Православная миссия
и катехизация
и катехизацияАрхивНовости Синодальных отделов РПЦВ Москве завершила работу VII научно-практическая конференция "Традиция святоотеческой катехизации: основной этап"
В Москве завершила работу VII научно-практическая конференция "Традиция святоотеческой катехизации: основной этап"
Прошедшая конференция — уже четвертая в цикле «Традиция святоотеческой катехизации». В следующем году участники договорились продолжить подробное обсуждение содержания основного этапа оглашения.
VII научно-практическая конференция «Традиция святоотеческой катехизации: основной этап» завершила работу. В ней приняли участие 85 человек — священнослужители и миряне из пяти стран и 27 городов. В этом году предметом обсуждения стал основной этап катехизации, в литургической традиции именуемый «второе оглашение», и содержание одной из его тем — «Бог и мир. Сотворение мира».
Основной этап оглашения, связанный с непосредственной подготовкой людей к крещению или воцерковлению, в древней церкви занимал 30-40 дней, в течение которых группа катехуменов собиралась ежедневно. Переходу на второй этап предшествовало личное собеседование с епископом.
Требования к оглашаемым второго этапа значительно возрастают, приближаясь к общехристианским. Так, на него не могут быть допущены люди со смертными этическими грехами. Но главными основаниями для перевода на второй этап традиционно являются вера и покаяние человека, а также свидетельство о нем церкви.
Как отметил проректор СФИ катехизатор Дмитрий Гасак, вера катехумена находится в процессе становления и может отличаться от той, которую мы исповедуем в Никеоцареградском символе веры, где христианское учение изложено на догматическом языке, еще недоступном оглашаемым. «И хотя эта вера еще неполна, она должна иметь определенное качество, — добавил он. — На сегодняшний день нет общецерковных критериев относительно того, какой должна быть эта вера, а этот вопрос принципиально важен для воцерковления всякого человека. Ведь становление этой веры — определенный путь, схождение с которого связано для оглашаемого с отступничеством, изменой и грехом».
В жизни оглашаемых второго этапа их вера проявляется в открытом и свободном отречении от старого закона жизни и свободном обещании следовать за Христом, Которого они познают как Путь, Истину, Жизнь и Узкие Врата, вне которых — власть сатаны.
К этому моменту в жизни оглашаемых происходит существенный поворот. «К концу первого этапа оглашения человеку должна быть уже известна его ложная надежда — та конкретная вещь в его жизни, через которую осуществляется его рабство и покорность князю мира сего», — сказал сотрудник Научно-методического центра по миссии и катехизации при СФИ катехизатор Владимир Якунцев.
«На втором этапе человеку вдруг становится ясно, что и путь добра может быть ложным, — сказал катехизатор из Хабаровска священник Виктор Дунаев. — Он начинает понимать, что заповедь имеет смысл только тогда, когда он исполняет ее ради Христа. Люди вдруг начинают видеть друг друга, осознавать, что тот, кто рядом, оказывается, тоже идет за Христом».
Ключевым стал разговор о том, кто реально способен нести ответственность за катехизацию людей и их дальнейшую жизнь в церкви в современных условиях.
«Я не вижу иного пути, кроме того, о котором мне однажды сказал отец Всеволод Шпиллер, — сказал ректор СФИ священник Георгий Кочетков. — Нечто подобное говорил и отец Таврион (Батозский). Надо учить людей, которые могут научить других. Надо собирать людей, которые хотят жить со Христом. Конечно, у отца Всеволода из-за этого были проблемы, ему говорили, что у него “букет ересей”. Я уже не говорю про отца Александра Меня. Ничего нового в этом нет. Все, кто на приходе попытается что-то подобное делать, попадут в “сектанты” и “еретики”. К сожалению, так работает нецерковное сознание. Но если Господь сказал: “Идите и сделайте учениками все народы”, значит, хоть мы и понимаем, что мы никто, но идем и делаем».
Особенности второго этапа прямо связаны с основной целью оглашения — ввести людей в полноту христианской веры, молитвы и жизни, передать им традицию церкви. Главное отличие второго этапа от первого — его концептуальность. Если огласительные беседы первого этапа были построены как ответы катехизатора на вопросы оглашаемых по тексту Писания или их жизненным ситуациям, то встречи второго этапа предполагают последовательное изложение христианского вероучения.
«Жанр огласительной беседы второго этапа — монолог. Диалог здесь вести не о чем, поскольку опыт, о котором идет речь, намного превышает опыт самих оглашаемых», — отметил профессор СФИ Давид Гзгзян. «Ни в коем случае не стоит объяснять, как устроен этот мир, — предостерегает он всех катехизаторов. — Катехизатор — это не тот, кто что-то объясняет, а тот, кто доносит Божественное откровение. Не ощущение снявшейся проблемы должна вызывать его деятельность, а нарастающее напряжение».
Всякий раз, приступая к раскрытию темы, катехизатор должен трепетать, потому что перед лицом Бога он почти так же несведущ, как оглашаемые. «Лучше косноязычный, но благоговейный», — шутя резюмирует Давид Гзгзян одно из главных требований к катехизатору. Ведь предстать хорошим эрудитом гораздо проще, чем передать людям то откровение, которое Церкви доверил Сам Господь Бог.
В конференции приняли участие представители СФИ, Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, Белгородской, Кузбасской, Пермской и Хабаровской духовных семинарий, Катехизаторских курсов во имя священномученика Фаддея Тверского при Российском православном университете, Епархиальных миссионерских курсов города Москвы, Центра катехизации Катехетической комиссии Католической архиепархии Божьей Матери в Москве, Российской Церкви христиан веры евангельской и другие.
Media.otdelro.ru\Портал "Идите, научите все народы"