Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив
Катехео

Научно-методический центр
по миссии и катехизации

при Свято-Филаретовском православно-христианском институте

Миссионерская деятельность Русской православной церкви в 1905 — 1917 гг.: На примере епархий Пермской губернии

23 апреля 2015 22 мин.

Миссионерская деятельность Русской православной церкви в 1905 - 1917 гг.: На примере епархий Пермской губернии

Год: 2000

Автор научной работы: Князева Ольга Радиковна

Ученая cтепень: кандидат исторических наук

Место защиты диссертации: Пермь

Код cпециальности ВАК: 07.00.02

Специальность: Отечественная история

Количество cтраниц: 217

 

Оглавление диссертации

Введение.

Глава 1. Кризис православного миссионерства в период первой русской революции.

§ 1. Миссионерская деятельность Русской православной церкви и новая вероисповедная политика.

§ 2. «Внутренняя» миссия в Пермской губернии.

§ 3. Религиозно-нравственное просвещение и устройство приходской жизни православного населения Пермской губернии.

§ 4. «Внешняя» миссия в Пермской губернии.

Введение диссертации (часть автореферата)

Актуальность темы исследования. В настоящее время, в связи со снятием идеологических запретов на всестороннее изучение отечественной истории, внимание исследователей все чаще привлекает проблема роли Русской православной церкви в общественном развитии России.

На сегодняшний день уже сформировался общий позитивный взгляд на роль церкви в истории нашей страны. В энциклопедии «Народы России» констатируется, что «новая религия (православие — примечание автора) оказала большое положительное влияние на нравственное состояние древнерусского общества, способствовала прогрессу культуры и укреплению государственности древней Руси»1.

В данную трактовку места православия в истории Руси/России органично вписывается одно из важнейших направлений деятельности церковной организации — миссионерская политика, основным содержанием которой был «процесс обращения в христианство народов, населяющих Русское государство»2. Православное миссионерство рассматривается как деятельность, способствующая активизации общественно-политических интегративных процессов в начале становления Российского государства, во время освоения окраин страны в XIII-XIV веках и во 2 половину XVIII -начале XX века3.

Однако до настоящего времени из поля зрения исследователей миссионерской деятельности церкви начала XX века, выпадал важнейший период отечественной истории между двумя российскими революциями 1905 и 1917 годов, закрытый для объективного научного изучения в советскую эпоху.

Тем не менее, без всестороннего исследования православного миссионерства в данный период, нельзя определить истинную роль Русской церкви в общественно-историческом развитии России.

Объект исследования — деятельностно-интеграционная функция церкви в российском обществе в период между революциями 1905 и 1917 годов.

Предмет исследования — миссионерство как специфическая форма деятельности Православной церкви в конкретных исторических условиях.

Категориальный аппарат работы включает в себя следующие специальные понятия, которым необходимо дать определения: миссионерская деятельность, «внешняя» и «внутренняя» миссии.

Миссионерская деятельность или миссионерство (от лат. missio — посылка, поручение) — одна из форм деятельности религиозных организаций, имеющая цель в распространении своего вероучения среди представителей других конфессий, неверующих и возвращение в лоно церкви отпавших от нее.

Внутренняя» миссия Православной церкви — распространение православного вероучения среди представителей христианских конфессий: старообрядцев, сектантов, католиков, протестантов.

Внешняя» миссия Православной церкви — распространение православного вероучения среди представителей нехристианских конфессий: мусульман, буддистов, а также среди язычников.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1905 по 1917 год. Верхняя граница данного периода определена в соответствии с изменением положения Русской православной церкви в обществе и государстве, в свою очередь, связанном с принятием в апреле 1905 года указа об укреплении в России начал веротерпимости. Нижняя граница совпадает с новой исторической эпохой в развитии Российского государства, начавшейся 25 октября (7 ноября) 1917 года и коренным образом перестроившей основы функционирования всех общественных институтов, включая и Православную церковь.

Внутренняя периодизация работы произведена в зависимости от трех исторических ситуаций данного хронологического периода: первой российской революции (1905-1907 года), периода реформ (1908 — июль 1914 года) и первой мировой войны (август 1914 — октябрь 1917 года).

Все даты с 1905 года по 25 октября (7 ноября) 1917 года даны по принятому в рассматриваемый период времяисчислению (старому) стилю.

Территориальные рамки данной работы в общем ракурсе исследования соответствуют границам современной России, с детальным анализом православного миссионерства на примере епархий Пермской губернии начала XX века, в настоящее время совпадающими с Пермской и Свердловской областями.

Выбор для пристального изучения именно этих территорий, определен полиэтническим и поликонфессиональным составом населения Западного и Среднего Урала в период 1905-1917 годов, что особенно актуально для исследования миссионерской деятельности Православной церкви, стремящейся распространять свое вероучение среди всех наций и народностей.

Историография проблемы. Одним из первых исследований российских ученых, где затрагивалась проблема православного миссионерства, была работа В.Н. Татищева «Разговор двух приятелей о пользе науке и училищах», где был поставлен вопрос о малоуспешной деятельности первых миссионерских школ, о необходимости использования родных языков в обучении нерусских народов4.

Однако расширенное исследование миссионерского направления деятельности Православной церкви началось во 2 половине XIX века, с осознания значения этой деятельности для российского государства и общества.

В дореволюционных работах выделялись три позиции исследователей православного миссионерства.

Первая из них выражалась в констатации позитивного вклада православного миссионерства в формирование и упрочение позиций российской государственности. Ее придерживались такие ученые, как СБ. Ешевский, С.М. Соловьев, В. Введенский.

С.В. Ешевский высоко оценивал роль христианства в жизни Древней Руси, проявившейся в объединении славянских племен с целью создания единого государства5.

Выдающийся российский историк С.М. Соловьев, руководствуясь своей теорией прогресса и исторического оптимизма, писал, что эта теория без христианского подхода немыслима, так как «человечество, совершенствуясь, приближается к воплощению в жизнь идеалов христианства, идеалов справедливости и добра»6.

В 1914 году выходит работа В. Введенского «Православные церковные братства (1864 — 8 мая 1914 г.)», в которой автор приходит к выводу об исключительной важности миссионерской деятельности церковных братств в истории России. По его мнению, братства являлись главным средством консолидации православного населения в борьбе с пропагандой «инославных» вероучений, распространение которых представляло опасность для национально-государственных интересов страны7.

К данной группе исследователей примыкает также А.Дж. Тойнби, который высоко оценил роль православия в освоении нерусских районов страны. Он писал, что «в России. впервые за всю историю цивилизации, оседлому обществу удалось не просто выстоять в борьбе против евразийских кочевников, но и достичь действительной победы, преобразовав кочевые пастбища в крестьянские поля, а стойбища в оседлые деревни.

Казаки, одержавшие эту беспрецедентную победу, были пограничниками русского православия.»8.

На позиции критического анализа православного миссионерства, как в свое время В.Н.Татищев — стоял П.Н.Милюков, который во II томе «Очерков по истории русской культуры», посвященных в значительной степени истории Православной церкви, подчеркивает малоэффективность миссионерства. Он полагает, что «цивилизаторская задача русского миссионерства. отходила на второй план перед его церковно-государственными задачами»9. Автор видит причины этого в зависимом от государства положении Русской православной церкви.

Позиция третьей группы исследователей определялась в связи с их подходом к изучению явлений старообрядчества и сектантства.

Так, среди ряда ученых (А.С. Пругавин, В.Д. Бонч-Бруевич, В.И. Ясевич-Бородаевская, академик А.Ф.Кони10), было распространено мнение, что русское сектантство есть явление светлое, глубоко реформаторское, ведущее к обновлению всего народно-общественного уклада.

В.И. Ясевич-Бородаевская выступала также в защиту старообрядчества, считая его «крупным историческим русским движением»11, отвечающим интересам русского народа.

После революции 1917 года в работах советских исследователей на десятилетия укоренилась позиция освещать миссионерскую деятельность Православной церкви с точки зрения атеистической коммунистической идеологии.

Первой обобщающей работой по истории церкви советского времени стала монография Н.М. Никольского «История русской церкви», издание которой было осуществлено в 1930 году. В ней автор одинаково негативно оценивал влияние на развитие российского государства, как старообрядчества и сектантства, так и Православной церкви12.

На атеистических позициях стоят авторы сборника «Религия и церковь в истории России (Советские историки о православной церкви в России)», считающие церковь проводником реакционной политики самодержавия13.

Известный советский историк Е.Ф. Греку лов рассматривает деятельность Православной церкви в период 1905-1917 годов как деятельность духовного ведомства, которое было тесно связано с реакционной политикой правительства и непримиримо относилось к неправославным религиям14.

В 1989 году выходит второй в советской историографии обобщающий труд по истории Православной церкви «Русское православие: вехи истории», где, несмотря на поиски новых подходов, в ряде разделов был сохранен прежний осуждающий и обвинительный тон в оценке Русской церкви, основанный иногда только на отдельных фактах или документах. Так, в статье Н.А. Смирнова «Миссионерская деятельность церкви (2 половина XIX в. — 1917 г.)», упоминаются, но не анализируются миссионерские методы деятельности церкви. Тенденциозность выводов автора проявляется и в подборе фактов. Он основывает свое исследование только на документах Всероссийских миссионерских съездов и отчетах Московского православного миссионерского общества, игнорируя деятельность епархиальных миссий. Несмотря на признание автором статьи небольшого численного прироста православного населения в 1912 году, которое явилось результатом миссионерской деятельности церкви, он в то же время акцентирует внимание на губерниях: Владимирской, Харьковской и Курской, где число «отпавших» превышало количество присоединившихся к православию15.

Исследованию миссионерского влияния церкви на народы нашей страны посвящены в советский период работы Т.В. Жеребиной16, Ю.В. Гагарина17.

Т.В. Жеребина в статье о христианизации якутов в XVIII — начале XX века, определяет крещение как формальный акт, проводившийся «с целью политического и экономического подчинения обращаемых»18.

В монографии Ю.В. Гагарина исследуется роль религии и атеизма в жизни народа коми (зырян), населяющего Западный Урал. Христианизация получает у данного автора однозначно негативную оценку, как имеющая в своей основе материальный подкуп19.

Таким образом, официальная советская наука в анализе православного миссионерства стремилась показать его якобы «антинародную» сущность, исходя из идеологической установки на освещение деятельности церкви как реакционного института.

При этом, однако, своей объективной позицией выделялась работа П.Н. Зырянова «Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг.». Результатом исследования известного ученого стала констатация стремления Русской православной церкви в период первой российской революции к усилению своей интегративной роли в обществе, проявившейся в расширении масштабов ее пропагандистской деятельности, кроме традиционной проповеди с церковной кафедры, использующей издание дешевой «народной» литературы, устройство публичных чтений, библиотек и внебогослужебных собеседований20.

В последние десятилетия XX века, с освобождением исторической науки от необходимости выполнять идеологический заказ Коммунистической партии, стали появляться исследования российских ученых, направленные на объективное освещение истинного места церкви в истории Руси и России.

По мнению В.Г. Овчинникова, главной функцией церкви со времени принятию Русью христианства — была функция политическая, неразрывно связывающая ее деятельность с государственной властью на всех этапах истории. С одной стороны, православие способствовало сохранению русской культурной традиции во времена войн, иноплеменных нашествий. С другой стороны, необходимость проводить общую с правительством политику, направила деятельность церкви на консервацию существующих общественных отношений, вследствие чего кризис самодержавия стал кризисом и самой церкви21.

По преимуществу мирный характер распространения православия среди народов России, результатом которого стало развитие новых форм быта и грамотности на родном языке, подчеркивается в учебном пособии «Православие в России», вышедшем в 1995 году при содействии Академии наук Российской Федерации и Института Наследия22.

В последние пятнадцать лет XX века, с возрождением общественного интереса к истории Православной церкви, как к важной составляющей истории Российского государства, стали появляться диссертационные исследования ее миссионерской деятельности по отдельным регионам.

В работах Н.Ю. Храповой «Место и роль Алтайской духовной миссии в процессе колонизации и хозяйственного освоения Горного Алтая, 18281905 гг.»23, Ваниной И.Ю. на тему: «Миссионерская деятельность Русской православной церкви в северо-восточной Азии с середины XVIII по середину XIX в.»24, Раздольского С.Д. «Миссионерская деятельность Православной церкви на Северном Кавказе в XIX - начале XX в.»25, Мавлютова Г.Ш. «Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Северо-Западной Сибири в XIX — начале XX в.»26 — подчеркивается положительная роль различных элементов миссионерской деятельности церкви в жизни народов данных регионов: православных монастырей, являющихся примерами образцовых хозяйств, а также культурно-просветительской миссии церковно-приходских школ.

В последние года XX столетия появились также новые работы по миссионерской деятельности Русской православной церкви в таком полиэтническом и поликонфессиональном регионе России, как Урал.

В 1996 году в центральном городе Западного Урала — Перми, состоялась международная научно-практическая конференция «Христианское миссионерство как феномен истории и культуры», посвященная 600-летию памяти известного миссионера, просветителя народа коми — Стефана Великопермского. В докладах ученых из г. Перми, г. Екатеринбурга и г. Москвы: Н.А. Миненко, Г.Н. Чагина, А.В. Черных, Е.Г. Главацкой27 и т.д., была подробно освещена история христианизации Урала и Сибири в XV-XX веках.

Миссионерская деятельность церкви на Урале в период 1905-1916 годов была рассмотрена в докладе пермского историка церкви М.Г. Нечаева, комплексно исследовавшего систему православного миссионерства, как во «внешней», так и во «внутренней» миссиях. Тем не менее, отмечая активизацию миссионерской деятельности на этапе 1908-1914 годов с привлечением к ней церковных организаций: обществ трезвости, братств, кружков ревнителей благочестия, М.Г. Нечаев никак не оценивает ее результатов28.

Общим итогом конференции стало выявление позитивного вклада православных миссионеров в просвещение и приобщение к российской цивилизации нерусских народов, живущих на данной территории: удмуртов, марийцев, коми, пермяков, хантов и манси29.

Обзор историографии миссионерской деятельности Русской православной церкви позволяет выявить факт наличия сравнительно небольшого числа специальных исследований светских историков по данной проблеме. Так, до настоящего времени не вышло ни одной специальной работы, акцентирующей свое внимание на православном миссионерстве именно в первую треть XX века, в период, являющийся рубежом между новой и новейшей историей России. В связи с этим определены цели и задачи исследования.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертации состоит в оценке результатов миссионерской деятельности, которые должны были являться показателем реального статуса Православной церкви в российском обществе в период 1905-1917 годов. В связи с этой целью определены следующие основные задачи исследования:

— показать трансформацию системы миссионерской деятельности в условиях первой российской революции, в период общественных реформ и во время первой мировой войны;

— рассмотреть эволюцию форм и методов миссионерской деятельности;

— оценить эффективность религиозно-просветительской, культурно-просветительской и социально-благотворительной деятельности церкви;

— показать эволюцию правового статуса церкви и ее миссионерской деятельности;

— дать всестороннюю характеристику «внутренней» и «внешней» миссиям Православной церкви в рассматриваемые периоды ее деятельности;

— установить зависимость форм миссионерской деятельности церкви от религиозной и общественно-политической ситуации в рассматриваемые исторические периоды.

Методология и методика исследования построена на использовании модернизационной теории развития России в начале XX века, в основе которой лежит трансформация деятельности отдельных общественных институтов, ведущаяся без коренной перестройки всего государственного механизма.

В отношении церкви, модернизация проявилась в реформах основ ее миссионерской деятельности, выполняющей одну из важнейших функций — интеграционную.

В диссертации использованы специально-исторические методы исследования: историко-генетический, историко-сравнительный и системно-хронологический.

Историко-генетический метод позволил показать истоки миссионерской деятельности церкви.

Историко-сравнительный метод применялся в анализе различных направлений миссионерства.

Необходимость показа миссионерства, как целостной системы деятельности, основанной на использовании комплекса определенных форм и факторов, и в тоже время зависимой от изменений, происходивших в общественно-политической жизни Российского государства, требует использования системно-хронологического метода.

Анализ источников произведен с помощью синхронного и ретроспективного методов.

Источниковая база. Основу источниковой базы диссертации составили материалы, находящиеся в центральных и местных архивах: Российском государственном историческом архиве (РГИА), Государственном архиве Свердловской области (ГАСО) и Государственном архиве Пермской области (ГАПО).

Основной материал для изучения региональной миссионерской деятельности дают отчеты архиереев о состоянии Екатеринбургской и Пермской епархий в период 1905-1916 годов, находящиеся в фонде 796 (Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода) РГИА.

Документы по деятельности церковных организаций в Екатеринбургской епархии сосредоточены в фонде 6 (Екатеринбургская Духовная Консистория. 1885-1917 гг.) ГАСО. В фонде 519 (Помощник начальника Пермского губернского жандармского управления в Верхотурском уезде) ГАСО имеются докладные записки про наличие в уезде представителей неправославных конфессий.

Много информации о работе миссионеров и миссионерских учреждений Пермской епархии дают материалы, собранные в фондах 95 (Православное миссионерское общество), 199 (Правление Пермского архиерейского дома), 664 (Канцелярия Пермского епархиального архиерея) ГАПО.

Вторую группу источников составили периодические издания. Для воссоздания общей картины миссионерской деятельности в России использовался журнал «Миссионерское обозрение».

Газеты: «Пермские епархиальные ведомости» и «Екатеринбургские епархиальные ведомости», явились главными источниками информации по созданию, деятельности и развитию миссионерских учреждений в епархиях, по воссозданию религиозной ситуации на местах. Для объективного освещения событий церковной жизни и сбора статистических сведений о численности населения Пермской и Екатеринбургской епархий, использовалась светская периодика: газеты «Пермские губернские ведомости» и «Пермская земская неделя».

Третью группу источников формируют справочные издания. Численность православного населения России в данный период отражена в статистических справочниках, составленных по переписям населения 1897 и 1914 годов30, а также в энциклопедии «Народы России»31.

Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии» за 1905-1917 года является источником статистических данных о числе церковных учебных заведений в епархиях, национальной и конфессиональной принадлежности населения губернии.

Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год дает общие статистические сведения о состоянии данной епархии: о численности православного населения, количестве приходов, монастырей, церквей и т.д. на 1915 год.

Четвертая группа источников состоит из опубликованных дореволюционных материалов по деятельности Православной церкви в России.

В нее включены «Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания.» за период 19051915 годов, публикующие обобщенные данные о миссионерской деятельности церкви, составленные на основе отчетов епархиальных архиереев.

Большой круг документов по православному миссионерству с середины XIX по начало XX века, опубликован в сборнике В.М. Скворцова «Миссионерский посох. Православное миссионерство, — церковно-гражданские «узаконения» и распоряжения»32.

Сведения об организации и деятельности Православного миссионерского общества находятся в томах 19 «а» и 29 энциклопедического словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона издания 1890 года, воспроизведенного репринтным способом в 1992 году московским издательством «Терра»-«Терра»33.

Журналы заседаний последнего, V Всероссийского миссионерского съезда, опубликованы в сборнике «Деяния 5-го Всероссийского Миссионерского Съезда»34.

Таким образом, обзор источниковой базы настоящего исследования показывает, что оно обеспечено необходимыми документами и материалами, позволяя решить поставленные в его рамках задачи.

Научная новизна работы состоит в том, что она является первым специальным исследованием одной из самых важных сторон деятельности церковной организации в период отечественной истории между двумя российскими революциями, характеризующийся большими общественно-политическими потрясениями в стране.

Результаты исследования позволяют внести существенные коррективы в осмысление роли церкви, как средства общественной интеграции населения России.

Данная работа закрывает также существенный пробел в изучении истории отечества, заключающийся в необходимости определения общественной позиции значительной части народонаселения Российского государства, принадлежащего по вероисповедному признаку к Православной церкви, перед новой эпохой в его социально-политическом развитии, начавшейся в октябре 1917 года.

Практическая значимость работы.

— В исследовании впервые вводятся в научный оборот ранее малоизвестные документы и материалы по региональной истории церкви, которые могут использоваться специалистами различного профиля.

— Принципы и подходы к осмыслению тенденций развития российского общества, намеченные в диссертации, могут быть использованы в дальнейших исследованиях по отечественной истории.

— Результаты исследования могут быть использованы в разработке курса лекций по «Истории Русской православной церкви», спецкурса по «Истории Православной церкви на Урале», а также в общем курсе лекций «История России конца XIX — начала XX века».

Апробация работы. Основные положения исследования были изложены в выступлениях на Всероссийской научной конференции «Урал в прошлом и настоящем» (Екатеринбург, 1998); Всероссийской научно-практической конференции «Интеллигенция России в истории XX века: неоконченные споры» (Екатеринбург, 1998); краеведческих «Смышляевских чтениях», проходивших в г. Перми (Пермь, 1999); Всероссийской научно-практической конференции «Историко-культурное наследие: новые открытия, сохранение, преемственность» (Березники, 1999); X международной научно-теоретической конференции «Интеллигент и интеллигентоведение на рубеже XXI века: итоги пройденного пути и перспективы» (Иваново, 1999); Российской научно-практической конференции «Этнический фактор и политика. История и современность» (Ижевск, 2000); научно-практической конференции «Грибушины и время» (Кунгур, 2000); Международной научной конференции «К культуре мира — через диалог религий, диалог цивилизаций» (Омск, 2000); Всероссийской научно-практической конференции «Пермское Прикамье в истории Урала и России» (Березники — Усолье, 2000).

По теме диссертации опубликовано 9 тезисов докладов.

Структура диссертации определена целями и задачами работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

 

Примечание

1 Народы России: энциклопедия. - M., Большая Российская энциклопедия, 1994. — С.41.

2 Там же.

3 См.: Народы России: энциклопедия. — М., Большая Российская энциклопедия, 1994. — С.41; Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Материалы международной научно-практической конференции в 2 тт. — Т. 1. — Пермь, Б.и., 1997. — 293 С.

4 См.: Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах//Избранные сочинения. — Л., Наука, 1979. — С.51-132.

5 См.: Ешевский С.В. Миссионерство в России//Сочинения в 3 ч. — Ч.З. — М., Издание К. Солдатенкова, 1870. — С.665-710.

6 См.: Соловьев С.М. Сочинения в 18 тт. — T.17-18. -М., Мысль, 1988. — С.605.

7 См.: Введенский В. Православные церковные братства (1864 — 8 мая 1914 г.). — СПб., Синодальная типография, 1914. — 26 С.

8 Тойнби А.Дж. Постижение истории. — М., Прогресс, 1996. — С. 140-141.

9 См.: Милюков П.Н. Очерки в 2 тт. — T.2. — М., Прогресс-Культура, 1994. — С.200-201.

10 См.: Пругавин А.С. О Льве Толстом и толстовцах. Очерки. Воспоминания. Материалы. — М., Б.и., 1911.324 С.; Бонч-Бруевич В.Д. Силы русского клерикализма//Религия и церковь в истории России. — М., Мысль, 1975. — С.207-216; Ясевич-Бородаевская В.И. Борьба за веру. — СПб., Государственная типография, 1912. — 656 С.; Кони А.Ф. Избранное. — М., Наука, 1989. - 156 С.

11 Ясевич-Бородаевская В.И. Борьба за веру. — СПб., Государственная типография, 1912. — С.309-311.

12 См.: Никольский H.M. История русской церкви. — М., Издательство политической литературы, 1985. — 446 С.

13 См.: Религия и церковь в истории России (Советские историки о православной церкви в России). — М., Мысль, 1975. — 255 С.

14 См.: Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (2 половина XIX - начало XX в.). — М., Наука, 1969. — 184 С.

15 См.: Русское православие: вехи истории. — М., Политиздат, 1989. — 719 С.

16 См.: Жеребина Т.В. К вопросу о христианизации якутов в XVIII — начале XX в.//Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. — Л., Б.и., 1982. — С.96-116.

17 См.: Гагарин. Ю.В. История религии и атеизма народа коми. — М., Наука, 1978. — 328 С.

18 Жеребина Т.В. К вопросу о христианизации якутов в XVIII — начале XX в.//Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. — Л., Б.и., 1982. — С.96.

19 См.: Гагарин. Ю.В. История религии и атеизма народа коми. — М., Наука, 1978. — 328 С.

20 См.: Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. — М., Наука, 1984. — 224 С.

21 См.: Овчинников В.Г. Православная церковь в истории нашей страны//Вопросы истории. — 1988. — №5. — С.111-121.

22 См.: Православие в России. — М., Институт Наследия, 1995. — 144 С.

23 См.: Храпова. Н.Ю. Место и роль Алтайской духовной миссии в процессе колонизации и хозяйственного освоения Горного Алтая, 1828-1905 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Томск, Б.и.,1989. — 24 С.

24 См.: Ванина И.Ю. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в северо-восточной Азии с середины XVIII по середину XIX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Иркутск, Б.и.,1998. — 18 С.

25 См.: Раздольский С.Д. Миссионерская деятельность Православной церкви на Северном Кавказе в XIX — начале XX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Краснодар, Б.и.,1996. — 24 С.

26 См.: Мавлютов Г.Ш. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Северо-Западной Сибири в XIX — начале XX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Тюмень, Б.и.,1999. - 23 С.

27 См.: Миненко Н.А. Христианизация народов Урала. К оценке методов и результатов//Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Материалы международной научно-практической конференции в 2 тт. — Т. 1. — Пермь, Б.и., 1997. — С. 18-39; Чагин Г.Н. Русь Московская, Пермь Великая и Стефан Перм-ский//Там же. — С.39-54; Черных А.В. Миссионерство среди народов Прикамья//Там же. — С.83-91; Главацкая Е.М. Христианизация населения Северо-Западной Сибири в XIX в. //Там же. — С.92-111.

28 См.: Нечаев М.Г. Миссионерская деятельность церкви на Урале (1905-1916 гг.)//Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Материалы международной научно-практической конференции в 2 тт. — Т.1. — Пермь, Б.и.,1997. — С.69-83.

29 См.: Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Материалы международной научно-практической конференции в 2 тт. — Т.1. — Пермь, Б.и.,1997. — 293 С.

30 См.: Статистический справочник. — Вып.1. — СПб., Книгоиздательство «Земля и воля», 1906. - 64 С.; Статистический ежегодник России. 1914 г. — Петроград, Издание Центрального Статистического Комитета Министерства Внутренних Дел, 1915.  116 С.

31 См.: Народы России: энциклопедия. — М., Большая Российская энциклопедия, 1994. — 479 С.

32 См.: Скворцов В.М. Миссионерский посох. Православное миссионерство, - церковно-гражданские «узаконения» и распоряжения. — Вып.1. — СПб., Типография «Колокол», 1912. — 519 С.

33 См.: Энциклопедический словарь (репринтное воспроизведение издания Ф.А.Брокгауз — И.А.Ефрон 1890 г.) в 82 тт. — Т.38 (19 «а») — М.: Терра-Терра, 1991. — С.476 С.; — Т.57(29). — М.: Терра-Терра, 1992. — 260 С.

34 См.: Деяния 5-го Всероссийского Миссионерского Съезда. — M., Б.и., 1917. — 82 С.

Заключение диссертации

Период 1905-1917 годов является одним из важнейших в развитии российского государства. Его начало совпало с революционным взрывом 1905 года, а конец знаменовал собой начало новой эпохи в отечественной истории. Кроме того, между этими двумя датами уместилось три года первой российской революции, период реформ в различных сферах жизни страны и большая часть первой мировой войны.

1905 год стал началом изменения статуса официальной государственной религии — православия, выполнявшей с помощью своей миссионерской деятельности исключительно важную в полиэтническом и поликонфессиональном российском обществе интегративную функцию. 17 октября 1905 года царское правительство решило обнародовать «Высочайший указ» о веротерпимости, который существенно сокращал разницу в правовом положении между Православной церковью и неправославными конфессиями, действующими на территории Российской империи. Отныне христианским конфессиям разрешалось иметь свои учебные заведения с преподаванием «Закона Божия» в соответствии с правилами данных вероучений. В отношении нехристианских конфессий, указ ходатайствовал об облегчении процедуры разрешения на строительство их культовых и учебных учреждений.

Результатом новой вероисповедной политики стал кризис православной миссионерской деятельности, явившейся показателем кризиса общественного статуса церкви. Конкретным выражением данного ее состояния стал не только низкий процент привлеченных к официальной церкви представителей неправославных конфессий, действующих на территории страны, но и массовый отход от православия в другие вероучения.

Непрочность положения Православной церкви особенно ярко проявилась в епархиях Пермской губернии со сложной этноконфессиональной структурой населения. Прежняя система миссионерства, основанная на деятельности специальной миссии без активного участия в миссионерстве священноцерковнослужителей, мирян и монашествующих, не могла обеспечивать расширение влияния церкви на народонаселение края. Уменьшение финансирования миссий также показывало усиление индифферентного отношения самого православного населения к своей религии. На повестку дня вставал вопрос: было ли православие действительно религией большинства россиян или Русская церковь стала только отмирающим общественным институтом?

Поэтому в 1908 году, вслед за попытками модернизации политической и экономической сфер жизни страны, Православная церковь, находящаяся под покровительством государственной власти, также решила направить все свои усилия на реформы системы миссионерства.

В период 1908 - июля 1914 года появились новые формы «внутренней» миссионерской деятельности: кроме специальной миссии, пропагандой православного вероучения стали заниматься миссии: народно-приходская, пастырско-приходская и монашеская. Если пастырско-приходская и монашеская миссии действовали традиционными методами, то народно-приходская — осуществляла веропроповедничество с помощью кружков ревнителей православия, миссионерских кружков и миссионерских школ для детей.

Большую роль в интеграции представителей христианских конфессий сыграла активизация церковно-приходской жизни, которая выразилась, как в увеличении количества церковно-приходских попечительств, обществ трезвости, так и в создании новых видов приходских организаций: приходских советов, братств и кружков любителей церковного пения и чтения, а также в усилении внебогослужебной деятельности приходского духовенства по проповеди православного вероучения, в росте количества учащихся церковно-приходских начальных учебных заведений.

С помощью новых форм и методов деятельности «внутренней» миссии, в период между первой российской революцией и первой мировой войной, удалось привлечь к Православной церкви количество старообрядцев, намного превышающее число «отпавших» в данную конфессию из православия. Результатом активизации православного прихода стали многочисленные присоединения к православию из христианских вероисповеданий: католичества и протестантства.

К началу первой мировой войны стабилизировалось положение во «внешней» миссии Православной церкви. С помощью веропроповеднической деятельности специальных епархиальных «противоязыческих» и «противомусульманских» миссионеров, «инородческих» миссионерских кружков, религиозно-просветительской и культурно-просветительской деятельности священников нерусских приходов, а также социально-благотворительной помощи монастырей, удалось привлечь к православию не только язычников, но и небольшое количество исламского народонаселения.

Таким образом, период 1908 — июля 1914 года характеризовался усилением интеграционной функции миссионерской деятельности, высокой степенью активности православного населения в объединении вокруг церкви на основах религиозно-просветительских, социально-благотворительных и культурно-просветительских, представителей всех вероисповеданий и конфессий России. Все эти факторы показывали повышение реального статуса Русской православной церкви в российском обществе.

Однако начавшаяся летом 1914 года первая мировая война дестабилизировала миссионерскую деятельность Православной церкви.

Тем не менее, в начале войны еще сохранялась повышенная активность православного населения. Несмотря на мобилизацию на военные действия основной части членов церковно-приходских организаций и, вследствие этого, закрытия многих из них, с августа 1914 года появился новый вид церковно-приходских советов — приходские попечительские советы.

Однако мобилизация на фронт основной части членов церковных организаций затрагивает основы всей миссионерской системы Православной церкви, неблагоприятно отражаясь на итогах веропроповеднической деятельности «внутренней» и «внешней» миссии. С 1915 года начинает уменьшаться число присоединений к православию в Екатеринбургской и Пермской епархии, хотя эта тенденция пока и не отражается на общей численности православного народонаселения, как в Пермской губернии, так и в России.

1917 год становится последним в миссионерской деятельности Русской православной церкви перед новой эпохой в историческом развитии России. Несмотря на то, что на прошедшем летом этого года V миссионерском съезде принимаются важные решения по выработке новых форм и методов деятельности «внутренней» миссии церкви, его постановления не успевают за ежеминутно меняющейся обстановкой в обществе. Революция 25 октября (7 ноября по новому стилю) в Петрограде на многие десятилетия ставит точку в развитии активной миссионерской деятельности Русской православной церкви по интеграции народонаселения России.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

Миссиология

Материалы по миссиологии и истории миссии, святоотеческие тексты и рецензии

Катехетика

Материалы по катехетике и истории огласительной практики, тексты святых отцов-катехетов

МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив