Быть миссионером: каждый на своем месте
24 ноября 2015С сентября в Саратове действуют курсы «Проповедь Евангелия в современном мире». О принципах подготовки миссионеров наш разговор с автором этой учебной программы — руководителем миссионерского отдела Саратовской епархии, настоятелем храма великомученика и целителя Пантелеимона г. Саратова священником Дионисием Каменщиковым.
Миссия — дело мирян?
— Отец Дионисий, Ваш курс рассчитан на мирян. Вы считаете, что человек, не облеченный священным саном, может быть эффективным миссионером?
— Конечно. Однажды в семинарии на лекции по миссиологии мы со студентами обсуждали этот вопрос. И один молодой батюшка рассказал, что он лично обратился ко Христу благодаря женщине-мирянке. Он тогда служил в армии, она пришла в часть, провела беседу о Евангелии, и эта встреча стала для него отправной точкой на пути к Богу. И таких примеров много.
— Для чего созданы курсы, где проходит обучение?
— Наша цель — дать мирянам, которые хотят послужить Церкви, инструментарий, с помощью которого они смогут нести слово Божие людям. Проходят курсы на базе Саратовской православной духовной семинарии — каждую неделю по вторникам в 19.00.
— Сколько человек сейчас занимаются?
— На лекции приходит от двадцати до тридцати человек. Мне, с одной стороны, отрадно видеть такой интерес, потому что я веду различные курсы не первый год, и такой наполняемости ранее не наблюдалось. Но с другой стороны, понимаю, что тридцать слушателей — это капля в море. Между тем сегодня такая ситуация, что, если миряне не начнут помогать своей Церкви, духовенству будет невероятно сложно справляться с задачами, которые перед ним стоят. Сравните: до революции в России было более двухсот тысяч священников. Сейчас — около тридцати тысяч. Мы просто физически с объемом воцерковляющихся людей не можем справиться.
— Кто ваши слушатели?
— Это люди в основном уже состоявшиеся, зрелые. К сожалению, мало молодежи и, к великому сожалению, очень мало мужчин. Но радует, что есть те, кто адекватно оценивает свои способности, хочет учиться, развиваться и приносить пользу Церкви. Ведь порой миссионерским пылом горят люди, которые на словах готовы горы свернуть и буквально выпрашивают для себя миссионерские поручения, но, когда им эти поручения даются, очень быстро «выдыхаются».
— Почему?
— Им кажется, что, когда они придут, их все будут слушать, всем будет интересно: аплодисменты, толпы благодарных неофитов… А в реальности этого не происходит. Когда люди понимают, что миссионерство — это каторжный труд изо дня в день, из года в год, чтобы привести к Христу хотя бы одного человека, у них опускаются руки. Начинающим миссионерам не хватает понимания, что от нас лишь в небольшой степени зависит, придет ли человек к Богу — все-таки Господь приводит, а от нас требуется лишь систематический, тяжелый труд. Мало того, ты хочешь, допустим, одно делать, а тебя благословили на другое. Ты должен смириться и пойти по этому пути. А если будешь свою линию гнуть, ничем хорошим это не кончится.
Для того чтобы миссионерская работа дала первые плоды, как правило, необходимо длительное время — годы. Святитель Николай Японский восемь лет трудился, казалось бы, совершенно бесплодно — ни один человек не пожелал креститься. Но потом Господь его терпение увенчал тем, что Православие принял жрец-самурай, который и стал первым священником-японцем.
Десница Творца на клеточном уровне
— Как построены занятия?
— Весь курс разделен на три тематических блока. Сейчас мы проходим блок «Проповедь Евангелия в среде сект и других религиозных учений и течений». Для того чтобы продуктивно общаться с иноверцами, нужно знать основу их учения, понимать, во что эти люди верят.
Следующий блок занятий — «Проповедь Евангелия в профессиональных сообществах». Будем учиться выстраивать диалог с представителями различных профессий: врачами, учителями, юристами, строителями и т. д. Христос не зря говорил притчами, основываясь на каких-то понятиях, близких тем, с кем Он общался. Например, притчи о зерне и о сеятеле произнесены в Галилее, где население занималось земледелием. Этот принцип нужно использовать в миссионерской работе — говорить с людьми на понятном им языке.
Медикам, к примеру, можно сказать следующее: «Вы знаете, что за время жизни тело каждого из нас на клеточном уровне несколько раз полностью умирает и воскресает?». Апоптоз — естественное умирание клетки — одна из великих тайн организма. До сих пор нет объяснения, почему клетка гибнет, когда вокруг есть всё, чтобы она жила дальше. Причем умирает она по разработанной до мельчайших подробностей схеме, словно срабатывает какой-то ограничитель жизни. Например, красные клетки крови — эритроциты — живут 120 дней, затем погибают, и двухвалентное железо, входящее в состав гемоглобина, транспортируется в костный мозг для синтеза молодых клеток. Суммарная масса клеток, которые на протяжении одного года жизни подвергаются разрушению, эквивалентна массе тела человека. Столько же за год появляется новых клеток. Все медики и биологи это знают. Разговор на понятном им языке науки может настроить душу человека на памятование о смерти и явить прообраз всеобщего воскресения.
— А как объяснить, что такое жертвенная любовь — основа христианства?
— Привести в пример рождение нового человека. Код жертвенности прописан в нас изначально. Когда наступает беременность, организм матери не думает, сберечь кальций для своих костей или отдать его для формирования костей плода. Он просто отдает, зачастую себе в ущерб. Но без этой жертвы новая жизнь не появится.
Еще пример: любая иммунная реакция протекает с помощью клеток крови — лейкоцитов. Если в организм проникает какое-то инородное тело, к примеру, заноза, лейкоциты устремляются туда и вступают в сражение. Многие из них в этом бою гибнут, образуя гной. Но если они не будут сражаться и умирать, может начаться заражение крови. Мы видим, что на клеточном уровне многое зиждется на жертвенности. Заглянем в микроскоп — и там увидим десницу Творца, узрим премудрость Того, Кто сказал: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24).
Аналогичные примеры можно привести для людей из любой профессиональной среды.
Главное оружие — любовь
— Чему будет посвящен третий блок?
— Мы будем учиться практически применять полученные на теоретических занятиях знания. Постараемся понять, как быть миссионером в наше время, какие особенности свидетельства о Христе существуют в Православии.
— Есть ли какие-то универсальные правила, которых нужно придерживаться, говоря на религиозные темы с иноверцами?
— Общий принцип такой: нельзя говорить, что их вера полностью неправильная, что у них всё не так. Стоит начать с признания положительных моментов: «Хорошо, что ты веришь в Единого Бога, хорошо, что у вас на высоте семейные ценности», — скажем мы в беседе с мусульманином. Если начать разговор с конфронтации, диалога не получится. Нужно сначала человека расположить к себе, а потом рассказать, как веруем мы. Не убеждать, а просто объяснить, посеяв в душу семя, которое, если Богу будет угодно, прорастет. Ну и конечно, главное оружие миссионера — любовь. Ораторским искусством можно поразить, заинтересовать, но тронуть сердце человека можно только любовью. А для того, чтобы в твоем сердце такая любовь появилась, над собой нужно много трудиться. Так что миссию, как и всё в христианской жизни, нужно начинать с себя.
— Предположим, что курсы закончились, ваши слушатели вышли с ощущением, что они теперь грамотные миссионеры. Что дальше? Куда они пойдут? Как и где они станут реализовывать полученные знания?
— В своей обычной жизни. Свет Христовой истины мирянин-миссионер, прежде всего, призван нести тем, кто его окружает: близким, друзьям, коллегам. Нужно найти священника, который занимается просветительской работой либо служением, которое вам интересно, начать ходить к нему на исповедь и под его руководством уже совершать какие-то дела на благо Церкви.
— Почему Вы подчеркнули: «начать ходить к нему на исповедь»?
— Потому что священник должен узнать человека и убедиться, что это служение будет ему по силам. Порой бывает так: «Батюшка, благословите меня заняться социальной работой», — говорит какая-то активная, но редко исповедующаяся, малознакомая священнику прихожанка. Допустим, священник благословит, а через месяц она приходит в слезах: «От меня муж ушел». Оказывается, ситуация в ее жизни такова, что вместо того, чтобы заниматься внешними делами, ей нужно было уделять внимание семье. Кроме того, иногда миссионерствовать рвутся люди, имеющие неправильное представление о нашей вере, которые и свою духовную жизнь выстраивают неправильно. И, если они будут это собственное представление транслировать — горе священнику, который не глядя благословил, и погибель самому «миссионеру».
Очень важна укорененность человека в литургической традиции. Он должен регулярно исповедоваться и причащаться. Еще лучше, если он будет читать на клиросе или, если это мужчина, помогать священнику в алтаре. Большое значение имеет также регулярность миссионерской работы. Нужно заранее определиться со временем, которое человек сможет уделять своему послушанию. Пусть это будет два часа в неделю, но это должно быть постоянное, выделенное время.
Еще одно большое направление работы для человека, желающего послужить Церкви, — его родной приход. Когда в храм приходит новоначальный, он, как правило, ничего не знает: как к исповеди и Причастию подготовиться, как благословение взять, как разобраться в богослужении. И понятно, что священник не может каждому такой вводный курс провести. А опытный мирянин — может. Такой духовный патронаж на приходе очень важен. Но и этим нужно заниматься только по благословению священника, который определяет, пригоден ли тот или иной прихожанин в своем нынешнем состоянии к этому служению. То есть мы снова приходим к тому, что каждый человек, который хочет Церкви послужить, должен пустить корни в церковный пол, прорасти в приход, стать его клеточкой. А когда прихожане кочуют по разным храмам, плодотворное служение вряд ли возможно.
Газета «Православная вера» № 22 (546)
Священник Дионисий Каменщиков
Сайт Саратовской епархии/Портал "Идите, научите все народы"