Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Как и сто лет назад: Епископ Максимилиан посетил труднодоступные приленские деревни

26 июля 2013 6 мин.

Конец июня. Яркое молодое лето. Светлые короткие ночи. А над всем зеленым разнотравьем огромное небо – родное, близкое. Приленье. И сама Лена еще широка, полноводна, упруга, глаза слепит ее солнечный блеск. И думаешь: так было всегда здесь, и двести, и сто лет назад.

Да, буквально в эти дни сто лет назад, в июне 1913 года, по высокой воде, вышла из Иркутска миссионерская экспедиция – викарный епископ Киренского уезда Евгений Зернов, назначенный специальным указом Государя Императора отправлялся в инспекционную поездку по Ангаре, Илиму, дальше через волок в Купу, Куту и по Лене до границы с Якутией. Дорога длинной более 5000 верст. Епископ молод – ему 36 лет, всего полгода прошло со дня хиротонии. Но он не медлит с поездкой, в распутицу в эти районы не добраться, а зимняя дорога опасна. Он останавливается во всех больших и маленьких селениях, исповедует, крестит, знакомится с храмами, служит Литургии. Он понимал всю меру своей огромной ответственности перед Богом за людей этого края, он торопился выяснить нужды приходов и даже нашел время заехать в Ангу, откуда был родом епископ Иннокентий Вениаминов. Были заботливо оставлены им деньги на ремонт этого жилища.

Немного Владыка потрудился на Иркутской епархии, отсюда начинается его долгий жизненный крестный путь, который закончится расстрелом в 1937 году. В 2000 г. Церковь прославит Архиепископа Евгения в лике святых вместе со многими и многими священнослужителями, ставшими мучениками и исповедниками.

В эти июньские дни через сто лет в память этой поездки епископа Евгения Зернова двинется по его следам Владыка Максимилиан, епископ Братский и Усть-Илимский, вместе с ним едут священники – о. Иоанн Боричевский из пос. Магистральный, о. Олег Зырянов (г. Усть-Кут), катехизатор Свято-Успенского прихода матушка Наталья Гирева, протодиакон Георгий (г. Братск), иподиаконы Владислав, Александр и Дионисий, молодые, быстрые, совсем мальчики еще, с ними едет водитель Сергей. Добраться сколько возможно, до самых дальних поселков, провести оглашение, окрестить желающих принять Таинство Крещения. Привезти людям литературу, выслушать их заботы. Люди в дальних поселках имеют сейчас (это в лучшем случае) только таксофонную связь и предупредить людей о приезде Владыки, подготовить их, уходит вперед катер со священником Олегом Зыряновым и псаломщиком Свято-Успенского прихода Николаем Комиссаровым. Поездку помогли организовать (снабдила средством передвижения) компания ТСЛК и ГИМС. 

15 июня вся экспедиция поднимается по Лене до поселка Орлинга. В этот день сюда приезжают в гости артисты районного дома культуры г.Усть-Кута, представители разных служб администрации. Отмечается 370-летие поселка. Гости прямо с «Зари» отправляются на кладбище – поправить родные могилы, артисты готовятся к выступлениям. Владыка отслужил молебен. Потом был концерт, поздравления, цветы. Выступали и сами сельчане, и даже единственный ученик из Орлингской школы. Не хотелось в этот день говорить о горьком – ведь в селе, когда-то большом, красивом, живут сейчас всего 22 человека. Кто тут только не хозяйничал: и Верхнеленский совхоз, и коопзверпромхоз, и Управление механизацией – все кончилось развалом и разорением. Последний «хозяин» пустил под нож даже стадо. Люди изверились, отчаялись, живут только охотой, рыбалкой. Осталась одна метеостанция.

На следующий день артисты возвратятся на «Заре» в Усть-Кут, а священники, не дожидаясь окончания торжественного вечера, отправляются вверх по Лене – в деревню Сурово, за 60 километров. Там, на берегу Лены стоит удивительный храм во имя Архистратига Михаила. Он был построен в 1910 г. Деревня пустела, со временем не осталось никого. Ветшала и разрушалась церковь. В деревне сейчас живет всего один человек – Айвар. Говорят, он приехал сюда издалека и живет здесь уже давно. Он не мог смотреть на разрушающийся храм, потихоньку начал восстанавливать, что мог, стал молиться. Это удивительно, но храм оживал на глазах. Стали приезжать к Айвару дети его, помогать, участвовало и несколько предпринимателей, помогали строительными материалами. И случилось чудо – приехал благочинный верхнеленского района о.Вячеслав Пушкарев, привезли иконы, освятили храм и отслужили первую Литургию. А вот вторую Литургию служил уже Владыка Максимилиан. Ожил храм, стала оживать деревня – три новых дома появилось рядом!

Днем 16 июня миссионерская группа вернулась в Орлингу. Здесь была отслужена Литургия, восемь человек было крещено. Как меняет Крещение лица людей, какой свет появляется в глазах! Люди с благодарностью обступили священников, рассказывали о своей жизни в последние годы. – «Только бы дали нам подняться, даже и помощи ничьей не нужно, только перестали бы грабить деревню.»

Дорога вниз по Лене, россыпь милых поселений, где уже нет ни одного человека. – «Ленский мартиролог»: Дудкино, Закобенино, Тарасово, Басово, Скокнино, Жемчугово… Родная земля, брошенная, оставленная. Кладбища заросли травой и кустарником. Владыка служит литию по усопшим. Что думает каждый, стоя у родных могил? Разрушены храмы – и как из дырявого сосуда вола – вытекла, ушла жизнь из этих мест. Чьи голоса звучат под этим небом, окликая наши сердца? Десятки деревень, материнской земли, памяти и счастья – где они? Как наше «развитие» выжигает душу, разрушает больше, чем созидает. Ниже по течению – Омолой, Боярск. Услышав, что приехали священники Русской Православной Церкви, что можно покреститься, люди бегут от двора ко двору, собирают всех, кого можно, на глазах – буквально слезы: - Где же вы были раньше?! 

В Омолое, как и в Орлинге, был вычищен и, насколько возможно, приведен в порядок храм, чтобы можно было служить Литургию, а там в свое время были и клуб, и овощехранилище, даже коровы заходили, прячась от дневного зноя. И пришедшие сельчане только ахнули: что можно было сделать безо всяких затрат. Только захотеть. 

Как не вспомнить: сто лет назад Владыку Евгения Зернова встречали колокольным звоном около 80 церквей, словно приветствуя его, вышедших на берег Лены. А сейчас – от Сурова до Киренска – три действующих храма, где проводится регулярное служение. И забота Владыки так человечески понятна – насколько возможно, помочь людям, сделать общение со священником постоянным. Рядом с таксофонами в поселках повесить расписание приезда священников. 

Неправда, что люди тут такие, что ничего им не надо, кроме водки, неправда. За духовным опустошением идет разор и гибель земли. Я несколько раз за прошедшие годы была в этих деревнях, знаю: люди хранили иконы, за ними прятали от руки написанные молитвы. Нет деда Степана из Жемчугова, говорившего мне при прощании: «…выйдешь на путь – слезки текут» Нет бабушки Синюшкиной (…одну работу и помню, столь переворочала – трактором не увезти») они ушли с родной земли в Небесную Родину. Это наши родные – матери, отцы, деды – остались на забытых кладбищах, не отпетые, кому, порой, в «лихие» девяностые и гроб сделать было не из чего, заборы разбирали. И это правда. Жажда людей – переломить обстоятельства, вернуться к человеческой жизни, найти опору – поэтому и крестятся с таким волнение, с такими светлыми глазами. И жажда Владыки Максимилиана – помочь им обрести эту опору, вдохнуть новую жизнь в умирающие деревни. По распоряжению Владыки будут поставлены поклонные кресты там, где когда-то были храмы. Нам порой кажется, что ничего уже не сделаешь, не вернешь – но невозможное человеку возможно Богу. 

Двадцать пятого июня миссионерская группа отправилась из Усть-Кута в Киренск и дальше вниз по Лене, посещая все поселки. В этой поездке принимал участие о.Александр Белый из Усть-Илимска. 

Служили три архиерейские Литургии. Две в храмах Алексеевки и Киренска, а одну в Макарово, в здании старого детсада. Утром макаровчане крестились и на самой Литургии причастились. В Макарово живут 1000 человек, хорошо развито поселковое хозяйство, кафе, магазины, но есть и совсем маленькие деревушки, где живут 2-5 человек. Как отличаются леспромхозовские поселки от тех, где работают на земле. В первых – развал, полнейшее неустройство, как будто отступали оккупанты, а там, где люди работают на земле – и уровень жизни и порядок другой. Раньше ехали сюда работать, а теперь уезжают и не работают, не хотят работать, нам телевизор, как говорит В. Пелевин «мать, отец и окно в Россию». Мы хорошо выучили не видеть того, чего не хотим видеть. Но та же необходимость оглашения людей, крещения, образования общин и помощи им.

Вниз от Киренска путь проходил на теплоходе «Кедр». Теплоход толкал баржу, на которой стоял вахтовый вагончик на 8 мест. В каждом поселке высаживался десант. Священники и служащие ходили по дворам и приглашали на беседу с православным священством. После беседы на реке – Таинство Крещения. И снова светлые лица, улыбки, благодарности. В Давыдово, на базе лесозаготовителей, был предоставлен четырехместный вертолет. Владыка с двумя священниками посетил крайнюю точку Киренского района – поселок Визирный. Во время движения теплоходов по реке оглашались и члены экипажей. Не крещеные – крестились, одни в Омолое, другие в Орлово.

Из 34 поселков района были посещены 24, крещено 174 человека. Это не просто статистические данные. В последнем поселке, где было Крещение – Никулино, крестилось 44 человека. Крестились целыми семьями. Муж, жена и дети-погодки. Не хватило нательных крестиков, и Владыка снял с себя свой иерусалимский и надел на младенца. Пусть всегда здесь звучит молитва, благословляя, освящая нашу землю, пусть связывает она теплом и любовью ушедших уже от нас родных людей, поколения и поколения живших людей, любивших эту землю, трудившихся на ней. И новые поколения и поколения подрастающих детей, пусть передаст им радость жизни на своей земле и ответственность за нее.

Николай Комиссаров

Официальный сайт Братской епархии\Портал "Идите, научите все народы"

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

Миссиология

Материалы по миссиологии и истории миссии, святоотеческие тексты и рецензии

Катехетика

Материалы по катехетике и истории огласительной практики, тексты святых отцов-катехетов

МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив