"Мне кажется, это очень важно – услышать голос Христа"

Интервью с ректором Свято-Филаретовского института профессором священником Георгием Кочетковым

Чего Вы ожидали от конференции? Удалось ли этого добиться? Дошли ли до главного в этой теме и до чего именно?

Мне кажется, что конференция прошла очень хорошо. Мне по душе ее тема, хотя нужно сказать, что мы определились с ней не сразу: год назад, когда завершалась предыдущая конференция этой серии, никому и в голову не пришло, что мы будем говорить о возвещении (керигме) оглашаемым Христа. Но постепенно эта мысль как-то сама созрела. И это, наверное, было очень правильное решение: не переходить к проблемам третьего этапа оглашения, как предполагалось прежде, а остановиться на самом главном, что должно быть во время оглашения, – на отношении ко Христу, причем говорить о возвещении Христа именно керигматическом, а не догматическом. Не говорить о тайнах встречи со Христом или о христологических спорах, не говорить о том, что очень часто представляют себе люди в первую очередь, когда обсуждают проповедь о Христе, а поговорить именно о возвещении, т. е. о том, что делает само Евангелие, когда показывает нам разные сцены из жизни Господа, приводит нам прямые Его слова, сказанные в разных ситуациях. Мне кажется, это очень важно – услышать голос Христа, почувствовать всю поразительную живую ткань Его слова и Его жизни на земле.

Конечно, мы говорим не о том, что надо как бы вернуться назад, что нужно знать Христа по плоти. Нет. Правильно сказано у апостола: «Мы теперь Христа по плоти не знаем». Да, Он жив и сидит одесную Отца, Он воскрес, и мы верим в то, что Он вчера и сегодня и вовеки Тот же. Но тем интереснее увидеть из этого нашего современного опыта веры и духовного знания, как бы ретроспективно, все то, что говорит нам само Евангелие, или то, что говорится о Христе в некоторых местах апостольских посланий.

Ведь весь второй этап оглашения строится на Священном писании, и большая часть его – на текстах Нового завета. Если на первом этапе оглашения, напомню всем, мы знакомим оглашаемых с Евангелием и используем его для разрешения тех или иных острых ситуаций в жизни современных людей, то на втором этапе оглашения мы раскрываем ряд важных тем, которые несут в себе какой-то удивительный духовный заряд.

В их центре стоит Христос и любовь к Нему, и особенно – утверждение апостольского свидетельства о Кресте и Воскресении. Мы берем керигму церкви и возвещаем ее людям, которые могут быть даже некрещеными, но уже стали оглашаемыми и просвещаемыми, и значит, не просто ищущими, а избранными для включения в полноту христианской церковной жизни. Это очень непростая задача. И то, что мы смогли посвятить этому целую конференцию, – замечательно.

Нужно сказать, что по выступлениям разных участников конференции очень чувствовалось, кто имеет личный опыт такой проповеди и успешного возвещения, а кто только еще ищет, начинает, может быть, сам недавно прошел оглашение и поэтому еще не обладает внутренним опытом, внутренним видением этой ситуации. Поэтому эта конференция – просто уникальное сокровище, по которому можно изучать саму реализацию задачи, стоящей перед церковью каждый раз, когда человек хочет познать Христа через Его слово, Его образ, Его отношения с учениками, с Его общиной. Я полагаю, что в этом и заключалась самая большая надежда на конференцию, и в этом же ключе лежит и главный критерий оценки ее результатов.

Удалось собрать как никогда большое число самых разных участников, в том числе многих священников, и провести именно дискуссию, именно разговор, где в живом процессе общения люди с разных сторон, с разных «концов» этого духовного опыта свидетельствовали о возвещении керигмы Христа и о Христе. И это, наверное, самое важное.

А до чего не дошли и о чем еще надо будет говорить?

Ну, до многого еще могли не дойти. Ведь любая конференция – это открытый разговор, который не закрывается вот так просто в несколько дней. И наша конференция просто прекрасный пример такого разговора. Это действительно продвижение вперед в процессе собирания церковного опыта возвещения Христа в современных условиях. И надо идти дальше, надо дальше собирать этот опыт, надо его накапливать так, чтобы он оставался живым, чтобы он не был схоластическим, мертвым. Ведь научение христианской вере и жизни – это не то же, что обучение, это совсем не схоластическая задача. Неслучайно огласительные встречи никогда не называются «школьным» термином «занятия».

В этой сфере, как и везде, возможны искажения. Как можно отличить подлинное возвещение от симулякров? И поднимался ли этот вопрос в обсуждении?

Напрямую мы так вопрос не ставили, однако на каждом шагу духовной жизни надо, конечно, проявлять определенную осторожность. Всегда есть что-то подлинное и в то же время – его темные двойники, которые нужно распознать и отвергнуть. И в возвещении Христа бывает много таких двойников, симулякров, много идеологического. Часто ко Христу относятся слишком «иконописно» или, хуже того, лубочно. И это, может быть, наиболее распространенные ошибки в возвещении Христа современным людям. Людям хочется, чтобы все было просто, внешне гладко и красиво. И красоту Христова лика подменяют внешней красивостью, чем-то внешне упрощенным и понятным, но внутренне закрытым, неглубоким. Мы об этом мало говорили, может быть, больше в личных разговорах. Но все дискуссии имели и это значение тоже. Выясняя истину, проясняя каждую проблему, поставленную на конференции, мы не могли невольно не ставить и эту задачу.

Беседовала Александра Колымагина

Кифа № 8 (210), июнь 2016 года

comments powered by Disqus