Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Правящий архиерей Екатеринбургской епархии запретил крещения обливанием

14 января 2016

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл направил духовенству епархии циркулярное письмо, в котором иерарх определил порядок совершения таинств крещения и венчания, сообщает сайт 66.ru. 

В своем письме митрополит Кирилл напомнил клирикам епархии о том, что в декабре 2011 года Священный синод Русской православной церкви принял документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви», в котором, в частности, уделялось внимание порядку подготовки желающих принять крещение к принятию этого церковного таинства. 

В этом общецерковном документе, например, было дано определение термину «оглашение». 

«Оглашение — это совокупность бесед и наставлений готовящимся принять Святое Крещение. Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять таинство крещения», — говорилось в нем. 

Там же разъяснялся порядок подготовки конкретного человека к принятию крещения. Так, например, было сказано, что «В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью». 

В то же время отмечалось, что при отсутствии возможностей или условий для оглашения должны соблюдаться следующие минимальные требования: 

«1. Необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о крещении, помощи ему в осознании христианского смысла таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке. 

2. После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви». 


Екатеринбургская митрополия упорядочивает и формализует процесс подготовки к таинствам 

Митрополит Кирилл в своем письме также обратил внимание духовенства, что Епархиальное собрание, состоявшееся 8 декабря 2015 года, постановило «полностью исключить практику совершения таинств крещения и венчания без подготовки, соответствующей требованиям решения Священного синода Русской православной церкви ”О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви”». 

Разъясняя практические шаги по реализации этой задачи, глава Екатеринбургской митрополии, в частности, запретил совершать крещение обливанием. 

«Крещение совершать только полным погружением. При отсутствии соответствующей купели направлять крещаемых в храмы, где купель позволяет проводить крещение полным погружением», — говорится в циркулярном письме. 

Кроме того, в данном епархиальном документе вводится новый порядок проектирования и сооружения крещальных купелей в храмах Екатеринбургской епархии. Теперь при изготовлении купели клирики епархии обязаны предварительно представить эскиз купели на утверждение правящему архиерею.  

При этом, подчеркивается в письме, «купели должны предусматривать утилизацию воды в соответствии с правилами Церкви». Это означает, что при проектировании и оборудовании новой купели должен быть предусмотрен слив воды в так называемое непопираемое место — поскольку крещальная вода является святыней и требует соответствующего к себе отношения. 

Циркулярное письмо, между тем, определяет случаи, когда крещение может быть совершено без предварительных огласительных бесед. 

«В случае совершения крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после крещения при первой возможности», — говорится в документе. 

Несмотря на то, что в письме уделяется преимущественное внимание разъяснению порядка подготовки и совершения таинства крещения, требования, изложенные в нем относительно организации процесса оглашения, митрополит Кирилл относит также и к таинству венчания. 


Полный текст документа 

04 января 2016 года

№05 

Отцам благочинным,

настоятелям и клирикам церквей

Екатеринбургской епархии 

Циркулярное письмо 

В соответствии с решением Епархиального собрания от 08 декабря 2015 года о том, что необходимо «полностью исключить практику совершения Таинств Крещения и Венчания без подготовки, соответствующей требованиям решения Священного синода Русской православной церкви «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви» следует неукоснительно соблюдать следующие требования: 

Согласно синодальному документу от 27 декабря 2011 года (журнал №152) минимальными требованиями к подготовке считать: «не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла Таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке. После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением Таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви».

В период оглашения рекомендовать оглашаемым чтение Евангелия.

Проводить огласительные беседы священникам или подготовленным мирянам (катехизаторам), а покаянную только священникам.

Крещение совершать только полным погружением. При отсутствии соответствующей купели направлять крещаемых в храмы, где купель позволяет проводить крещение полным погружением.

При изготовлении купели представить эскиз купели на утверждение правящему архиерею.

Купели должны предусматривать утилизацию воды в соответствии с правилами Церкви (слив воды в непопираемое место).

В случае совершения крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после крещения при первой возможности.

Вести журнал учета огласительных и покаянных бесед, в котором отмечать дату проведения беседы, фамилии оглашаемых, фамилию ведущего беседу, тему беседы, количество часов, затраченных на беседу.

Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский 


Крещение и оглашение в ранней Церкви 

В апостольские времена крещение чаще всего следовало непосредственно за исповеданием веры во Христа, практически без особой длительной подготовки. 

По мере расширения Церкви и ослабления первоначального христианского подвижничества возникла потребность в подготовке к вступлению в Церковь через крещение. Практика предварительного оглашения (наставления) всех желающих принять крещение повсеместно утвердилась уже во II веке по Р.Х. До VI века подготовка взрослых людей к крещению была обязательной и называлась оглашением (или катехизацией). Оглашенные делились на несколько разрядов (до пяти), а само оглашение могло длиться до трех и более лет. 

Исключительным случаем являлось так называемое крещение кровью — смерть некрещеных мучеников за исповедание Христа. 

Крещение принимали зачастую в позднем возрасте: Григорий Богослов, сын Назианзского епископа, принял крещение от собственного отца в 30-летнем возрасте, Василий Великий и Иоанн Златоуст крестились уже после завершения получения образования. Это объясняется тем, что в этот период (IV—V века) бытовало мнение, что после крещения грехи не прощаются. Поэтому некоторые крестились даже на смертном одре. Однако уже в конце IV века 124-е правило Карфагенского Собора содержит анафему в адрес отвергающих необходимость крещения младенцев и новорожденных детей. 

Согласно 46-му правилу Лаодикийского собора и 78-му правилу Трулльского (Пято-Шестого) собора, «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере, и в пятый день седмицы давать обет епископу или пресвитерам».

 

Крещение обливанием 

В Русской православной церкви эта церковная традиция претерпела изменения после Брестской унии (1596 г.) и проникновения в церковную практику западной формы совершения таинства.  

В еще большей степени крещение обливанием распространилось в Русской церкви в XX веке в силу объективных причин — преследований Церкви со стороны советской власти и невозможности организовать сам институт катехизации (оглашения). То же самое произошло и с формой принятия таинства крещения: в прошлом веке священники зачастую были лишены возможности совершить крещение верующих полным погружением и были вынуждены прибегать к практике крещения обливанием, которое до этого времени воспринималось церковной традицией как исключение из общего правила. 

Например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий; 1877—1961) в свое время так отзывался об «обливательном» крещении:

 «К глубокому огорчению моему, узнаю, что доныне, несмотря на повторные указания мои, таинство крещения совершается некоторыми священниками чрез обливание, а многими другими, по лености и нерадению, допускаются совершенно нетерпимые сокращения чина крещения, изложенного в Требнике. 50-е Апостольское правило грозит лишением сана епископу или пресвитеру за крещение не троекратным погружением. Из истории Церкви знаем, что уже в апостольское время крещение совершалось троекратным погружением во имя Отца и Сына и Святаго Духа …О крещении троекратным погружением в воду как совершенно обязательной форме крещения много писали св. отцы Церкви: Кирилл Иеросалимский, Василий Великий, Иоанн Златоустый, Симеон Новый Богослов, Дионисий. Крещение обливанием Православная Восточная Церковь допускала лишь в самых исключительных случаях, как, например, в тяжелой болезни крещаемого, погружение которого невозможно, или над мучениками, заключенными в темницу, где можно было иметь лишь очень немного воды».

Рублев/Портал "Идите, научите все народы"

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив