Православная миссия
и катехизация
и катехизацияАрхивНовости библиографии"Шпионы Ватикана...". О трагическом пути священников-миссионеров: воспоминания Пьетро Леони, обзор материалов следственных дел
"Шпионы Ватикана...". О трагическом пути священников-миссионеров: воспоминания Пьетро Леони, обзор материалов следственных дел
13 октября 2017Шилов Е.В. «Шпионы Ватикана...». О трагическом пути священников-миссионеров: воспоминания Пьетро Леони, обзор материалов следственных дел / Сост. И. И. Осипова. М.: Братонеж, 2012. 448 с. // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. - 2012.
О гонениях на Церковь со стороны советской власти написано много. Каждый год появляются публикации воспоминаний, дневников, следственных дел, архивных материалов, которые открывают нам новые имена и факты и помогают глубже вглядеться в то нелегкое для Церкви время. Сонм новомучеников и исповедников Российских становится для нас твердым оплотом верности Христу до смерти и смерти крестной.
Среди исповедников «веры Христовой» были не только православные, но и представители других церквей, как католики, так и протестанты. О судьбе последних нам известно достаточно немного, и лишь в недавнее время мы имеем возможность узнать об этих людях благодаря их дневникам, мемуарам или просто записям, дошедшим до нас. В 2000 г. были изданы военные мемуары Альдо дель Монте, капеллана итальянской армии, воевавшей в 1942—1943 гг. на Волге, написанные им в госпитале после тяжелого ранения под Сталино. В этой книге, под названием «Крест на подсолнухах»[1], автору-священнику более всего важен человек, находящийся постоянно между жизнью и смертью, надеющийся на жизнь и где-то глубоко внутри верующий в Бога. «Я лишь стремился отыскать — посреди бушующей, темной стихии — хоть несколько лучей света» (с. 19). Автор глубоко всматривается в душу человека, в душу русского человека, в историю России, и этот «дневник души» (как автор сам называет свои мемуары; с. 7) позволяет глубже понять то, что произошло в ХХ в. с нашей страной.
В 2012 г. были изданы воспоминания другого католического священника-миссионера — Пьетро Леони, служившего в России и затем прошедшего тюрьму и лагеря за веру во Христа. Воспоминания предваряются вступлением Ирины Осиповой «Миссионеры — посланцы Ватикана», где приводятся общие сведения о католических священниках, пострадавших за свою веру в Советском Союзе. В конце книги представлено пять приложений: воспоминания прихожан о. Пьетро Леони (прил. 1), воспоминания его соузников (прил. 2), воспоминания священников, знавших о. Пьетро (прил. 3), фрагменты материалов следственного и лагерного дел Пьетро Леони (прил. 4) и биографические справки о католических исповедниках и новомучениках (прил. 5).
Большую часть книги занимают воспоминания отца Пьетро Леони. Выпускник Коллегиума «Руссикум» в Риме, иезуит, капеллан итальянской армии в госпиталях на территории СССР во время Второй мировой войны, он был отправлен папой Пием XII с миссией в Советский Союз. В 1944 г. он становится настоятелем храма в освобожденной Одессе, через некоторое время он был арестован и, пройдя тюрьмы Москвы (Лубянка, Лефортово и Бутырка), отправляется в Темлаг и позже Воркутлаг. Именно об этом времени и об этих местах — книга.
Несомненно, эти воспоминания представляют большой интерес как для истории Русской Православной Церкви и России в ХХ в., так и для истории отношений между Церквами. Автор — убежденный и образованный католик — несет веру до конца, не терпит никаких компромиссов и даже... практически ничего и никого не боится. И именно здесь возникают некоторые сложности, мешающие до конца понять автора. Последний всегда показывает себя героем, исповедником Христовым, бросающим вызов богоборческой власти и идущим до конца, не боясь ничего. Если сопоставить это с дневниками и воспоминаниями православных исповедников, можно сказать, что автор просто нескромен или же невоспитан. И это первая черта, которая становится очевидной при чтении текста. Но впоследствии возникает большая ясность, и оказывается, что это вовсе не недостаток скромности и не изъян воспитания, а это проявляется дух иезуитского ордена. Довольно часто автор подсчитывает свои заслуги перед Богом (см., например, с. 56), говорит: «Бог вознаградит меня» (с. 225), что «нам все зачтется» (с. 279). И вот эти заслуги автора постоянно выявляются им самим, чтобы не только Бог, но и читатели их увидели и оценили.
Второй момент, который также несколько смущает при чтении текста, — это неуважительное отношение к Русской Православной Церкви, ее Предстоятелю и клирикам в особенности. По мнению о. Леони, православный клир «пошел на постыдный компромисс с советской властью» (с. 69), а «Московская Патриархия не занимается служением Богу. Патриархия находится у власти большевиков и служит им» (с. 414), и само православное духовенство — «отступники от Христа и продались НКВД» (с. 423). Таких пассажей в книге много. Целая глава посвящена Русской Церкви (глава ХХХ «Церковь или политбюро?»), в которой автор критикует патриарха Алексия, митрополита Николая (Ярушевича) за их «проповедь коммунизма» и дружбу с советской властью. Он приводит многочисленные примеры клириков-доносчиков среди «попов Алексия» (с. 384). На стр. 115 автор пишет: «Новая церковная иерархия, не удовлетворенная тем, что она уже превратила храм в финансовую контору для войска и государства или в орган патриотической пропаганды в поддержку воинственно безбожной власти, вставала на защиту самой этой власти и коммунизма. На страницах “Журнала Московской Патриархии” Сталин превозносился как “посланник Божий”, “великий освободитель советского народа”, “отец бедных и угнетенных”, “учитель народов мира”. Даже в литургических молитвах всплывала подобная хвала Сталину».
Вся эта критика становится понятна практически сразу: автор не любит Православие. Леони твердо убежден в своей позиции и никакую другую не только признавать, но даже слушать не намерен. Читая его воспоминания, видно, что он — чужой, он из другой среды, он носитель другой культуры и другой веры, наконец, у него есть «тылы», на которые он может рассчитывать и надеяться. У Русской Церкви таких тылов не было, она была вынуждена идти на уступки советской власти. Автор совершенно не понимает русского народа, он мыслит иначе, и поэтому русский для него — это лишь мишень его миссионерской деятельности, а не человек, имеющий свое мнение, свою веру, который может быть выслушан, услышан и понят. Леони даже не ставит перед собой подобных целей. Его главная задача — привести человека в Католическую Церковь любыми путями.
Автор приводит сведения о других католических миссионерах в России, с которыми он учился в «Руссикуме» или познакомился уже в России. Леони рассказывает также и о православных священнослужителях и мирянах — чаще всего с критикой их. Еще более автор критикует обновленческое движение, с которым он имел возможность познакомиться еще в Одессе, до заключения.
Если сравнить эти воспоминания с мемуарами о. Альдо Дель Монте, мы увидим два полюса, две совершенно разных позиции. Если о. Дель Монте пытается вглядеться в русскую душу, увидеть человека, жалеет и сострадает, то о. Пьетро Леони видит в человеке лишь мишень для миссионерской деятельности, совершенно не пытаясь услышать и увидеть самого человека. Если о. Дель Монте любит Россию (и даже советскую, большевистскую, атеистическую Россию), то о. Пьетро Леони ненавидит ее и не понимает ее. Если о. Дель Монте на страницах своего дневника больше размышляет о психологии человека на войне, о пастырской помощи ему, о проявлении Бога в человеческой истории, то о. Пьетро Леони практически никогда не задается подобными — метафизическими — вопросами, а больше пишет о себе, о своей верности Христу и о своих подвигах в лагерях России. И если первого автора можно назвать «пастырем Христовым», то второй — скорее, просто «пропагандист» (даже не миссионер), для которого важна не душа человека, не ее внутреннее перерождение, а лишь некоторые внешние факторы — признание папы Римского и верность Католической Церкви.
Поэтому эти воспоминания о. Пьетро Леони не нужно воспринимать как официальную точку зрения Католической Церкви. Об этом свидетельствует тот факт, что после освобождения в мае 1955 г., когда о. Пьетро Леони вернулся в Италию, он со своим недоверием к России вызывает негативную реакцию Ватикана. В середине 1950-х гг. политика правительства Италии по отношению к СССР стала меняться, и в Ватикане стал поддерживаться дух открытости по отношению к Русской Православной Церкви. В «Руссикуме» появляются даже студенты из СССР. О. Леони открыто выступает против коммунистов, убеждает Ватикан в том, что теперь в его рядах появились информаторы чекистов. В конце концов Ватикан предлагает Леони выехать миссионером в Америку, на что тот сразу же соглашается. До конца жизни (1995 г.) о. Пьетро Леони служил в украинском приходе в Монреале (Канада).
Сама книга весьма увлекательна, она ярко и красочно описывает реалии лагерной жизни, взаимоотношения заключенных, их отношение к Церкви и Богу. Воспоминания очень личны и мало касаются внешних исторических событий того времени, но от этого они лишь выигрывают, поскольку позволяют услышать самого автора, звук его голоса, его мысли и чувства. Автор доносит самого себя через текст, и наша задача услышать его, несмотря на то что он католик, иезуит и не принимает нас как братьев во Христе.
Примечания
1 Дель Монте, Альдо. Крест на подсолнухах. Дневник капеллана (1942—1943). М.: Фонд им. Александра Меня, 2000. 372 с.