Катехизация и приход: проблемы и возможности
Первый день работы конференции о длительной катехизации был посвящен одной из наиболее актуальных тем: взаимовлиянию традиционной длительной катехизации и современного уклада приходской жизни.
Участники, приехавшие в Подмосковье из многих епархий Русской православной церкви, открыто обсуждали вопросы, которые встают перед ними в процессе катехизации, в частности, о взаимоотношенях духовенства и прихожан в служении катехизации и об участии оглашаемых в приходском богослужении.
Примеры из практики катехизаторов были яркими. Оказывается, иногда дерзновенные оглашаемые подходят к священникам в храмах и просят их сказать слово на литургии после чтения Писания или хотя бы после службы. Традиционная катехизация, подразумевающая не информирование людей, а их включение в полноту жизни по вере, требует определенного дерзновения и от священников-катехизаторов. Многим участникам запомнился диалог, описанный одним из гостей конференции. Священник, понимая важность того, чтобы оглашаемые слышали литургические молитвы, начал читать их вслух. Через несколько воскресений к нему подошел регент:
– Пожалуйста, сегодня не читайте молитвы вслух, это удлиняет службу, а мне нужно уходить в определенное время.
– Если нужно, идите, допоем без Вас.
– Как, кто?
– Подойдут те, кто недавно воцерковился: они службу знают, споют все, что нужно. Результат оказался неожиданным: молитвы были прочитаны вслух, регент никуда не ушел, а нововоцерковленные подпевали хору, стоя в храме.
Конечно, эти примеры лишь иллюстрируют те проблемы, с которыми сталкиваются оглашаемые на приходе: непонятный язык, долгие службы часто при невозможности присесть, отсутствие проповеди и чтения так называемых «тайных» молитв. Поэтому катехизатор стоит перед непростой задачей – помочь катехумену полюбить православное богослужение, научиться его понимать и молиться на нем.
О том, как соотнести святоотеческую катехизацию с современной приходской жизнью, мы спросили ректора Свято-Филаретовского института профессора-священника Георгия Кочеткова:
– В каких условиях катехизация на приходе будет полноценной?
– Очень просто ответить на этот вопрос. Катехизация должна быть на своем месте. Она должна выполнять свою непосредственную функцию воцерковления людей, приведения их ко Христу, а не просто к храму; к людям, а не лишь к одним церковным установлениям. Катехизация должна совершаться в идеале по благословению или по благоволению церковной иерархии, лучше всего епископа, но в крайнем случае настоятеля. И она не должна на приходе испытывать препятствий со стороны приходских обычаев, появившихся вне контекста церковного научения, то есть катехизации. Приход должен привлекать людей, препровождать их на катехизацию и всячески способствовать катехизации, которая при этом не может быть в чистом виде приходской. Она может быть на приходе, но все-таки в нормальном случае приход существует при катехизации, а не катехизация при приходе, так же как и община и братство: храм при общине, а не община при храме, как мы, к сожалению, часто привыкли об этом думать.
Информационная служба Преображенского братства/Портал "Идите, научите все народы"