Православная миссия
и катехизация
и катехизацияКатехизацияОсобые случаиРоль помощников и поручителей в оглашении «особенных» катехуменов в практике Преображенского братства
Роль помощников и поручителей в оглашении «особенных» катехуменов в практике Преображенского братства
Скачать в формате DOC EPUB FB2 PDF
Валерия Евгеньевна Логинова
Москва, Свято-Филаретовский институт
Каждый человек есть образ Божий, но каждый человек после грехопадения нуждается в восстановлении этого образа, и каждого человека Господь наш Иисус Христос призывает к покаянию, возрождению, оправданию и исцелению через веру в Него. В процессе оглашения или катехизации, которое представляет собой устную передачу основ христианской веры, [1, гл. 4] человек обретает возможность встать на этот путь. В нормальном случае такое научение должен пройти каждый христианин. Как показала практика Преображенского братства, в современных российских условиях полную нормальную катехизацию могут проходить взрослые люди, начиная с 20–21 года. Такие люди называются катехуменами, или оглашаемыми. Нормальными катехуменами являются некрещеные или непричащающиеся крещеные люди, не относящиеся к разряду «особенных» или трудных катехуменов [1, гл. 4].
Но есть условия, ограничивающие возможность усвоения благодати, связанные с ограниченностью человека физически или психически, с его духовным опытом, обстоятельствами его жизни. В процессе оглашения таким людям особенно необходима помощь своих помощников и поручителей, и вследствие этого их роль возрастает.
Выделения катехуменов в отдельную группу требуют следующие особенности:
возраст моложе 21 года и старше 55 лет;
аномалии и особенности душевно-физического состояния: тяжелобольные, умирающие, психически больные, разного рода зависимости: алкоголе-, наркозависимые, нехимические зависимости. В последнее время появились новые формы, такие как интернет-зависимость, зависимость от занятий фитнесом, спортом, тренингами);
культурные, национальные, языковые особенности;
особенности социального плана: высокое и ответственными положение в обществе, большая профессиональная занятость, политическая деятельность,
профессии, связанные cнравственными и духовными компромиссами, асоциальное положение или асоциальный опыт в прошлом, однополые отношения;
особенности духовного опыта: те, кто долгое время занимается экстрасенсорикой, йогой, различными духовными практиками; инославных и иноверных; а также православных, регулярно причащающихся, имеющих длительный приходской опыт и желающих восполнить научение в вере. [2, c.179-180][3, с. 368]
Ниже дадим определение терминам «помощник», «поручитель».
Поручитель – это тот, по вере которого в церкви рождался новый человек, благодаря жертве которого оглашаемый обретает новую жизнь. В традиции в обязанности поручителя входило свидетельство своей жизнью, своим примером о действии благодати Божьей в жизни, о силе Божьей, силе воскресения, о том, что возможна новая жизнь, причем, не после смерти, а уже здесь и сейчас. Поручитель свидетельствует о своей вере жизнью, словом о Христе, вдохновляет и поддерживает поручаемого до и во время оглашения, а в особых случаях – и после оглашения. Также поручитель свидетельствует перед церковью в лице епископа, священника или катехизатора о намерениях человека и о его готовности начать оглашение, а также о его готовности к крещению (т.е. он ручается за человека перед Богом и церковью). Отношения поручителя и катехумена – это, прежде всего, отношения дружбы, которые поручитель поддерживает, не всегда имея возможность говорить «о высоком». Поручитель несет ответственность перед Богом за своего друга. Он готов войти в ад жизни человека и вывести его из этого ада. Он защитник, ходатай, т.е. тот, кто «платит по счетам» своих друзей, в том случае, если они оказываются не платёжеспособными. [4, с. 153-167]
Тот, кто обрел навык ответственного поручительства, преуспел в помощи оглашаемым на их пути к Богу и в Церковь, может стать помощником катехизатора. Согласно опыту Преображенского братства лучшие помощники на оглашении — те, кто одновременно являются и поручителями. Для помощника важно кроме опыта личного поручительства обрести опыт организации встреч, собирания людей, заботы не только о «своих», но обо всех, кого собрал Господь в данную огласительную группу.
Кроме того, в отличие от катехизатора, который обычно сохраняет определенную дистанцию с оглашаемыми, помощник может установить с ними более доверительные отношения и помочь катехизатору лучше понять, что происходит в группе в целом или с кем-то из оглашаемых. В задачу помощника входит также при необходимости разъяснение того, что вызывает недоумение или раздражение. Он может смягчить ситуацию, помочь преодолеть возникшие в группе искушения и т. д. [4, с.180]
Какие качества и подготовку должны иметь помощники и поручители при оглашении «особенных» катехуменов?
1. Церковность, укоренённость в общинно-братской жизни.
Человек может привести другого человека только туда, куда он сам дошел. Если поручители только по привычке бывают в церковном собрании, но уже не ценят его и не чувствуют своей церковной ответственности, тогда и для поручаемых церковь остается некоей абстракцией. Она не становится реальностью жизни, их домом. [5] Но для воцерковления любых катехуменов, а тем более «особенных», большое значение имеет общение и благодатная среда вокруг – церковная община. В Преображенском братстве есть пример «Особой группы», в которую входят дети и молодые люди с выраженным нарушением развития, а также их родственники без особенностей. В этой группе без применения специальных методик люди с особенностями динамично меняются: оказываются способными к молитве, общению, покаянию, научаются делать то, на что были неспособны в течение многих лет. [3, с.376]
2. Особая открытость к «особенным» людям, большая любовь, смирение и терпение, так как итог на оглашении часто непредсказуем, а в случае «особенных» оглашаемых, влияние внешних и внутренних факторов увеличивается.
3. Желание взяться помогать катехизатору вести «особенного» катехумена (для поручителя) или группу «особенных» катехуменов (для помощника). Если такого желания нет, то даже не браться.
4. Нужна соответствующая подготовка поручителей, чтобы иметь представление о жизни «особенных» катехуменов. Требуются особые знания, чтобы помогать катехизатору в оглашении тяжелобольных, умирающих, психически-больных людей, чтобы уметь самому и помочь катехизатору определить границы возможностей (своих и катехумена).
5. Необходимы определенные душевные качества, так как от всех участников огласительного процесса требуется особый такт, деликатность, внимание к «особенному» катехумену, трезвенность.
Какие конкретные действия помощников и поручителей возможны на оглашении в отношении «особенных» катехуменов?
Основное отличие поручителя и помощника от катехизатора в том, что они не являются учителями, за передачу вероучения церкви они не отвечают, в отличие от катехизатора. Следовательно, они могут совершать следующие действия:
1. В отношении катехуменов до 21. Для этой группы первостепенной является такая категория поручителей, как родители, которые прежде всего отвечают за своих детей и являют пример жертвенной любви к Богу и Церкви. Если это они не делают, это может стать серьезным препятствием к воцерковлению. [1, с.116-120]
2. В отношении катехуменов после 50-55, пожилых людей. Роль поручителей ключевая, так как у этой группы большая, в сравнении с нормальными катехуменами, трудность в том, чтобы обрести опыт личной молитвы; прийти к покаянию, понять что Евангелие имеет прямое отношение к его жизни, увидеть свое рабство у стихий мира и то, посредством чего мир сей держит его в своих руках (очевидный пример подобного рабства — зависимость от телевизора), преодолеть неизбежные для его возраста немощи, обрести опыт освобождения и найти свою меру служения Богу и ближнему. Поэтому очень многое зависит от веры поручителя, его молитвы и примера жизни. [4, с. 84-104]
3. В отношении тяжелобольных надо учитывать, что оглашение должно быть как можно более личными. Поручитель может тайно или явно молиться об исцелении тяжелобольного, только надо следить за тем, чтобы это не стало корыстной целью оглашения с возможным последующим Крещением. Поручитель должен относиться с особым тактом, лаской, мягкостью, сочувствием, духовной чуткостью к больному. Если больные неопрятны, вызывают чувство брезгливости и отталкивания, то это надо сразу преодолевать. Помощнику, если в группе «особенных» катехуменов больных несколько, необходимо уделять особое внимание и всем каждому, так как у катехизатора на это может не хватать. Также помощнику и поручителю надо помогать больному преодолевать, если у него возникает большая склонность к крайностям, подозрительности, отчаяние, безрассудным решениям, и действиям, болезненным фантазиям и капризам. [1, с.134-138]
4. В отношении психических больных. Желательно чтобы катехизатор и поручитель должны знать основы психиатрии, катехизатору нужно быть в контакте с психиатром. Духовная помощь в таких случаях — это общение больного с катехизатором и с поручителем. Для таких больных чрезвычайно важен человек, которому они доверяют. Личное, доверительное общение выходит здесь на первый план. В отношении тяжелы психически больных, самая трудная задача катехизатора и помощника верно определить, не утрачен ли в них человеческий образ, есть ли хотя бы в минимальной степени, временное, но ответственное сознание, совестливое самосознание и язык, дар слова, членораздельная речь, хотя бы только внутренняя. Если образ не сохранился, то за человека можно только молиться, как молятся о стенающей в рабстве всякой твари. Если образ сохранился, то человек будет способен к вере, покаянию и к личностной любви к Богу, миру и человеку, т.е. будет способен воспринять благодать таинства в человеческом достоинстве. Если человек потерял облик только на время, то
следует подождать, и важно не пропустить улучшения его состояния и хотя бы краткого обретения им его вновь, и это задача поручителя. Это важно, так как никакие компромиссы тут не допустимы, таинство может быть осуществлено «в суд и осуждение». [1, с. 139-142]
5. В отношении умирающего. Помощник и поручитель должны помочь катехизатору не только с позиций разума убедить умирающего в существовании высшего мира, и не просто его успокоить, они должны помочь умирающему реально пережить опыт богообщения уже в этой жизни, помочь человеку соединиться со Христом, навеки, навсегда, и в таком состоянии обрести вечность. Хорошо, если человек умирает дома и помощники и поручитель вместе с братьями и сестрами будут сопровождать умирающего до конца благодатной молитвой и общением. Помощнику, как и поручителю, необходимо знать психологию умирающего, которая включает пять фаз. Особая помощь поручителя необходима, когда общение с больным в том числе психическим и умирающим затруднено. Он выступает как свидетель свободной воли больного, его желания креститься (если он не крещен) и наличия подлинного покаяния и веры. [1, с.142-145]
6. В отношении катехуменов других национальностей, катехизатору, помощнику и поручителю важно знать, чем для него является его национальная принадлежность. Является ли она фактом только его национального происхождения, или фактом его культурной ориентации, или фактом религиозным? Собственно, к «особенным» можно отнести катехумена только в третьем случае, так как человек не просто приходит в христианство, а переходит из одной религии в другую (например, из ислама и иудаизма в христианство), что не равно переходу из одной веры в другую, как это происходит со всяким, принимающим веру «В Бога и во Христа Его». Более сложные случаи, как комбинации названных фактов встречаются в ситуациях, связанных с «востоком»: буддизмом и индуизмом. В данной ситуации поручителю могут помочь знания данных религиозных вероучений и их отношениях с христианством, [1, 146-149]необходимо глубокое уважение к религиозному опыту, из которого человек приходит в христианство.
7. В отношении бизнесменов поручителю нужно как-то установить с ними настолько доверительные отношения, чтобы они поняли, что иногда надо идти и на какие-то компромиссы в своей профессиональной деятельности ради установления отношений любви с Богом и ближними, ради своего духовного возрождения, ради исполнения своего высшего призвания. Они должны понять, что призвание человека не в том, чтобы реализовать свои способности, данные ему от природы или от социума, а в том, чтобы достичь богоуподобления, в том, чтобы исполнить заповедь о любви к Богу и ближнему. [7]
8. В отношении оглашающихся дистанционно. Наличие поручителей является условием начала оглашения. В городе, где не проводится очная катехизация, собирается группа в 10–15 оглашаемых по личной инициативе какого-то человека. Он становится помощником катехизатора и поручителем в одном лице (если сам не проходил оглашение, то оглашаемым). [4, с. 111-120]
9. В отношении постоянных прихожан. Прихожане в основном имеют магическое сознание в отношении таинств, святых отцов, икон, и др. Есть привязанность к какой-то форме, к духовным «техникам» и «технологиям», в следствии чего прихожане становятся неспособными к свободному действию, боятся всякой ответственности. У поручителя не сразу могут сложиться доверительные отношения с прихожанином, так как его может искушать свобода поручителя. Но если такие отношения складываются. То поручитель может свидетельствовать опытом полагания на Христа, опытом живой молитвы своими словами, не по молитвослову, [4, с. 75-84] ответственной церковной позицией по отношению к обществу, ответственной подготовкой к богослужению и участию в нем.
10. В отношении катехуменов с опытом однополых отношений. В Преображенском братстве опыт оглашения таких катехуменов единичный, в ввиду интимности ситуации не опубликован, поэтому исследование затруднено. Особенностью данной группы является тяжелое повреждение личности, связанное с тяжестью практикуемого греха. Современное состояние общества, определенная мода, распространение информации через СМИ приводят к лавинообразному распространению греха, и таких людей становится все больше. Во время оглашения люди испытывали панический страх при попытках разговора на глубине, в результате чего прервали оглашение на первом этапе, еще до встреч по смертным грехам. В этот момент важны согласованность действий поручителей и катехизатора, чтобы устроить личную встречу-собеседование вне группы, во время которой катехизатор в личной беседе может поставить предельные вопросы. В исследуемом случае этого не получилось, и люди ушли. Если катехумен только осознает себя гомосексуальным, но тяжкого греха не совершал, то есть положительный опыт оглашения, роль поручителей остается в рамках обычного поручительства.[1]
11. В отношении разного рода зависимостей. Особенностью данной группы является то, что люди в состоянии зависимости не оглашаются, сходят с оглашения в самом начале, так как нет слышания слова и усвоения его. Поэтому необходимо сначала человеку помочь избавится от зависимости с помощью нарколога, возможно психиатра, и только после длительного периода воздержания (в случае тяжелых зависимостей до 5 лет) от того, к чему было пристрастие, возможно начать оглашение. Поручителям необходимо постоянно поддерживать связь с катехуменом, особенно до и после встречи, чтобы помогать правильно понимать, усваивать и претворять в жизнь то, что катехумены слышат на встречах.[2]
Таким образом, в практике Преображенского братства рольпомощников и поручителей в оглашении «особенных» катехуменов хотя и во многом совпадает с их ролью в оглашении обычных катехуменов, но существенно возрастает. От помощников и поручителей требуются особые душевные качества, соответствующие знания и подготовка, и, что немаловажно, желание участвовать в оглашении «особенных» катехумена, смирение и терпение. Помощник и поручитель не учат, но помогают «особенному» катехумену, учитывая его конкретные немощи, лучше усвоить услышанное, являют подлинное христианское общение, свидетельствует своей жизнью и примером, что жизнь по Евангелию возможна, и это — новая жизнь не после смерти, а здесь и сейчас. Укоренённость в общинно-братской жизни поручителя помогает «особенному» катехумену войти в благодатную церковную среду, которая будет способствовать его возрастанию в вере, исцелению.
Комментарии
1 Интервью с катехизатором С. Бурлака
2 Интервью с катехизатором А. Еремеевым
Источник: Сретенские чтения [Электронный ресурс] : материалы XXIV научно-богословской конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов (Москва, 24 февраля 2018 г.). — М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM).