Православная миссия
и катехизация
и катехизацияАрхивЕпархии РоссииЦель религиозного образования и катехизации - строительство Церкви
Цель религиозного образования и катехизации - строительство Церкви
При Оковецком кафедральном соборе г. Ржева, под председательством руководителя миссионерского отдела иерея Алексея Брагина состоялось первое собрание помощников благочинных Ржевской епархии. На повестку дня были вынесены вопросы по организации работы в благочиниях и на приходах, в основном касающиеся религиозного образования и катехизации.
Священник Алексей Брагин рассказал, как выстраивается система катехизической работы на приходском уровне Ржевского благочиния. Конкретно – при кафедральном Оковецком соборе, где катехизация в настоящее время — это не просто беседы перед Таинствами, а целая система просветительской и воспитательной работы со всеми возрастными, социальными группами людей и с каждым конкретным человеком, входящим в церковную ограду. В кафедральном соборе работает штатный катехизатор, более года успешно действуют курсы для взрослых, которые посещают порядка 160 человек. Для 60-тысячного Ржева это совсем не много, поэтому так необходимо преодолеть инертность, гнездящуюся не только в головах и сердцах «захожан», но и в сердцах людей, считающих себя воцерковленными. Но сеять надо, тем более, что результаты работы есть. Слушатели, прошедшие через курсы, свидетельствуют, что они перевернули их понимание о Церкви, - отметил отец Алексий.
Татьяна Владимировна Меркурьева, руководитель епархиального отдела образования и катехизации, напомнила, что образование - приоритет номер один. И процитировала слова Святейшего Патриарха: «Если у вас есть благотворители, и вы их подвигли на то, чтобы они реставрировали и строили храмы, то теперь пришло время, чтобы люди потрудились, вкладывая деньги в образование. Чтобы они стали соучредителями гимназий, православных школ, образовательных учреждений. Приоритет номер один – церковное образование». Какие существуют пути решения поставленной задачи? Прежде всего, это воскресные школы для детей и взрослых на приходах. Второе направление – сотрудничество с образовательными государственными учреждениями: совместные проекты, духовно-нравственные программы, Пасхальные и Рождественские фестивали, олимпиады по ОПК, православные студии, военно-патриотические клубы и т.д.
Далее развернулась любопытная дискуссия, посвященная религиозному образованию. Иерей Антоний Сенченко, преподаватель кафедры теологии Тверского государственного университета и завуч православной гимназии, в плане обсуждения предложил свое видение ситуации, обусловленное собственным многолетним опытом:
- Одна из главных проблем в сфере образования – это нечеткое видение цели, неясное целепологание – то, ради чего человек и предпринимает определенные действия, - считает он. - Люди привыкли проводить мероприятия и этим ограничиваться. Их деятельность могла бы быть более эффективной, давать лучшие результаты, но не дает. Именно потому, что люди ориентированы не на результат, а на процесс. Но что же является целью образовательной деятельности Церкви? Цель религиозного образования – это строительство Церкви! Человек может стать частью Церкви, только тогда, когда сознательно воспринимает христианскую веру, сознательно стремится ко Христу. Когда обеты, данные при Крещении, исполняются на деле. Если мы обратимся к истории христианства, увидим, что катехизация никогда не заканчивалась с Крещением, но лишь переходила на новый уровень. Сегодня ситуация изменилась, и крестившийся человек оказался предоставлен самому себе. Внедрение системы религиозного образования на разных уровнях и призвано помочь человеку продолжить его вхождение в Церковь, познать Божественное откровение, усвоить нравственные истины Церкви и исполнить их на деле. Религиозное образование должно помочь людям, которые благорасположены к Церкви, начать свое вхождение в Церковь, - продолжил отец Антоний.
Но с точки зрения результатов и затраты усилий, эффективна ли эта работа среди детей? Например, в гимназии в Городне, где учительствует батюшка, учатся дети из обычных, невоцерковленных семей. Дети смотрят на своих родителей, именно они для них - норма жизни. Родители не причащаются, и ребенок не видит в этом необходимости. Когда дети выходят из гимназии, их литургическая жизнь прекращается. Да, они ценят дар благодати, который получали в таинствах, страдают от того, что потеряли, но не знают, что сделать, чтобы прийти в храм! Нет примера родителей. По мнению православного педагога, гимназия помогает семье лишь привести ребенка к Церкви. Сами церковные дисциплины могут восприниматься на уровне интеллектуальном, но на нравственную сферу не перейти.
Отец Антоний напомнил педагогическое кредо святителя Иоанна Шанхайского: «Детей надо занимать!» Но дети придут в Церковь, когда в Церковь придут их родители. На самом деле, дети не склонны к вере. Лишь кажется, что дети верят легко. У детей все элементарно: учусь, поступаю в институт, выхожу замуж, рожаю детей, работаю. Религиозного видения жизни у детей нет. Воспитание религиозности у детей требует, наверное, гениальности, - заключил батюшка. Приходит подростковый возраст, когда человек сам вырабатывает собственное отношение к вере, определяет смысл жизни. И вот здесь все, что вложили в ребенка, может сыграть свою роль. А может и не сыграть. Как повернется сердце человека…
Сегодня сосредотачивать усилия нужно в первую очередь на взрослом поколении. Людьми, наиболее расположенными к вере, являются люди, имеющие определенный жизненный опыт. Такая форма работы, как воскресная школа для взрослых, с точки зрения педагога-практика, должно стать приоритетной деятельностью, на которой необходимо сосредотачивать усилия, - подытожил батюшка.
Отец Алексей заметил:
- Некоторое время назад приоритет Церкви был строить храмы. Сейчас приоритет – заниматься людьми. Но перестроится ли сам батюшка? Проблема больше не с мирянами, а со священниками. Построил храм – это всем видно. А как быть с людьми? Ведь возможно, результаты такой работы будут видны только в перспективе вечности!
- Если будут задействованы взрослые, то и дети обязательно придут в Церковь, - поддержал его помощник благочинного Оленинского района по религиозному образованию и катехизации Виктор Лынычев:
- Курсы катехизации для взрослых в Оленинском благочинии с отцом Владимиром мы создали два года назад. Из опыта могу сказать, что если все внимание обращать лишь на детей, то результат будет плачевный. Это видно по посещению храма – пока за мамину юбку держится, к иконке его прикладывают, ребенок ходит. Как тринадцать лет наступило, только его и видели! Что мы имеем сегодня? Двоеверие! Термин старый, определенный. Есть два «православия». Одно – «народное», полуязыческое, которое укоренилось в сознании старшего поколения. Поэтому так важно знакомить людей с основами подлинного христианства…
На собрании также было решено создать общую сводную коллегию отделов Ржевской епархии, а все присутствующие получили пакеты с информационными материалами, которые окажут помощникам благочинных методическую помощь в их дальнейшей работе.
По материалам официального сайта Ржевской епархии
Портал "Идите, научите все народы"