Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Цель религиозного образования и катехизации - строительство Церкви

21 августа 2013 4 мин.

При Оковецком кафедральном соборе г. Ржева, под председательством руководителя миссионерского отдела иерея Алексея Брагина состоялось первое собрание помощников благочинных Ржевской епархии. На повестку дня были вынесены вопросы по организации работы в благочиниях и на приходах, в основном касающиеся религиозного образования и катехизации.  

Священник Алексей Брагин рассказал, как выстраивается система катехизической работы на приходском уровне Ржевского благочиния. Конкретно – при кафедральном Оковецком соборе, где катехизация в настоящее время — это не просто беседы перед Таинствами, а целая система просветительской и воспитательной работы со всеми возрастными, социальными группами людей и с каждым конкретным человеком, входящим в церковную ограду. В кафедральном соборе  работает штатный катехизатор, более года успешно действуют курсы для взрослых, которые посещают порядка 160 человек. Для 60-тысячного Ржева это совсем не много, поэтому так  необходимо преодолеть инертность, гнездящуюся  не только в головах и сердцах  «захожан», но и в сердцах людей, считающих себя воцерковленными. Но сеять надо, тем более, что результаты работы есть. Слушатели, прошедшие через курсы, свидетельствуют, что они перевернули их понимание о Церкви, - отметил отец Алексий.

Татьяна Владимировна Меркурьева,  руководитель епархиального отдела образования и катехизации, напомнила, что образование - приоритет номер один. И процитировала слова Святейшего Патриарха: «Если у вас есть благотворители, и вы их подвигли на то, чтобы они реставрировали и строили храмы, то теперь пришло время, чтобы люди потрудились, вкладывая деньги в образование. Чтобы они стали соучредителями гимназий, православных школ, образовательных учреждений. Приоритет номер один – церковное образование». Какие существуют пути решения поставленной задачи? Прежде всего, это воскресные школы для детей и взрослых на приходах. Второе направление – сотрудничество с образовательными государственными учреждениями: совместные проекты, духовно-нравственные программы, Пасхальные и Рождественские фестивали, олимпиады по ОПК, православные студии, военно-патриотические клубы и т.д.   

Далее развернулась любопытная дискуссия, посвященная религиозному образованию. Иерей Антоний Сенченко, преподаватель кафедры теологии Тверского государственного университета и завуч православной гимназии, в плане обсуждения предложил  свое видение ситуации, обусловленное собственным многолетним опытом:

- Одна из главных проблем в сфере образования – это нечеткое  видение цели, неясное целепологание – то, ради чего человек и предпринимает определенные действия, - считает он. -  Люди привыкли проводить мероприятия и  этим ограничиваться. Их деятельность могла бы быть более эффективной, давать лучшие результаты, но не дает. Именно потому, что люди  ориентированы не на результат, а  на процесс. Но что же является целью образовательной деятельности Церкви? Цель религиозного образования – это строительство Церкви! Человек может стать частью Церкви, только тогда, когда  сознательно воспринимает христианскую веру, сознательно стремится ко Христу. Когда обеты, данные при Крещении, исполняются на деле. Если мы обратимся к истории христианства, увидим, что катехизация никогда не заканчивалась с Крещением, но лишь переходила на новый уровень. Сегодня ситуация изменилась, и крестившийся человек оказался предоставлен самому себе. Внедрение системы религиозного образования на разных уровнях и призвано помочь человеку продолжить его вхождение в Церковь, познать Божественное откровение, усвоить нравственные истины Церкви и исполнить их на деле. Религиозное образование должно помочь  людям, которые благорасположены к Церкви, начать свое вхождение в Церковь, - продолжил отец Антоний.

Но с  точки зрения результатов и затраты усилий,  эффективна ли эта работа среди детей? Например, в гимназии в Городне, где учительствует батюшка,  учатся дети из обычных, невоцерковленных семей. Дети смотрят на своих родителей, именно   они для них - норма жизни. Родители не причащаются, и ребенок не видит в этом необходимости. Когда дети выходят из гимназии, их литургическая жизнь прекращается. Да, они ценят дар благодати, который получали в таинствах, страдают от того, что потеряли, но не знают, что сделать, чтобы прийти в храм! Нет примера  родителей. По мнению православного педагога, гимназия помогает семье лишь привести ребенка к Церкви. Сами церковные дисциплины  могут восприниматься на уровне интеллектуальном, но на нравственную сферу не перейти. 

Отец Антоний  напомнил педагогическое  кредо святителя Иоанна Шанхайского: «Детей надо занимать!»  Но дети придут в Церковь, когда в Церковь придут их родители. На самом деле, дети не склонны к вере. Лишь кажется, что дети верят легко. У детей все элементарно: учусь, поступаю в институт, выхожу замуж, рожаю детей, работаю. Религиозного видения жизни у детей нет. Воспитание религиозности у детей требует, наверное, гениальности, - заключил батюшка. Приходит подростковый возраст, когда человек сам вырабатывает собственное отношение к вере,   определяет смысл жизни. И вот здесь все, что вложили в ребенка, может сыграть свою роль. А может и не сыграть. Как повернется сердце человека…

Сегодня сосредотачивать усилия нужно в первую очередь на взрослом поколении. Людьми, наиболее расположенными к вере, являются люди, имеющие определенный жизненный опыт. Такая форма работы,  как воскресная школа для взрослых, с  точки зрения педагога-практика, должно стать приоритетной деятельностью, на которой необходимо сосредотачивать усилия, - подытожил батюшка.

Отец  Алексей заметил:

- Некоторое время назад приоритет Церкви был  строить храмы. Сейчас приоритет – заниматься людьми. Но перестроится ли сам батюшка? Проблема больше не с мирянами, а со священниками. Построил храм – это всем видно. А как быть с людьми? Ведь возможно,   результаты такой работы будут видны  только в перспективе вечности!

- Если будут   задействованы взрослые, то и дети обязательно придут в Церковь, - поддержал его помощник благочинного Оленинского района по религиозному образованию и катехизации Виктор Лынычев:

- Курсы катехизации для взрослых в Оленинском благочинии  с отцом Владимиром мы создали два года назад. Из опыта могу сказать, что если все  внимание обращать лишь на детей, то  результат будет плачевный. Это видно по посещению храма – пока за мамину юбку держится, к иконке его прикладывают, ребенок ходит. Как  тринадцать лет наступило, только  его и видели! Что мы имеем сегодня? Двоеверие! Термин старый, определенный. Есть два «православия». Одно – «народное», полуязыческое,  которое укоренилось в сознании старшего поколения.  Поэтому так важно знакомить людей с основами подлинного христианства… 

На собрании также  было решено создать общую сводную  коллегию отделов Ржевской епархии,  а все присутствующие получили пакеты с информационными материалами, которые окажут помощникам благочинных методическую  помощь в их дальнейшей работе.

По материалам официального сайта Ржевской епархии

Портал "Идите, научите все народы"

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив