Требует ли Бог компенсации?
20 января в Российском православном университете состоялась первая секция «Рождественских чтений», посвященная вопросам катехизации, то есть подготовки к крещению. Как известно, главное свидетельство о том, что такая подготовка с человеком действительно происходит, — это его вера и покаяние, изменение пути. Но какого покаяния ждет от человека Бог?
Этот вопрос поставил в своем докладе сотрудник Научно-методического центра по миссии и катехизации при СФИ Владимир Якунцев. Он проанализировал места из Священного писания и текстов святых отцов, в которых говорится о покаянии и прощении грехов. С одной стороны, в них подчеркивается, что никакими делами человек не может «заслужить» прощение, его дела не могут быть условием для милости Божьей. С другой стороны, неоднократно покаяние как внутренний переворот, выраженный в определенных действиях, предстает чуть ли не условием прощения.
Этот тезис вызвал бурную дискуссию. Должен ли человек, приходя к Богу, в той или иной форме возместить ущерб от своих прежних грехов, подобно мытарю Закхею, который «сказал Господу: вот, половину того, что имею, Господи, я даю нищим, и если у кого что неправедно вынудил, возмещу вчетверо» (Лк 19:8)? Или достаточно просто признать, что был неправ? Хотя человек едва ли может покрыть свои грехи какими-то действиями, покаяние всегда связано с выправлением отношений с людьми и примирением с теми, кто имеет что-то против него, сказал Владимир Якунцев.
Как человек может прийти к покаянию? А что если он никого не убил, не оклеветал, был верным супругом и не чувствует никакой своей вины ни перед Богом, ни перед людьми? Эти вопросы дали повод к разговору об одном из самых тяжелых с точки зрения Библии грехов — идолопоклонстве. На что человек возлагает главную надежду, для какого «бога» он всегда найдет время и силы? «Человек так устроен, что он всегда работает на какой-то “алтарь”», — сказал Владимир Якунцев. И к покаянию, к освобождению от рабства человека может привести скорее не чувство вины, а познание Бога и благодарность, из опыта которой всякий грех раскрывается прежде всего как несвобода и некрасота, добавил он.
Председатель секции священник Игорь Киреев, руководитель катехизаторских курсов во имя священномученика Фаддея при РПУ, сделал обзорный доклад об истории катехизации в России в советское и постсоветское время, о накопленном в церкви опыте катехизаторского служения. Настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино (Москва) священник Григорий Геронимус рассмотрел вопрос, как и в какой мере в процессе краткого оглашения можно говорить о догматике. Заведующий отделением дополнительного образования Донской духовной семинарии священник Александр Усатов рассмотрел опыт древней церкви и современную практику бесед о таинствах церкви и церковной жизни, проводимых после крещения.
Докладчики вспоминали о том, что святейший патриарх на епархиальном собрании Москвы призвал церковнослужителей проявлять большую инициативу в области катехизации, делать то, что будет на пользу людям и церкви, не дожидаясь тех или иных циркуляров. На секции активно обсуждался вопрос о связи воцерковления, катехизации с вхождением в жизнь христианской общины — конкретного сообщества людей, которые объединены не только храмом. Говорили и о возможностях и ограничениях катехизации на приходах.
Софья Андросенко
Сайт СФИ/Портал "Идите, научите все народы"