Православная миссия
и катехизация
и катехизацияМиссиологияСтатьи и докладыПредоглашение в деяниях и речениях Христа по материалу синоптических евангелий
Предоглашение в деяниях и речениях Христа по материалу синоптических евангелий
Скачать в формате DOC EPUB FB2 PDF
Антипина Юлия Николаевна,
Свято-Филаретовский институт
1. Предоглашение в контексте синоптических евангелий.*
Для того чтобы определить содержание доклада, нужно понять, что именно мы называем «предоглашением» в контексте евангельского повествования.
Термин «предогласительный» впервые встречается у свт. Кирилла Иерусалимского, который наравне с «поучением огласительным» также составляет предваряющее его «поучение предогласительное». У Кирилла Иерусалимского предогласительное научение обращено к тем катехуменам, которые завершают этап первого оглашения и переходят к просвещению[1]. Таким образом, во времена свт. Кирилла Иерусалимского предоглашением назывался период катехизации, который сейчас называется собственно оглашением.
Позднее, в разные века термин «предоглашение» наполнялся разным содержанием. В современной нам церковной практике термин «предоглашение» не очень распространен, а содержание его чётко не определено, в т.ч. не проводится чёткой грани между предоглашением и миссией. Под предоглашением может пониматься «введение в религиозную проблематику», «воздействие культуры и образования», евангелизация, период поиска Христа, который предваряет приход человека в церковь[2]. На сегодняшний день наиболее полно тематика предоглашения разработана в огласительной практике Преображенского братства[3], в которой под предоглашением подразумевается период, предшествующий началу оглашения.
Под термином «предоглашение» применительно к евангельским событиям мы будет подразумевать отдельный этап, отличный как от миссии, так и собственно оглашения (в смысле «ученичества»). В определении содержания и границ данного этапа мы будем опираться, прежде всего, на опыт огласительной практики Преображенского содружества, а также катехизические разработки Свято-Филаретовского православно-христианского института. В качестве литературы мы использовали материалы конференций, посвященных особенностям катехизации на разных ее этапах, которые проводились Свято-Филаретовским институтом, материалы научного журнала СФИ, а также исследование дьякона П. Гаврилюка «История катехизации в древней церкви».
Со стороны Церкви «предогласительная практика <…> – это есть опыт предъявления самой себя всем интересующимся без каких бы то ни было предварительных требований к ним»[4]. На наш взгляд важно, что предоглашение – это явление Церкви, а значит, прежде всего, опыт соприкосновения с Церковью, и, в каком-то смысле, узнавание Церкви, а не просто информирование о церкви. Характер этого узнавания проявляется «в атмосфере доверия, приветливости, дружелюбия и любви <…> Вступая в диалог, все, и особенно молодые и наиболее образованные люди в церкви, не допускают никакого давления, насилия или прозелитизма, и это всегда имеет благотворные последствия»[5].
Свящ. Стефан Домусчи замечает, что «главное заключается в том, что с человеком надо говорить о чем-то самом для него глубоком и важном, чтобы он заинтересовался, чтобы он открылся»[6]. Особенно важно, что «предоглашение должно быть сразу направлено на всю личность человека, оно должно убеждать ум, пробуждать совесть, зажигать сердце, побуждать волю к свободному решению и действию»[7].
Со стороны самого участника предоглашения, «предоглашение – первое знакомство с христианством <…> по случайным беседам, рассказам друзей и книгам <…> чудеса, исцеления, а также пример святых и мучеников»[8]. Когда свящ. Андрей Логинов рассуждает о том, для чего нужна и какой должна быть литература о Христе, то он перечисляет некоторые события внутренней жизни человека, которые можно было бы назвать основным внутренним содержанием предогласительного этапа: «познакомить со Христом, избавить от равнодушия, привести к удивлению перед Ним, к желанию понять и слушать Его, а потом и учиться у Него»[9].
Проф. А.М. Копировский уточняет, что задача предоглашения – возникновение интереса к христианству, Христу, христианам, который должен быть «личным», а не «культурно-историческим»[10]: «Предоглашение – первое знакомство человека с христианством, иногда совершенно случайное… Слово или действие, которое заставляет человека задать себе внутренний вопрос о конечной истине, о «причине причин», и попытки ответить на него»[11]. Важен не только «разговор на конкретные темы, но и сама обстановка и настроенность на восприятие духовных вещей, которая дает возможность человеку в конце концов принять верное решение»[12].
Получается, что предоглашение есть некоторый промежуточный этап между миссией и собственно оглашением, у которого есть свои формы и внутренние задачи, а также границы. Если под миссией подразумевать «слово, обращенное непосредственно к духовному центру («сердцу») человека»[13], то переход от миссии к оглашению происходит тогда, когда человек откликается на это слово – в нем рождается удивление перед Христом и желание узнать Его ближе, причем это может быть пока опосредованный интерес – к христианской культуре, жизни Церкви, к жизни конкретных христиан.
Что касается границы между предоглашением и оглашением, то переход через нее осуществляется через вопрошание человека. Диакон П. Гаврилюк пишет, что «катехизис Христа был, прежде всего, ответом на вопросы учеников «что делать?» и «как жить дальше?»[14]. Основанием для этого вопрошания «что делать?» и «как жить дальше?» является решение «привести свои представления о вере в соответствие с жизнью»[15]. В ответ на это вопрошание перед человеком открывается путь, подразумевающий «длительную последовательную работу над его (человека – ЮА) духом, душой и телом»[16].
Получается, что к катехизации может приступать только тот, кто принял решение что-то в своей жизни изменить и тот, кто определил для себя, что ориентиром для этого изменения жизни будет не кто-либо иной как Христос: «Цель предоглашения может считаться достигнутой с момента по возможности максимально свободного, реального и ответственного уверования человека в Бога и Спасителя (нашего и мира) Иисуса Христа – Мессию и выражения желания внутренне и внешне очиститься и измениться, а, следовательно, креститься и воцерковиться»[17]. Таким образом, на этапе предоглашения закладывается «фундамент» для последующего оглашения.
Рассмотрим материалы синоптических евангелий, для того чтобы понять, что Сам Христос делал и говорил, чтобы пробудить вопрошание о новом пути, и как упомянутые в евангелиях люди принимали решение о покаянии и следовании за Христом и становились его учениками.
2. Предоглашение в деяниях Христа по материалам синоптических евангелий.
Каждое из синоптических евангелий «не есть лишь сборник речений и поучений», но каждое из них «имеет повествовательную основу»[18]. Важно, что повествовательная основа евангелий несет в себе миссионерское и предогласительное содержание не меньше, чем речения Христа.
1. Христос являет Себя в предельной доступности:
Христос принимает всех приходящих за исцелениям, даже язычников, которые не принадлежат к народу Божьему; разрешает до Себя дотрагиваться ритуально нечистым (прокаженный, кровоточивая); принимает и благословляет детей (Мф 19:13-15; Лк 10:13-16); разделяет трапезу мытарей, грешников, фарисеев (Мф 9:11-13: Лк 2: 15) и простого народа, причем трапезы поражают не только составом, но и масштабом – умножение хлебов для тысячного застолья (Мф 14:19-21; 15:34-38). Христос не проходит мимо, Он не абстрагируется от жизни, хотя иногда Он уединяется (для молитвы, беседы с учениками); тем не менее – Он разделяет жизнь всех, кто находится рядом с Ним, в их индивидуальной, конкретной нужде.
2. Христос дарует авансы доверия и любви:
О богатом юноше «Иисус же, взглянув на него, полюбил его» (Лк 10:21); о мытаре «Закхей, слезай скорее! Мне надобно сегодня остановиться в твоем доме» (Лк 19:5); о разбойнике на кресте «будешь со Мной в раю» (Лк 23:43); о тех, кто не вошел в число Его последователей: «кто не против вас, тот за вас» (Лк 9:50).
3. Христос ревнует:
Христос «возмущается духом», когда видит попрание человека болезнью, грехом и смертью; ревнует о Доме Божьем – эпизод об «очищении Храма» (Мф 21:12-13); об Иерусалиме (Лк 19:41-48); о народе Божьем: «Я послан к потерянным овцам Дома Израилева» (Мф 15:24). Таким образом, Христос благ, но не благодушествует; Он ненавидит грех и беззаконие и восстает против него.
4. Христос всегда диалогичен:
Он спрашивает и выслушивает ответ человека или его вопрос, и отвечает ему: «Чего ты хочешь от Меня?» (Мк 10-51), «Кто ко Мне прикоснулся?» (Лк 8:45), «Дозволено ли в субботнее время сотворить добро – или сотворить зло? Спасти жизнь – или погубить ее?» (Лк 6:9).
5. Христос предлагает человеку новую систему координат, провоцирует человека на личностный кризис:
Анализируя евангельские события дьякон Павел Гаврилюк пишет, что «всякая, даже самая короткая личная встреча со Христом, одна какая-нибудь оброненная Им фраза или взгляд способны были зажечь огонь веры»[19]. Рождение веры связано с выстраиванием новой системы координат, где на первый ряд выходит это новый «путь жизни», где ориентиром является Христос, а привычные ценности или отходят на второй план, или оцениваются человеком как препятствия, которые нужно преодолевать. «Во время оглашения: человек должен прийти к Богу, прийти в себя, родиться свыше, придя при этом к Богу в любви Христовой и в благодати Духа Святого»[20]. Вот это «прийти в себя», а затем – прозрение, когда человек видит истинную цель пути – Бога, должно произойти на предоглашении. Рассмотрим яркие примеры того, как система координат у человека меняется/выстраивается в ответ на проповедь Христа.
– иудей, отец бесноватого отрока (Мк 9:20-25). Диалог, который разворачивается при учениках, показывает, что нужно дать возможность человеку пройти путь рождения и укрепления в вере. В итоге, это диалог рождает в отце мальчика внутреннюю перемену «Верую! Помоги моему неверию».
– язычники: сотник (Мф 8:5-10) и хананеянка (Мф 15:21-28). Будучи язычниками, они находились за границами свидетельства Христа, Который «пришел к погибающим овцам дома Израилева». Христос, напоминая им об этом, призывал их пересмотреть свои позиции – встать на путь покаяния, войти в новый народ Божий. Разговор с хананеянкой является иллюстрацией предогласительного диалога. Часто этот эпизод рождает у слушателей некоторые сомнения относительно милосердия Христа – мол, зачем же так грубо? Если посмотреть на этот диалог с той точки зрения, что это не просто разговор, а предогласительная проповедь, то становится понятно, почему Христос не сразу откликается на просьбу женщины. Сравнивая ее с собакой, Он не оскорбляет ее, но показывает, что она не стоит на пути жизни. Христос обращает к ней предогласительную речь (о детях и собаках), а ответ ее свидетельствует о том, что она осознает то, что путь ее не истинный. В этом диалоге происходит не унижение её, а постепенное выстраивание новой системы координат. На исходе разговора Христос свидетельствует о наличии у нее веры: «о, женщина, велика твоя вера» (Мф 15:28). Дальнейший ее путь – совершенствование веры, научение. В случае с сотником Христос также высоко оценивает его ответ и свидетельствует о наличии у него веры: «Услышав же Иисус удивился и сказал сопровождающим: истинно говорю вам: Я и в Израиле не нашел такой веры» (Мф 8:10).
Это внутренний кризис, изменение системы координат – болезненное явление. Не в каждом случае встретивший Христа готов принять эту новую систему координат и решиться на «разворот»-покаяние. Например, богатый юноша отходит от Христа в печали, не решаясь раздать всё и следовать за Христом (Мф. 19: 16–29; Мк. 10: 17–21; Лк. 18: 18–27). Другой пример – жители города, рядом с которым произошло исцеление бесноватых и гибель стада свиней – они просят Христа удалиться (Мф 8:33-34). В обоих случаях люди видят путь жизни, но не решаются на него вступить.
Иная ситуация с фарисеями и другими старейшинами: они не только не принимают эту новую системы координат, но и противятся самой проповеди покаяния (преткновения о субботе, умовении рук, ритуалы трапезы).
6. Христос устраняет препятствия, которые мешают человеку вступить на этот путь, если человек сам об этом просит:
Одно из таких препятствий – болезнь. Христос признает, что народ – болен, так как люди «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф 13:13). Когда люди обращаются ко Христу за исцелением, то Он исцеляет и очищает их, физически и психически (Мф 12:22). Виды исцеления можно рассматривать не только как образы приблизившегося Царства Небесного, но и как образы задач предоглашения: глухие – получают возможность слышать слово; расслабленные, хромые, слепые – следовать за Христом; прокаженные – вернуться в собрание и стать учениками Христа. Особенно ярко это проявляется на судьбе бесноватых – человек возвращается в человеческое состояние, обретает заново образ Божий (вспомним, что в практике древней церкви сохранялось условие, при котором одержимые не могли начать оглашение).
Исцеления, которые творит Христос, вызывают двоякий эффект. Для самих исцеляемых эти исцеления становятся возможностью встать на путь оглашения. У свидетелей исцеления они вызывают укрепление веры, изумление и признание за Христом особого статуса: «И изумлялся весь народ и говорил: уж не Сын ли Он Давидов?» (Мф 12:23); «удивился народ… и прославил Бога Израилева» (Мф 15:31).
Еще одно распространенное препятствие для следования за Христом – отверженность в силу ритуальной нечистоты или прямого греха (прокаженный, кровоточивая, мытарь). Христос исцеляет и прощает. Для отверженных это прощение является возможностью войти в новый народ Божий. Христос дает возможность обретения веры и пути жизни, но не все этой возможностью пользуются. Конечно, в евангелиях есть примеры, когда после исцеления человек свой путь не менял. Например, из десяти исцеленных прокаженных только один встал на путь веры во Христа (Лк 17:11-19).
Данные исцеления и прощения можно рассматривать именно в контексте предоглашения, потому что они происходят в ответ на готовность человека к изменениям. Свидетельством об изначальной готовности следовать по новому пути является то, что исцеления и прощение сразу приводят к действию со стороны человека: тёща Петра – встала и стала служить (Мф 8:15, Лк 1:30-31); хромые – последовали за Христом (Мф 20:29-34); слепой – исцелился и последовал за Христом (Лк:10: 46-52); мытарь – решил вернуть вчетверо (Лк 19:8).
7. Христос на вопрос «что мне делать?» всегда дает личный ответ, обращенный к конкретной ситуации конкретного человека:
Так, бывшему бесноватому Христос заповедует идти и свидетельствовать соседям, богатому юноше – следовать за Ним, очищенному от проказы – свидетельствовать священнику (Мф 8:4; Лк 1:40-44). Таким образом, путь покаяния, который Христос предлагает – всегда конкретный и личностный.
3. Предоглашение в речениях Христа по материалам синоптических евангелий.
Мы помним, что в евангелии Христос признается, что с народом Он говорит специальными притчами: «без притчи же им не говорил, но ученикам Своим отдельно от других объяснял всё» (Лк 4:34). Очевидно, что есть вещи, которые готовы слышать только ученики, а народ – не готов. Учениками «дано познать тайны Царства Небесного, тем же не дано» (Мф:11), так как, в отличие от учеников, прочие люди «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф 13:13). Основанием для такого разделения может быть то, что народ и ученики находятся на разных этапах духовного пути. Если ученики – это те, кто уже выбрали Христа как учителя и последовали за Ним, т.е. встали на путь оглашения, то народ – ещё не встал на путь ученичества, находится на этапе выбора пути, т.е. на этапе предоглашения[21]. Часто Христос раздражается на то, что ученики не понимают обращенную к ним притчу. Раздражение это связано с тем, что они не продвигаются по огласительному пути, потому что неразумие их – не от глупости, а от ученического нерадения.
Рассмотрим, какие из речений Христа относятся к народу, а значит – являются предогласительными, и проанализируем цель этих изречений.
1. Нагорная проповедь (Мф 5:1-7:28). Цель речений – восстановить утраченную систему координат, а также «изумить слушателей» («изумлялся народ учению Его» (Мф 8:28) и родить в них веру.
2. Речь об Иоанне (11:7-30). Обличение народа в том, что он не слушает пророка и не кается. Целью предоглашения является покаяние, которое должно выразиться в желании перестроить свою жизнь по вере: «что нам делать?».
3. Споры с фарисеями (МФ 12:1-14; 12:25-37; 15:1-9; 16:1-4; 19:3-12; 22:1-22; 22:34-45) и книжниками (Мф:12:38-45), старейшинами, первосвященниками (Мф 21:23-43) и саддукеями (Мф 22:15-233). Цель – восстановить понимание Закона среди фарисеев. Христос обращается к ним как к старшим, как к учителям, которые несут ответственность за то, чтобы эта система координат восстановилась в духовной жизни народа. Он к ним требователен, потому что наставлять народ – это их ответственность и служение. Фарисеи отвергают «путь жизни»: «фарисеи же, выйдя, приняли против Него решение, чтобы погубить Его» (Мф 12:14).
4. Обличение старейшин и плач над Иерусалимом (Мф 23:1-38). Обличение старейшин становится публичным по мере того, как они отвергают Христа и принимают решение расправиться с Ним. Если «вожди слепых» сами не хотят прозреть, то Христос открыто говорит об их слепоте, чтобы предупредить народ.
5. Притчи (Мф: 13:1-9; 13:24-33). По евангельскому повествованию довольно трудно провести границу между теми притчами, которые Христос говорит народу, а которые – ученикам. Часто ситуация решается таким образом, что притчи говорятся ученикам при народе, а толкование Христос даёт только ученикам. В контексте предоглашения особенно знаменательна притча о блудном сыне, которая является как бы иллюстрацией огласительного пути – развернутого покаяния, как следствия восстановления и выстраивания новой системы координат. Этап предоглашения в этой притче соответствует словам «пришёл в себя» (Лк 15:17). Решение возвратиться к отцу, таким образом, является переходом от предоглашения к оглашению.
В связи с евангельским повествованием можно поставить вопрос о соотношении этапа предоглашения и вхождением человека в Церковь.
С одной стороны, «предоглашаемый – это как раз человек, который в лучшем случае находится на пути в Церковь, но который ее порога еще не переступал»[22]. С другой стороны, мы говорим о том, что предоглашение подразумевает рождение веры, потому что на следующий этап – оглашение – принимается только тот, кто уверовал. Как отмечает В.И. Якунцев, вера является критерием принадлежности к Церкви, поскольку «Церковь видела границы, отделяющие ее от мира сего (следовательно, свои основные границы), пролегающими не через крещение (или его отсутствие), и не через регулярное участие в евхаристии, как это говорится иногда сейчас, а через веру во Христа. Именно через нее человек становится христианином, пусть еще не в полноте, но членом Церкви»[23].
Значит ли это, что обретение веры во Христа само по себе вводит человека в Церковь? Встает вопрос о том, что такое вера.
По материалам синоптических евангелий мы видим, что обретение веры связано с духовным переворотом, «сменой системы координат», когда главной осью становится следование за Христом, ученичество у Него. Именно такая вера, судя по евангелию, является действенной. И, наоборот, в евангелии есть примеры, когда человек вроде бы верит во Христа, но не следует за Ним – путь человека пересекается с путем Христа, но дальше эти пути расходятся, он отступает и пропадает из евангельского повествования, тем самым – из истории спасения.
Таким образом, верующий во Христа становится членом Церкви постольку, поскольку его вера начинает воплощаться в его ученичестве. По евангелию вхождение человека в Церковь происходит как вхождение в круг Его учеников. Ученичество подразумевает послушание Христу и некоторый жертвенный выбор (выбор учителя всегда подразумевает отказ от других альтернативных путей ученичества).
Таким образом, евангельское понимание веры, воплощенное в ученичестве Христа и следовании за ним, отрицает допущение «веры в душе» (т.е. веры, которая переживается как эмоция, настроение), и утверждает веру как действие.
Заключение:
1. Нам кажется уместным в контексте синоптических евангелий говорить о том, что Христос являет Себя как первый христианский миссионер, катехизатор и мистагог. Термин «предоглашение», обозначающий отдельный этап между миссией и началом оглашения, может быть использован в контексте синоптических евангелий по отношению к речениям и деяниям Христа, направленным на то, чтобы изумить человека, возбудить его интерес к личности Христа, к проведи о Царстве Небесном, и наставить его на путь покаяния.
2. Особенностями предогласительной проповеди Христа являются Его доступность каждому, ревность, авансы доверия и любви, прощение грехов и помощь в продвижении по новому пути. Можно в полном смысле сказать, что Господь не только призывает, но и ведёт человека по нему.
3. В контексте предогласительной деятельности Христа понятие веры раскрывается как действие (в отличие от распространенного понимания веры как «ощущения», того что у человека «внутри души»), причем действия определенного характера: вступление на путь ученичества у Христа для покаяния и обновления жизни.
4. Актуальность деления евангельского материала на предогласительный и собственно огласительный состоит в том, что евангельские повествования, которые содержат предогласительный материал, целесообразно использовать на этапе предоглашения, например, для проведения евангельских предогласительных встреч. Если на предогласительных встречах использовать материал, содержащий речения и события, адресованные ученикам-катехуменам, то евангельские предогласительные встречи могут не достигнуть своей цели.
5. Также данное исследование приобретает актуальность в свете восстановления проповеди на ее исконном месте на литургии – после чтения Писания. Проф. А. М. Копировский отмечает, что в современной церкви среди слушающих на литургии оглашаемых могут присутствовать люди с очень различным духовным опытом[24]. Различие слушающих настолько велики, что требуют объединения в одной проповеди миссионерских, предогласительных и огласительных задач. Если исходить из того, что содержание проповеди «должно быть связано с разъяснением прочитанного текста и возможностью его применения в жизни катехумена»[25], то перед проповедником стоит невыполнимая задача. Судя по всему, разнообразие чтений из лекционария также не способствует облегчению задачи проповеднику, так как в современной практике они могут носить предогласительный, огласительный и мистагогический характер. Предстоит размышлять о том, каким образом можно использовать потенциал проповеди для решения предогласительных задач.
Примечания
1 Сонина С. Предоглашение: основные задачи и способы проведения. // Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». Выпуск 1. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007. С. 96-97.
2 Там же. С. 97.
3 Дашевская 3.М. Парадигмы предоглашения в доникейский период и их значение для современной предогласительной практики православной церкви. // Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». Выпуск 1. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007. С. 74.
4 Гзгзян Д.М. Основания для начала катехизации в древней церкви и в современности. // Традиция ствятоотеческой катехизации : Проблемы и критерии качества оглашения современных слушающих : Материалы Международной научно-практической конференции (Москва – Московская область 25-27 мая 2011 г.). М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2012. С. 28.
5 Кочетков Г., свящ. Воспитательная миссия. Заметка в связи с подготовкой Миссионерской концепции РПЦ. // Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». Выпуск 1. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007. С. 10.
6 Домусчи Стефан, свящ. Начальный этап катехизации молодежи: необходимое и возможное в нём. // Традиция ствятоотеческой катехизации : Проблемы и критерии качества оглашения современных слушающих : Материалы Международной научно-практической конференции (Москва – Московская область 25-27 мая 2011 г.). М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2012. С. 95.
7 Кочетков Г., свящ. Воспитательная миссия. С. 11.
8 Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви. / Под ред. Свящ. Георгия Кочеткова – М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001. С. 10.
9 Логинов А., свящ. Современная литература о Христе для оглашаемых, принципы выбора литературы, ее основные задачи. // Традиция святоотеческой катехизации: Керигматическая проповедь о Христе слушающим и просвещаемым : Материалы Международной научно-практической конференции (Москва – Московская область 16-18 мая 2016 г.). М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2017. С. 204.
10 Копировский А.М. Этапы духовной жизни катехуменов и этапы катехизации. // Традиция святоотеческой катехизации: Пути возрождения: Материалы Международной научно-практической конференции (Москва – Московская область 17-19мая 2007 г.). М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2011. С. 128.
11 Там же. С. 123.
12 Копировский А.М. Этапы духовной жизни катехуменов и этапы катехизации. С. 129.
13 Там же. С. 122.
14 Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви. С. 20.
15 Копировский А.М. Этапы духовной жизни катехуменов и этапы катехизации. С. 129.
16 Там же. С. 122.
17 Кочетков Г., свящ. Таинственное введение в православную катехетику: Пастырскобогословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним: Диссертация на степень maitrise de theologie. М., 1998. С. 66.
18 Ястребов Г. Евангелия как катехизические тексты. // Традиция святоотеческой катехизации: Керигматическая проповедь о Христе слушающим и просвещаемым : Материалы Международной научно-практической конференции (Москва – Московская область 16-18 мая 2016 г.). М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2017. С. 178.
19 Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви. С. 20.
20 Кочетков Г, свящ. // Традиция святоотеческой катехизации: Керигматическая проповедь о Христе слушающим и просвещаемым : Материалы Международной научно-практической конференции (Москва – Московская область 16-18 мая 2016 г.). М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2017. С. 83.
21 В данном случае наша точка зрения не совпадает с трактовкой, предложенной С. Зайденбергом, когда он в качестве предоглашаемых рассматривает только учеников Христа. По мнению С. Зайденберга, в силу особых отношений со Христом ученики проходят этапы оглашения не последовательно, а одновременно – являются одновременно и предоглашаемыми, и оглашаемыми, и в то же время учатся миссионерствовать и катехизировать. См. статью: Зайденберг С. Духовные основания в Четвероевангелии для деления катехизации на этапы. // Православная община, №59, М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2000. С. 25-54.
22 Гзгзян Д.М. Основания для начала катехизации в древней церкви и в современности. С. 28.
23 В.И. Якунцев. Канонические нормы, связанные с оглашением. // Традиция святоотеческой катехизации: Пути возрождения: Материалы Международной научно-практической конференции (Москва – Московская область 17-19мая 2007 г.). М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2011. С. 156.
24 Копировский А.М. Проповедь слушающим во время богослужения. // Традиция ствятоотеческой катехизации : Проблемы и критерии качества оглашения современных слушающих : Материалы Международной научно-практической конференции (Москва – Московская область 25-27 мая 2011 г.). М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2012. С. 244.
25 Там же. С. 243.
Список литературы
1. Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви / Под ред. Свящ. Георгия Кочеткова – М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001. 320 с.
2. Гасак Д.С. Предоглашение в древней церкви и в теории и практике Преображенского содружества малых православных братств. // Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». Выпуск 1. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007. С. 88-95.
3. Гзгзян Д.М. Основания для начала катехизации в древней церкви и в современности. // Традиция ствятоотеческой катехизации : Проблемы и критерии качества оглашения современных слушающих : Материалы Международной научно-практической конференции (Москва – Московская область 25-27 мая 2011 г.). М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2012. С. 11-36.
4. Дашевская 3.М. Парадигмы предоглашения в доникейский период и их значение для современной предогласительной практики православной церкви. // Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». Выпуск 1. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007. С. 74-87.
5. Домусчи Стефан, свящ. Начальный этап катехизации молодежи: необходимое и возможное в нём. // Традиция ствятоотеческой катехизации : Проблемы и критерии качества оглашения современных слушающих : Материалы Международной научно-практической конференции (Москва – Московская область 25-27 мая 2011 г.). М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2012. С. 95-101.
6. Копировский А.М. Проповедь слушающим во время богослужения. // Традиция ствятоотеческой катехизации : Проблемы и критерии качества оглашения современных слушающих : Материалы Международной научно-практической конференции (Москва – Московская область 25-27 мая 2011 г.). М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2012. С. 237-256.
7. Копировский А.М. Этапы духовной жизни катехуменов и этапы катехизации. // Традиция святоотеческой катехизации: Пути возрождения: Материалы Международной научно-практической конференции (Москва – Московская область 17-19мая 2007 г.). М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2011. С. 122-134.
8. Круглый стол: Свидетельство о Христе: керигматический, догматический и экзестенциально-мистический уровни. // Традиция святоотеческой катехизации: Керигматическая проповедь о Христе слушающим и просвещаемым : Материалы Международной научно-практической конференции (Москва – Московская область 16-18 мая 2016 г.). М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2017. С. 72-87.
9. Кочетков Г., свящ. Воспитательная миссия. Заметка в связи с подготовкой Миссионерской концепции РПЦ. // Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». Выпуск 1. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007. С. 9-15.
10. Кочетков Г., свящ. Таинственное введение в православную катехетику: Пастырскобогословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним: Диссертация на степень maitrise de theologie. М., 1998.
11. Логинов А., свящ. Современная литература о Христе для оглашаемых, принципы выбора литературы, ее основные задачи. // Традиция святоотеческой катехизации: Керигматическая проповедь о Христе слушающим и просвещаемым : Материалы Международной научно-практической конференции (Москва – Московская область 16-18 мая 2016 г.). М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2017. С. 204-216.
12. Сонина С. Предоглашение: основные задачи и способы проведения. // Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». Выпуск 1. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007. С. 96-113.
13. Ястребов Г. Евангелия как катехизические тексты. // Традиция святоотеческой катехизации: Керигматическая проповедь о Христе слушающим и просвещаемым : Материалы Международной научно-практической конференции (Москва – Московская область 16-18 мая 2016 г.). М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2017. С. 166-183.
* Публикуется в редакции автора
Источник: Сретенские чтения: Материалы XXV научно-богословской конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов : Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва, 23 февраля 2019 года) / Сост. З.М. Дашевская [Электронный ресурс]. М.: СФИ, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.