Российская Духовная Миссия в Японии в конце XIX-начале XX века

Российская Духовная Миссия в Японии в конце XIX-начале XX века

Год: 2004

Автор научной работы: Боголюбов Алексей Михайлович

Ученая cтепень: кандидат исторических наук

Место защиты диссертации: Санкт-Петербург

Код cпециальности ВАК: 07.00.03

Специальность: Всеобщая история (соответствующего периода)

Количество cтраниц: 131



Оглавление диссертации 

Введение.

Глава I.

Становление Российской Духовной Миссии в Японии под началом иеромонаха Николая (Касаткина).

Глава II. Основные направления деятельности Российской Духовной Миссии в Японии 1870-1904.

§ 1. Издательская деятельность Духовной Миссии.

§ 2.Просветительская деятельность Духовной Миссии.

§ 3.Педагогическая деятельность Духовной Миссии.

§ 4.Строительство православных храмов.

Глава III. Российская Духовная Миссия в Японии в 1904-1912 гг.

§ 1 .Российская Духовная Миссия в период русско-японской войны 1904-1905 гг.

§ 2. Деятельность Российской Духовной Миссии в Японии в период 1906-1912 гг.


Введение диссертации (часть автореферата) 

Духовные контакты, осуществляемые между народами, государствами, принадлежат к числу наиболее ярких феноменов культурного взаимодействия. Духовные связи становятся важнейшими, а иногда, и единственными формами обмена информацией, распространения влияния и способа общения между народами. Подтверждением здесь служит история Российской Духовной Миссии в Японии, многогранная деятельность которой стала залогом установления духовных и культурных контактов между двумя странами, Россией и Японией.

В настоящее время история Русской Православной Церкви привлекает значительное общественное внимание, вызывает оправданный интерес историков, богословов, представителей других гуманитарных наук. В отечественной науке идет становление и упрочение новых представлений о религии и церкви, отход от господствовавших прежде упрощенных представлений и стереотипов.

Одним из самостоятельных направлений исследований в этой области становится изучение миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

Существуют и другие аспекты, заставляющие признать данную тему практически значимой для современной исторической науки.

Сегодня большое значение придается культурным контактам России со странами Востока, в том числе с Японией, нашим ближайшим соседом на Дальнем Востоке. Однако без знания их предыстории чрезвычайно сложно строить отношения между государствами в современном мире.

Кроме того, во внешней культурной политике России большое внимание уделяется духовным связям, которые объединяют различные формы гуманитарного взаимодействия Изучение истории Российской Духовной Миссии в Японии в этой связи представляется особенно актуальным и практически значимым.

Добавим, что в настоящий момент, как в отечественной, так и в зарубежной историографии, отсутствуют исследования (за исключением отдельных статей и общих работ по истории и культуре Японии), в которых рассматривался бы феномен становления и развития Российской Духовной Миссии в Японии, основные направления её деятельности.

В нашей диссертации в качестве объекта исследования выступает Российская Духовная Миссия в Японии, которая на протяжении долгого времени поддерживала культурные связи и контакты между Россией и Японией, выходящие за рамки собственно миссионерской деятельности. Отметим, что мы обращаемся к весьма важному периоду истории, как России, так и Японии.

В России это время ознаменовано широкими реформами во всех областях и сферах общественной и политической жизни. Интенсивное освоение дальневосточных территорий Россией, ее стремление установить добрососедские отношения с непосредственным соседом побуждали к развитию культурного диалога, к непосредственным контактам с Японией. Этому способствовало заключение договора между Россией и Японией в 1855 г. и открытие Российского Генерального консульства в Хакодате. При нем была освящена православная церковь, что и стало первым шагом на пути распространения православного вероучения в Японии.

В истории Японии данный период также характеризуется целым рядом важнейших реформ, как в социальной, так и в политической, культурной жизни. Эпоха Мэйдзи (1868-1912 гг.), ставшая синонимом открытости, европеизации страны, качественно изменила и характер контактов с Россией.

1 Внешняя культурная политика России. //Дипломатический вестник. № 4. 2000. С.76-84. 

Следует отметить, что становление Российской Духовной Миссии в Японии и, в частности, деятельность св. Николая Японского непосредственно связаны с важнейшими реформами в жизни двух стран.

Выбор хронологических рамок диссертационного исследования не случаен. Мы обращаемся к важному этапу в истории и эволюции Духовной Миссии, охватывающему период с 1870 по 1912 гг. Дело в том, что именно в это время происходит утверждение Духовной Миссии, зарождаются основные формы её деятельности, намечаются направления культурного обмена, складываются её основные институты.

Этот период связан с активной деятельностью св. Николая (Ивана Дмитриевича Касаткина, 1834-1912), который явился основателем Духовной Миссии.2 Конечно, этап истории Миссии во время русско-японской войны несколько отличается по своим задачам от предшествующих лет. Тем не менее, он, бесспорно, важен, и позволяет рассмотреть проблему деятельности Духовной Миссии в военный период (19041905). Подобный опыт сегодня особенно актуален и может быть рас-смотред как пример успешной активности Православной Церкви в сложные периоды истории.

Естественно, изучая деятельность Духовной Миссии в Японии, трудно учесть все события с точностью до года. Всесторонний анализ проблемы требует обращения и к истории тех или иных явлений, и к перспективам, успехам Миссии, отражение которых мы находим как в культуре XX века, так и в современности.

2 Николай (Касаткин И. Д., 1836-1912). Принял монашество в 1860г., архимандрит (1871), епископ Ревельский (1880), архиепископ Японский (1906).

Общая цель исследования - анализ деятельности Российской Духовной Миссии в Японии выдвигает определенные задачи для их решения: выявить факторы, способствующие утверждению Духовной Миссии в Японии; определить основные этапы деятельности Миссии; проанализировать основные формы деятельности и персоналии Духовной Миссии в Японии; рассмотреть деятельность св. Николая - духовного руководителя и основателя Духовной Миссии в Японии.

Исследование общей проблемы деятельности Русской Православной Миссии в Японии предполагает выявление и рассмотрение предшествующих работ аналогичной проблематики.

Период становление Духовной Миссии в Японии и деятельность св. Николая объединяет несколько этапов последовательного изучения темы русскими, зарубежными и японскими учеными, которые рассматривали -в своих работах как отдельные направления деятельности Миссии, так и общие вопросы, непосредственно связанные с историей и современным состоянием Духовной Миссии в Японии. Последовательное изучение проблемы предполагает обращение к работам, непосредственно посвященным вопросам истории русско-японских отношений, культуре, религии.

В процессе работы использовались библиографические справочники общего и специального характера, как на русском, так и на японском языке. Отметим, что в российской справочной литературе первые сведения о Миссии приведены в «Энциклопедическом словаре» Ф. Брокгауза - И. Эфрона.3

3 Ф.Брокгауз - И. Эфрон. Энциклопедический словарь. Полутом 82. СПб., 1904. С.789-790. б

В работе использованы издания, выпущенные в России в советский период: Библиография Японии 4 - двухтомник, объединяющий общие работы по истории Японии, специальные исследования, посвященные Японской Миссии. Первый историографический справочник включает русскоязычные монографические исследования, вышедшие в период с 1734 по 1917 год, японские и европейские энциклопедии и справочники, также «Библиография Японии», где представлена соответствующая литература, изданная в Советском Союзе на русском языке.5

Просмотр вышеперечисленных изданий позволяет с уверенностью констатировать факт отсутствия специальных исследований, посвященных непосредственно теме диссертации, анализу деятельности Российской Православной Миссии в Японии в период с 1868 по 1912 год, с начала XX до третьей четверти XX века.

Тем не менее, отдельные вопросы, рассмотренные в нашей работе, в разной степени затрагивались исследователями. Данное обстоятельство позволяет нам обратиться к историографическому анализу и обзору источников по теме диссертации.

Отметим, что поставленные в диссертации исследовательские задачи не затрагиваются в общих работах, предметом рассмотрения которых выступает российская история и культура. Подобное положение отражает идеологические установки советского периода, когда деятельности Православной Церкви либо полностью не уделялось внимания, либо таковая оценивалась негативно. Даже в настоящее время в учебных изданиях данной проблеме отводится незаслуженно скромное место. Так, в Истории Японии» описание российско-японских духовных связей занимает только 8 строк.6

4 Библиография Японии. Литература, изданная в России с 1734 по 1917 г. М., 1965.

Библиография Японии. Литература, изданная в Советском Союзе на русском языке с 1917 по 1958. М., 1960.

5 Библиография Японии. Литература, изданная в Советском Союзе на русском языке с 1959 по 1973. М., 1984.

В этой связи особую ценность приобретают работы дореволюционных исследователей, где впервые в российской исторической науке была предпринята попытка дать объективную информацию о деятельности Духовной Миссии в Японии, проанализировать её очевидные успехи. В нашей работе мы обращаемся к исследованию прикомандированного к Миссии японоведа Д. М. Позднеева,7 которое содержит уникальные по широте, фактологии, эмоциональным оценкам картины жизни русских миссионеров, а также к докладу о. Философа Орнатского, где приведена интереснейшая информация о социальных, политических, духовных традициях японского народа и деятельности Православной Церкви.8

В советский период отечественной истории отдельные проблемы, связанные с деятельностью Православной Миссии в Японии, рассматривались в изданиях Московской Патриархии. Их появление непосредственно связано с канонизацией архиепископа Николая Японского (1970 г.), прославлением его в лике святых с наречением равноапостольным. В связи с данным событием «Журнал Московской Патриархии» опубликовал ряд статей справочного характера,9 в которых внимание уделено, прежде всего, духовной биографии св. Николая.

К моментам истории Духовной Миссии в Японии обратился протоиерей Аркадий Тыщук, представивший на страницах Журнала Московской Патриархии статью, озаглавленную «Японская Автономная Православная Церковь».10 В ней автор кратко ознакомил читателей с деятельностью Миссии в начальный период и в XX веке.

6 История Японии 1868-1998. Учебное пособие. Т. И. М., 1998.

7 Позднеев Д.М. Архиепископ Николай Японский (Воспоминания и характеристика). СПб., 1912.

8 Орнатский Ф. Русская Православная Миссия и Православная Церковь в Японии. Издание С.-Петербургского Епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы. СПб., 1889.

9 В гостях у Автономной Православной Церкви в Японии // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 12. С.11
 О канонизации архиепископа Николая Японского // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 7. С. 4-5.

Более подробное описание основных этапов жизни и деятельности св. Николая составил Антоний, архиепископ Минский и Белорусский.11 Используя периодические издания, архивные документы, автор воссоздает биографию святого равноапостольного архиепископа Николая, пишет о его подвижническом служении.

Указанные публикации весьма полезны, являясь первыми исследованиями, непосредственно посвященными нашей проблеме. Правда, они известны лишь узкому кругу читателей. Кроме этого, названные авторы в своих исследованиях, стремясь в основном осветить развитие духовных связей между Россией и Японией, меньше внимания уделяют культурным контактам двух стран.

В истории отечественного востоковедения история Российской Духовной Миссии в Японии стала предметом исследования широкого круга специалистов только в 90-е годы XX века. Изменение отношения государства к Православной Церкви, роли и месту религии в общественной, духовной жизни, в международных отношениях позволило обратиться к изучению православия на Дальнем Востоке и этим восполнить существующие в отечественной историографии лакуны, связанные с историей русско-японских отношений. Необходимо отметить, что первая научная статья, освещающая деятельность св. Николая вышла в свет в 1977 году в журнале «Народы Азии и Африки». Эта статья заслуживает самой высокой оценки. Она была воспринята как откровение в японоведческих кругах. «Журнал Московской Патриархии» адресован главным образом православной пастве. Здесь автор обрисовал св. Николая как одного из зачинателей русского японоведения.

10 Тыщу к А. Японская Автономная Православная Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 11. С. 42-47, № 12. С.43-49.

11 Антоний, архиепископ Минский и Белорусский. Святой Равноапостольный Архиепископ Японский Николай // Богословские труды. XIV. М., 1976. С. 5-61. 

Новый этап изучения проблемы относится к 80-м - 90-м годам XX века. Именно в данный период исследователи обращаются в своих работах, как к общим, так и к частным вопросам интересующей нас темы, всестороннее рассмотрение которой предполагает знакомство с работами чрезвычайно широкой проблематики.

Исследование становления и начальных этапов деятельности Миссии на японских островах невозможно без выявления факторов, способствовавших успеху православия. Это обстоятельство объясняет наш интерес к тем работам, в которых рассматривается значительный спектр вопросов, связанных с характеристикой культурной, социальной, религиозной жизни Японии. Мы обратились так же к монографиям известных японистов - В.Н Горегляда,13 А.Н. Мещерякова,14 историка и культуролога Л.Д. Гришелевой,15 японского ученого Хидэо Касимото,16 американского исследователя Байрона Иорхарда. В этих трудах рассматриваются социальная и духовная жизнь Японии, традиции и новации, политические изменения, произошедшие в японском обществе к моменту учреждения Миссии.

12 Щербина А. Николай Касаткин - один из первых русских японоведов // Народы Азии и Африки. 1977. № 4.

13 Горегляд В.Н. Японская литература VIII-XVI вв. Начало и развитие традиций. СПб., 1997.

14 Мещеряков А.Н. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм. М., 1987.  

15 Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. М., 1986.

16 Hideo Kisimoto. Japanese Religion in the Meiji Era. Tokyo, 1969.

17 H.Byron Earhart. Japanese Religion: Unity and Diversity. California.

Богатый материал для понимания духовного своеобразия, национальных особенностей, традиций японского народа, содержится в работах18 академика Н. И. Конрада. Проблемы религиозной жизни Японии в деталях рассматриваются в работах Я.Б. Радуль-Затуловского,19 А.Н. Игнатовича.20

Идейное содержание эпохи Мэйдзи, деятельность японских мыслителей, которые во многом определили характер незавершенной революции Мэйдзи и пути дальнейшего развития страны, а также сюжеты, связанные с русско-японскими культурными связями во второй половине XIX века, стали темами статей японоведов, представленных в сборнике «Из истории общественной мысли Японии XVII- XIX вв.». Статьи сборника важны для данной работы, где значительное внимание уделяется предыстории событий, повлиявших на становление Православия в Японии 21 во второй половине XIX века.

В 90-е годы XX века ценнейший материал по истории Духовной Миссии в Японии, анализ основных направлений её деятельности находится в трудах ряда российских исследователей. Это, прежде всего, статьи известного историка, исследователя-японоведа, сотрудника Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Российской академии наук Г.Д. Ивановой22, историка Японии, доцента Санкт-Петербургского университета Л.B. Зениной, синолога H.A. Самойлол л ва. Отдельные периоды деятельности Православной Миссии в Японии стали предметом исследования О.В. Шаталова.

18 Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках. Т.1. Л., 1927.

19 Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л., 1947.

20 Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. М., 1993.

21 // Из истории общественной мысли Японии ХУИ-Х1Х вв. М., 1990. Иванова Г.Д. Архиепископ Николай и его японские ученики. // Из истории общественной мысли Японии ХУИ-Х1Х вв. М., 1990.

22 Иванова Г.Д. Русские в Японии Х1Х-начала XX века (несколько портретов). СПб., 1993
Иванова Г.Д. Жизнь и деятельность святителя Николая Японского // Православие на Дальнем Востоке. Выпуск 2. СПб., 1996. и л

Проблема становления и истории развития культурных контактов России и Японии рассмотрена в работе петербургских востоковедов Н.Ю. Крайнюк, H.A. Самойлова, A.B. Филиппова, в которой отмечается значимость Православной Духовной Миссии «в диалоге русской православной и традиционной японской культур».

Издательская деятельность Миссии, отдельные аспекты этой деятельности нашли отражение в монографии С.А. Пайчадзе, в труде Иванова Г.Д. Переводчики русской литературы - воспитанники Православной Духовной Семинарии в Токио // Православие на Дальнем Востоке. Выпуск 2. СПб., 1996.

23 Зенина JI.B. Доклад о. Философа Орнатского «Русская Православная Миссия и Православная церковь в Японии» // Православие на Дальнем Востоке. Выпуск 3. СПб., 2001. Зенина Л.B. Японские ученые о Российской Духовной Миссии в Японии. // Православие на Дальнем Востоке. СПб., 1996. Зенина JI.B. Российская Духовная Миссия и Русская Православная Церковь в Японии под началом Святителя Николая, Апостола Японии (18361912) // Проблемы истории, филологии, культуры. Выпуск XI. М.Магнитогорск. 2001.

24 Самойлов H.A. Страны Дальнего Востока в восприятии русского миссионера (По дневникам и статьям архимандрита Сергия (Страгородско-го) - впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) // Православие на Дальнем Востоке. Выпуск. 2. СПб., 1996.

25 Шаталов О.В. Начальный этап деятельности Российской Духовной Миссии в Японии: 1870-1875 гг. // Православие на Дальнем Востоке. Вып.2. СПб., 1996.

26 Крайнюк Н.Ю., Самойлов H.A., Филиппов A.B. Россия и Япония. // Россия и Восток. СПб., 2000.

27 Пайчадзе С.А. Русская книга в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Очерки истории второй половины XIX - начала XX столетия). Новосибирск, 1995. японского ученого Ясуо Усимару,28 в упомянутой выше работе Г. Д. Ивановой «Русские в Японии Х1Х-начала XX века».

Предметом исследований последних лет стала просветительская деятельность Миссии. Российские и японские ученые, анализируя успехи Духовной Миссии на Японских островах, не могли не обратить внимания на весьма убедительные результаты её деятельности в этой области.

Данную тему в своих работах освещают духовный историк архиепископ Антоний,29 и исследователь А.Н. Хохлов.30

Вопросы подготовки учеников в православных учебных заведениях, организации педагогической работы затрагиваются русскими и японскими учеными в исследованиях, как общего характера, так и непосредственно посвященных данной проблеме. В этой связи заслуживают внимания монография Хидэо Кисимото,31 посвященная проблемам японских религий в эпоху Мэйдзи, статьи студента Харьковского университета Ф. Прохоренко, вышеупомянутые работы Г.Д. Ивановой.

Заслуживают внимания также работы, посвященные архитектурной, строительно-художественной практике Миссии, жизни и деятельности православной художницы Ямасита Рин.33

В последнее время многие авторы, историки и искусствоведы, уделяют внимание строительству Собора «Никорай-До» в Токио, архитектур

28 Ясуо Усимаро. Японское православие и культура периода Мэйдзи. // Тысячелетие крещения Руси. М., 1988.

29 Архиепископ Антоний. Святой Равноапостольный Архиепископ Японский Николай // Богословские труды. № 14. 1975.

30 Хохлов А.Н. Подготовка русских переводчиков-японистов в Японии и деятельность И.Д. Касаткина (вторая половина XIX - начало XX века // Восток. 1994. № 5.

31 Hideo Kisimoto. Japanese religion in the Meiji Era. Tokyo, 1969.

32 Прохоренко Ф. Русская Духовная Миссия в Японии // Вера и Разум. 1907. №7.

33 Успенский М.В. История одной иконы //Япония сегодня. 1999. Июль месяц. С. 7. ного памятника, запечатлевшего выдающийся этап в истории Православия на Японских островах. Знаменитому собору посвящено значительное число работ, тогда как о строительстве православных церквей в других, преимущественно северных районах, почти не говорится.34 В этой связи значительный интерес представляет публикация Э.Б. Саблиной «Пути-дороги паломницы из России», где содержатся сведения по истории и современному состоянию православных церквей в Японии. Публикация снабжена материалами полевых наблюдений, архивными данными, дневниками и воспоминаниями современников.35

В диссертации мы привлекаем также материалы фондов Государственного Эрмитажа, среди которых представлены станковые произведения художницы Ямасита Рин и свиток неизвестного автора с изображением бухты в Хакодате, позволивший реконструировать внешний вид первого православного храма в Японии.36

В 90-е годы XX века складываются основные подходы к изучению Духовной Миссии, вырабатываются методологические основы исследования.

Подробный анализ направлений деятельности Духовной Миссии в Японии, представленный в работах вышеперечисленных исследователей, подтверждает положение о важности комплексного изучения феномена

34 Яковлев Н.А. Русская Духовная Миссия в Японии и её Кафедральный собор в Токио // Христианство на Дальнем Востоке. Уссурийск. 2001. Протоиерей Аркадий Тыщук. Японская Автономная Православная Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 11. С. 46. Прохоренко Ф. Русская Духовная Миссия в Японии и в Корее. Харьков. 1907. С. 364.

35 Саблина Э.Б. Пути-дороги паломницы из России, www.iapantodav.ru.

36 Николай и Александра. Двор последних русских императоров. Конец XIX - начало XX века. Государственный Эрмитаж. Каталог выставки. СПб., 1994. С. 261. Хранение предметов японского искусства. ЯТ 1144. Государственный Эрмитаж. Отдел Востока.

Православия на Японских островах, необходимости обобщающего исследования соответствующей проблематики.

Следует отметить, что заявленная тема представляет интерес для различных специалистов: историков, искусствоведов, востоковедов. Это обстоятельство определяет междисциплинарный подход к проблеме изучения Духовной Миссии. На наш взгляд, следует отметить также, что всестороннее рассмотрение деятельности Православной Миссии в Японии невозможно без знакомства с более ранней Православной Миссией в Пекине (1716-1956), которая, по словам св. Николая, сыграла важную роль в становлении Духовной Миссии на Японских островах: «Пекинская Миссия - мать японской, без Пекина японцы неопытны и немы».

В этой связи естественным является обращение к исследованиям, непосредственно посвященным истории Пекинской Миссии. Бесспорно, интересна и методология исследования Пекинской Миссии, основные подходы к анализу и систематизации связанного с ней исторического материала. Отметим, что в данном случае мы обращаемся, прежде всего, к сборникам научных статей, вышедшим в 90-е годы XX века в России. Это - «Православие на Дальнем Востоке (275-летие Российской Духовной Миссии в Китае)» , «История Российской Духовной Миссии в Китае.39 Учтена также кандидатская диссертация С.А. Шубиной «Русская Православная Миссия в Китае (XVIII - начало XX века)».40

Пристального внимания заслуживает обобщающее исследование Э.Б.Саблиной «Православная Церковь в Японии в конце XIX— XX в.в. и

Письма архимандрита Николая из Японии иеромонаху Исаии от 14.04 и 24.08.1871 г. // Церковный вестник. 1885. № 50. С. 178.

38 Православие на Дальнем Востоке. 275- летие Российской Духовной Миссии в Китае. СПб., 1993.

39 История Российской Духовной Миссии в Китае. М., 1997.

40 Шубина С.А. Русская Православная Миссия в Китае (XVIII- начало XX века). Автореферат. Ярославль, 1998. её основатель святитель Николай»,41 в котором предметом рассмотрения стала деятельность Православной Церкви в Японии с момента основания до конца XX века. Столь продолжительный хронологический период не позволил исследователю достаточно подробно рассмотреть основные направления деятельности Миссии в наиболее ответственный, ранний период её истории, проанализировать факторы, влиявшие на становление Православия в Японии. Хотя, бесспорно, полевые наблюдения конца XX века дали возможность исследователю на современном материале обозначить успехи Православной Церкви в Японии, основанной святителем Николаем.

В связи с исследованием Э.Б. Саблиной, полагаем, что наша диссертация в известной мере пополняет проблему становления Православной Духовной Миссии на Японских островах новыми фактами, сведениями, более подробно рассматривает основные направления деятельности Православной Миссии на новом материале, вводимом в научный оборот.

Спорными представляются замечания Э.Б. Саблиной по поводу религиозного состояния японского общества к моменту проповеди Православия. В общей форме приведена в исследовании разнородная деятельность Миссии в начальный период её существования.

Таким образом, при всем разнообразии тем и формулировок, знакомство с публикациями позволяет сделать вывод о наличии общих подходов в изучении русского миссионерства на Дальнем Востоке и близких исследовательских проблем. Представляется убедительным тезис китаиста О.В. Шаталова о выделении исследования миссионерской деятельности в особое направление. Содержанием «Миссиологии» является изучение самого процесса, его особенностей, методов, структуры организации миссионерского движения. «Миссиология» в отечественной науке в силу определенных причин до конца XX века не была представлена.42 Накопленный за последнее время рабочий материал, описанный выше, и исследования, посвященные истории Российской Духовной Миссии в Корее 43 и Китае, могут стать основой методологических подходов нашего исследования, актуальность которого сегодня ни у кого не вызывает сомнения.


41 Саблина Э.Б. Православная Церковь в Японии в конце XIX -XX в.в. и её основатель Святитель Николай. Автореферат. Москва, 2000. 

Определенное значение имеют публикации, касающиеся истории Российской Духовной Миссии и деятельности Николая Японского, авторами которых являются европейские и американские специалисты. Отметим, что упоминания о Духовной Миссии мы можем найти только в общих работах, непосредственно посвященных проблемам контактов России и Японии. Авторы этих публикаций ограничиваются краткими сведениями о деятельности Миссии.

Сжатые сведения о Православной Миссии в Японии даны в работах американских историков - М. Хиндуса «Россия в Японии»,44 И. Шейнера «Христианские конфессии и социальный протест в период Мэйдзи»,45 раскрывающих особенности духовной и политической жизни в Японии в середине, во второй половине XIX века. В коллективной монографии «Русское влияние в Японии»46 П. Бертона, П. Лангера и Р. Сверингена рассматривается проблема трансформации русских духовных и социальных традиций в японском обществе. Высокой оценки заслуживают работы, связанные с распространением Православия в Японии американского исследователя Г. Ленсена,47 автора ряда монографий, непосредственно посвященных широкой проблематике русско-японских связей. Его работы основаны на глубоком знании японских источников и литературы.

42 Шаталов О.В. К вопросу о развитии отечественной миссиологии. // Православие на Дальнем Востоке. 275-летие Российской Духовной Миссии в Китае. СПб., 1993. С. 151-156.

43 История Российской Духовной Миссии в Корее. М., 1999.

44 Hindus М. Russia in Japan. N.Y., 1942.

45 Sheiner I. Christian Converts and Social Protest in Meiji Japan. N.Y., 1970.

46 Berton P., Langer P., Swearingen R. The Russian Impact in Japan. Literature and Social Thought. L.A., 1981 

В оценке деятельности Духовной Миссии в Японии европейскими и американскими специалистами сказались, на наш взгляд, прежде всего, определенная традиция, восходящая к концу XIX - началу XX века. Несмотря на видимое согласие Православной, Католической, Протестантской Церквей в Японии, нельзя недооценивать существования явного или скрытого противостояния, которое находило свое подтверждение в жизни Православной общины на Японских островах, о чем писал в своих сочинениях, публикациях св. Николай.

Наиболее последовательно и всесторонне вопросы, связанные с историей становления Духовной Миссии в Японии, освещены в работах японских исследователей, которые внесли значительный вклад в изучение истории Православия в Японии и Российской Духовной Миссии. Для японских ученых разных специальностей и научной квалификации Православие, как на современном этапе, так и его история, является повседневной реальной действительностью.

Об упрочении Православной веры в японской среде свидетельствовали возведение новых храмов, совершенствования в части издательской и педагогической деятельности. Эти события нашли достаточно полное освещение в трудах современных японских авторов: Усимару Ясуо,48 Накамура Кэнносукэ49 и Наганава Мицуо.50 Отметим, что японские исследователи начинают свои повествования с описания жизни и деятельности о. Николая, посвящая их юбилейным датам: столетию основания Миссии и канонизации Николая Японского (Усимаро Ясуо), 1000-летию крещения Руси и 120-летию проповеди Православия в Японии (Наганава Мицуо).

47 Lensen J. Report from Hokkaido: the Remains of Russian Culture in Nothern Japan. Hakodate, 1954.

Lensen J. Russian Diplomatic and Consular officials in East Asia. Tokio, 1968.

Lensen J. The Russian Push toward Japan. N.Y., 1971.

Наибольшее значение для нашей работы имеет реконструкция деятельности Духовной Миссии в Японии в наши дни, представленная профессором Наганава Мицуо, которая позволяет, обратившись к современному материалу, оценить результаты подвижнического служения св. Николая. Из выше перечисленных публикаций японских авторов переведены на русский язык лишь хронологическая таблица и часть материалов, которые содержатся в книге Наганава Мицуо. Перевод выполнен Л. В. Зениной.51 г

Издания японских исследователей отличает скрупулезный подход к реконструкции фактического материала, внимательное изучение наследия Николая Японского. В исследованиях японских ученых св. Николай, его жизнь и апостольский подвиг предстают как уникальный пример, достойный подражания. Практически во всех изданиях дана высокая оценка духовных качеств первого русского миссионера на японской земле. Именно с его мудрым, продуманным, взвешенным деланием связываются успехи Православия на японских островах. Бесспорно, в исследованиях японских специалистов собран интереснейший материал, который использован в нашем исследовании.

48 Усимаро Ясуо. Японское Православие и культура периода Мэйдзи. Материалы международной церковно-исторической конференции «Тысячелетие крещения Руси». М., 1988. о ЖЖ,1996. о = о ЖЖ, 1989.

51 Зенина Л.В. Японские ученые о Российской Духовной Миссии в Японии // Православие на Дальнем Востоке. Выпуск 2. СПб., 1996. С. 21-30.

Как было отмечено выше, проблема становления Духовной Миссии в Японии представляет значительный интерес и для специалистов, непосредственно обращающихся к теме культурных контактов России и Японии. Без её анализа сложно представить разнообразные формы, динамику, эволюцию культурных связей. Поэтому в общих работах японских исследователей находятся сюжеты, напрямую связанные с историей становления Миссии. Значительное внимание теме уделяет Накамура Синтаро, автор широко известного издания «Япония и русские. Из истории контактов»,52 переведенного на русский язык в 1983 году.

Кроме исследовательских работ, написанных на японском языке, уместно назвать и японские популярные издания, одним из которых является книга Накамура Кэнносукэ «Учитель Николай и Япония периода Мэйдзи».53 Ориентированная на широкий круг читателей, данная работа ставит своей целью познакомить, прежде всего, с важным этапом собственной истории и историей духовных контактов с Россией. Книга снабжена фотографиями, гравюрами и содержит ценный фактический материал.

Интерес к проблеме истории становления и деятельности Православной Духовной Миссии в Японии и особое отношение к ней местного населения подтверждается созданием литературных произведений, сюжетом которых стали фрагменты истории Православия на Японских островах. Пересказанные в свободной форме исторические события, тем не менее, содержат немалое количество конкретного фактического материала. Так, повесть Кавамата Кадзухидэ «Памятник Николаю»54 рассказывает о деятельности Николая Японского и о его ученице - известной православной художнице Ямасита Рин.

52 Накамура С. Японцы и русские. Из истории контактов. М. 1983.

Го Жм> 1996.

54)1\ХШо о ЖЖч 1992.

Знакомство с работами японских авторов убедительно доказывает, что тема становления Православия на Японских островах актуальна и вызывает значительный интерес специалистов и широкого круга читателей.

Предложенный историографический обзор показал, что в исследовании проблем становления Духовной Миссии в Японии наметились уже определенные традиции. Некоторые аспекты данной темы рассматриваются как отечественными, так и зарубежными исследователями, специалистами в отраслях светской и духовной истории, в филологии, искусствоведении. Изучение проблемы в отечественной науке напрямую связано с вопросами взаимодействия Церкви и Государства, политическими контактами нашей страны и Японии, последовательным развитием культурных связей между двумя странами. Несмотря на значительный научный интерес, заметно отсутствие комплексных, обобщающих работ, посвященных данной проблеме. Сегодня ни отечественная, ни зарубежная историография, как и перечисленные выше исследования, не дают ответа на многие вопросы. Это положение подтверждает актуальность избранной темы, интерес к которой стал очевидным особенно в последнее десятилетие XX века.

Решение поставленных в исследовании задач требует применения соответствующих методологических подходов к анализу проблемы становления Российской Духовной Миссии (1871-1912).

Следует отметить, что при изучении вопроса нами были использованы разнообразные методики, апробированные как отечественными, так и зарубежными специалистами при изучении истории культурных контактов, миссиологии. При всем многообразии тем и формулировок общей проблемы в зависимости от целей и задач исследования и степени обобщения научных результатов можно выделить несколько направлений изучения деятельности Миссии.

Сама история Православной Миссии в нашей работе рассматривается на фоне тех исторических событий, которые определили основные этапы её развития и формы деятельности.

При изучении проблемы культурных контактов мы основываемся, прежде всего, на методе сравнительного анализа, который позволяет выявить эволюцию тех или иных направлений деятельности Православной Миссии в Японии, проанализировать содержание русско-японских связей в XIX и XX веках.

Использование дневников, писем как материалов исследования диктует необходимость привлечения метода текстологического анализа, необходимого при пристальном рассмотрении нарративных источников.

При изучении деятельности Духовной Миссии в Японии мы полагали наиболее целесообразным использовать всю совокупность вышеперечисленных подходов, тем более что имеется необходимая источни-ковая база, а именно, источники нарративные и документальные, архивные материалы и документы, периодические издания, дневники, как на русском, так и на японском языке, изданные в России и Японии.

Большой интерес представляют «Справочники по истории дореволюционной России», где подобраны справочные, энциклопедические издания, монографии, имеющие отношение к самому широкому кругу исторических сюжетов.55

Принимая во внимание, что проблема истории миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в странах Восточной Азии и, в частности, в Японии до недавнего времени была закрыта для официальной исторической науки и большинство документов, посвященных данной проблеме, не введены в научный оборот, важнейшими источниками для нас явились архивные материалы.

55 Справочники по истории дореволюционной России. Библиографический указатель. Под ред. Зайончковского. П.А., М., 1978. 

Наибольшую ценность имеют документы и материалы Российского Государственного Исторического Архива (РГИА), прежде всего Фонд 796, относящийся к Канцелярии Синода. Здесь имеется информация о церквах, построенных при жизни св. Николая. Хранятся дневниковые записи св. Николая, его записные книжки. Дневники св. Николая, написанные мелким убористым почерком, содержат сведения о быте православных общин Японии, связанных с ними финансовых трудностях, возможных путях их преодоления.

Св. Николай, когда читаешь его дневниковые записи, предстает взору человеком аскетического образа жизни, преданным высокому служению и своей пастве, человеком долга, бережливым, чрезвычайно внимательным к финансовым делам Миссии (Фонд 796. Оп. 186. Д. 5846). Финансовое положение Миссии прослеживается также по отчетам (Ф.796, Оп.186, Д.230), которые включают сведения о количестве церквей, церковнослужителей, преподавателей, о том, сколько японцев крещено, каковы пожертвования на нужды Миссии, о приходно-расходных суммах, сведения об издании миссионерских трудов. В отчете за 1883 год имеется упоминание о холере. Болезнь прервала тогда проповеднические усилия Миссии. В этом же фонде хранится «Разрешение Синода на открытие Миссии и назначении её начальником иеромонаха Николая».

Фонд 797 Российского Государственного Исторического Архива (С.-Петербург) содержит записи об основании и пополнении библиотеки Миссии, церковные отчеты, начиная с 1882 года, письма св. Николая, в которых он подробно рассказывает о жизни в Японии при династии То-кугава, вспоминает о визите в Хакодате Великого князя Алексея Александровича. Здесь же находятся сообщения св. Николая о взаимоотношениях Японии с Кореей и Китаем (Ф. 797, Оп. 43, Д. 24).

Часть дневников св. Николая, хранящихся в Российском Государственном Историческом Архиве (С.-Петербург) [фонд 834, содержащий 35 описей], издана отдельной книгой в Японии,56 также в России.57 Эта публикация содержит миссионерские заметки, воспоминания св. Николая.

Данный источник позволяет вникнуть в наиболее важные события из истории Миссии, познакомиться с теми трудностями, которые стояли на пути первых православных христиан Японии. Кроме информации, непосредственно касающейся нашей темы, в записях св. Николая можно найти многочисленные сведения о хозяйственной деятельности и быте японцев, экономическом развитии страны, социальных проблемах и своеобразии японской духовной и материальной культуры.

Дневники св. Николая можно по праву назвать универсальным источником по проблемам экономики, культуры, религии Японии. В качестве примера исследования, основанного на этом источнике, назовем работу Н. В. Овсянникова - «Северо-восточная Япония в конце XIX века (по материалам дневников архиепископа Николая Японского).58

56 Дневники Святого Николая Японского. Издательство Хоккайдско-го университета. Саппоро. 1994. Рецензия на эту публикацию опубликована И. Кожевниковой.

Япония накануне и во время войны с Россией глазами Святого Равноапостольного Николая Японского. Северо-Западная Библейская комиссия. Духовное просвещение. Л. 1991.

Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям. Ч. 1 и 2. Град Святого Петра. 1996.

Николай-До. Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание. Выдержки из дневников. СПб., 2001.

58 Овсянников Н.В. Северо-восточная Япония в конце XIX века (по материалам дневников архиепископа Николая Японского) // Восток. 2002. № 7. С. 49-59.

К другой, не менее важной части источников можно отнести законодательные акты, указы, относящиеся к учреждению Духовной Миссии в Японии и событиям, сопровождавшим учреждение. Эти документы (№№ 796, 797, 799) находятся в фондах Канцелярии Святейшего Синода РГИА (С.-Петербург). Отметим, что документы вышеназванного фонда микрофильмированы.

В диссертации использованы Документы Российского Государственного Архива Военно-Морского Флота, находящиеся Фонде 935 Гвардейского экипажа (С.-Петербург). Здесь представлены письма архиепископа Николая по поводу ассигнования средств на строительство церквей в память умерших русских военнопленных. Данный материал позволил выявить новое направление в деятельности Духовной Миссии в послевоенный период, отметить её работу по поддержанию могил русских военнопленных.

Большой интерес для изучения истории Духовной Миссии представляют публикации в различных журналах как светского, так и духовного содержания, которые отражают хронику событий, связанных с распространением Православия в Японии. В этих материалах заметно стремление последовательно фиксировать очевидные успехи Миссии. Среди них выделяются сочинения самого св. Николая, адресованные широкому кругу читателей. Именно они способствовали формированию «образа Японии» в России.

Репортажи о деятельности Российской Духовной Миссии появлялись в самых разнообразных периодических изданиях. Сообщения о деятельности Миссии помещали «Нива», «Русский вестник», «Русский Архив», «Морской сборник», «Церковный вестник», «Церковные ведомости», «Вера и Разум», «Богословский вестник». Статьи часто были написаны самим св. Николаем. Владыка с большим вниманием и интересом следил за текущими делами во вновь учрежденных православных общинах, откликался на проблемы, стоявшие перед миссионерами, решал хозяйственные вопросы общин, выделял время для окормления паствы, духовного образования прихожан.

В диссертации учтены материалы наших дней, касающиеся деятельности Миссии, опубликованные в периодических изданиях Японской Автономной Православной Церкви. Сведения биографического, информационного, страноведческого характера, статистические данные, имеющиеся в этих публикациях, существенным образом дополняют сведения, полученные из архивных документов.

В работе учтены копии писем св. Николая, с которыми нас любезно познакомил епископ Серафим, викарий Сэндайской епархии Японии. Подлинники писем хранятся в Архиве Кафедрального собора Воскресения Христова (Никорай-До). Эти письма датированы 1905-1910 г.г. и адресованы отцу Иоанну.59 Эти письма впервые вводятся в научный оборот.

Часть эпистолярного наследия св. Николая опубликована Р. К. Цурканом в книге "Я здесь совершенно один русский.".60 В книгу вошли письма, хранящиеся в Отделе рукописей Российской Национальной Библиотеки (С.-Петербург). В книге подобраны письма, которые обращены преимущественно к ученикам, постигающим основы православного вероучения. Письмам не свойственна дидактическая сухость, они эмоциональны. В них слышится яркая и увлекательная речь одухотворенного проповедника.

59 Отец Иоанн (Оно Киити), родился в 1872 г. в префектуре Сидзуока, которая находится в центральной части острова Хонсю. В 1885 г. Оно Киити крестился. Образование получил в Православной Духовной Семинарии в г. Токио. В 1892 г., после окончания Семинарии работает катехизатором в церквах Сиракава, Одавара, Такасаки. В 1905 г. принял сан священника. В том же году направлен в лагерь военнопленных, находившийся в городке Хамадера поблизости Осака.

60 «Я здесь совершенно один русский.» (Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии) / Публикация и комментарий Р. К. Цуркина. - СПб.: Издательский дом «Коло», 2002. 

В первой главе мы рассматриваем вопросы предыстории Россий ской Духовной Миссии в Японии, факторы, способствовавшие её становлению, и основные этапы её деятельности.

Вторая глава посвящена анализу направлений деятельности Миссии.

Третья глава посвящена трудам членов Духовной Миссии в период русско-японской войны и в послевоенное время. Здесь отмечается трансформация старых форм деятельности, рассматриваются новые направления светской и духовной работы в сложных условиях военного времени.

На протяжении всего исследования мы обращаемся к трудам св. Николая, Апостола Японии, к его подвижническому служению на посту начальника Российской Православной Миссии.

Результаты диссертационной работы могут быть использованы при подготовке учебных пособий и чтении курсов по истории культурных, духовных контактов России и Японии, выработке основных положений внешней культурной политики России, по истории и культуре Японии, при вводе в научный оборот архивных материалов.

Наши источники дают новый материал для оценки исторических событий отечественной истории, истории Японии, русско-японских культурных взаимоотношений.



Заключение диссертации 

Тема «Российская Духовная Миссия в Японии в конце XIX - начале XX века» рассмотрена в диссертации с привлечением новых источников, в том числе, работ японских исследователей истории православия в стане и этапов деятельности Миссии.

Учрежденная в знак признания очевидных успехов о. Николая на пути христианской проповеди, создания японской православной общины, распространения катехизаторского мастерства среди последователей-японцев, Миссия, религиозная по своему устройству, заняла со временем заметное положение центра русской культуры в Японии. Миссия одновременно постоянно и деятельно участвовала в установлении культурных, общественных связей двух стран, России и Японии, в том числе, отношений дипломатических. Мудрой и самоотверженной признана позиция, занятая Миссией в годы русско-японской войны. Здесь со всей очевидностью проявился апостольский промысел св. Николая, начальника Миссии. Придя в Японию навсегда, он вместе со своим окружением из числа соплеменников и японцев создавал Японскую Православную Церковь, прежде всего, как национальное достояние Японии. История так и распорядилась к концу XX века.

С учетом основных направлений и содержания деятельности Миссии её история в диссертации подразделена на следующие периоды:

Первый период (1870-1880 гг.) отмечен законодательным оформлением устава Миссии, как в России, так и в Японии, становлением её основных институтов, расширением географии православной проповеди, выделением христианских центров в Сэндай и Осака как основных. В этот период состоялся Православный Церковный Собор, который ознаменовал утверждение Миссии на японских островах.

Для второго периода (1880-1891 гг.) характерно расширение сфер и направлений деятельности Миссии. Заметно ее приобщение к другим сферам социальной, культурной жизни страны. Именно в данный период Миссия усиливает свое воздействие на просветительском, педагогическом, издательском поприщах, проявляет себя как архитектурно-строительный комитет. Высшим достижением Миссии в этот период стало сооружение православного храма в центре Токио, Собора Нико-рай-до, навеки ставшего центром Православия в Японии, хранящим имя его основателя, свидетельствующем о подвиге создателя этого величественного памятника православной культуры.

Третий этап деятельности Миссии (1891-1904 гг.) связан с дальнейшим упрочением православной веры на Японских островах. Заметно расширяется церковная география. Строятся церкви в провинциях страны. Подтверждает успехи Миссии статистика данного периода, показывающая, что число принявших крещение по православному обряду в 90-е годы XIX века возросло по сравнению с предыдущими годами практически на 50 процентов.

Четвертый период охватывает время русско-японской войны (1904-1905гг.). Меняются основные направления деятельности Миссии. На смену прежним заботам приходят совершенно новые. Возникает «Товарищество духовного утешения военнопленных». В соответствие с деятельностью Товарищества приводится программа работ Миссии данного периода: посильное служение русским воинам, оказавшимся в плену, уход за раненными, их духовое окормление, заботы о сохранении памяти погибших на полях сражений.

Пятый период истории Миссии (1906-1912 гг.), этап послевоенный, условно мы назвали его восстановительным. Возрождаются работы по строительству церковных зданий, возобновляется миссионерская программа, работы над переводом богослужебных книг. В поле зрения

Миссии находится надлежащее содержание мест погребения воинов, сооружения надгробий. 3 (16) февраля 1912 года почил архиепископ Николай, начальник Миссии.

Одним из основных направлений деятельности Российской Духовной Миссии в 1870-1912 гг., охваченные диссертационным исследованием, относятся работы педагогические в создававшихся при Миссии различных учебных заведениях с достаточно широкой общеобразовательной программой, в которых ощутимо присутствовали предметы средней и высшей школы. Образованием охватывалось как мужское, так и женское население, что по тем временам было явлением прогрессивным, более того, в сравнительном плане явлением опережающего свойства.

Результаты педагогической деятельности Миссии с наибольшей наглядностью проявлялись в деятельности воспитанников учебных заведений. Одни приобрели известность благодаря трудам в области богословия, истории религии (Мии Митиро, 1859-1940), переводам с русского языка (Саки Такэсабуро, 1871-1920; Кониси Мусатаро, 1862-1939). Другие проявили себя на политическом поприще (Андо Кэнсусё, Нака-гава Нодзому, Хатисабуро Хирао). Прославились художница Ямасита Рин, музыкант Кису Ёохиносин.

В своей просветительской деятельности Миссия стремилась формировать представления о России в Японии и о Японии в России. Наиболее важным начинанием здесь было создание библиотеки, фонды которой составлялись из изданий богословских и светских. Библиотека содержала переводы книг Священного Писания, выполненные св. Николаем, его статьи, публиковавшиеся в России и посвященные широкому кругу вопросов социальной, политической, духовной жизни в Японии. Просветительская деятельность Миссии содействовала развитию японо-ведения в России и способствовала появлению в Японии русистики как науки.

Видными результатами отмечена издательская деятельность Миссии. Она получила продолжение в выпуске ряда журналов исключительно широкого профиля, как то - «Уранисики» («Парчовая подкладка»), «Синкай» («Духовное море»), «Нива» («Сад»), «Нироку симбун» («Круглосуточная газета»), «Симэй» («Предназначение»), а также в издании переводов произведений многих русских писателей, оказавших, несомненно, большое влияние на японскую художественную прозу.

Многие японские православные храмы построены японскими архитекторами, например, Идо Кавамуро, прав ославные иконы написаны японскими художниками, например, Ямасита Рин. В этих трудах сказался апостольский подвиг святителя Николая, исполненный им обет послужить православной вере в далекой Японии, который он дал в молодости как воспитанник Санкт-Петербургской Духовной Академии.



Список литературы диссертационного исследования 

1. ИСТОЧНИКИ1. Неопубликованные

2. Российский Государственный Исторический Архив (РГИА). Фонды 796, 799,834 Канцелярии Синода.

3. Архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Фонд 935 Гвардейского экипажа.

4. Письма, предоставленные епископом Серафимом, викарием Сэндайской епархии в Японии. Хранятся в архивах японской церкви. 1905 год.

5. Архив Японской Православной Церкви. П исьма архимандрита Николая.3 августа 1907 г. Токио. Архив Православной Семинарии.

6. Государственный Эрмитаж. Отдел Востока. Хранение предметов японского искусства. ЯТ 1243.1. Опубликованные

7. Внешняя культурная политика России //Дипломатический вестник. № 4. 2000. С.76-84.

8. Дневники Святого Николая Японского. Саппоро. Хоккайдский университет. 1994. 770 с.

9. Докладная записка иеромонаха Николая директору Азиатского департамента П.Н. Стремоухову // Русский Архив. Кн. 1. 1907. С. 571-615. Николай-До. Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание. Выдержки из дневников. СПб., 2001

10. Праведное житие и апостольские труды Святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям. Части первая и вторая. Град Святого Петра. 1996. С. 28-29.

11. Николай и Александра. Двор последних русских императоров. Конец 19-начало 20 века. Государственный Эрмитаж. Каталог выставки. СПб., 1994.-312 с.

12. О.Николай. Сёгун и микадо. Исторический очерк по японским источникам // Русский вестник. 1869 г. № 11. С. 207-208.

13. СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

14. Библиография Японии. Литература, изданная в России с 1734 по 1917 г. М., 1965.-379 с.

15. Библиография Японии. Литература, изданная в Советском Союзе на русском языке с 1917 по 1958. М., 1960. 327 с. Библиография Японии. М., 1984. - 335 с.

16. Справочники по истории дореволюционной России. Библиографический указатель. Под ред. П.А. Зайончковского. М., 1978. 639 с. Ф. Брокгауз - И. Эфрон. Энциклопедический словарь. Полутом 82. СПб., 1904. С. 789-790.

17. ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

18. Антоний (Мельников), архиепископ Минский и Белорусский. Святой Равноапостольный Архиепископ Японский Николай // Богословские труды. XIV. М., 1976. С. 5-61.

19. Арх. Сергий. Письма русского миссионера // Богословский вестник. 1896. С. 298-316.

20. Архиепископ Николай в письмах к протоирею Н.В.Благоразумову // Русский Архив. 1912. № 3. С. 39

21. Высокопреосвященный Николай, архиепископ Японский // Нива. № 8. 1912. С. 163

22. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. М., 1986.-282 с.

23. Гузанов В. Святитель Николай Японский //Япония сегодня. 1999. № 6. С. 4 6.

24. Зенина Л.В. Доклад о. Философа Орнатского «Русская Православная Миссия и Православная Церковь в Японии» (1889) // Православие на Дальнем Востоке. Вып. 3. СПб., 2001. С. 187-194.

25. Зенина Л.В. Российская Духовная Миссия и Русская Православная Церковь в Японии под началом Святителя Николая, апостола Японии (18361912) // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. XI. Москва-Магнитогорск, 2001. С.275-282.

26. И.Г. Из деятельности «Апостола» Японии // Исторический вестник. 1912. №3. С. 1019.

27. Иванова Г.Д. Архиепископ Николай и его японские ученики // Из истории общественной мысли Японии ХУП-Х1Х вв. М., 1990. С. 192-211. Иванова Г.Д. Русские в Японии Х1Х-начала XX века (несколько портретов). СПб., 1993.-246 с.

28. И. Г. Из деятельности «Апостола» Японии // Исторический вестник. 1912. №3. С. 1019.

29. Исакова Е.В. Русские военные могилы в Японии // Из истории религиозных, культурных и политических взаимоотношений России и Японии в XIX -XX веках. СПб., 1998. С. 149-160.

30. История Российской Духовной Миссии в Китае. М., 1997. 415 с. История Российской Духовной Миссии в Корее // Сборник научных статей. М., 1999. С. 3-369.

31. История Японии 1868-1998. Учебное пособие. Т. II. М., ИВ РАН, 1998. -703 с.

32. Исторический вестник. 1907. № 1. С. 375-376. //Исторический вестник. 1907. № 6, С.11

33. Кожевникова И. Он знал одной лишь думы власть (читая Дневники святого Николая)//Знакомьтесь: Япония. 2002. С. 82-91. Конрад Н.И. Японская литература в образах и очерках. T.I. JL, 1927.- 552 с.

34. Крайнюк Н.Ю., Самойлов H.A., Филиппов A.B. Россия и Япония // Россия и Восток. СПб., 2000. С. 384-428.

35. Логачев К.И. Вклад Святителя Николая, архиепископа Японского в отечественную теорию перевода Священного Писания // Православие на Дальнем Востоке. Вып. 3. СПб., 2001. С. 147-153.

36. Мещеряков А.Н. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм. М., 1987. -192с- ,

37. Наганава Мицуо. Жизнь и деятельность митрополита Сергия (Тихомирова) в Японии // Православие на Дальнем Востоке. СПб. 1996. С. 99107.

38. Наганава Мицуо. Православие в Японии (1868-1912) // Восток. 1993. № 6. С. 18-26.

39. Накамура С. Японцы и русские. Из истории контактов. М. 1983.- 302 с.

40. Наши пленные в Японии // Прибавление к Церковным ведомостям. 1905.1. Май. №21. С. 878.

41. Новое время. 1912. 8 февраля.

42. Овсянников Н.В. Северо-восточная Япония в конце XIX в. (по материалам дневников архиепископа Николая Японского) // Восток. 2001. № 3. С.49-59.

43. О канонизации архиепископа Николая Японского // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 7. С. 4-5.

44. Орнатский Ф. Русская Православная Миссия и Православная Церковь в Японии. Издание С.-Петербургского Епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы. СПб., 1889. 24 с.

45. Пайчадзе С.А. Русская книга в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Очерки истории второй половины XIX начала XX столетия). Новосибирск, 1995. - 225 с.

46. Памятник братской любви // Журнал Московской Патриархии. 1972. № 11. С. 29.

47. Позднеев Д.М. Архиепископ Николай Японский (Воспоминания и характеристика). СПб., 1912. 54 с.

48. Православный Благовестник. 1910. Январь. Т. 1. № 2. С. 52-53. Прохоренко Ф. Русская духовная Миссия в Японии // Вера и Разум. № 2. С. 61-69; № 3-4. С.151-168; № 7. С.347-366; №10. С.508-514; № 17. С. 238-258; №19. С.393-398.

49. Прохоренко Ф. Русская духовная миссия в Корее // Вера и Разум. 1907. № 8. С.30-48.

50. Протоиерей Аркадий Тьпцук. Японская Автономная Православная Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1970. № U.C. 45-46. //Православие на Дальнем Востоке. 275 летие Российской Духовной Миссии в Китае. СПб., 1993.-160 с.

51. Прибавление к Церковным ведомостям. 1905. № 4. С. 162-164. Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л., 1947.-451 с. //Россия. 31.XII. 1909. № 953. (3.1.1910).

52. Русский вестник. 1869. № № 8, 9,11,12. // Русский Архив. 1912. № 3. С. 395.

53. Э. Б Саблина. «Пути-дороги паломницы из России» // Знакомьтесь -Япония. № 26.1999. = Э.Саблина. Пути паломницы из России // www.iapantoday.ru.

54. Тыщук А. Японская Автономная Православная Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 11. С. 42-47,

55. Тыщук А. Японская автономная православная церковь // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 12. С. 43-49.

56. Успенский М. В. История одной иконы // Япония сегодня. 1999. Июль. С. 7.

57. Хохлов А.Н. Подготовка русских переводчиков-японистов в Японии и деятельность И. Д. Касаткина (вторая половина XIX начало XX века) // Восток. 1994. № 5. С. 64 - 74.

58. Хрдмъ ПокровА ПрстыА Ецы въ г. Оосака. Tokïo.1911.

59. Христианское чтение. Т.1. 1869. С. 255.

60. Чигринский М.Ф. О попытке введения христианства в Японии в качестве государственной религии (Уникальный документ 1884 г.) // Православие на Дальнем Востоке. Вып. 2. СПб., 1996. С. 113-118. Цуркин Р.К. см.: «Я здесь совершенно один русский.».

61. Шаталов O.B. К вопросу о развитии отечественной миссиологии // Православие на Дальнем Востоке. 275-летие Российской Духовной Миссии в Китае. Вып. 1. СПб., 1993. С. 151-157.

62. Шаталов О.В. Начальный этап деятельности Российской Духовной Миссии в Японии: 1870-75 гг. (Опыт исторической реконструкции на основе архивных материалов) // Православие на Дальнем Востоке. Вып. 2. СПб., 1996. С. 31-40.

63. Шаталов О.В. Святитель Николай (Касаткин) в первый период деятельности Российской Православной Миссии в Японии // Исторический вестник. № 6. 1997. 22 с.

64. Шубина С.А. Русская Православная Миссия в Китае (XVIII- начало XX века). Автореферат. Ярославль, 1998. 19 с.

65. Щербина А. Николай Касаткин один из первых русских японоведов // Народы Азии и Африки. 1977. № 4. С. 21-22.

66. Японские иллюстрации к «Капитанской дочке» // Нива. 1910. № 29. С. 519.

67. Ясуо Ушимаро Прокл. Японское Православие и культура периода «Мейдзи» // Тысячелетие крещения Руси. Международная церковно-историческая конференция. Киев, 21-23 июля 1986 г. Материалы. Изд. Московской Патриархии. М., 1988. С.225-232.


Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat

comments powered by Disqus