знал Бога. И был я увезен в плен в Ибернию вместе с тысячами других людей, по грехам нашим: ибо мы отступили от Бога, и не хранили Его заповедей, и не повиновались священникам, увещевавшим нас ко спасению. И Бог навел на нас пламень гнева Своего (ср. 2 Пар 19:10), и разбросал нас среди множества язычников вплоть до края земли, где и сейчас я, ничтожный, пребываю среди чужеземцев. И там Господь открыл мне сознание моего неверия, чтобы, хотя и слишком поздно, я вспомнил о грехах своих и обратился всем сердцем к Господу Богу моему. Ибо Он призрел на малость мою, и сжалился над моей юностью и неопытностью, и охранял меня, когда я еще не знал Его и не сознавал и не различал добра и зла; Он защищал меня и утешал, как отец сына.

2. Поэтому не могу молчать (да и не нужно) о стольких благодеяниях и милости, какими Господь удостоил меня в земле пленения моего. Ведь таково наше воздаяние: исправившись и признав Бога, должны мы возвысить голос и исповедать чудеса Его пред всеми народами, сколько их есть под небесами. Ибо нет, и не было никогда, и не будет иного бога, кроме Бога Отца Нерожденного и Безначального, в Котором начало всего, Вседержителя, как мы непреложно исповедуем; Сына Его
Иисуса Христа, всегда, как мы свидетельствуем, пребывающего с Отцом, прежде всех век духовно и несказанно Рожденного от Отца прежде всех начал; через Него сотворено все видимое и невидимое, Он стал человеком, победив смерть, и вознесен к Отцу на небеса. И дал Ему Отец всю власть “над всяким именем небесных, и земных, и преисподних, чтобы всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь и Бог”[2]. Веруем в Него и ожидаем Его пришествия: Он — будущий Судия живых и мертвых, и воздаст каждому по делам его; Он обильно излил в нас дар Святого Духа и залог бессмертия, делающий верных и послушных сыновьями Бога Отца и сонаследниками Христа. Его мы исповедуем и Ему поклоняемся, Единому Богу в Триединстве священного имени. И Сам Он сказал через пророка: “Воззови ко Мне в день мучения твоего, и Я освобожу тебя, и возвеличишь Меня”[3]. И еще говорит: “Похвально открывать и исповедовать дела Божии”[4].

3. Хоть я и во многом несовершенен, хочу, чтобы братья и близкие мои узнали меня, дабы смогли постичь устремления души мой. Помню свидетельство Господа моего, свидетельствующего в псалме: “Ты погубишь говорящих ложь” (Пс 5:7), и еще: “Лгущие уста убивают душу”[5]. То же Господь говорит в Евангелии: “За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда” (Мф 12:36). Поэтому должен я со страхом и трепетом бояться приговора в тот День, когда никто не сможет ни уклониться, ни скрыться, но все мы ответим даже за самые малые грехи перед судом Господа Христа. Вот почему давно я собирался написать, но до нынешнего дня откладывал; сомневался — ибо боялся я дать повод для насмешек — ведь я не начитан, как прочие, прекрасно усвоившие Священное Писание, и язык свой они с детства не меняли, но лишь все более совершенствовали.

4. Поскольку слова и речь наша переведены на чужой язык, то по складу моего писания легко оценить, образован ли я и сведущ ли в ораторском искусстве. Ибо мудрый говорит: “По языку узнается и чувство, и знание, и учение истины”[6]. Но к чему оправдания после слов истины, тем более преждевременные? Я просто стремлюсь в старости к тому, чего не приобрел в юности, ибо помешали мне грехи мои упрочить то, чего я не усвоил раньше. Впрочем, кто мне поверит? Но повторю то, что уже говорил: я попал в плен юношей, почти безбородым мальчиком, не успев узнать, чего я хочу или чего должен избегать. И сейчас я стыжусь и очень боюсь обнаружить свое невежество, ибо не могу кратко и красноречиво выразить то, как действуют во мне дух и душа, и что показывают мысль и чувство. Но если бы мне было дано то же, что и другим, я бы не молчал, помня о воздаянии. И если кому-нибудь покажется, что я отдаю предпочтение своему невежеству и неповоротливому языку (ибо написано: “И косноязычные языки скоро научатся говорить ясно”, ср. Ис 32:4), то тем паче должны стремиться мы, по слову Апостола, “письмо Христово”, к спасению вплоть до края земли, — письмо, хотя и не красноречивое, но незыблемое и крепчайше вписанное в сердцах наших “не чернилами, но Духом Бога живого” (ср. 2 Кор 3:2–3).

5. И еще свидетельствует Дух: “И земледелие сотворено Всевышним”[7]. Так и я, первый нерадивец, деревенщина, к тому же и невежда, не умеющий позаботиться о завтрашнем дне, несомненно знаю, что до унижения моего я был словно камень, брошенный в глубокую грязь; но пришел Всемогущий и поднял меня по Своему милосердию, поистине поддержал и укрепил на наилучшем основании. Поэтому должен я громко возвестить об этом, дабы хоть как-то воздать Господу Сему за все Его благодеяния ныне и во веки, чего ум человеческий постигнуть не может. Итак, изумитесь, “все малые и великие, боящиеся Бога”[8], и вы, риторы, не знающие Господа: слушайте и разумейте, Кто меня, глупца, увел из среды тех, что кажутся мудрыми и сведущими в законах, и искусными в речах и во всем прочем. И меня, хотя я и таков, отрекшегося от мира сего, Он вдохновил перед прочими более — дабы сначала со страхом и трепетом и без ропота я помогал язычникам, на которых Он ниспослал милосердие Христово, а затем дал мне и более, если я буду достоин, — честно и смиренно служить им.

6. Итак, веруя в Триединство, следует разуметь и являть дар Божий и вечное утешение, невзирая на опасности, уверенно и бесстрашно проповедовать повсюду имя Божие, — так даже после кончины моей галлы[9] останутся моими братьями и детьми, которых я крестил во Господе целыми тысячами. А я был недостоин этого и не таков, чтобы Господь даровал это рабу Своему: чтобы после тяжких бедствий и стольких трудов, после плена, через много дней в этом народе Он даровал мне такую милость, на что я в юности не надеялся и о чем даже не помышлял. Привезенный в Ибернию, я каждый день пас скот и много раз на дню молился, и более и более увеличивалась во мне любовь к Богу и страх Его, и приумножалась вера, и приумножался дух, и доходило до сотни молитв в день, а часто до стольких же и ночью. Даже когда я оставался в лесах и горах, я поднимался до света для молитвы в снег, в мороз, в дождь, и, как сейчас вспоминаю, не ощущал никакого неудобства и никакой лености: ибо тогда пылал во мне дух. И — о чудо! — однажды ночью во сне я услышал голос, говорящий мне: “Хорошо ты постишься; скоро возвратишься на родину”. И затем, немного времени спустя, снова услышал голос, говорящий мне: “Вот, корабль для тебя готов”. А корабль стоял не близко, а в двухстах милях оттуда, и я там никогда не бывал, и знакомых у меня там не было.

7. И я решился бежать и оставил человека, у которого прожил шесть лет. И пошел в надежде на Господа, направляющего мой путь к добру, и ничего не боялся, пока не пришел к этому кораблю. И в тот день, когда я пришел, корабль должен был отплыть с этого места. Я сказал, что хочу плыть с ними. Кормчему это не понравилось, и он резко и грубо ответил: “Не выйдет у тебя плыть с нами”. И, услышав это, я пошел прочь от них назад в хижину, где перед этим мне дали приют; и по дороге стал молиться. И прежде чем завершил молитву, услышал, что один из них громко кричит мне вслед: “Иди быстрей, эти люди тебя зовут”. Я тотчас вернулся к ним, и они стали мне говорить: “Иди, ради веры твоей мы принимаем тебя; будь нам другом, если пожелаешь”. Так в этот день благодаря страху Божию окончилось мое бегство. Ведь они подали мне надежду, сказав: “Приди по вере в Иисуса Христа”, хотя и были язычниками. Так я остался с ними, и мы тотчас поплыли.

8. Через три дня мы достигли земли, и двадцать восемь дней шли по безлюдным местам, и еды нам недоставало, и начался голод. И однажды кормчий говорит ко мне: “Что скажешь, христианин? твой Бог велик и всемогущ? Почему же ты не можешь помолиться за нас, чтобы нам избавиться от опасности голода? Вряд ли мы кого-нибудь здесь встретим”. Я громко сказал им: “Обратитесь верою и всем сердцем к Господу Богу нашему, чтобы сегодня Он послал пропитание на пути вашем для насыщения, ибо у Него повсюду всего в избытке”. И с Божьей помощью так и случилось. Вот, на дороге перед нашими глазами появилось стадо свиней, и мои спутники многих из них убили, и две ночи оставались там, восстанавливая силы, и они окрепли благодаря этому мясу, ибо многие из них изнемогли и, еле живые, были брошены по пути. После этого они воздали усердную хвалу Богу, и я был в почете перед очами их.

9. И с того дня они имели пищу в изобилии. Однажды даже нашли дикий мед и часть его уделили мне. И один из них сказал: “Это жертва. Никогда доселе я не испытывал благодарности Богу”. Но той же ночью, когда я спал, начал сильно искушать меня Сатана: не забуду этого, пока пребываю в этом теле. На меня как будто упала огромная скала, и я не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. И не знаю, как у меня получилось, но я к Духу воззвал, назвав его Элиам. И в это время я увидел солнце, всходящее на небе, и закричал изо всех сил: “Элиам! Элиам!” И вот, солнечный свет упал на меня, и тяжесть тут же исчезла. Верю, что я был спасен Господом моим Христом, и Дух Его уже тогда взывал вместо меня, и надеюсь, что так будет и дальше в дни утеснения моего, как говорит и свидетельствует Господь в Евангелии, что будет в тот день: “Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас” (Мф 10:20).

10. И после нескольких лет я опять был пленником. И вот, в первую ночь, проведенную с ними, я услышал голос, говорящий мне: “Два месяца ты пробудешь там”; так и случилось. На шестидесятую ночь освободил меня Господь из рук их. И вот, на пути Он предуготовлял нам пищу и огонь, и сухую погоду; и через сорок дней мы вышли к людям. Итак, как мне было раньше сказано, двадцать восемь дней мы шли через пустыню, и той ночью, когда достигли обитаемых мест, еды у нас уже не было. И после нескольких лет разлуки я снова был в Британии, с родителями, которые приняли меня как сына и умоляли меня, чтобы после стольких перенесенных мучений я никуда больше от них не уезжал. И тогда в ночном сновидении увидел я мужа, будто бы пришедшего из Ибернии, по имени Викторик, с бесчисленными письмами. Он дал мне одно из них, и я прочел начало письма: “Голос ибернов”. И пока я читал начало письма, вдруг будто услышал я голос их самих, живущих возле Фоклютского леса, что вблизи Западного моря. И так взывали они, как будто едиными устами: “Просим тебя, святой отрок, приди и будь с нами”. И я сильно смутился в сердце своем, и не мог читать дальше, и проснулся. Благодарение Богу, что много лет спустя даровал им Бог по зову их.

11. И другой ночью, Бог знает, во мне ли, или возле меня, звучали искуснейшие слова, которые я слышал и не мог понять, но в конце речи было возвещено так: “Кто душу свою положил за тебя”. И я проснулся, исполненный великой радости. И другой раз я видел себя самого, молящегося, и я был как бы внутри своего тела, и слышал молитву над собой, то есть над внутренним человеком; и Он горячо молился, воздыхая. А я замер, и изумлялся, и думал, Кто же Тот, что молится во мне. И в конце молитвы мне было возвещено, что это Дух. И тут я проснулся, и запомнил все, ибо сказал Апостол: “Дух подкрепляет немощь” нашей молитвы. “Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными” (Рим 8:26), которые нельзя выразить словами. И еще: “Господь, Защитник наш, ходатайствует за нас”[10]. И когда я подвергся испытанию от некоторых старших моих, которые, по грехам моим, выступили против моих епископских трудов, я был так потрясен, что чуть было не погиб и сейчас, и в вечности. Но Господь милостиво пощадил новообращенного и странника во имя Его, и весьма помог мне в этой скорби, так что меня не коснулись позор и поношение. Молю Бога, чтобы этот случай не был вменен им в грех; ибо и через тридцать лет они нашли меня и поднялись против слов, которые я говорил, еще не будучи диаконом.

12. Беспокоясь и смущаясь, я доверился как-то своему лучшему другу и рассказал ему, что, будучи мальчиком, я однажды делал, или даже сделал лишь один раз, ибо тогда еще не был силен. Не знаю, Бог знает, сколько мне тогда было, должно быть, лет пятнадцать, и в Бога Живого я не верил от самого моего детства, и пребывал в смерти и неверии, пока не был сурово укрощен и поистине унижен голодом и нуждой, и много дней не по своей воле оставался у ибернов, пока не убежал. Но это было для меня к лучшему, ибо этим Бог подготовил меня к моему нынешнему служению и к тому, от чего я был некогда далек: я начал заботиться и тревожиться о спасении других, хотя раньше и о самом себе не думал. Итак, в тот день, когда я был обвинен, о чем сказал выше, в ту самую ночь в ночном видении увидел я перед лицом моим надпись: “Без служения”. И в это время я услышал Божественный голос, говорящий мне: “Скверно, что видим мы лицо избранного без чина”[11]. Не сказал Он: “Скверно, что ты видишь”, но “Скверно, что видим мы”, и этим как бы связал Себя со мной, как Он сказал: “Кто касается вас, касается зеницы ока Моего”[12]. Поэтому благодарю Его, укрепляющего меня во всем, что Он не препятствовал мне в задуманном мною отъезде и в моем деле, которому я научился от Христа; по Его воле я ощутил немалое мужество, и моя вера была доказана перед Богом и людьми.

13. Поэтому я дерзновенно говорю: совесть моя меня не укоряет и не укорит впредь. Бог мне свидетель, что я не солгал в речах, переданных вам. Но весьма скорблю о моем лучшем друге, чем заслужил я услышать осуждение из уст того, кому поверял я даже душу свою? Ибо я узнал [это] от некоторых братьев перед самой защитой (я и не был там, даже не был в Британии, и не буду я причиною тому, чтобы в мое отсутствие он был обвиняем вместо меня). А ведь он сам своими устами говорил мне: “Вот, я недостоин епископского сана, но ты должен стать епископом”. И почему он стал затем бесчестить меня перед всеми, добрыми и дурными, тогда как раньше с охотой и радостью выказывал мне расположение? Но есть Господь, Который выше всех. Хватит мне об этом говорить, но не должен я скрывать дар Божий, дарованный нам в земле пленения моего, — тогда я усердно искал Его и нашел именно там, и Он сохранял меня во всех тяготах. Верую так во имя Духа Его, Сущего в Нем, Который трудился во мне и до сего дня, — верую дерзновенно. Но знает Бог, что если бы мне человек сказал, то из любви к Христу, я, быть может, смолчал бы.

14. Итак, неутомимую благодать возношу Богу моему, сохранившему меня верным в день испытания моего, так что теперь смело совершаю Ему служение и живую жертву — душу мою — приношу Христу, Господу моему, сохранившему меня в дни утеснений моих. И говорю: “Кто я, Господи, и что молитва моя, что Ты дал мне бремя этого божественного дара?” И ныне я неизменно возвышаю голос среди язычников и прославляю имя Твое, где бы я ни был, не только в счастье, но и в несчастье; и, что бы со мной ни случилось, хорошее или дурное, все должен я принимать одинаково и всегда благодарить Бога, явившего несомненную и безграничную веру в Него, Который услышит меня. В те дни я и не знал, что приступаю к столь благочестивому и удивительному делу и подражаю тем, кого Господь некогда назвал возвестителями Своего Евангелия “во свидетельство всем народам”, до конца мира. И видим, что так и исполнилось. Се, мы свидетели, что Евангелие проповедано до пределов обитаемой земли.

15. Долго будет рассказывать о всем моем труде как в целом, так и по частям. Расскажу кратко, как милосерднейший Бог во время рабства моего много раз спасал меня от двунадесяти опасностей, которым подвергалась душа моя, не считая многих угроз, — для всего этого мне не отыскать слов, да и не хочу утруждать читающих. Но есть у меня Творец, знающий все еще до того, как это случилось со мной, нищим и сирым. Часто напоминал мне Божественный голос, откуда у меня эта мудрость, которой прежде не было, — я ведь и немного дней видел, и не знал Бога, — откуда, наконец, мне столь великий, столь спасительный дар познания Бога и любви к Нему. Ведь я покинул родину и родителей, и многие тяготы выносил с плачем и слезами, и вынес все это против желания некоторых из старших моих, и под Божьим водительством ни в чем не уступил и не остался с ними — не моя это заслуга, но Бога, Который победил во мне; — это Он противостал им всем — так, чтобы я отправился к ибернским язычникам проповедовать Евангелие и переносить поругания от неверных, и претерпеть поношение в странствии своем, и многие преследования, вплоть до оков, и отдать дар свой на пользу другим.

16. Готов я, если буду достоин, даже душу свою без промедления и без ропота отдать за имя Его, и здесь хочу, если позволит мне Господь, жертвовать ею даже до смерти; ибо я в большом долгу у Бога, давшего мне такую благодать, что многие народы через меня вновь родились в Боге и стали едины [в вере], и везде у них поставлены священники для народа новообращенного, недавно пришедшего к вере, которого принял Господь от края земли, как некогда обещал через пророков.
“К Тебе придут народы от краев земли и скажут: «только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем нет никакой пользы»” (Иер 16:19). И еще: “Я поставил Тебя светом народов, чтобы был Ты во спасение [всем] до края земли”[13]. И здесь я хочу дождаться обещанного Тем, Кто никогда не лжет, как Он обещает в Евангелии: “Придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом” (Мф 8:11). Воистину верим, что со всего мира придут верные.

17. Поэтому должно нам старательно и усердно “ловить рыбу”, как предписывает Господь, говоря: “Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков” (Мф 4:18). И еще говорит через пророков: “Се, посылаю множество охотников и рыболовов, говорит Господь”[14]. Поэтому надлежит нам крепко держать наши сети, чтобы многое множество поймать для Господа, чтобы везде были священники, и крестили, и ободряли людей алчущих и жаждущих, как Господь повелевает и учит в Евангелии, говоря: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века” (Мф 28:19—20). И еще говорит: “Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк 16:15—16). И еще: “И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец” (Мф 24:14). И то же говорит Господь, возвещая через пророков: “И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего” (Иоил 2:28—29; см. также Деян 2:17—18). И у Осии Он говорит: “Скажу не Моему народу: «Мой народ», и не заслуживающему милосердия: «Ты заслужил милосердие»”[15]. “И там, где говорилось им: «Вы не Мой народ», они будут названы сынами Бога Живого”[16].

18. Вот иберны: они никогда не имели познания Бога и всегда, до нашего времени поклонялись идолам и нечисти. Как же недавно сделались они народом Господа и называются сынами Божиими? Сыны скоттов и дочери вождей — теперь монахи и девы Христовы[17]. Вот одна благочестивая девушка из племени скоттов, из знатного рода, уже взрослая, очень красивая; я крестил ее, а через несколько дней она пришла к нам с другой целью: она поведала, что получила знамение от вестника Божия и даже решила стать девой Христовой, дабы приблизиться к Богу. Благодарение Богу, с того дня уже шесть девушек охотно и радостно последовали за ней и стали девами Христовыми против воли своих отцов, и терпят преследования и несправедливые упреки от родителей своих, и число их не уменьшается, а все растет; есть среди них и из нашего народа, те, кто рождены там, не знаем их числа; это не считая вдов и воздерживающихся. И они много трудятся, и служат Богу, и терпят постоянно даже устрашения и угрозы. Но Господь даровал благодать многим из рабынь своих: несмотря на все препятствия, они не оставляют своих трудов.

19. Быть может, я и хотел бы покинуть их и с величайшей охотой вернуться в Британию, на родину и к родителям; и не только туда, но съездил бы и в Галлию повидать братьев и увидеть лики святых Господа моего. Знает Бог, что я сильно желал этого: но я связан [Святым] Духом, свидетельствующим, что, если поступлю так, в будущем буду заклеймен как преступник; и боюсь погубить начатый мною труд. И не я сам причиной этому, а Господь Иисус Христос, повелевший мне идти и быть с ними весь остаток жизни моей; так и будет, если пожелает того Господь и охранит меня от всякого пути зла, чтобы я не согрешил перед Ним. Надеюсь, что так и будет, но не доверяю сам себе, пока пребываю в этом теле смерти, ибо силен тот, кто ежедневно силится совратить меня с пути веры и целомудрия, по обету, данному мною до конца жизни Господу моему Христу; ибо враждебная плоть всегда влечет к смерти, то есть к противозаконным соблазнам. Я отчасти знаю, почему я не прожил совершенную жизнь, как и другие верующие. Но исповедуюсь Господу моему, и не стыжусь пред лицом Его, ибо не лгу: с тех пор как я познал Его в юности моей, возрастала во мне любовь к Богу и страх Его, и доныне, с Божьей помощью я сохранил веру.

20. Пусть глумится и насмехается, кто захочет: я не умолчу и не скрою знамения и чудеса, данные мне от Бога и сбывшиеся через много лет, ибо Он знает все даже до времен. Итак, поэтому должен был я неутомимо приносить благодарность Богу, Который часто снисходил к неразумию моему. И что не в каком-нибудь другом месте, дабы не навлечь страшный гнев Его, а именно здесь я был [Им] дан в помощь и не скоро почил, для этого мне было явление и как бы Дух содействовал мне. И Господь прощал меня тысячу раз, ибо видел, что я готов к служению, но [из-за них] не знаю, что мне делать с моим епископством, ибо многие препятствовали этому назначению, и даже шептались между собой за моей спиной и говорили: “Зачем он отправляется в опасное путешествие, к врагам, которые не знают Господа?” Но не из злословия; ведь не разумели они, как и я в то время не понимал по невежеству своему. И не скоро я осознал ту милость Божию, которая была тогда во мне: ныне я уразумел то, что должен был понять раньше.

21. Итак, ныне я просто поведал все это братьям и сослужителям моим, которые мне поверили. Потому говорил и говорю к укреплению веры вашей. Если и вы будете подражать лучшему, то большего достигнете. В этом будет моя слава: ибо “мудрый сын — слава отца”[18]. Знаете вы и знает Бог, что я был с вами от юности моей в вере истины и чистоте сердца и язычникам, среди которых я живу, проповедовал и буду проповедовать веру. Бог знает, что никого из них я не обманул и не собираюсь, ради Бога и Его Церкви, чтобы не возбудить преследования на них и на нас всех и чтобы из-за меня не хулилось имя Господне, ибо написано: “Горе человеку, из-за которого хулится имя Господне!”[19]. Ибо хотя я сам во всем невежда, но старался сохранить себя для братьев христиан, и дев Христовых, и верующих женщин, которые добровольно давали мне скромные приношения из украшений своих и клали на алтарь, а я им отдавал обратно. И многие соблазнялись, почему я так поступал. Но я делал это, в надежде на жизнь вечную и чтобы ради этого был я осторожен во всяком деле и не согрешил, чтобы ни меня, ни помощников в служении моем не хулили под каким-нибудь предлогом неверные, и чтобы в малом у неверующих не было бы повода для клеветы и нашего унижения.

22. Может быть, когда я крестил целые тысячи людей, то ожидал от кого-нибудь из них хоть пол-скрупула[20]? Скажите мне — и я вам отвечу. Или когда Господь поставил священников мне в помощь из-за ограниченности моей, и я принял их бескорыстно и поделился с ними, — разве я требовал от кого-нибудь из них хотя бы цену обуви моей? Говорите, говорите против меня, и я вам отвечу. Более я издержал ради вас, чем получил, и среди вас и везде продолжал ради вас свое дело среди множества опасностей, вплоть до крайних пределов земли, дальше которых никто еще не бывал, куда никто никогда не приходил крестить, ставить священников и наставлять людей; там я, благодаря дару Господа, усердно и с великой охотой совершил все это ради вашего спасения. Среди прочего я платил и вождям — ибо платил я за детей их, которые сопровождают сейчас меня, и те не препятствовали ни мне, ни моим спутникам. И однажды из алчности желали убить меня, но время мое еще не пришло. И все, что нашли у нас, отняли, и меня самого заковали в железо; но на четырнадцатый день Господь освободил меня из-под власти их, и все наше было нам возвращено, благодаря Богу и друзьям, которых мы приобрели ранее.

23. Вы же знаете, сколько я потратил на судей в тех областях, в которых я часто бывал: думаю, заплатил им не меньше, чем цену пятнадцати человек. Итак, что вы отдаете мне, то я всегда отдаю вам в Боге, и ни в чем не раскаиваюсь, и ничего мне не довольно, сколько я ни издержал и сколько ни издержу еще, ибо силен Господь дать мне потом и себя самого “издержать за души ваши”[21]. Вот, Господа зову в свидетели к душе моей, ибо я не лгу, что я написал вам не из лести или жадности, как бывает, или ожидая от вас почестей. Довольно с меня того почета, который не виден, но сердце в него верит: верен Тот, Кто обещал и никогда не лжет. Но вижу, что уже в этом веке я сверх меры возвышен от Господа. И я не был достоин, и не таков, чтобы Он сделал это для меня: знаю точно, что мне больше подходят нищета и бедствия, чем богатство и удовольствия. Ведь и Господь Христос был нищим ради нас. А я жалок и несчастен, и если даже возжелал бы богатства, то не имею, и не считаю себя достойным его, ибо каждый день ожидаю или убийства, или притеснения, или возвращения в рабство, или еще чего-нибудь. Но ничего из этого не боюсь по небесному обетованию, ибо я отдал себя в руки Всемогущего Бога, правящего всем, как говорит пророк: “Заботу свою возложи на Бога, и Он пропитает тебя”[22].

24. Се, ныне вручаю душу свою Богу, надежнейшей опоре моей, ради Которого я, в ничтожестве своем, стал посланником (ср. 2 Кор 5:20). Ибо Он не посмотрел на мое ничтожество, и избрал меня для этого дела, чтобы я стал одним из самых малых служителей Его: “Что воздам Господу за все, что Он воздает мне”[23]. Но что я скажу, что пообещаю Господу моему? Все, что у меня есть, я получил от Него. Но Он испытует сердца и внутренности (см. Откр 2:23) и знает, как я хочу — даже слишком — и уже предуготован пить чашу Его, которой Он удостоил других, любящих Его. Пусть так будет мне от Бога моего, что никогда не придется мне покинуть свой народ, который я обрел на краю земли. Молю Бога, чтобы Он дал мне упорство и удостоил воздавать Ему верное свидетельство всегда, пока не перейду к Богу моему. И если я когда-нибудь уподобился хоть чему-либо благому ради Бога моего, Которого люблю, — прошу Его, пусть даст мне вместе с новообращенными и гонимыми пролить кровь во имя Его. Пусть даже я буду лишен погребения, и мой жалкий труп разорвут на части собаки и лютые звери или птицы небесные съедят его. Если бы случилось со мной такое, думаю, несомненно приобрел бы душу свою вместе с телом; ибо без всякого сомнения, в тот день воскреснем мы в сиянии Солнца, то есть во славе Христа Иисуса, Искупителя нашего, Сына Бога Живого, как “сонаследники Христу” (см. Рим 8:17) и “подобные грядущему образу Его”[24], ибо от Него, и через Него, и в Нем будем царствовать.

25. Ибо это, видимое нам, солнце Божиим повелением каждый день восходит ради нас, но никогда не будет царствовать, и не вечен будет свет его. А все несчастные, которые поклоняются ему, будут ввергнуты в злую казнь. Мы же веруем и молимся Солнцу Правды, Христу, Которое никогда не прейдет; и тот, кто исполняет волю Его, — он пребудет в вечности, как и в вечности пребудет Христос, правящий с Богом Отцом Всемогущим и со Духом Святым прежде всех век, и ныне, и во веки веков. Аминь. Вот, снова и снова кратко повторю слова исповедания моего. Свидетельствую в истине и в радости сердца перед Богом и святыми ангелами Его, что не имел никакой другой причины, кроме Евангелия и обетований Его, чтобы вернуться к народу тому, от которого перед этим едва спасся. И прошу верующих и боящихся Бога, кто сочтет достойным принять или прочесть это письмо, написанное грешным невеждой Патриком к ибернам: если я сделал или объяснил слишком мало, то не по моему неразумию, а на то воля Бога. Но рассудите, и воистину поверите, что это был дар Божий. И это исповедание мое, прежде чем умру.

Перевод с латыни Н. Холмогоровй

под редакцией М. Касьян

Примечания

1 Святитель Патрик, или Патрикий (V в.), просветитель Ирландии; о нем см. ниже статью о крещении Ирландии. — Ред.

2 Флп 2:10–11, в синод. переводе: …дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. — Здесь и далее примечания переводчика.

3 Иер 29:12, в синод. переводе: И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; Пс 79:8, в синод. переводе: Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!

4 Тов 12:7, в синод. переводе: …о делах Божиих объявлять похвально.

5 Прем 1:11, в синод. переводе: …клевещущие уста убивают душу.

6 Сир 4:28, в синод. переводе: ибо в слове познается мудрость, и в речи языка — знание.

7 Сир 7:15, в синод. переводе: Не отвращайся <…> и от земледелия, которое учреждено от Вышнего”.

8 Откр 19:5, в синод. переводе: …все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие”.

9 То есть ирландцы. “Галлы” в латинском языке — синоним кельтов.

10 Рим 8:34, в синод. переводе: …Он и ходатайствует за нас”.

11 То есть не в епископском звании.

12 Зах 2:8, в синод переводе: …касающийся вас касается зеницы ока Его”.

13 Ис 49:6, в синод. переводе: …Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.

14 Иер 16:16, в синод. переводе: Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь <…> а потом пошлю множество охотников…

15 Ос 2:24, в синод. переводе (Ос 2:23): …и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: “ты Мой народ”, а он скажет: “Ты мой Бог”! См. также:
1 Пет 2:10 — некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы; Рим 9:25 — Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.

16 Ос 1:10, в синод. переводе: …и там, где говорили им: “вы не Мой народ”, будут говорить им: “вы сыны Бога живаго”. См. также Рим 9:26.

17 То есть монахини.

18 В синод. переводе: Сын мудрый радует отца (Притч 10:1); Мудрый сын радует отца (Притч 15:20).

19 Лев 24:16, в синод. переводе: и хулитель имени Господня должен умереть <…> пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти.

20 Скрупул — единица веса, ок. 1,25 г.; ср. скрупулезный “точный вплоть до мелочей”.

21 2 Кор 12:15, в синод. переводе: Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши…

22 Пс 54(55):23, в синод. переводе: Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя; ср. 1 Пет 5:7.

23 Пс 115:3, в синод. переводе: Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?

24 Рим 8:29, в синод. переводе: …подобными образу Сына Своего…

Источник

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив