О смертных грехах

Сборник материалов к огласительным беседам подготовлен Методическим центром по миссии и катехизации при кафедре Миссиологии, катехетики и гомилетики Свято-Филаретовского православно-христианского института на основе огласительных бесед свящ. Георгия Кочеткова и опыта катехизации Преображенского содружества малых православных братств. Рекомендуется в качестве пособия для катехизаторов и оглашаемых.

Цитаты из Священного Писания книг Ветхого завета

Смертные грехи в Ветхом Завете


Для понимания того, что такое смертные грехи, необходимо понять, хотя бы в общих чертах, чем являлся Закон для Израиля (а, соответственно, и является для Нового Израиля – Церкви Христовой). Слова Иисуса о том, что Он пришел не нарушить Закон, а исполнить, а также Его утверждение, что ни одна йота или черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все (Мф 5:17-18), заставляют Его учеников очень пристально вникнуть в то Учение, о котором сказаны такие слова [Слово тора, которое традиционно переводится как «Закон» более адекватно переводить как «Учение», так как оно происходит от глагола йара – учить. – Прим. ред.]. Закон – непременное условие существования израильской общины, ее основа. Причем Закон не как миропорядок, а как способ устанавливать отношения с Богом, как возможность диалога с Ним (Втор 9; 10:4; 18:16). Закон нужен для освящения народа, посредством чего постепенно восстанавливается общение с Творцом (Исх 19:7-8).

В библейском законодательстве единственным законодателем является Сам Бог. Поэтому преступление Божьего закона – это нарушение Божественной воли, т. е. грех, и, таким образом, противозаконный поступок – «хула на Господа» (Чис 15:30). Из этого вытекает очень важный вывод: грех – это действие, которое люди не могут ни простить, ни изгладить, (например, закон об убийстве и прелюбодеянии; видно, что прощение мужа не может компенсировать преступление, ср. Лев 20:10).

В наиболее общем виде Закон сформулирован в Декалоге, или Десятисловии. Эти высказывания названы заповедями (евр. мицвот).

Заповеди безусловны, не зависят от обстоятельств жизни и должны выполняться всеми, заключившими Завет, и всегда.

Все Заповеди содержат запрет (например, заповедь о почитании родителей – это, прежде всего, запрет на нанесение ущерба; вообще, авторитет родителей подобен авторитету Божественному и царскому), но в них нет упоминания смертной казни за их нарушение. Причем, заповедь «не желай…» – то, за, что нет наказания, т. е. она подразумевает Божественное правосудие.

Заповеди – условие присоединения к общине. Они сформулированы во 2-м лице единственного числа, что подразумевает личную ответственность. Причем важно различать сами Заповеди и предостережения.

Для раскрытия смысла Десяти заповедей были разработаны законы (евр. хуккот – уставы, обычаи), которые сформулированы в категоричной форме и обязательны для исполнения в израильской общине.

В Ветхом Завете ряд преступлений наказывался смертной казнью. Отсюда и возникло понятие смертного греха, т. е. такого поступка, следствием которого является смерть. При этом никакое достойное смерти преступление не может быть прощено или заменено выкупом (Чис 35:31), т. е. человек не может изменить своей участи даже покаянием. Такой подход возник из убеждения, что ряд поступков человек может совершить только в том случае, если он уже давно пребывает вне связи с Источником Жизни или, точнее, черпает вдохновение в источнике чуждом. Другими словами, если человек совершает смертный грех, то это значит, что он нарушил Завет и поддерживает свою жизнь за счет разрушения окружающего мира и людей. Таким образом, смертный грех – это не просто преступление, которое, согласно законодательству, карается смертной казнью, но и некая констатация того факта, что человек, совершающий такое дело, внутренне уже мертв и должен быть упокоен, чтобы от него не пострадали живые члены общины. Конечно, с точки зрения секулярного гуманизма такой подход весьма жесток, но такой взгляд на жизнь и человека чужд библейскому сознанию. Мы же не должны забывать, что в ветхозаветные  времена не существовало иного способа прервать распространение тяжкого греха в народе Божьем, кроме такого, когда носитель смерти подвергается смертной казни.

Ниже приводится подборка цитат о смертных грехах из книг Ветхого завета. В конце некоторых разделов помещен краткий комментарий.


Цитаты приведены по изданию «Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета». М.: РБО, 2002.

В квадратные скобки заключены слова, взятые авторами Синодального перевода из Септуагинты. Курсивом набраны слова, добавленные переводчиками «для ясности и связанности речи».


Убийство (преднамеренное и по халатности) и приравненная к нему продажа в рабство


Исх 21:12-14. Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце]; а если кто с намерением умертвит ближнего коварно [и прибежит к жертвеннику], то [и] от жертвенника Моего бери его на смерть.

Исх 21:22-25. Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.

Исх 21:28-29. Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; но если вол бодлив был и вчера и третьего дня и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти.

Исх 22:2-3. Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь.

Лев 24:17. Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти.

Лев 24:21. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти.

Чис 35:16-19. Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти; и если кто ударит кого из руки камнем, от которого можно умереть, так что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти; или если деревянным орудием, от которого можно умереть, ударит из руки так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти; мститель за кровь может умертвить убийцу, лишь только встретит его.

Чис 35:20-21. Если кто толкнет кого по ненависти, или с умыслом бросит на него что-нибудь так, что тот умрет, или по вражде ударит его рукою так, что тот умрет, то ударившего должно предать смерти: он убийца; мститель за кровь может умертвить убийцу, лишь только встретит его.

Чис 35:31. Не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти.

Втор 17:12 Кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, [который будет в те дни], тот должен умереть, – и так истреби зло от Израиля.

Втор 22:8. Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него.

Исх 21:16. Кто украдет человека [из сынов Израилевых] и [поработив его] продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.

Втор 24:7. Если найдут кого, что он украл кого-нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых, и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти; и так истреби зло из среды себя.

Комментарий

Все перечисленные законы (евр. хуккот) касаются преступлений, связанных с убийством человека, т. е. с нарушением шестой заповеди Декалога. Убийство – первое следствие грехопадения (Быт 4:1-14) – оставляет на человеке неизгладимый след, некое клеймо, которое остается на всю жизнь (Быт 4:15) и полностью изолирует человека от окружающих (по мысли бытописателя, никто не может убить Каина, Каин становится неуязвимым, т. е. недоступным ни общению, ни любви, которая эту уязвимость подразумевает).

Имплицитно содержится запрет на убийство и первой заповеди Декалога. Фраза «Я Господь Бог твой…» подразумевает, помимо всего прочего, и такое истолкование: «Я Тот, Кто дал жизнь как тебе, так и ближнему твоему», поэтому в тебе самом и другом человеке жизнь неприкосновенна». В самом деле, если человек решается на преднамеренное убийство, то это означает, что для достижения своих целей ему необходимо взять жизнь другого человека. Очень важный момент, касающийся этого смертного греха, – это законы о городах-убежищах для совершивших непреднамеренное убийство. В этих городах человек, непреднамеренно убивший другого, мог укрыться от мести родственников убитого и после смерти первосвященника имел право выйти из этого города и вновь вернуться к прежней жизни (Втор 21:13; Чис 35:10-15). Но, несмотря на то, что убийство было непреднамеренным, наказание все равно было, и оно включало в себя как бы «временную смерть» убийцы для прежней жизни. Надо отметить, что здесь перечислено далеко не все, что касается шестой заповеди, но и этого достаточно, чтобы увидеть, что исполнение ее в полноте подразумевает гораздо большее, чем просто воздержание от убийства. В Новом Завете эту заповедь можно было бы сформулировать как «сохрани жизнь».

К убийству приравнивается также кража человека с целью продажи его в рабство. Существует достаточно широко признаваемое мнение, что заповедь «не кради» относится именно к этому действию, а не к воровству собственности, о котором говорит десятая заповедь. Потеря членом народа Божьего личной свободы расценивалась как состояние, близкое к смерти, так как раб мог быть принесен в жертву или его могли заставить участвовать в идолослужении, отсюда такое же наказание, как и за убийство.


Идолослужение, а также прелюбодеяние, любодеяние и половые извращения


Исх 22:20. Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен.

Лев 17:10. Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее.

Лев 20:2. Скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями.

Втор 13:1-5. Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя.

Втор 13:6-10. Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои», богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа; побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

Втор 13:12-15. Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали», – то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, порази жителей того города острием меча.

Втор 17:2-7. Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его, и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел, и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле, то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти. По словам двух свидетелей или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля; рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды себя.

Исх 22:19. Всякий скотоложник да будет предан смерти.

Лев 18:6-17. Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь. Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее. Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего. Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их. Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота. Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя [по отцу], не открывай наготы ее. Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему. Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей. Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя. Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее. Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего. Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие.

Лев 18:18. Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее.

Лев 18:19. К жене во время очищения нечистот ее не приближайся, чтоб открыть наготу ее.

Лев 18:20. С женою ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя и оскверниться с нею.

Лев 18:21. Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего.

Лев 18:22. Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость.

Лев 18:23. Ни с каким скотом не ложись, чтоб излить [семя] и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно.

Лев 18:24-29. Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней. А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои и не делайте всех этих мерзостей, ни туземец, ни пришелец, живущий между вами, ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля; чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас; ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего.

Лев 20:10-13. Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка. Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них. Если кто ляжет с невесткою своею, то оба они да будут преданы смерти: мерзость сделали они, кровь их на них. Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них.

Лев 20:14. Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами.

Лев 20:15-18. Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте. Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину: да будут они преданы смерти, кровь их на них. Если кто возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей, и увидит наготу ее, и она увидит наготу его: это срам, да будут они истреблены пред глазами сынов народа своего; он открыл наготу сестры своей: грех свой понесет он. Если кто ляжет с женою во время болезни кровоочищения и откроет наготу ее, то он обнажил истечения ее, и она открыла течение кровей своих: оба они да будут истреблены из народа своего.

Втор 22:13-27. Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее, и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: «я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства», то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут признаки девства отроковицы к старейшинам города, к воротам; и отец отроковицы скажет старейшинам: дочь мою я отдал в жену сему человеку, и [ныне] он возненавидел ее, и вот, он взводит [на нее] порочные дела, говоря: «я не нашел у дочери твоей девства»; но вот признаки девства дочери моей. И расстелют одежду пред старейшинами города. Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа и накажут его, и наложат на него сто сиклей серебра пени и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою.

Если же сказанное будет истинно и не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя.

Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля.

Если будет молодая девица обручена мужу и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя.

Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею, а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его; ибо он встретился с нею в поле, и хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее.

Втор 27:20-23. «Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего!» И весь народ скажет: «аминь». «Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом!» И весь народ скажет: «аминь». «Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей!» И весь народ скажет: «аминь». «Проклят, кто ляжет с тещею своею!» И весь народ скажет: «аминь». [Проклят, кто ляжет с сестрою жены своей! И весь народ скажет: аминь.]

Комментарий

Седьмую заповедь Декалога, запрещающую прелюбодеяние традиционно сопоставляют со второй заповедью, т. е. прелюбодеяние по своей сути есть определенная форма идолослужения. Для пророческих текстов характерно сравнение израильского народа с блудницей или неверной женой, изменяющей своему законному супругу. Во второй заповеди Бог назван Ревнителем (Эль кана), а во множестве библейских текстов идолопоклонник называется прелюбодеем.

Если внимательно читать текст книги Исход, то можно заметить, что прямо от разъяснения законов о воровстве Закон переходит к постановлениям, связанным с седьмой заповедью (Исх 22:16-17 – законы о совращенной девице). Эти разъяснения, в первую очередь, включают грозные предостережения против магии (Исх 22:18). Слова ло техайе можно понимать не только как «не оставляй в живых», но и как «не оживляй», что может указывать на то, что подобные практики хотя и были в обиходе в израильской среде (вспомним Аэндорскую волшебницу и Саула), но с момента заключения Завета осуждались (причем не только сами практикующие, но и обращающиеся к ним за помощью). Продолжением запрета черной магии являются следующие два стиха (Исх 22:19-20), соединяющие скотоложство и идолослужение. Это обусловлено характером некоторых эротических хананейских культов, в которых различные животные олицетворяли тех или иных богов хананейского пантеона (ср. Иез 23:20). Более подробно этот запрет представлен в Лев 18:30.

Из этих кратких наблюдений можно сделать вывод, что, будучи формой идолослужения, прелюбодеяние (и любые формы разврата) ставит человека в глубоко зависимое положение от стихий (богов) мира сего и, в конечном итоге, обманывает его, так как человек, будучи сотворенным по образу бесконечного Бога, не может насытиться ничем конечным (тварным). Такое устройство человека приводит любого идолослужителя к созерцанию пустоты внутри (а подчас и вокруг) себя и к последнему отчаянию, соотносимому со смертью внутреннего человека.


Ведовство и лжепророчество


Исх 22:18. Ворожеи не оставляй в живых.

Лев 20:6. Если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее.

Лев 20:27. Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них.

Втор 18:20. Пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти.


Непочитание родителей и старших


Исх 21:15. Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.

Исх 21:17. Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.

Лев 20:9. Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем.

Втор 17:12. А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, [который будет в те дни], тот должен умереть, – и так истреби зло от Израиля.

Втор 21:18-21. Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, – то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся.

Комментарий

Заповедь о почитании родителей включает в себя весьма конкретные действия, которые должен совершить человек. Необходимо материально поддерживать родителей в старости, нельзя распускать про них порочащих слухов и открывать их тайные недостатки. После их смерти человек обязан достойно похоронить их. Благочестивый иудей еще должен подчиняться всем советам отца, которые касаются обучения, если они не противоречат установлениям Закона.


Несоблюдение субботы и праздников


Исх 12:15. Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля.

Исх 12:19. Семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества [сынов] Израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той.

Исх 31:14. Соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего.

Исх 31:15. Шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти.

Исх 35:2. Шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти.

Лев 23:26-30. И сказал Господь Моисею, говоря: также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицом Господа, Бога вашего; а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее.

Чис 15:32-36. Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; и привели его нашедшие его собирающим дрова [в день субботы] к Моисею и Аарону и