Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Современная практика огласительных бесед: нужны ли они?

19 июня 2014 3 мин.

С тех пор, как в нашем храме Святаго Духа Утешителя были введены огласительные беседы, мы получали различные отзывы от людей, которые их посещали, как положительные, так и отрицательные. Встречаются люди, которые недоумевают и не осознают, для чего нужны огласительные беседы. Попробуем разобраться в данном вопросе.

Так что же такое оглашение? Оглашением принято называть церковную деятельность по подготовке человека к Крещению. Оглашение имеет целью не только научить человека основам веры, но и убедиться в искренности этой веры у человека, желающего присоединиться к Церкви Христовой. Представим себе человека, который хочет стать водителем автомобиля. Сначала он идет в автошколу и узнает основы механики, изучает правила дорожного движения, и после этого учится вождению автомобиля. Но что было бы, если бы он сразу сел за руль без автошколы, не зная правил дорожного движения и устройство автомобиля? Ответ очевиден, он бы не смог им управлять, мог бы совершить аварию, тем самым принести вред человеку или привести к гибели людей. И так в каждом деле: врач не учился, но назначает лекарства, учитель преподает то, что сам не изучал… Возможно ли такое в современном обществе? Так и в Церкви, человек должен подготовиться к Таинству, ведь одна из задач крестных родителей научить ребенка основам православия, но как они смогут это сделать, не зная сами основ веры. Чаще всего люди которые возмущаются введением огласительных бесед, сами не могут потом на этих беседах ответить: Кто Такой Христос? Чаще эти люди называют Его пророком, но не Богом. В некоторых случаях Таинство Крещения воспринимается людьми как магическое действие, как приносящее «пользу» само по себе - без необходимости жить по Евангелию.

Иногда человек крестится потому, что так захотели родители, или для вступления в церковный брак, или ради хорошего самочувствия. Несомненно, что Господь ограждает крещеного человека от различных бед, но это является следствием веры и Крещения, нежели его целью. Современная практика оглашения отличается от практики в дореволюционной России, когда в абсолютном большинстве случаев Крещение совершалось над детьми верующих родителей, жизнь которых протекала в православной среде, в таком окружении ребенок с рождения воспитывался им и соразмерял свою жизнь с укладом Церкви. И в таком обществе практика оглашения была семейным укладом жизни. Годы атеизма не прошли даром для многих людей, и крещение младенцев часто стало восприниматься как красивый обряд, обязательный для русского человека.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды высказал свое мнение о Крещении без подготовки: «Неужели нам надо таких творить? Если человека крестить преждевременно, без подготовки, он потом не растет. Он уже свое получил, зачем ему еще чему–то учиться?».

Актуальность оглашения в настоящее время отмечается Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом: «…Считаю, что прошло то время, когда, мы, радуясь самому желанию принять святое Крещение, откликались на него незамедлительно. Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви, надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения».

Практика оглашения основана на словах Господа: «Итак идите, научите все народы крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). В своем толковании на эти строки святитель Афанасий Великий отмечает, что Спаситель заповедал не только крестить, Он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы воспринять Таинство. Если человек упорствует в своей неправоте, отказываясь от оглашения, то Церковь в лице священника имеет право такому человеку отказать в Крещении.

Если человек при смерти, то Таинство Крещения совершается без оглашения, но если человек выздоравливает, то после его оглашают.

В заключение хотелось бы сказать, что посещение огласительных бесед – это возможность открыть для себя Бога, узнать о Церкви Христовой, о ее Таинствах и обрядах и стать по-настоящему верующим человеком. И так важно не пройти мимо этой возможности. Не следует отрицать практику огласительных бесед, стоит прийти один раз, а после этого делать выводы. «И не будь неверующим, но верующим» (Ин:20.27).

чтец Владимир Исаков

Урюпинская и Новоаннинская епархия/Портал "Идите, научите все народы

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив