Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив
Катехео

Научно-методический центр
по миссии и катехизации

при Свято-Филаретовском православно-христианском институте

Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди адыгов Северо-Западного Кавказа

29 августа 2014 17 мин.

Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди адыгов Северо-Западного Кавказа

Год: 2011

Автор научной работы: Остапенко Роман Александрович

Ученая cтепень: кандидат исторических наук

Место защиты диссертации: Майкоп

Код специальности ВАК: 07.00.02

Специальность: Отечественная история

Количество cтраниц: 221

 

Оглавление диссертации

Введение

Глава 1. Причины и условия развития миссионерской деятельности Русской православной церкви среди адыгов

1.1. Общая характеристика социально-политического, экономического и культурного положения адыгов

1.2. Исторический опыт духовно-религиозной жизни адыгов

Глава 2. Законодательное регулирование, цели и задачи православных миссионерских организаций

2.1. Всероссийские миссионерские общества и законодательные миссионерские инициативы

2.2. Структура православных миссионерских обществ на Северо-Западном Кавказе

Глава 3. Методы и формы миссионерской деятельности Русской православной церкви среди адыгов

3.1. Мотивы крещения адыгов и динамика этого процесса

3.2. Просвещение и благотворительность как формы миссионерской деятельности

 

Введение диссертации (часть автореферата)

Актуальность исследуемой проблемы. Изучение опыта миссионерской деятельности Русской православной церкви среди адыгов Северо-Западного Кавказа (1864-1917 гг.) позволяет заметно расширить сложившиеся в истории представления о процессах, связанных с вхождением народов региона в состав Российской империи. Благодаря постановке данной проблемы преодолевается сложившаяся в историческом знании акцентация на политических и социально-экономических проблемах: в научный оборот вводятся сюжеты, связанные с контактами в сфере духовной жизни, что позволяет представить целостную картину развития отношений между центром и окраинами Российской империи.

Данная работа представляет первое специальное исследование, предполагающее рассмотрение причин и условий развития миссионерства православной церкви среди адыгов, анализ состояния их духовных традиций, изучение законодательного регулирования деятельности миссионерских организаций, их структуры как некой определенности со своими элементами и способами функционирования, изучение методов миссионерства. Такой подход к проблеме способен отразить сложность миссионерской деятельности как историко-культурного явления и тем самым усилить целостность комплексной реконструкции истории взаимоотношений России с адыгами.

Проведенное исследование имеет и историографическую значимость, так как традиция обращения к истории религиозной жизни народов России не получила принципиально значимого развития в отечественной исторической науке. В наше время, учитывая происходящие в историческом знании теоретико-методологические изменения, наметился поворот к проблемам, ранее по идеологическим соображениям выпадавшим из историографии. Учитывая сложившуюся ситуацию, представленная на защиту работа позволяет, в некоторой степени, заполнить лакуны, образовавшиеся в исторической реконструкции религиозной жизни адыгов.

Изучение миссионерской деятельности православной церкви среди адыгов имеет практическое значение, так как способствует преодолению устоявшейся традиции сосредоточения коллективного исторического сознания на военно-политических, конфронтационных процессах, перенося акценты на культурно-историческую модель отношений народов.

Степень изученности проблемы. В предложенной постановке исследуемая проблема не стала предметом специального рассмотрения в отечественной историографии, тем не менее, существует достаточно обширная литература, посвященная истории и деятельности Русской православной церкви в целом, и на Северо-Западном Кавказе в частности, в которую вошли фрагментарные сюжеты, имеющие отношение к истории миссионерства.

При составлении историографического обзора в диссертации использовался проблемно-хронологический подход. Весь материал был условно разделен на три этапа.

К первому этапу (1864-1917 гг.), который можно рассматривать как период становления историографии по данной проблеме, преимущественно относятся труды религиозных деятелей, обобщающие первый опыт миссионерства на Северо-Западном Кавказе. К ним можно отнести работы видного алтайского миссионера архимандрита Макария Глухарева, уфимского священника Д-Ф. Машкевича, автора, писавшего под псевдонимом «Русский», и первого Кавказского епископа Игнатия. В этих работах делается попытка анализа опыта практического миссионерства, внимание в них акцентируется на важных моментах распространения христианской веры между «магометанами», вопросах просвещения и образования «инородцев».

Ко второй половине XIX в. относятся первые работы кавказского православного духовенства и профессоров Ставропольской духовной семинарии по миссионерской деятельности православной церкви среди северокавказских народов, в том числе и адыгов. Данные работы печатались в периодических журналах и в большинстве своем были многоплановыми: в них, кроме миссионерской деятельности церкви, рассматривались и другие аспекты, такие как история религии и культуры адыгов.

В связи с вхождением в состав России Северного Кавказа и усилением миссионерской деятельности православной церкви в регионе, где коренные народы исповедовали ислам, появляются многочисленные публикации критико-полемической антимусульманской направленности. Особенно активную позицию в этом плане занимало миссионерское отделение Казанской духовной академии, занимавшееся миссионерством в основном среди мусульман Поволжья. 

Особый интерес представляют публикации, касающиеся непосредственно миссионерской деятельности Русской православной церкви на Северном Кавказе. К их числу, прежде всего, относятся сочинения И.И. Беляева6 и А.Г. Гатуева, в которых предпринималась попытка исследования религиозной жизни народов Северного Кавказа в контексте историко-этнических особенностей народов региона.

Второй этап (1917 — конец 1980-х гг.) отличается принципиальными особенностями, не позволившими данной проблематике занять достойного место в историческом знании. В советской историографии, исходя из господствующего формационного подхода и атеистической идеологии, утвердилось отношение к религии, как к «надстроечному» явлению. В известном смысле отсутствие возможности реализации научного интереса в данном направлении восполнялось за счет работ, издававшихся за рубежом философами-идеалистами и религиозными деятелями Г. В. Флоровским, И. А. Ильиным и др.

На современном этапе (конец 1980-х гг. — наши дни) интерес к истории религии приобретает системный характер. 

Для данного этапа характерно возрастание исследовательского интереса к миссионерской деятельности православной церкви в различных регионах России. Делаются попытки переосмыслить активную миссионерскую позицию церкви в отношении народов Поволжья, коренных народов Севера и Сибири, Дальнего Востока. Имеет значение и то обстоятельство, что появились диссертационные работы по данной проблематике. Учитывая складывающиеся подходы к изучению проблемы и имеющийся исследовательский опыт в указанных регионах, стало возможным проведение аналогий при изучении деятельности миссионерских организаций среди адыгов. 

Имеет смысл особо отметить работы, посвященные миссионерской деятельности Русской православной церкви на территории Северного Кавказа. Среди наиболее значимых следует выделить публикации B.А. Захарова, В.Д. Лазы, Н.М. Емельяновой, игум. Андрея (Мороза), К.И. Орловой. К наиболее значимым исследованиям следует отнести монографию епископа Ставропольского и Бакинского Гедеона Докукина «Христианство на Северном Кавказе до его присоединения к России».

Большое значение для исследования проблемы миссионерской деятельности среди адыгов имеют работы С.А. Раздольского и C.А. Ляушевой, в которых авторы рассмотрели отдельные сюжеты, связанные с воздействием христианства на народы Северного Кавказа, эволюцией их религиозных верований и миссионерством православной церкви среди адыгов. Заслуживает внимания и публикация в научных периодических изданиях отдельных статей, посвященных религиозной жизни горцев в контексте политики России на Кавказе.

В последние два десятилетия миссионерская деятельность православной церкви несколько раз становилась объектом дискуссий на научно-богословских конференциях. Интерес к проблеме проявился в создании священником С. Широковым «Библиографического словаря миссионеров Русской Православной Церкви» содержащего более 260 статей об основателях миссий, миссионерских обществ и организаций, просветителях, богословах, преподавателях, переводчиках.

Достигнутый уровень разработки данной проблемы выдвигает задачу создания системного исследования по истории миссионерской деятельности православной церкви среди адыгов, ориентированного на анализ многообразных факторов, определяющих ее цели, задачи и особенности.

Объектом диссертационного исследования являются сложные конфессиональные процессы в духовном мире адыгов Северо-Западного Кавказа.

Предметом исследования стала история создания и деятельность Русской православной миссии, направленной на христианизацию адыгов.

Географические границы исследования носят условный, этнически ориентированный характер и ограничены адыгами, проживающими на территории Северо-Западного Кавказа, находящимися в сфере влияния Ставропольской епархии.

Хронологические рамки диссертационной работы обусловлены началом миссионерской деятельности Русской православной церкви среди мусульманского населения, получившей развитие после завершения Кавказской войны и вхождения Северо-Западного Кавказа в состав Российской империи (1864 г.). Конечным рубежом условно определены революционные события 1917 г., с которыми связано прекращение миссионерской деятельности православной церкви среди адыгов.

Целью диссертационной работы является изучение истории создания и деятельности Русской православной миссии среди адыгов Северо-Западного Кавказа (1864-1917 гг.).

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

— проанализировать историографический уровень исследования проблемы в плане осмысления общей концепции миссионерской деятельности православной церкви среди адыгов и выявления степени разработанности темы;

— провести источниковедческий анализ сформированного корпуса исторических источников, определив их информативность и адекватность поставленной проблеме;

— представить общую характеристику социально-политического, экономического и культурного состояния региона как исторической среды, в которой стала возможна деятельность православных миссионерских организаций; изучить историю духовно-религиозной жизни адыгов как исторического опыта существования в разных религиозных системах (язычество, христианство, мусульманство);

— проанализировать структуру, цели и задачи миссионерских организаций на территории Северо-Западного Кавказа;

— обобщить результаты практического применения апробированных форм и методов миссионерской деятельности православной церкви среди адыгов;

— изучить опыт миссионерства среди адыгов как один из вариантов миссионерской деятельности Русской православной церкви.

Источниковую базу исследования составили материалы, извлеченные из фондов архивов, позволяющие реконструировать процесс организационного формирования и миссионерской деятельности Русской православной церкви. Значимые фактические материалы были выявлены в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА)25, Государственном архиве Ставропольского края (ГАСК), Государственном архиве Краснодарского края (ГАКК) и Национальном архиве Республики РГВИА. Ф.482 (Кавказские войны). Д. 136. Л.2-25. ГАСК. Ф.135 (Духовная консистория). Оп.53. Д.409. Л.168-168об; Оп.58. Д.588. Л.2-106; Оп.61. Ои.1668. Л.1об-2; Оп.62. Д.830. Л.3-5; 0п.б5.д.1870. Л.77-77об.; Оп.66. Д.672. Л.1, 4о6; 0п.70. Д.853. Л.216об; Оп.72. Ц.1288. Л.262-263об. ГАКК. Ф.774 (Канцелярии помощника начальника Кубанской области по управлению горцами). Оп. 1. Д.213. Л.2; Д.222. Л.1об-64; Д.240. Л.4-7; Д.354. Л.1-5; Д.364. Л.8-12об, Л.41об-42; Оп.2. Д.10.Л.1-19об.; Адыгея (ГУ НАРА). Д.80. Л.Моб.; Д.94. Л.2-9об.; Д.95. Л.1-7об.; Д.96. Л. 1-2; Д. 153. Л.2-3, 9-9об., 12-12об.; Д.154. Л.6-58об.; Д|. 156. Л.З-16об.; Д.422. Л.2-9; Д.423. Л.16-16об., 18-18об„ 24-24об., 29, 32-33. ГУ НАРА. Ф.77 (Метрические книги записей церквей и Успенского собора г. Майкопа.). Оп.1. Д.2, 7,8,14.

Выявленные источники в диссертационном исследовании систематизированы по видовой принадлежности. К первой группе отнесены официальные документы: указы и предписания Синода, духовных консисторий, правящего архиерея, в которых отражена законодательная структура функционирования миссионерских организаций и епархиального управления, опубликованные в епархиальной печати.

В отдельную группу были выделены делопроизводственные документы: протоколы заседаний миссионерских организаций, отчеты о состоянии их деятельности, воззвания с призывом о восстановлении православного христианства на Кавказе, которые позволили реконструировать структуры миссионерских организаций и изучить формы их деятельности.

Значимую группу источников составили статистические документы, на основе которых удалось проследить процесс христианизации в динамике, провести статистический анализ количества крестившихся, конфессиональную и этническую численность адыгов. Полученные сведения вошли в разработанные автором диссертации приложения к работе.

Особую информационно-значимую группу составила периодическая печать, издаваемая церковными структурами, к которой можно отнести:

Православный благовестник» (Москва), «Кавказские епархиальные ведомости» (Ставрополь), «Ставропольские епархиальные ведомости» (Ставрополь), «Кубанские войсковые ведомости» (Краснодар) «Кубанские областные ведомости» (Краснодар). Анализ «Ставропольских (Кавказских) епархиальных ведомостей» позволил создать тематически ориентированный сборник документов34. Данная работа была проведена в рамках исследовательского проекта Э.А. Шеуджен «Историческая память народов Северного Кавказа».

В последнее время проявился интерес не только к миссионерской деятельности, но и к личности миссионеров. В этой связи следует отметить труд А.Е. Шашина «Миссионерская поездка на Кавказ», в котором автор описывает свое путешествие и религиозные диспуты, в основном, с сектантами-казаками, а также работу Е.М. Юхименко «Апостолы Нового времени: миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в XVII-нач. XXв.».

Сформированный корпус исторических источников, различающихся по видам и информационной отдаче, его адекватность изучаемой проблеме обусловили структуру и позволили реализовать цель и задачи диссертационного исследования.

Методологическую основу диссертационной работы составили современные представления о гносеологических возможностях применения принципов и методов проведения исторического исследования. Основополагающее значение имело следование принципу научности. Диссертант стремился реализовать данный принцип за счет привлечения обширной многоплановой источниковой базы и специально организованного исследовательского процесса.

Наиболее сложным для автора диссертационной работы стало следование принципу объективности, учитывая противоречивость процессов миссионерской деятельности Русской православной церкви среди адыгов: с одной стороны, проявлялись позитивные намерения, в то время как с другой, даже у религиозных деятелей, возникали сомнения в рациональности предпринимаемых усилий.

Важное значение для организации структуры работы имел принцип историзма, позволивший рассмотреть миссионерскую деятельность как явление, вписанное в конкретную среду, обусловленную социально-политическими, экономическими и культурными особенностями региона. Более того, на основании соблюдения данного принципа удалось изучить историю духовно-религиозной жизни адыгов на протяжении многих веков.

Для реализации обозначенных диссертантом исследовательских целей и задач большое значение имело применение ценностного подхода. Он позволил выработать определенное отношение, дать оценку исследуемому явлению, задать «точку зрения», позволяющую определенным ценностным образом «маркировать» историческое событие, используя такие научные категории, как «значение», «роль», «положительный эффект», «негативное значение».

Исследование многогранной истории миссионерской деятельности и необходимость придания логической и структурной целостности диссертационной работе обусловили широкое применение проблемно-хронологического метода. С его помощью был изучен исходный уровень разработки темы, выявлены основные этапы в границах изучаемого периода.

Необходимость последовательного проникновения в историческое прошлое, реконструкция различных этапов в развитии миссионерской деятельности Русской православной церкви среди адыгов с целью более глубокого познания сущности исследуемых процессов, раскрытия их причин и содержания определило применение ретроспективного метода, давшего возможность глубже вникнуть в исследуемые процессы, установить причинно-следственные связи и динамику развития.

Миссионерская деятельность православной церкви представляет собой довольно широко распространенное явление в отечественной истории. Данное обстоятельство создало условия для применения историко-сравнителъного метода. Учитывая, что процесс миссионерской деятельности православной церкви среди различных народов имел свои определенные особенности, обусловленные их культурной средой, именно этот метод дал возможность установить специфику формирования миссионерской деятельности Русской православной церкви среди адыгов.

Большое значение при исследовании такого сложного и многогранного явления, как миссионерство среди адыгов, приобретает применение системного подхода. Диссертант исходил из понимания необходимости рассмотрения данного процесса как некой целостной определенности, представляющей единую картину формирования и функционирования системы миссионерства. Системный подход создал возможность не только осуществления комплексного исследования миссионерской деятельности как некой самодостаточной целостности, но и позволил выявить ее взаимосвязь с политическими, социально-экономическими, культурными процессами в регионе.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что она представляет первое специальное исследование, рассматривающее причины и условия миссионерской деятельности Русской православной церкви среди адыгов. При разработке темы ключевое значение имело системное изучение целей и задач миссионерских организаций, анализ состояния их духовных традиций, изучение законодательного регулирования, их структуры, форм и методов деятельности. Такой подход к проблеме способен отразить сложность миссионерства как историко-культурного явления и тем самым усилить целостность комплексной реконструкции истории России как многонационального государства.

Концептуальная новизна исследования заключается в том, что проблема миссионерской деятельности Русской православной церкви среди адыгов рассматривается без отрыва от среды проживания народа, а также политической, социально-экономической и религиозной обстановки в регионе, с учетом сложной истории духовных воззрений адыгов.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее материалы могут быть использованы при написании обобщающих исследований по истории миссионерской деятельности Русской православной церкви среди адыгов. Не исключается возможность использования материалов диссертации в лекционном курсе по истории России, в разработке специальных курсов и семинаров.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на кафедре отечественной истории, историографии, теории и методологии истории Адыгейского государственного университета, а также нашли отражение в опубликованных научных статьях и докладах на научных конференциях. По теме диссертации автором опубликовано 10 статей общим объемом 3,5 п.л. и сборник документов объемом 32 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. В основу организации работы положен проблемно-хронологический принцип изложения материала.

 

Заключение

Проведенный в диссертационном исследовании историографический анализ литературы, в основу которого положен проблемно-хронологический принцип систематизации, позволил в целом представить состояние научной разработки данной проблемы. При этом удалось установить возрастание исследовательского интереса к миссионерству в различных регионах России (коренные народы Поволжья, Севера, Сибири, Дальнего Востока), что позволило при написании диссертации использовать имеющийся исследовательский опыт и провести аналогии при изучении миссионерской деятельности Русской православной церкви на Северо-Западном Кавказе. Достигнутый уровень современного исторического знания создает необходимые условия для решения задачи создания специального исследования по истории миссионерской деятельности Русской православной церкви среди адыгов (1864-1917 гг.).

Особое внимание уделялось созданию корпуса исторических источников, адекватных поставленной проблеме. То обстоятельство, что в диссертацию вошли фактические материалы, извлеченные из фондов центральных и местных архивов, из многочисленных периодических изданий, из сборников статистических обследований, позволяет говорить о градированной структуре выявленной источниковой базы, отражавшей широкий круг вопросов, связанных с пониманием целей, планов и результатов миссионерской деятельности в изучаемом регионе. Различная видовая принадлежность источников, уровень их информативности позволил провести реконструкцию истории создания и деятельности Русской православной миссии, с учетом специфических особенностей исторического развития адыгов.

Сложность и противоречивость исследуемой проблемы обусловили потребность выделения специального раздела, посвященного общей характеристике социально-политического, экономического и культурного состояния региона как исторической среды, в которой стала возможна деятельность православных миссионерских организаций. В качестве особого рубежа выделяется период после завершения Кавказской войны связанный с интегрированием присоединенных территорий в систему Российской империи, повлекший глубинные изменения в демографической структуре, общественной организации, административной реформе, хозяйственной деятельности, культурной жизни и ментальном состоянии адыгов. Особое значение для планов и практики развертывания миссионерства имел постоянный рост православного населения в регионе, принципиально значимые изменения в адыгском обществе, исторический опыт духовно-религиозной жизни адыгов, многовековое существование в разных религиозных системах (язычество, христианство, мусульманство).

Понимание данных проблем самым тесным образом связано с политикой российских властей по отношению к мусульманам России. К моменту вхождения адыгов в состав России государство накопило достаточно значимый исторический опыт взаимодействия с мусульманскими народами. Тем не менее, этот процесс имел принципиально значимые особенности, связанные с духовным опытом адыгов. Именно в этой плоскости находятся как положительные, так и отрицательные моменты, определившие направленность и характер православной миссии в регионе. К первым в работе отнесены окончание Кавказской войны; вхождение региона в состав России и его унификация посредством административных реформ; культурное взаимодействие между народами; упрочение позиций православной церкви в регионе. Ко вторым - имевший место этнический и конфессиональный антагонизм; упрочение позиций ислама; мухаджирство; нехватка профессиональных миссионеров, учитывающих местные особенности; скудное финансирование православной миссии.

Особое внимание в работе было уделено структуре православных миссионерских обществ на Северо-Западном Кавказе, характеристике епархиального строительства на территории Северо-Западного Кавказа. При всем многообразии их деятельности в центре внимания была задача распространения христианства среди адыгов. Миссионерские организации рассылали в разные места миссионеров, открывали православные приходы, строили церкви и школы, распространяли книги религиозного содержания. На законодательном уровне достаточно четко регулировались цели и задачи, связанные с христианизацией мусульманского населения страны. Различные организационные формы эта деятельность приобрела на Северо-Западном Кавказе: в ряду многоплановых задач, решаемых миссионерскими организациями, преобладала ориентация на адыгское население, при этом осознавались трудности миссионерства, учитывая этническую и конфессиональную структуру региона.

Центральное место в диссертационном исследовании занял анализ методов и форм миссионерской деятельности Русской православной церкви среди адыгов. Анализ значительного объема документальных материалов позволил выделить основные группы адыгов, оказавшихся в сфере влияния миссионерских организаций. При этом в полной мере осознается, что проведенный анализ не отражает всей глубины проблемы. Государственные рапорты и приказы фиксировали лишь внешние обстоятельства, заставлявшие адыгов прибегать к перемене веры, оставляя вне текста документов сложнейшие проблемы, связанные с изменениями, происходившими под влиянием масштабных исторических процессов в их духовной жизни.

В целом изучение методов, применяемых Русской православной церковью среди адыгов, свидетельствует, что они не были оригинальными, а имели общепринятую практику в истории русского миссионерства. Главным направлением их деятельности было религиозно-нравственное просвещение, знакомство с обрядами русской жизни. В частности, инициативы епархиального руководства по созданию школ в аулах получили полное одобрение и поддержку местного населения. Благотворное влияние на сознание адыгов оказывала благотворительная деятельность миссионерских обществ. При монастырях создавались столовые, комнаты инвалидов, больницы, удовлетворявшие скромным требованиям призреваемых. Деятельность миссионерских обществ по просвещению и благотворительности была наиболее результативной, учитывая, что вопросы обучения русскому языку и грамоте имели не столько религиозную, сколько прагматическую, просветительскую направленность. Она пользовалась несомненной поддержкой адыгов и не вызывала резкого отторжения мусульманского населения. Именно благодаря этим методам и формам проявлялось влияние миссионерских организаций, способствующих укреплению духовных контактов между мусульманским и православным населением региона.

В наиболее общем виде итоги исследования сформулированы в положениях, выносимых на защиту.

— Исследование миссионерской деятельности Русской православной церкви среди адыгов Северо-Западного Кавказа позволило расширить за счет введения в научный оборот новых документальных свидетельств сложившихся в истории представлений о процессах, связанных с вхождением народов региона в состав Российской империи.

— Несмотря на специфичность условий, связанных с военным противостоянием, нестабильностью общественной жизни в регионе, достаточно успешно применялись формы и методы миссионерской деятельности, ранее апробированные в других мусульманских регионах России.

— Созданная структура миссионерских организаций в регионе по объективным причинам не обусловила успешного решения основной задачи, ее результативность в смысле статистических показателей.

— К факторам, осложнившим деятельность православной миссии в регионе, отнесены: имевший место этнический и конфессиональный антагонизм; подавляющее большинство адыгов исповедовало ислам; мухаджирство, повлекшее кардинальное сокращение численности мусульманского населения; нехватка миссионеров, учитывающих местные особенности адыгов; крайне ограниченное финансирование православной миссии в регионе.

Специальное изучение данной проблемы способствовало преодолению сложившейся в историческом знании традиции концентрации внимания на военно-политических и социально-экономических проблемах: в научный оборот удалось ввести сюжеты, связанные с контактами в сфере духовной жизни, благодаря которым реконструируется историко-культурное влияние, позволившее более полно представить направленность Российской политики на Северо-Западном Кавказе.

К объективным условиям, способствующим развитию миссионерской деятельности Русской православной церкви среди адыгов, следует отнести: имеющийся многовековой опыт миссионерства среди мусульманских народов России; традицию духовной жизни адыгов, связанную с христианством; окончание Кавказской войны и административное реформирование традиционного образа жизни; формирование устойчивой церковной структуры в регионе.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

Миссиология

Материалы по миссиологии и истории миссии, святоотеческие тексты и рецензии

Катехетика

Материалы по катехетике и истории огласительной практики, тексты святых отцов-катехетов

МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив