О старом и новом в Таинстве Крещения
Множество людей приходят к вере во Христа во всех уголках мира и приступают к Таинству Крещения. Кто-то осознанно, кто-то не в полной мере понимая суть Таинства, а кто-то просто потому, что «вроде бы так принято». И тут каждый должен задаться вопросом: а зачем это нужно мне?
С давних времен в Церкви приходящих к вере людей учили основам этой веры. Не так давно эту традицию возродили. Многим это кажется какими-то новыми правилами, для некоторых огласительные беседы стали большим сюрпризом, ведь раньше ни о чем подобном люди не слышали. Более подробно и точно мне рассказал об этих изменениях иерей Григорий Фай.
- Святейший патриарх Кирилл неоднократно обращал внимание на недопустимость совершения Таинства Крещения над людьми к нему не подготовленными. Давно ли стоит эта проблема в России?
- «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» — сказал Спаситель мира. Таким образом, научение вере и таинство крещения, это одно целое и потому вере учили всегда.
Можно сказать, что оглашать перестали в XX веке в связи с духовной катастрофой, которая разразилась в это время. В советское время и крестить перестали, потому что крестить было некому. Раньше, особенно, в древности людей оглашали до нескольких лет, долго готовили к Таинству Крещения. Сейчас вышел указ Патриарха о том, что необходимо вводить две обязательные огласительные беседы. С конца 2011 года эта практика введена в России, а с 1 апреля 2013 г. в Яранской Епархии.
- Почему до нас так долго доходили «нововведения»?
- В государстве часто бывает так, что от принятия закона до его реализации проходит определенное время. Нечто подобное характерно и для Церкви. Если в больших городах указ Патриарха уже исполняется, то в некоторых населенных пунктах до сих пор огласительные беседы не проводятся.
- Каков эффект от этих бесед?
- Неоднозначный. Некоторые люди действительно находят для себя что-то новое, чего они раньше не знали о церкви и вере. Некоторые не понимают, зачем их чему-то учат, ведь они все знают, выражают свое недовольство. Есть и такой разряд людей, которые прошли огласительные беседы, крестили своего ребенка, но это ничего не изменило в их жизни. Они не обрели еще веру в Бога, ищут недостатки в Церкви, ругают верующих. Христос говорит в своей притче, что некоторое семя падает на плодородную почву, иное в тернии, а иное может попасть и на почву каменистую. Хочется верить, что огласительные беседы не проходят даром.
- Расскажите подробнее о самих беседах. Кто их проводит?
- Я провожу беседы дважды: первую по средам в 18.00, вторую по субботам в 14.00 в здании Епархиального Управления.
- Нужно, чтобы между беседами проходило определенное время?
- Конечно, какое-то время должно проходить, чтобы человек мог осмыслить услышанное, осознать всю серьезность и ответственность. Обычно, это несколько дней или неделя.
- Кто по новым правилам не может стать крестным родителем?
- Крестными не могут быть:
1) Люди преклонного возраста
2) Малолетние (мальчики – до 15 лет, девочки – до 13 лет)
3) Супруги одного крещаемого
4) Родители ребенка
5) Некрещеные люди или иноверцы
6) Душевнобольные и умственно отсталые, наркотически зависимые
7) Люди, ведущие распутный образ жизни
8) Монашествующие
- Многие ли сейчас проходят Таинство Крещения?
- До введения огласительных бесед крещаемых, конечно же, было больше. Приезжали и из г. Йошкар-Ола, и из Нижегородской области, и из районов. После введения бесед количество желающих покреститься упало. Этого, наверно, и стоило ожидать. Зато теперь образовался некий фильтр, который позволяет отсеивать неверующих. Кто-то, конечно, ищет церкви, где еще не ввели огласительных бесед, но таких храмов осталось совсем немного, а в скором времени и совсем не останется. Это и правильно. Люди находятся в весьма расслабленном состоянии, им очень сложно немного себя преодолеть и выслушать речь священника. А если крестные и родители не могут себя заставить сделать даже такой шаг, чему же они смогут научить детей?
Зачем вы хотите креститься? – вот главный вопрос, который, по моему мнению, должен задавать себе каждый. Стоит ли принимать Крещение, отдавая дань моде или по просьбе родных, потому что все так делают? И при этом оставаться чуждым самой веры?
Кто-то скажет, и часто это слышно: докажите мне, что «ваш» Бог есть, что «ваша» вера правильная. Но разве вера – это задача, требующая решения, или, может быть, гипотеза, требующая доказательств? Вера помимо рациональной своей стороны имеет и опытную сторону – это чувства, это жизнь, которой живет душа. Если человек способен на веру, значит, его душа еще жива. Вероисповеданий много, истинно только одно. Какую веру принять – это уже выбор каждого. Но принимать ее нужно с открытым сердцем, с полным осознанием того, что делаешь, с полным пониманием своей ответственности перед Богом.
Татьяна Ахтулова
Сайт Яранской епархии\Портал "Идите, научите все народы"