Православная миссия
и катехизация
и катехизацияМиссиологияСтатьи и доклады«Новая евангелизация» в Католической церкви: история понятия
«Новая евангелизация» в Католической церкви: история понятия
на вызов секуляризации.
Скачать в формате DOC EPUB FB2 PDF
Марина Александровна Верховская, независимый исследователь, Москва, Россия.
«Новая евангелизация» — понятие, которое часто встречается в документах католического Магистериума в последние десятилетия. В 2010 г. папой Бенедиктом XVI был создан Совет по содействию новой евангелизации как одно из ведомств Римской курии; в 2012 г. XIII Генеральная ассамблея Синода епископов Католической церкви была посвящена теме «Новая евангелизация в деле передачи христианской веры» [Synodus Episcoporum Bulletin]. Несмотря на широкое использование этого понятия, в литературе можно встретить разное его понимание.
А. С. Максимов в статье 2015 г., посвященной итогам работы Генеральной ассамблеи, отмечает, что этот термин
продолжает оставаться для многих (не только рядовых католиков, но также клириков и теологов) некоторым расплывчатым понятием, допускающим многообразие интерпретаций [Максимов 2015, 906], —
и связывает богословское содержание новой евангелизации с такими категориями, как обращение, покаяние и святость. Во введении он кратко описывает историю этого понятия, однако представляется важным рассмотреть ее подробнее и объяснить происхождение, значение и «новизну» новой евангелизации — в том числе для читателей, менее погруженных в контекст богословских дискуссий Католической церкви [1].
Появление понятия «евангелизация» в католическом богословии связано с переосмыслением экклезиологии на II Ватиканском соборе. Американский богослов кардинал Эвери Даллес в своих работах неоднократно отмечает, что Католическая церковь в течение столетий стремилась избегать слова «евангелизация», поскольку оно ассоциировалось с протестантизмом [Dulles 2010, 14]. Слово «евангелие» также употреблялось нечасто: в документах I Ватиканского собора это слово встречается лишь один раз, а слово «евангелизация» — ни разу; в документах II Ватиканского собора слово «евангелие», напротив, встречается 157 раз, а слово «евангелизация» — 31 раз [Dulles 2008, 88]. Простой подсчет слов показывает экклезиологический сдвиг, который произошел в Католической церкви в середине ХХ в.: если раньше она воспринималась прежде всего как церковь институций, догматов и таинств в соответствии с предложенным еще в XVI в. Роберто Беллармином представлением о церкви как совершенном обществе (societas perfecta) [Максимов 2021, 132], то в результате внутренних процессов в Католической церкви, подготовивших II Ватиканский cобор, и работы самого Собора произошел решительный пересмотр взгляда на церковь и ее миссию в этом мире. К таким процессам внутри Католической церкви относится развитие богословия и появление нового богословия (Nouvelle Théologie) [Mettepenningen], литургическое движение (или движение литургического обновления) [Сухарев], современное катехитическое движение [Pedraza]. Большую роль в подготовке дискуссии сыграли и документы Магистериума (например, энциклики папы Пия XII “Mystici Corporis Christi” (Мистическое Тело Христово) 1943 г. и “Mediator Dei” (Посредник [между] Богом [и людьми]) 1947 г.). Важную роль сыграла и практика церковной жизни — возникновение и развитие мирянских духовных движений, в первую очередь Католического действия, история которого восходит к XIX веку. В документах экклезиологической реформы Собора — энциклике “Ecclesiam suam” папы Павла VI, Догматической конституции о Церкви “Lumen Gentium” и других — Церковь определяется как Царство Христово (LG. 3), Тело Христово, народ Божий, сообщество веры, надежды и любви (LG. 7–9) [Документы II Ватиканского собора].
Путь к единству в принятии этих определений был непростым. Большая подготовительная работа предшествовала Собору, обсуждение и доработка предложенного варианта основополагающего документа о Церкви — Догматической конституции о Церкви “Lumen gentium” — происходили как на сессиях Собора, так и в межсессионый период, при этом претерпевали изменения не только формулировки, но и сама структура Догматической конституции [Vorgrimler, 105–137]. В итоговом документе первая глава посвящена Тайне Церкви, вторая — народу Божьему. Как написано в энциклике “Ecclesiam suam” [Ecclesiam suam], церковь видела в этой работе свой «долг — стремиться к более ясному и глубокому осознанию себя и своей миссии в мире» (EC. 18); размышление «о своей собственной природе» должно предшествовать изучению какой-либо проблемы и выработке отношения к миру (EC. 18).
Новый взгляд на Церковь, отраженный в документах Собора, был связан с новым пониманием миссии. Теперь миссия рассматривалась уже не как возможная или желательная деятельность церкви, а как «онтологическое свойство» Церкви, ее сущность и ее самосознание, форма ее существования [Максимов 2021, 169–170].
В 1975 г., к 10-летию завершения Собора, папа Павел VI выпустил первый и до сих пор не утративший актуальности документ, посвященный евангелизации, — апостольское послание “Evangelii nuntiandi” (Евангелизация современного мира) [Evangelii nuntiandi]. Этот документ является результатом богословской дискуссии на II Ватиканском соборе. Во вступительной части документа папа отмечает, что это не итоговый документ по теме, а размышление, которое призвано стать «приглашением к подобному размышлению всего народа Божьего, объединенного в Церкви» (EN. 5). Евангелизация в этом документе определяется как
основная миссия Церкви… благодать и подлинное призвание, ее глубинная природа. Она существует затем, чтобы благовествовать, другими словами, для того чтобы проповедовать и научать… (EN. 14).
Из этого документа следует, что евангелизация — явление многогранное и многоплановое, включающее в себя и «провозглашение Христа тем, кто Его не знал, и проповедь, и катехизацию, и подготовку к крещению и другим таинствам» (EN. 17); каждая из этих граней имеет свое особое значение: подчеркивается, что сведение евангелизации к одной или нескольким ее составляющим или попытка дать ее определение через них неизбежно приводит к обеднению и редукции этого понятия (EN. 17). В итоге плодом евангелизации должно стать вступление в общину и выход обновленного человека на апостольское служение (EN. 24).
Преемник Павла VI папа Иоанн Павел II, участник II Ватиканского собора, принял приглашение Павла VI к размышлению о евангелизации и в 1979 г. в Новой Гуте (Польша) впервые озвучил мысль о новой евангелизации — «евангелизации второго тысячелетия», которая должна исходить из учения II Ватиканского cобора и призвана стать общим делом всех членов церкви, от епископов до мирян так, чтобы «Евангелие Христово могло в полноте войти в жизнь» каждого его исполнителя [At the Shrine of the Holy Cross].
В дальнейшем папа Иоанн Павел II в посланиях и выступлениях неоднократно обращался к понятию «новой евангелизации». В 1987 г. прошла VII Генеральная Ассамблея Синода, посвященная призванию и миссии верных (мирян), и в постсинодальном обращении “Christifideles Laici” (Верные Христу лаики) [Christifideles Laici] папа Иоанн Павел II, открывая всем членам народа Божьего перспективу широкого участия в новой евангелизации, отмечает, что этот путь требует преодоления разрыва между Евангелием и собственной жизнью, а также «воссоздания христианской ткани самих церковных общин» (CL. 34). Это означает, что новая евангелизация имеет как личное, так и общинное (соборное) измерение, которые неразрывно связаны между собой.
Основополагающим документом в определении новой евангелизации является энциклика Иоанна Павла II о неизменной актуальности миссионерского послания “Redemptoris missio” (Миссия искупления) 1990 г. [Redemptoris missio], в которой выделены три основные направления единой миссии церкви в современном мире (RM. 33):
1. Миссия ad gentes — народам и сообществам, которые не знали Христа и Его Благую весть.
2. Пастырская забота о христианских общинах и сообществах.
3. «Новая евангелизация» или ре-евангелизация в отношении значительного количества крещеных, но утративших «живое чувство веры» или не считающих себя больше членами Церкви, чья жизнь далека от Христа и Евангелия.
В документе отмечено, что трудно определить четкие границы между этими тремя направлениями, между ними есть «реальная и все возрастающая взаимозависимость» и взаимное влияние (RM. 34).
В последующие два десятилетия понятие «новая евангелизация», которое в “Redemptoris missio” являлось одним из направлений миссии церкви в мире, было переосмыслено, расширено и фактически вобрало в себя всю евангелизационную деятельность церкви. Так в 1999 г. в послании “Ecclesia in America” (Церковь в Америке) Иоанн Павел II отмечал, что программа новой евангелизации не может ограничиваться возрождением и оживлением веры в тех, кто является практикующим членом церкви, «но должна стремиться возвещать Христа и там, где Его не знают» [Ecclesia in America, 74].
Процесс расширения понятия «новая евангелизация» сопровождался структурными изменениями в Римской католической церкви: в 2010 г. папа римский Бенедикт XVI принял решение о создании нового ведомства Римской курии — Папского совета по содействию новой евангелизации (Pontificium Consilium ad Novam Evangelizationem Fovendam). В 2012 г. состоялась XIII Генеральная ассамблея Синода епископов Католической церкви «Новая евангелизация в деле передачи христианской веры». Генеральный секретарь Синода епископов Никола Этерович отметил, что тема Ассамблеи включает в себя два аспекта: с одной стороны, она указывает, что цель новой евангелизации — передача веры, с другой стороны — отмечает, что в современном мире процесс передачи веры сталкивается со множеством трудностей и препятствий и может быть реализован только в полноте осуществления новой евангелизации [Instumentum Laboris, Introduction]. Епископ Физикелла, председатель Папского совета по содействию новой евангелизации, указывал, что новая евангелизация требует от каждого участника «заново открыть основу нашего бытия христианина» прежде, чем начать «делать» — тогда она будет восприниматься не «как добавление в момент кризиса, а как непрестанная миссия церкви» [Synodus Episcoporum Bulletin].
Итоги работы Ассамблеи, которая проходила еще при папе Бенедикте XVI, подвел папа Франциск в апостольском послании 2013 г. “Evangelii gaudium” (Радость Евангелия) [Апостольское обращение]. Он писал, что новая евангелизация обращена ко всем и реализуется в трех направлениях — тех, которые, по существу, назывались направлениями миссии Церкви в “Redemptoris missio” Иоанна Павла II:
1. Повседневное пастырское служение — забота о верных членах церкви — как тех, кто регулярно участвует в жизни общины и таинствах, так и тех, кто участвует нечасто.
2. Забота о «крещеных людях, но не живущих обетами Крещения» с тем, чтобы они «пережили обращение, возвращающее им радость веры и желание быть тесно связанными с Евангелием».
3 Возвещение Евангелия тем, «кто не знает Иисуса Христа, либо всегда отвергал Его».
Из этого определения следует, что понимание новой евангелизации в данном документе расширено папой Франциском, она становится синонимом миссии церкви. В бюллетене Ассамблеи, отражающем ход ее работы, в ряде случаев термины «новая евангелизация» и «евангелизация» используются как синонимы [2].
Особое внимание к евангелизации отражено и в институциональном устройстве Католической церкви. В 2022 г. произошла реорганизация ведомств Римской курии, в ходе которой были упразднены конгрегации, папские советы и созданы 16 дикастерий, имеющих равное значение, за исключением трех, первой из которых является дикастерия по евангелизации [Martin] [3]. Эту дикастерию возглавляет папа Франциск, она состоит из двух секций: по новой евангелизации и по первой евангелизации. Первую секцию возглавляет еп. Физикелла, который с 2010 г. возглавлял Папский совет по содействию новой евангелизации. Таким образом сохраняется преемственность в руководстве и в деятельности этих органов. Реорганизация проведена в соответствии с изданной папой Франциском апостольской конституцией Praedicate Evangelium (Провозглашать Евангелие) [Praedicate Evangelium]. В ней, как и в названии дикастерии, речь идет о евангелизации, а не о новой евангелизации. Эта конституция продолжает тему обновления жизни церкви, начатую еще на II Ватиканском соборе. Речь идет об обновлении не только на уровне магистериума или богословской мысли, но на уровне практической жизни церкви, ее общин и их членов.
Папа Франциск, ссылаясь на мнение историков, говорит, что потребуется 100 лет, чтобы решения Собора укоренились в жизни церкви [Press Conference]. Выявляя пути обновления, современная Католическая церковь пытается найти понятия и определения, которые помогали бы выразить и осуществить эту задачу. Одним из таких понятий был термин aggiornamento («обновление»), который возник в новом богословии и использовался во время II Ватиканского собора, но со временем вышел из употребления. Возможно, такая же судьба ожидает и понятие новой евангелизации, из которого может уйти определение «новая», но задачи евангелизации останутся, даже если в документы и практику жизни войдет какое-то иное понятие. Так, в последнее время в Католической церкви много говорят о синодальности, понимаемой, согласно изначальному смыслу слова «синод» (греч. συν+ὁδός), как общий, совместный путь членов церкви [4].
Новая евангелизация как путь обновления церкви не предполагает поиска способов земного устроения церкви или создания новых структур, которые могут способствовать делу евангелизации и придавать ей динамизм. Структуры — это средство, и их эффективность определяется тем, насколько они наполнены «жизнью — вдохновляющей, поддерживающей и оценивающей их», в противном случае — без наполненности духом, без «верности Церкви своему призванию» — они останутся только человеческим проектом (EG. 26).
Обновление церкви подразумевает внутреннее преображение всех ее членов: и тех, кто живет активной церковной жизнью, и тех, кто в ней участвует редко, и тех, кто крещен, но в силу разных обстоятельств далек от церкви. Совершать евангелизацию означает нести Благую весть «до краев земли» так, чтобы
способствовать преображению изнутри, обновлению человеческого сообщества: «Се, творю все новое» (46). Но никогда не будет нового человечества, если прежде не будет нового человека, обновленного крещением (47) и жизнью по Евангелию (48). Цель евангелизации — как раз это внутреннее преображение… (курсив мой. — М. В.) (EN. 18).
Особая роль в обновлении отводится церковным общинам, в первую очередь — приходским: «Ближайшей сферой апостольской деятельности мирян в рамках церковной общины является приход», — пишет папа Иоанн Павел II в книге «Верую во Единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую», изданной в 1996 г. [Иоанн Павел II, 485]. Однако далее он отмечает, что создание зрелых общин еще впереди, и это является одной из целей новой евангелизации. В будущем зрелые общины
смогут изнутри оздоровлять общество… даже там, где Христос, Искупитель человека, неизвестен или о Нем забыли (ср. Christifideles laici, 35), или где ослабли узы, соединяющие Христа и жизнь человека, его образ мыслей [Иоанн Павел II, 488].
Иоанн Павел II видит потенциал для новой евангелизации и в других формах совместной жизни мирян, помимо приходов:
Этой цели могут служить старые и новые формы объединения, такие как братства, общества, товарищества, обогащаемые по мере надобности новым миссионерским духом, а также разнообразные движения [Иоанн Павел II, 488].
На практике все оказывается сложнее, и трудно говорить об общинной жизни как некоторой норме. Более того, многие католики, даже регулярно участвующие в таинствах, часто не связывают себя ни с каким приходом и выбирают храм для участия в богослужении из чисто практических соображений [5]. О том, что существующие приходские общины не живут соответственно своему призванию, говорил еп. Физикелла, председатель Папского совета по содействию новой евангелизации, на ассамблее Синода:
Наши церковные общины, возможно, более не показывают тех качеств, по которым их можно охарактеризовать как носителей Благой Вести, которая преображает. Они кажутся уставшими, повторяющими устаревшие формулы, которые не передают радость встречи со Христом [Цит. по: Максимов 2015, 911–912].
Замкнутость, самодостаточность, отсутствие живого, творческого начала церковных сообществ является препятствием для свидетельства о Христе. Папа Бенедикт также отмечает, что «именно эта теплохладность дискредитирует христианство» [Максимов 2015, 911].
Кардинал Бергольо на встрече перед заседанием конклава, на котором он был избран папой с именем Франциск, вслед за Анри де Любаком назвал духовное обмирщение «худшим злом церкви» [Glatz]. Он предложил два образа церкви: Церковь, которая выходит «за пределы себя», чтобы евангелизировать «периферию, не только географическую, но экзистенциальную», и церковь «мирская, самодостаточная, живущая из себя, ради себя (selfreferent) ». Следующим папой, по его мнению, должен стать тот, кто «в размышлении и поклонении Иисусу Христу будет помогать Церкви выйти на экзистенциальную периферию, чтобы стать Матерью, приносящей добрые плоды, обретающей жизнь от радости евангелизации» [Glatz].
Таким образом, появление понятия «новая евангелизация» связано со стремлением Католической церкви к обновлению, начало которому было положено на II Ватиканском cоборе [6], с выявлением ее призвания в современном мире и ответственностью за него. Оно возникло в процессе развития понятия «евангелизация», но за время бытования этого понятия его содержание было существенно расширено. Новая евангелизация включает в себя свидетельство жизни, первое провозглашение Благой вести, научение и проповедь, подготовку к крещению, введение в таинства, жизнь в общине и возрастание в вере, путь к подлинному ученичеству у Христа и благовестию.
Учение Магистериума о новой евангелизации и ее богословское осмысление не всеми были восприняты в Католической церкви: одни говорят о провале новой евангелизации [7], в жизни других она никак не выявляется, да и сам II Ватиканский собор и его документы ставятся под сомнение или остаются непонятыми [8]. Однако есть те, кого она вдохновляет на изменение собственной жизни, выстраивание ее по Евангелию с тем, чтобы самим стать носителями Благой вести в современном мире и научить этому других [9]. Для них новая евангелизация не проект и не инициатива, а путь ученичества и образ жизни, напрямую связанный с сообществом, общиной или движением, это вызов, требующий постоянного обновления и углубления веры и ее воплощения через свидетельство.
На наш взгляд, не так важно, будет ли в будущем это явление называться новой евангелизацией или просто евангелизацией, гораздо важнее, чтобы содержание, которое наполняет это понятие, стало органичной и неотъемлемой составляющей жизни церкви.
Примечания
1. В ходе написания данной статьи выяснилось, что в журнале «Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии» была опубликована статья Р. М. Касимова «Разработка стратегии новой евангелизации в документах Римско-католической церкви» [Касимов], в которой рассмотрена эволюция новой евангелизации с религиоведческих позиций. Особый интерес для автора представляет евангелизация как реакция на современные социокультурные реалии, в то время как в нашей статье история понятия рассматривается прежде всего в экклезиологическом контексте. Этим обусловлены и различия в источниках и литературе.
2. Напр.: [Synodus Episcoporum Bulletin. Final list of Propositions, Prop. 7].
3. Одним из важнейших новых моментов этой конституции явилось то, что возглавлять дикастерии (за некоторым исключением) могут миряне. На данный момент только одну дикастерию по коммуникациям возглавляет мирянин, журналист Паоло Руффини.
4. См.: [Synodality in the Life and Mission of the Church].
Синодальность — относительно новое понятие, связанное со временем понтификата папы Франциска, который прилагал усилия для последовательного вхождения этой темы в жизнь церкви. С 2021 по 2024 г. проходил Синод, посвященный теме «Для Синодальной Церкви: причастие, участие, миссия». На начальном этапе в 2021–2022 гг. проходили локальные встречи и мероприятия, а осенью 2023 г. и осенью 2024 г. прошли две сессии Синода епископов в Ватикане, в их работе приняли участие около 400 человек, при этом каждый регион был представлен не только избранным для участия епископом, но и десятью представителями — не епископами; среди последних было 54 женщины. Иначе говоря, папа впервые дал мирянам право голоса в основном совещательном органе Католической церкви, а не только возможность участвовать в качестве наблюдателей. Другим знаковым решением папы Франциска стало решение опубликовать заключительный документ Синода в качестве единственного итогового документа вместо папского апостольского послания, которое папы традиционно издавали по итогам работы Синода.
О концепте синодальности см.: [Максимов 2022].
О соотношении понятий синодальности и соборности см.: [Фарруджа].
5. См., напр.: Reaching out to the Religiously Unaffiliated. United States Conference of Catholic Bishops, available at: https://www.youtube.com/ watch?v=bUmg-LBa1E&ab_channel=UnitedStatesC onferenceofCatholicBishops (18.01.2025).
6. Павел VI в апостольском послании “Evangelii nuntiandi” отметил, что «цели Собора сводятся к одному: сделать Церковь ХХ века еще более приспособленной для провозглашения Евангелия людям ХХ века» (EN. 2).
7. См., напр.: [Benson].
8. Именно поэтому более чем полвека спустя после Собора вновь анализируются его документы в контексте Предания Церкви, чтобы глубже понять их содержание, значение и влияние на современную жизнь и учение Католической церкви — см.: [Nichols].
9. См., напр.: [Neubauer].
Сокращения
CL “Christifideles Laici” — Послесинодальное апостольское обращение папы Иоанна Павла II, изданное в 1988 г.
EC “Ecclesiam Suam” — это энциклика Папы Павла VI, изданная в 1964 г., подчеркивающая важность отношений между Церковью и современным обществом
EG “Evangelii Gaudium” — это апостольское обращение папы Франциска «Радость Евангелия», опубликованное в 2013 г.
EN “Evangelii Nuntiandi” — Апостольское обращение папы Павла VI «Евангелизация современного мира»
LG “Lumen gentium” — Догматическая конституция о Церкви
RM “Redemptoris Missio” — энциклика папы Иоанна Павла II о неизменной актуальности миссионерского послания 7 декабря 1990 г.
Источники
1. Апостольское обращение = Апостольское обращение Evangelii gaudium Святейшего Отца Франциска епископам, преcвитерам и диаконам, людям, посвященным Богу, и верным мирянам о возвещении Евангелия в современном мире. URL: http://www.vatican.va/content/francesco/ru/apost_ exhortations/documents/papa-francesco_esortazione-ap_20131124_evangeliigaudium. html#_ednref4 (дата обращения: 18.01.2025).
2. Документы II Ватиканского собора = Документы II Ватиканского собора. Москва : Паолине, 2005. С. 352–404.
3. At the Shrine of the Holy Cross = At the Shrine of the Holy Cross. Homily of His Holiness John Paul II, June 9, 1979, available at: https://www.vatican.va/ content/john-paul-ii/en/homilies/1979/documents/hf_jp-ii_hom_19790609_ polonia-mogila-nowa-huta.html (18.01.2025).
4. Christifideles Laici = Christifideles Laici. Post-Synodal Apostolic Exhortation of His Holiness John Paul II. December 30, 1988, available at: https://www. vatican.va/content/john-paul-ii/en/apost_exhortations/documents/hf_jpii_ exh_30121988_christifideles-laici.html (дата обращения: 18.01.2025). 5. Ecclesia in America = Ecclesia in America. Post-Synodal Apostolic Exhortation. Pope John Paul II. January 22, 1999, available at: https://www. vatican.va/content/john-paul-ii/en/apost_exhortations/documents/hf_jpii_ exh_22011999_ecclesia-in-america.html (18.01.2025).
6. Ecclesiam suam = Ecclesiam suam. Encyclical of Pope Paul VI on the Church, August 6, 1964, available at: https://www.vatican.va/content/paul-vi/en/ encyclicals/documents/hf_p-vi_enc_06081964_ecclesiam.html (18.01.2025).
7. Evangelii nuntiandi = Evangelii nuntiandi. Apostolic Exhortation of His Holiness Pope Paul VI. December 8, 1975, available at: https://www.vatican.va/ content/paul-vi/en/apost_exhortations/documents/hf_p-vi_exh_19751208_ evangelii-nuntiandi.html (18.01.2025).
8. Instumentum Laboris = The New Evangelization for the Transmission of the Christian Faith. Instumentum Laboris. Synod of Bishops : XIII Ordinary General Assembly. 2012, available at: http://www.vatican.va/roman_curia/synod/ documents/rc_synod_doc_20120619_instrumentum-xiii_en.html (18.01.2025).
9. Praedicate Evangelium = Praedicate Evangelium. Apostolic Constitution. Pope Francis. March 19, 2022, available at: https://www.vatican.va/content/ francesco/en/apost_constitutions/documents/20220319-costituzione-appraedicate- evangelium.html (18.01.2025).
10. Press Conference = Press Conference on the Return from Abu Dhabi to Rome. 05.02.2019, available at: https://www.vatican.va/content/francesco/en/ speeches/2019/february/documents/papa-francesco_20190205_emiratiarabivoloritorno. html (18.01.2025).
11. Redemptoris Missio = Redemptoris Missio. On the permanent validity of the Church’s missionary mandate. Ioannes Paulus PP. II. December 7, 1990, available at: https://www.vatican.va/content/john-paul-ii/en/encyclicals/documents/ hf_jp-ii_enc_07121990_redemptoris-missio.html (18.01.2025).
12. Synodality in the Life and Mission of the Church = Synodality in the Life and Mission of the Church, available at: https://www.vatican.va/roman_curia/ congregations/cfaith/cti_documents/rc_cti_20180302_sinodalita_en.html (18.01.2025).
13. Synodus Episcoporum Bulletin = Synodus Episcoporum Bulletin. XIII Ordinary General Assembly. October 7–28, 2012, available at: https://www. vatican.va/news_services/press/sinodo/documents/bollettino_25_xiiiordinaria- 2012/02_inglese/b07_02.html (18.01.2025).
14. Synodus Episcoporum Bulletin. Final list of Propositions = Synodus Episcoporum Bulletin. Final list of Propositions, available at: https://www. vatican.va/news_services/press/sinodo/documents/bollettino_25_xiiiordinaria- 2012/02_inglese/b33_02.html (18.01.2025).
Литература / References
1. Иоанн Павел II = Иоанн Павел II. Верую в Церковь Единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую / Пер. Е. В. Афанасьева, С. Э. Карпенок. Москва : Католический колледж им. Св. Фомы Аквинского, 2000. 760 с.
John Paul II (2000). I Believe in One, Holy, Catholic, and Apostolic Church. Translated by E. V. Afanasyeva, S. E. Karpenok. Moscow : St. Thomas Aquinas Catholic College (Russian translation).
2. Касимов = Касимов Р. М. Разработка стратегии новой евангелизации в документах Римско-католической церкви // Studia Religiosa Rossica : научный журнал о религии. 2025. N. 1. С. 137–150. https://doi.org/ 10.28995/2658-4158-2025-1-137-150.
Kasimov R. M. (2025). “Development of a new evangelization strategy in the documents of The Roman Catholic Church”. Studia Religiosa Rossica : Russian Journal of Religion, n. 1, pp. 137–150 (in Russian). https://doi.org/ 10.28995/2658-4158-2025-1-137-150.
3. Максимов 2015 = Максимов А. С. «Новая евангелизация»: задачи, проблемы и перспективы христианского свидетельства в контексте глобального мирового социума // Humanity space : International Almanac. V. 4. N. 5. 2015. С. 905–915.
Maximov A. S. (2015). “The ‘new evangelization’: challenges, problems and prospects of Christian evidence in the context of a global world society”. Humanity space. International almanac, v. 4, n. 5, pp. 905–915 (in Russian).
4. Максимов 2021 = Максимов А. С. Католическая миссиология: История. Теория. Герменевтика. Москва : Изд-во ПСТГУ, 2021. 384 с.
Maximov A. S. (2021). Catholic Missiology: History. Theory. Hermeneutics. Moscow : PSTGU Publ. (in Russian).
5. Максимов 2022 = Максимов А. С. «Путь, который Бог ждет от Церкви в третьем тысячелетии». Cинодальность в Католической Церкви сегодня: богословские аспекты и задачи // Вестник ПСТГУ. Серия I : Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 101. С. 26–41.
Maximov A. S. (2022). “ ‘The Path That God Awaits from the Church in the Third Millennium’. Synodality in the Catholic Church Today: Theological Aspects and Challenges”. Bulletin of PSTGU. Series I: Theology. Philosophy. Religious Studies, iss. 101, pp. 26–41 (in Russian).
6. Сухарев = Сухарев А. В. Литургическое движение в Католической Церкви Германии (1913–1943 гг.). Дисс. … канд. богословия. Сергиев Посад : Московская духовная академия, 2018. 206 с.
Sukharev A. V. (2018). The Liturgical Movement in the Catholic Church of Germany (1913–1943). Diss. … Cand. Sci. (Theology). Sergiev Posad : Moscow Theological Academy (in Russian).
7. Фарруджа = Фарруджа Эдвард, свящ. «Соборность»: православный термин в сердце Римско-католической экклезиологии // Вестник Свято-Филаретовского института. 2023. Вып. 47. С. 140–180. https://doi.org/10.25803/ 26587599_2023_47_140.
Farrugia Edward, Fr. (2023). “Sobornost’: A Russian Orthodox term at the heart of Roman ecclesiology”. The Quarterly Journal of St. Philaret’s Institute, iss. 47, pp. 140–180. https://doi.org/10.25803/26587599_2023_47_140.
8. Benson = Benson E. Why the New Evangelization is a Failure, 2020, available at: https://www.returntoorder.org/2020/07/why-the-new-evangelization-is-afailure/ (18.01.2025).
9. Dulles 2008 = Dulles A., S. J. “John Paul II and the New Evangelization”, in Church and Society. New York : Fordham University Press, pp. 87–102, available at: https://static1.squarespace.com/static/569543b4bfe87360795306d6/t/ 57852cf76b8f5bfd16ea9528/1468345848786/jpii_and_new_evang.pdf (18.01.2025).
10. Dulles 2010 = Dulles A., S. J. (2010). “The New Evangelization and Theological Renewal”. Sacred Heart University Review, v. 15, iss. 1, Article 2, available at: https://digitalcommons.sacredheart.edu/shureview/vol15/iss1/2 (18.01.2025).
11. Glatz = Glatz C. “Church must not be self-centred, Pope Francis told cardinals”. Catholic Herald, March 28, 2013, available at: https://catholicherald. co.uk/church-must-not-be-self-centred-pope-francis-told-cardinals/ (18.01.2025).
12. Martin = Martin I. S. (2022). Vatican explains new reform of Roman Curia, with evangelization at its core, March 21, available at: https://cruxnow. com/vatican/2022/03/vatican-explains-new-reform-of-roman-curia-withevangelization- at-its-core (18.01.2025).
13. Mettepenningen = Mettepenningen J. (2010). Nouvelle Théologie — New Theology. Inheritor of Modernism, Precursor of Vatican II. London : T & T Clark International.
14. Neubauer = Neubauer E. (2012). The New Evangelization: Success or Failure — It will depend… 2012, available at: https://21centurypilgrim. com/2012/10/08/the-new-evangelization-success-or-failure-it-will-depend/ (18.01.2025).
15. Nichols = Nichols А., O. P. (2019). Conciliar Octet: A Concise Commentary on the Eight Key Texts of the Second Vatican Council. San Francisco : Ignatius Press.
16. Pedraza = Pedraza B. (2015). Truth and Love: The Christocentric Anthropology of Karol Wojtyła/Pope John Paul II And Catechesis for the New Evangelization. Diss. … Dr. Sci (Philosophy). The Catholic University of America.
17. Vorgrimler = Vorgrimler H. (ed.) (1967). Commentary on the Documents of Vatican II, v. I. New York : Herder and Herder.
Вестник Свято-Филаретовского института. 2025. Т. 17. Вып. 2 (54). С. 106–121.