Катехизация: закон, любовь или закон Любви?
В недавнем номере газеты «Православная Москва» появилась статья под названием «Катехизация: не навреди» за подписью некоего «протоиерея Владимира». При том, что основная мысль статьи: «привлекает любовь, законничество отталкивает» – наверное, ни у кого не вызовет возражений, некоторые выдвинутые автором идеи заставили испытать чувство глубокого недоумения.
Однако по порядку.
Начинается статья с воспоминаний автора о том, как некий батюшка крестил его «без всякой катехизации» (что сам автор признает удивительным, и справедливо, на наш взгляд), зато, крестив, отказался причастить – дескать, из-за того, что новокрещенный «ничего не знал».
К сожалению, такая практика действительно родилась в советские годы, видимо, из-за запрета преподавать религию. Между тем, вся история Церкви, её каноны и Предание предписывают прямо обратное: тщательное испытание и подготовка, научение требуются именно перед Крещением, которое по своей сути есть возрождение человека и его шаг ко Причастию Тела и Крови Христовых. Крещение не самоценно! Оно есть дверь в Царствие, само же Царствие дается нам через приобщение Царю Христу.
Досточтимый протоиерей пишет, что князь Владимир «насильно в Днепр загонял» людей для крещения, и сообщает, что «уже тогда невзлюбил наш народ катехизацию». Оставив в стороне упоминаемые перегибы, отметим, что логическая связь между христианским научением и насильственным принуждением ко Крещению здесь не просматривается. Скорее уж наоборот!
Автор разбираемой статьи обозначил три, на его взгляд, «самых острых вопроса» о катехизации и дал на них свои ответы, с которыми вряд ли можно согласиться.
1. «Добровольно или принудительно». Сам автор считает, что этот вопрос ставить неловко. С этим и мы полностью согласны! Да еще и хочется спросить: а как он представляет себе «принудительную катехизацию»? Приковав наручниками к батарее? С приводом в полицию? Как-то ещё?.. Слава Богу, Крещение – дело добровольное. Сказано: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16. 16). И сказано также: Как веровать… без проповедующего? (Рим. 10, 14-15).
Ведь не считает уважаемый автор «недобровольностью катехизации» требование подготовки перед Крещением, существующее в Церкви на протяжении ее двухтысячелетней истории? И требование это понятно: при Крещении даются обеты, содержание которых важно разъяснить тому, кто собирается их принести.
Подлинное требование любви – научить, по заповеди Христовой, народы, прежде чем совершить над ними таинственное изменение, вложить им в уста обеты Богу Живому, даваемые при Крещении.
2. «До крещения или после?»
Тут уместно привести цитату. Согласно Учебному пособию для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов, подготовленному Синодальным отделом по религиозному образованию и катехизации, «результатом катехизации является вхождение новообращенного христианина в христианскую общину, собранную вокруг Евхристической чаши, и формирование христианского мировоззрения, основанного на Священном Писании и догматических основах Православия, явленных, прежде всего, в Символе веры».
Уместно также и сослаться на опыт Церкви: в текстах святого Иустина Философа (II век) выделяются три критерия готовности ко Крещению:
- Искреннее раскаяние в своих прошлых грехах, в своей прошлой нехристианской, языческой жизни.
- Вера в Церковь как учительницу истины и, следовательно, принятие полноты церковного учения.
- Изменение образа жизни в соответствии с Евангелием.
Досточтимый протоиерей провозглашает: «Сначала нужно что-то дать, а потом можно и требовать». Какие небесспорные слова! Что значит – «дать», какое именно «что-то», что значит «требовать» и что именно требовать?.. И наконец, самое главное: кто именно должен давать и кто – требовать?
При малейшем желании в эту сомнительную формулу можно уместить абсолютно любой тезис, как за, так и против христианского научения перед Крещением. Например, можно сказать, что перед тем, как требовать Крещения, человек должен отдать своё время на подготовку.
Мне же кажется, что Господь, дав нам бытие, спасение и Самого Себя, ждёт от нас любви, как сказано, всем разумением: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь (Мф. 22. 37-38). И именно потому Господь посылает апостолов не просто крестить, а научить все народы. И научение это – процесс непрестанный. Потому мы и зовемся учениками Христовыми, а Он – нашим Учителем.
Итак, катехизация, то есть научение христианское, на мой взгляд, и есть дар любви людям; она должна быть и перед крещением, и после него. Вспомним слова великого святителя Русской Церкви митрополита Филарета (Дроздова): «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, не для тебя посланы Апостолы, ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет».
Приведу еще одну цитату. В распоряжении Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла говорится: «Во всех приходах, патриарших и монастырских подворьях, а также монастырях, находящихся в Патриаршем управлении должны неукоснительно соблюдаться… минимальные требования к оглашению взрослых людей и детей старше семи лет, желающих принять Таинство Крещения, а также родителей и восприемников детей младше семи лет. Эти минимальные требования включают в себя:
- в отношении крещаемых (кроме младенцев), родителей и восприемников — участие не менее, чем в двух огласительных беседах, проводимых священником или катехизатором, об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни;
- в отношении крещаемых (кроме младенцев) – личную покаянно-исповедальную беседу со священником.
…Исключение из этих требований составляют случаи смертельной опасности для готовящегося принять Таинство Крещения».
Смею надеяться, что распоряжение это автору статьи известно и для него авторитетно.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 ноября 2011 года был утверждён документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». В нём, в частности, сказано: «Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше семи лет, желающие принять Таинство Крещения. Недопустимо совершение Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве». При совершении Таинства Крещения над младенцами и детьми до семи лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников (т.е. крёстных). В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники.
И, наконец, пункт 3. «Священник должен проводить оглашение или мирянин?» В этом пункте автор высказывает поразительную мысль, что катехизатор-мирянин по своему уровню неизменно равен «бабушке, делающей замечания у подсвечника». И богословские знания, дескать, ничего не изменят.
Слова досточтимого «протоиерея Владимира» заставляют предположить, будто он уверен, что такие просветители и прославленные учителя, как, например, сотрудники апостола Павла Акила и Прискилла, равноапостольные Мария Магдалина и Нина (ещё и женщины!), святой мученик Иустин Философ, великий Максим Исповедник (простой монах, а следовательно, по канонам – мирянин как не член клира и иерархии), святые новомученики Михаил Новосёлов и Николай Варжанский и многие другие по своему уровню не более как «ворчливые бабушки», поскольку «уровень богословских знаний ничего не меняет качественно».
«Мирянин, – говорит автор обсуждаемой статьи, – всегда… будет напирать на букву закона». Не будем обсуждать странную безапелляционность этого заявления. Хотелось бы спросить автора: так ли уж плохо на сей закон «напирать»? Ведь Бог есть любовь (1 Ин. 4. 16), а значит, закон Божий, закон Нового Завета, в котором мы живём по Божией милости, – это закон Любви.
Известен этот закон нам из святого Евангелия и разъяснен опытом Божиих святых. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон… (Мф. 22, 37-41)
Противоречие между законом и любовью снято Христом, Который закон Любви предписал нам.
Мы не знаем, что стало причиной для возникновения у автора столь странного мнения. Заметим только, что с ним не согласны и сам апостол Павел (по его словам, Бог иных поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможении, управления, разные языки... (1 Кор. 12. 28-29), ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь – один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарование то, имеешь ли пророчество – пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение — пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли — увещевай; раздаватель ли — раздавай в простоте; начальник ли – начальствуй с усердием; благотворитель ли — благотвори с радушием» (Рим. 12. 4-8)), и весь опыт Церкви, в которой всегда готовились проповедники и учителя, катехизаторы из числа усердных верных, то есть мирян, многие из которых достигли великой святости и являют для нас, их подражателей, образец и пример жизни и служения.
Обратимся к соборному опыту. Вот что говорит постановление знаменитого Поместного Собора 1917-1918 годов (состоявшего из, в том числе, множества будущих новомучеников и исповедников Церкви Русской): «Определение о церковном проповедничестве. …Для большаго же усиления и развития православно-христианскаго благовестия, сообразно с требованиями настоящаго времени весьма желательно привлекать к делу не только диаконов и псаломщиков, но и способных к проповедничеству благочестивых мирян, причем участие тех и других в служении слову (Деян. VI, 4), наиболее удобное и полезное в области внебогослужебной проповеди, может быть допускаемо и на церковной кафедре за Богослужением, по благословению епископа и с разрешения в каждом отдельном случае местнаго священника. Не принадлежащие к клиру проповедники, заявившие себя особенною ревностью в церковном учительстве, посвящаются в стихарь и именуются благовестниками».
А вот что говорит Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви: «К особым миссионерским поручениям можно отнести приобщение мирян к участию в миссионерских экспедициях, к катехизаторской работе (в предоглашении и оглашении), к иным видам деятельности Церкви по научению основам веры».
Позволю себе завершить ответ на статью словами Святейшего Патриарха Кирилла: «Подготовка приходских работников – миссионеров, катехизаторов, молодежных и социальных работников – является сегодня важнейшим приоритетом нашей Церкви».
Екатерина Макалец,
помощник настоятеля по миссионерско-катехизической работе
храма пророка Божия Илии в Черкизово.
Приходы.ру/Портал "Идите, научите все народы"