Православная миссия
и катехизация
и катехизацияАрхивНовости Синодальных отделов РПЦЗавершился семинар для руководителей и сотрудников епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации
Завершился семинар для руководителей и сотрудников епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации
20 июня 201716 июня 2017 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия завершил работу семинар для руководителей и сотрудников епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации.
По итогам семинара ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион вручил слушателям удостоверения установленного образца.
Обращаясь к выпускникам, архипастырь сказал:
«Дорогие отцы, братья и сестры! Я рад сегодня приветствовать всех собравшихся для участия в семинаре по программе повышения квалификации руководителей и сотрудников епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации.
Святейший Патриарх Кирилл неоднократно напоминал о том, что катехизация, просвещение народа является нашей первоочередной задачей. Эта миссия возложена на священнослужителей самим Господом. Разрыв, который по-прежнему существует между номинальными и реальными православными христианами, очень велик. Речь идет о миллионах людей, которые считают себя православными, идентифицируют себя с Церковью, периодически посещают храм: когда нужно покрестить ребенка, обвенчаться, но реальной церковной жизни не видят, Евангелие не читают, догматическое учение Церкви представляют себе очень слабо или вообще никак. Это огромное миссионерское поле открыто для нас. На нем, помимо нас, действуют и другие люди: сектанты, представители различных групп, которые часто пользуются нашей недостаточной активностью, похищают души, которые могли бы быть овцами нашего стада.
Конечно, катехизация и просвещение – первоочередная задача нашей Церкви. Она относится ко всем слоям населения, начиная от детей и заканчивая людьми зрелого и старшего возрастов. Для каждой возрастной группы нужны свои навыки, подходы, методы работы. Такая работа должна систематически вестись в епархиях. Это очень важно.
Мы достигли определенных успехов в создании и развитии научной отрасли теологии в высших учебных заведениях. За последние недели произошли такие события, которые позволяют говорить, что в светских учебных заведениях выстроена научная отрасль теологии. У нас есть все необходимое для того, чтобы студенты могли заниматься, а диссертанты - защищать свои работы и получать ученые степени по теологии. Правда, это касается только системы высшего образования. В системе среднего образования, к сожалению, дела обстоят не совсем так, как хотелось бы. После многих лет борьбы, путем серьезных усилий нам удалось добиться того, что основы православной культуры или альтернативный предмет по выбору учащихся и родителей преподаются в одном из классов средней школы. Это всего лишь 36 часов за всю одиннадцатилетнюю программу пребывания учащегося в школе.
Кроме того, мы даже в этих узких рамках не имеем прямого выхода на школу, детей и педагогов, потому что основы православной культуры часто преподают другие люди: деятель культуры, учитель физики, человек, который прошел краткосрочные курсы. Они сами слабо ориентируется в том, что такое Православие, но при этом рассказывают детям о православной вере. На таком фоне публикуются различные рейтинги, основанные на общественном мнении, говорится о том, что родители не поддерживают преподавание религиозных дисциплин в школе, возникают протесты в связи с курсами, касающимися религии.
Например, не так давно в средствах массовой информации говорилось о том, что группа родителей выступила против преподавания курса "Истоки" в средней школе. Это якобы свидетельствует о том, что детям не интересна религия. Давайте спросим себя: а кто создавал этот курс? Церковь? Если бы Церковь подпустили, мы бы создали хорошие курсы для детей. Церковь еще никогда никому не навредила.
Думаю, что миссионерское поле, которое мы могли бы осваивать, сейчас открыто для нас только частично. Дети - самая уязвимая группа населения. Мы видим, что дети "зависают" в социальных сетях и впоследствии становятся жертвами сектантских движений. И Церковь, и государство должны обратить особое внимание на эту ситуацию
Я очень надеюсь, что все вы, несущие прямую ответственность за образование и катехизацию в ваших епархиях, будете прилагать усилия к тому, чтобы Церковь могла напрямую общаться с детьми в школах, подобно тому, как мы добились возможности участвовать в светском высшем образовании через кафедры теологии.
Хотел бы всем пожелать помощи Божией в служении, чтобы Господь давал вам необходимые силы».
Затем было оглашено послание председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, в котором, в частности, выражалась благодарность митрополиту Волоколамскому Илариону за содействие в работе Синодального отдела, была отмечена важность проведенного семинара, подчеркивалась необходимость стандартизации содержательного компонента православного образования.
На церемонии вручения удостоверений присутствовали руководитель Центра непрерывного образования ОЦАД И.А. Парфенов, помощник председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви протоиерей Александр Прытков, руководитель сектора Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви диакон Герман Демидов.
www.doctorantura.ru