Православная миссия
и катехизация
и катехизацияАрхивЕпархии РоссииЗавершился седьмой крестный ход "По стопам миссионеров алтайских"
Завершился седьмой крестный ход "По стопам миссионеров алтайских"
Он проходил с 21 по 29 июля 2013 г. по дорогам Республики Алтай по благословению Преосвященнейшего Сергия, епископа Барнаульского и Алтайского, сообщает официальный сайт Барнаульской епархии.
Крестный ход был посвящен 1025-летию Крещения Руси и пролег по маршруту Майма – Горно-Алтайск – Артыбаш – Телецкое озеро – Балыкча – Коо – Балыктуюль – Улаган. Участники преодолели 152 км пешком от Маймы до Горно-Алтайска, затем по Чулышманской долине, поднялись на перевал Кату-Ярык и от него – через Балыктуюль прибыли в райцентр Улаган. Кроме того, 78 километров крестный ход шел на катерах по Телецкому озеру.
По словам Владимира Клименко, редактора вестника Барнаульской епархии "Алтайская миссия", руководителем крестного хода «По стопам миссионеров алтайских» все эти годы традиционно является помощник благочинного по работе с молодежью священник Лаврентий Донбай, штатный клирик Преображенского храма Горно-Алтайска. На первом этапе (от Маймы до Горно-Алтайска) крестный ход сопровождал благочинный Горно-Алтайского округа протоиерей Георгий Балакин и клирик майминского храма Сошествия Святого Духа иерей Сергий Башкатов. В Макарьевском храме г. Горно-Алтайска крестный ход встречал его настоятель иерей Павел Богомолов. В Артыбаше – настоятель прекрасного храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» иерей Сергий Хивинцев. На участке пути от мыса Кырсай до Балыктуюля - настоятель Пантелеимоновского храма села Балыктуюль игумен Макарий (Чулунов), который прошел значительную часть пути, и благочинный Онгудайского округа священник Павел Тайченачев, который по его собственной просьбе недавно направлен в «медвежий угол» Республики Алтай – райцентр Кош-Агач, где энергично принялся за возведение очередного храма. Часть пути также с крестным шел настоятель Успенской церкви села Чоя священник Алексий Леонтьев, а на финальном этапе крестный ход встречал настоятель Казанской церкви села Улаган священник Георгий Купин.
С интересной беседой об истории Алтайской духовной миссии выступил после ужина в Артыбаше на берегу Телецкого озера при свете костра иерей Сергий Башкатов. Наряду с общеизвестными фактами о том, когда, кем и в каких местах создавалась Алтайская духовная миссия, отец Сергий привел очень интересные соображения о том, что же такое, в сущности, была та православная община, которую создавал преподобный Макарий (Глухарев), апостол алтайский.
Докладчик выделил несколько принципов, которые применял преподобный Макарий в своей работе с местным населением. Первый: работать на родном для них языке. Десять заповедей были переведены на алтайский язык. Также использовался принцип неторопливости, основательности при крещении людей. Так, за 14 лет им было крещено всего 675 человек, то есть за количеством преподобный Макарий не гнался. К слову, в эту цифру вошли лишь взрослые алтайцы. Дети крещеных алтайцев учитывались как обычно крещеные дети православных семей. Очень важен был и такой принцип как перевод крещеных алтайцев на оседлый образ жизни – совершенно новый для местных жителей. Нужно было жить уже не со своими сродниками по крови, а со своими сродниками по духу. Нужно было дать понять, что подлинное родство – это родство по духу. И нужно было заставить новых братьев во Христе научить заботиться о других. У каждого новокрещеного должны были обязательно быть два восприемника, которые обязаны были не только помогать ему в духовных вопросах освоения веры, но и помогать материально. Эта община чем-то напоминала первоапостольскую. Принцип апостольской общинности подчеркивался в первом пункте Устава миссионерского общества, где было записано: «Почитаем иметь все общее – и одежду, и материальные средства, и пищу, и послушание: общий труд, общую молитву, общее имущество». В эту первую миссионерскую общину нужно было начать постепенно включать инородцев. К сожалению, в сегодняшней практике Церкви именно этого момента нам и не хватает, подчеркнул отец Сергий. Принимая новых людей в Церковь, мы не делаем их членами какой-то общей семьи, да и сами часто не воспринимаем свое присутствие в Церкви как присутствие в единой духовной семье. Итак, община, которую создавал преподобный Макарий на Алтае, создавалась им как община апостольская. Все миссионерские станы, а их было создано всего три, потому и были немногочисленны, что создавались основательно и надолго. Они, по сути, и стали основными населенными пунктами будущей автономной области и Республики Алтай, и стоят доныне. В 1832 году основывается стан в Майме, примерно на месте нынешней церкви Святого Духа. Одним из первых в 1839 году также основывается Мыютинский стан. В 1842 году закладывается Чемальский стан, который как стан был утвержден позже. Эти первые станы существуют и доныне. Преподобный Макарий все 14 лет практически вынужден был действовать в одиночку. Миссия в этот первый период была крайне малочисленной. Но именно тогда были заложены основные принципы Алтайской духовной миссии.
Не в пример тому в 90-е годы ХХ века на Алтае высаживались московские десанты и крестили как можно больше людей, не задумываясь о том, что же станет с этими людьми дальше. И где они, эти крещеные? Все же, кого привлек в свою общину преподобный Макарий, сами стали апостолами для остальных жителей. Вся ее деятельность в последующие годы опиралась на самих воспитанников миссии, а не на приезжих. Эти принципы, заложенные преподобным Макарием, свято соблюдались, пока не была разрушена сама миссия в безбожные 1920-е годы.
На втором этапе развития Алтайской духовной миссии последователем преподобного Макария был протоиерей Стефан Ландышев, который вокруг станов создавал православные ячейки, центры, развивал взаимопомощь, помогал семенами, орудиями труда, старался развивать быт, в том числе санитарный. Удалось так поставить санитарную работу, что на территории Алтайской духовной миссии в 60-70-х годах в миссионерских школах практически не было эпидемиологических заболеваний, тогда как в земских школах уровень заболеваний зашкаливал, составляя от 30 до 50%.
Третий этап – епископский – ознаменовался строительством храмов (с 1864 до 1883). Храмы поначалу были небольшие. Но при владыке Владимире (Петрове), епископе Бийском, начали появляться и красивые каменные храмы. К 1916 году в Горном Алтае стояло 95 храмов и молитвенных домов, из них 40 основательных храмов. Много это или мало? Тогда алтайцев жило 34 тысячи человек, сейчас – 70 тысяч, тогда работало 39 священников, сейчас служат 18 священников, а храмов и молитвенных домов в Республике Алтай не наберется и сорока. Было также построено три больницы, а до этого их вообще никогда не было.
4-й этап деятельности Алтайской духовной миссии связан со святителем Макарием Невским. При нем появилось два класса образования:
– в первом классе алтайцы получали начальное образование;
– во втором классе готовили педагогов для Горного Алтая (таких было 5 школ). Обучение велось на двух языках: на алтайском, на русском, затем на двух сразу.
Участник крестного хода Татьяна Романова из Томска, отметила одно важное новшество, которое впервые появилось в этом крестном ходу: «Впервые в истории нашего крестного хода организована группа социального служения: оповещение местных жителей о прибытии в их село крестного хода (расклейка листовок, организация жителей сел для участия в крестном ходе), работа с местным населением (консультация врачей), подвижные игры и творческие занятия с детьми как местными, так и с детьми участников крестного хода, а также работа киноклуба. Такая задумка появилась давно, но воплотилась только в данном крестном ходе, который с этим все больше и больше по праву приобретает статус миссионерского». Социальная группа в составе примерно 10-15 человек выезжала заранее в Коо, Балыктуюль и Улаган, где и проводила соответствующую работу.
В крестном ходу первоначально приняли участие более 130 богомольцев из Барнаульской епархии, Новосибирской и Томской митрополий, из Москвы, Башкирии, Пскова и других уголков России, а к концу движения их число практически удвоилось. Среди участников – студенты и школьники, предприниматели и журналисты, врачи и учителя, военнослужащие и пенсионеры, труженики села и люди рабочих профессий, представители сибирского казачества.
Возраст крестоходцев не был ограничен практически никакими возрастными рамками. Самому маленькому Илюше было четыре года, а самой старшей сестре было 77 лет, и эта крестоходка не только бодро шагала вместе со всеми, но по утрам еще делала пробежки, удивляя молодежь своей неутомимой энергией и целеустремленностью.
Ежедневно по пути следования проводились богослужения и молебны, беседы со священниками, читались акафисты, произносились проповеди, работала походная детская воскресная школа (впервые), по вечерам проводились литературные вечера и концерты, был организован просмотр видеофильмов духовно-нравственного содержания. По дороге к крестному ходу присоединялись местные жители, в основном, это были алтайцы, причем, рядом со взрослыми шли также и дети.
В конце крестного хода, после Божественной литургии, состоялся теплый задушевный разговор. Крестоходцы благодарили отца Лаврентия и других организаторов незабываемого похода-2013. В свою очередь руководитель крестного хода поблагодарил всех, кто нес послушания сигнальщиков с флажками, хоругвеносцев, поваров, пономарей, врачей, социальной группы, пел на клиросе, работал на погрузке-разгрузке, костровых, чтеца, киномехаников, исполнителей стихов и песен на литературных вечерах, десятников, фотографов, видеооператора и летописцев. Все было организовано по-военному четко, учтены накладки и недоработки прошлых лет (в частности, в работе с детьми).
По материалам официального сайта Барнаульской епархии Русской Православной Церкви.
Портал "Идите, научите все народы"