Православная миссия
и катехизация
и катехизацияАрхивДругие новостиПридётся предъявить не только Бога, но и самого себя
Придётся предъявить не только Бога, но и самого себя
Хочешь отвратить молодёжь от христианства – обличи, а потом поучи. Опыт многих миссионеров показывает: если чем-то и можно заразиться от назидательной миссии – неизлечимым занудством. Чем от этого отличается христианское свидетельство и в чём его трудность, обсуждали на Рождественских чтениях в Свято-Филаретовском институте.
«Практически никакие аргументы за веру – будь это чудеса или философское "доказательство" бытия Бога – не работают. А вот история жизни, предъявление личного опыта: "со мной было так" – это то, от чего нельзя отмахнуться», – говорит студент СФИ Михаил Бахадов.
Правда, говорить о сокровенном – боли или радости, открытии или личном провале – не очень принято. Поколение Y как будто согласилось, что всерьёз они никому не интересны, и сами не выходят из круга одних и тех же тем: успех, внешность, карьера, соответствие трендам, с определенного момента – семья и дети. Миссионеру придётся потрясти устои и говорить не о правильном поведении, ритуале и конфессии, а о том, что в человеке сокрыто, до чего ему самому трудно дотянуться без чьей-то помощи: о дружбе, несбывшейся надежде, поиске любви и источниках смысла.
Больше всего свидетельство о Христе и Евангелии сегодня нужно не кучке убеждённых атеистов, а армии тех, кто уверенно относит себя к православным, считает автор блога «Меньше ада» «плохая христианка» Дарья Косинцева: «Ведь на 80 процентов это не те, кто живет по вере во Христа, а потребители религиозных услуг, которые хотят, чтобы батюшка ребеночка покрестил, а в душу со своим Евангелием не лез».
В большинстве своём такой была и аудитория Христа, который был по нынешним меркам молодой и очень общительный человек, говорящий о неудобном – обедает ли Он на берегу с учениками, дискутирует ли с духовными и политическими лидерами, принимает детей или беседует из лодки с толпой пришедших к Нему людей. А то и вовсе идёт к разным маргиналам, нечистым на руку чиновникам или заступается за грешниц. Моменты, когда Иисус остаётся один, настолько исключительны, что евангелисты отмечают их особо. Основное занятие Иисуса из Назарета – встречи и разговоры с людьми.
«На самом деле мы все живём взаимоотношениями, – говорит протоиерей Александр Лаврин. – Всё остальное – питательная среда». И главное чудо христианского свидетельства в том, чтобы увидеть, что Бог тоже живёт взаимоотношениями и ждёт от человека общения.
«Люди устали от бесконечной информации, знаний, лекций, книг, – говорит ректор СФИ священник Георгий Кочетков. – Поэтому они и сидят круглосуточно в социальных сетях, но это не приводит к бескорыстному общению: там нет того настоящего, чем можно с радостью делиться с другими. Делиться надо именно верой, а не своими знаниями. Ведь вера это не чувство, не учение и тем более не обряды – это глубже, это открытость к истине, к Богу, к миру, который от Бога. На это люди реагируют».
Человеку, чтобы стать тем, с кем Бог сможет общаться, чтобы в каком-то радикальном смысле вырасти, повзрослеть, надо не так много. Иногда достаточно и одного твоего свидетельства, одного «горчичного зерна», чтобы увидеть, что человек-то – живой, но и Бог живой. Ему, как и тебе, не нравятся зло, страх и подавленность. Он хочет и имеет силу открыть в нас настоящую свободу.
Круглый стол «Содержание миссионерской проповеди студентам и молодежи» состоялся в Свято-Филаретовском институте при участии Синодального миссионерского отдела РПЦ в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений 28 января. В работе круглого стола приняли участие священнослужители и миряне Русской православной церкви, преподаватели и студенты СФИ.
Автор: Софья Андросенко
Фото: Александр Волков
sfi.ru