Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Что мешает катехизации и формированию приходских общин

Статья протоиерея Александра Усатова, зав. отделением дополнительного образования Донской духовной семинарии, г. Ростов-на-Дону
13 декабря 2017

Скачать в формате  DOC  EPUB  FB2  PDF

Катехизация имеет непосредственное отношение к приходской общине. Ведь по определению «катехизация – это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви»[1]. В свою очередь, «только через связь с конкретной общиной осуществляется для каждого члена Церкви общение со всею Церковью»[2]. Церковная община имеет своим первообразом бытие Лиц Святой Троицы. Их общение, единство, открытость являют признаки и приходской общины, формирующейся по образу общины Христа.

Катехизация при этом является образом жизни общины, ведь основополагающие принципы катехизической деятельности и приходской общины совпадают: церковность, личностный характер, доступность, целостность, сознательность, связь с жизнью. Катехизация помогает человеку стать членом общины, а община всегда содействует воцерковлению своих членов. Соответственно и препятствия на пути построения общины и проведения катехизации принципиально совпадают. Последние годы церковной истории в России можно охарактеризовать как эпоху восстановления института катехизации. Теперь эту деятельность осуществляют не только энтузиасты, но и профессионально подготовленные специалисты. В помощь духовенству и катехизаторам Священноначалие и синодальные структуры предоставили фундаментальные общецерковные документы, регламентирующие осуществление основных форм катехизации на современном этапе жизни Русской Церкви. Вместе с тем, Святейший Патриарх Кирилл признает, что «введение практики катехизических бесед встречает препятствия»[3]. Поэтому есть смысл рассмотреть как объективные (например, географические), так и субъективные факторы, мешающие развитию катехизической деятельности. Причем последние относятся не только к людям, далеким от религии, но к воцерковленным христианам и даже к представителям духовенства. Люди Церкви порой вполне искренне сомневаются в необходимости катехизации вообще, а также с недоверием относятся к важнейшим ее принципам и методикам. В данном докладе представлен обзор основных препятствий для развития катехизации в современной России для поиска путей выхода из сложившейся ситуации.

1. Секулярное общество

1.1. Равнодушие к религии

Необходимо трезво оценивать миссионерское поле в современной России. Большая часть принявших крещение людей относится к категории верующих, но не участвующих в религиозной жизни людей. Во время социологического опроса на вопрос «Какую роль в Вашей жизни играет религия» 5 % респондентов ответили «Очень важную», 29 % – «Довольно важную», 43 % – «Не слишком важную», 19 % – «Не играет никакой роли». 4 % респондентов затруднились ответить[4]. Таким образом, свыше 60 % россиян сами признаются в своем довольно прохладном отношении к религии. Лишь 35 % россиян выбрали опцию «Исповедую православие и принадлежу к Русской Православной Церкви» (41 % в 2012 г.)[5]. Конечно, само по себе это не пугает православного миссионера или катехизатора. Ведь важен не изначальный уровень религиозности или церковности человека, а его готовность и желание меняться, приобретать новые знания и навыки, переживать опыт встречи с Воскресшим Господом вместе с иными верующими. На сегодняшний день ситуация с этим сложная. Видимо, подходит к концу уже то время, когда россияне массово с радостью внимали словам пастырей Церкви. По словам Святейшего Патриарха, «отсутствие катехизации у крещаемых взрослых, а также родителей и крестных крещаемых младенцев очень часто происходит от их собственного нежелания проходить катехизаторские беседы»[6].

Много ли таких людей? Нередко катехизаторы жалуются на то, что присутствующие на огласительных беседах люди откровенно скучают, ожидая окончания беседы. Можно найти этому много причин, включая некомпетентность самих катехизаторов. Но следует понимать, что в нашей стране большая часть населения не имеет предпосылок для участия в катехизации. Речь должна идти о вторичной христианизации. Зададимся вопросом, сколько уверовавших в Бога людей сейчас просят помощи в воцерковлении? Классическим примером в данном случае является евнух, которого апостол Филипп спросил: «разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним» (Деян. 8:30-31).

Социологические опросы подтверждают наблюдения катехизаторов: более половины россиян (56 %) не хотят ничего добавить к собственным познаниям о Православии[7]. Именно эти люди «хотят покрестить ребенка или обвенчаться, но идут на катехизические беседы лишь потому, что это является необходимым условием для совершения Таинств Крещения и Брака. Церковь такими людьми воспринимается как своего рода бюро по оказанию духовных услуг. Такое отношение в значительной степени сформировано мировоззренческой парадигмой общества потребления. Но это отношение необходимо менять. Важно, чтобы люди пересмотрели свое потребительское отношение к Церкви. Церковь – это не комбинат по производству благодати, а живой богочеловеческий организм, в котором обитает и действует Святой Дух. Важно, чтобы те, кто приходит в храм на беседы, осознали это, захотели больше узнать о Православии и о том, чем живет Церковь, чтобы у них появилось желание участвовать в ее жизни»[8], – вот какую ответственную задачу перед священнослужителями и мирянами, которые проводят катехизацию, ставит Святейший Патриарх. Опросы показывают, что для 39 % респондентов религия отождествляется с национальной традицией и верой предков (т.н. этноконфессиональная идентичность), для 21 % это часть мировой культуры и истории, а еще 26 % считают, что религиозность заключается в следовании моральным и нравственным нормам. При этом лишь 17 % опрашиваемых россиян связали религиозность с личным спасением и общением с Богом[9]. Весьма часто люди свою неосознанную религиозность путают с православной верой. Эти искажения в восприятии религиозности являются одними из самых важных препятствий на пути воцерковления россиян и приобщения их к церковной общине.

1.2. Атомизация общества и индивидуализация

Необходимо также учитывать фундаментальные изменения, произошедшие в современном обществе. Россияне уже забыли, что такое настоящая община: церковная, деревенская, а в последнее время – семейная. Поэтому «очень важно, чтобы человек, приходящий в храм, чувствовал, что его здесь ждут, что ему рады, что его готовы выслушать и, если нужно, помочь»[10]. «При оглашении необходимо наставление новокрещеного к последующей церковной жизни после Крещения, которое должно содержать конкретные предложения по его участию в жизни прихода»[11]. «В ходе бесед люди должны слышать не только разъяснение Символа веры и Таинства Крещения, но и слова о важности исповеди, Причащения, о жизни в приходе, о том, как можно в ней участвовать. О том, что приход – это община, и, крестясь, они входят в эту общину и вводят в нее своего младенца. И если беседы построены правильно, интересно и убедительно, многие из тех, кто проходят оглашение, захотят большего непременно: они захотят приходить в храм и продолжить общение со священником. Почему Святейший Патриарх говорит о катехизации «в связи с темой построения общины? Потому что очень важна работа с теми, кто приходит в церковь. Потому что у этих людей нет никакой предварительно сформировавшейся основы участия в церковной жизни.

В советское время люди приходили для «индивидуального отправления религиозных потребностей», и прихода как общины не существовало, и существовать не могло. Так вот, традиция такого индивидуалистического восприятия богослужения и прихода – она вошла в плоть и в кровь наших прихожан, в том числе и старшего возраста. Большинство людей приходят и уходят. А вот те, кто обращаются к Богу, кто приносит своих младенцев крестить – это люди, у которых нет никаких церковных традиций... Нужно помочь понять современному человеку, что Христос и Евангелие – это не давно прошедшее время, это реальность. Что, опираясь на христианскую веру, мы можем решать проблемы личной, семейной, общественной жизни.

Мы можем иметь правильный взгляд на развитие всей истории, на развитие рода человеческого. Поэтому так важно понимать, что никакого построения общины не будет, если мы не будем сегодня в эту общину привлекать людей и формировать в них общинное сознание, помогая понять, что вне Церкви нет спасения, а Церковь – это мы все вместе. Значит, применительно к приходу, без общины, без совместного участия в богослужении, в молитве, в добрых делах и во многом другом, что должен совершать приход, действительно, нет спасения»[12].

2. Люди Церкви (духовенство и катехизаторы-миряне)

2.1. Непослушание священноначалию Церкви

Говоря о катехизации, Святейший Патриарх отмечает, что «к сожалению, еще не все духовенство воспринимает катехизическую работу как нечто необходимое, желанное и приоритетное»[13], «одни приходы это требуют, а другие игнорируют требования священноначалия»[14]. Убежден, что если конкретный священнослужитель не вслушивается в слова Предстоятеля Церкви, ему будет крайне трудно научить послушанию своих духовных чад на приходе. Такое духовное «устроение» будет мешать и катехизации, и формированию церковной общины.

2.2. Стереотипы и богословское невежество

В церковной среде распространено мнение, будто вера является всецело даром Божиим, а вовсе не результатом каких-то человеческих усилий. Поэтому попытки новообращенных людей изучать основы веры, а катехизаторов – содействовать им в этом, будто бы не могут привести к искомой цели. В данном случае мы имеем дело с путаницей в богословских понятиях.

Действительно, нет никакой методики или «духовной технологии» для формирования в душах людей истинной веры и любви к Богу. Иными словами, утверждается «вера не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор 2:5). «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6:44). Но признание первичности Божьей благодати в религии не исключает воли самого человека, а также религиозной педагогики – содействия духовно опытных людей (родителей, священнослужителей и учителей веры). «Крещение является Таинством вступления в Церковь и предполагает согласие принявших Крещение с ее верой и учением, а также их дальнейшее участие в церковной жизни»[15]. «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере» (78 канон VI Вселенского Собора и 46 канон Лаодикийского Собора). Православная вера не представляет собой фантазий человека о том, как он себе представляет Бога, и не является эзотерическим знанием, получаемым напрямую в мистическом озарении или от «посвященных». В настоящее время мы наблюдаем распространение особого харизматизма в православной среде, когда жажда «откровений», чудес и видений во сне вытесняет богословское знание и вообще рациональный аспект веры. Но что же такое богословие? Мы верим, что Сам Бог захотел открыть Себя людям. Опыт принятия этого Откровения Божия составляет учение Церкви и ее Предание. Следует понимать, что Предание Церкви нельзя отождествлять лишь с памятниками церковной археологии и какими-то текстами. Предание это тот опыт познания Бога, восприятия Его слова, который люди Церкви призваны воплотить в своей духовной жизни, а затем передать тем, кто лишь входит в лоно Церкви. Поэтому первично Слово Божие, оно возвещается церковными людьми, и может быть слышимо теми, кто желает стать учеником Христа: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Итак, катехизатор может помогать человеку, который уже стремится стать членом церковной общины, приобрести навыки молитвы и добрых дел, воспринять учение Церкви и сознательно участвовать в Ее Таинствах.

2.3. Консервативность и отсутствие традиции

Мы еще долго будем ощущать отголоски эпохи гонений на Русскую Церковь, когда единственной формой церковности было участие в богослужении и домашняя молитва. В это время фактически прекратилось распространение духовной литературы, была запрещена проповедь за пределами прихода, а посещение храма само по себе уже стало восприниматься как подвиг исповедничества веры. К принятию духовного сана власти тогда не допускали лиц с высшим светским образованием, а количество мест для обучения в семинариях было ограничено. Священников катастрофически не хватало, их слабо готовили к общению с малорелигиозными людьми. Таинство вхождения в Церковь взрослых и детей – Крещение – в то время совершали без самой элементарной подготовки, в спешке и тайно от окружающих людей и властей. Всё это послужило формированию своеобразного барьера между духовенством и обычными людьми: уже несколько поколений россиян не связывают свою церковность и духовное руководство, а многие из них вообще не имеют опыта общения со священнослужителями. В результате священникам и «захожанам» крайне сложно перестроиться на новый лад, когда перед совершением Таинств (Крещения, Венчания и т.д.) им приходится проводить собеседования, предполагающие высокий уровень искренности и откровенности, ответы на неудобные вопросы и вообще высокий уровень терпения и образованности.

Многие священники помнят тот период в истории Церкви, «когда мы, радуясь самому желанию принять святое Крещение, откликались на него незамедлительно». Это время прошло, говорит Святейший Патриарх. Но людям психологически трудно перестроиться и отвергнуть старые привычки. До сих пор продолжается трансляция новому поколению духовенства и катехизаторов традиции крестить каждого желающего. Кадровый голод проявляется и в подборе преподавателей на курсах подготовки катехизаторов, где в настоящее время преподают люди, не имеющие опыта общинной жизни и не состоящие в общине, занимающейся катехизацией. Это также можно назвать препятствием для катехизации и построения общин.

2.4. Потеря личностного измерения катехизации

Оглашение предполагает передачу церковного опыта, а также формирование отношений ученичества. – Идемте со Мной, - сказал Господь будущим апостолам, – Я сделаю вас ловцами людей... Идите за Мною – это выражение у евреев означало ученичество... Не шагать следом, а стать Его последователями, – вот к чему призвал апостолов Христос. Позже Он призвал апостолов передать этот опыт ученичества иным людям: «Поэтому пойдите ко всем народам и сделайте их Моими учениками (μαθητεύσατε)» (Мф. 28:20). Если бы Христос хотел сказать «научите», то здесь был бы поставлен другой глагол. Таким образом, ученики должны были отправляться к «народам» и приобретать среди них учеников (последователей) Христа, а не читать им лишь лекции о христианской нравственности и обрядах.

2.5. Поспешность и неспособность оценить длительность научения

Многим кажется, что одной беседы достаточно для подготовки взрослого человека к принятию Крещения. Именно так, говорят некоторые, крестил евнуха апостол Филипп. Но упоминаемый в книге Деяний апостолов евнух был предварительно наставлен в истинах веры. «Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской... приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию» (Деян. 8:27-28). Он «не был человеком праздным, который ни с того, ни с сего возжелал креститься, но, погруженный в Священное Писание, направлялся на молитву в храм»[16]. Приблизившись к нему апостол Филипп «отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе». Такому наученному в истинах ветхозаветной веры человеку было достаточно одной беседы, чтобы осознать, что его ожидание пришествия Мессии достигло своей цели: Бог пришел в мир людей в лице Иисуса Христа, умер и воскрес. Принимая эту веру, евнух взошел на последнюю подготовительную ступеньку перед вступлением в Церковь Господню, после чего принял Святое Крещение в реке (Деян. 8:34-35,38). Было бы ошибкой сравнивать уровень этого паломника, читающего во время путешествия книгу пророка Исаии, с  равнодушными к религии людьми, не имеющими никакого представления об основах христианской веры и не проявляющими даже малейших усилий для научения и служения Богу: «Многое произошло не по правилу церковному, так что людей, от языческаго жития недавно приступивших к вере, и краткое время оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводят... посему за благо
признано, дабы впредь ничего такового не было. Поелику и оглашенному потребно время... А поступающий вопреки сему, яко дерзающий сопротивляться великому Собору, подвергает себя опасности исключения из клира» (2-е правило I Вселенского Собора).

2.6. Искаженное отношение к Таинствам

Некоторым священнослужителям почему-то показалось, что благодать в их власти, и они могут по своей прихоти крестить, причащать и разрешать грехи на Исповеди любому человеку. На это святитель Феофан Затворник отвечает: «Господь дал власть разрешать не безусловно, а под условием раскаяния и исповеди»[17]. Еще один такой пример мы видим из рассказа о Таинстве Духа Святого в апостольское время: «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (Деян. 8:13, 18-22). Важно даже не то, ради прибытка ли это совершается, или нет. Удивляет сам подход церковных людей к происходящему во время Таинства, во время которого происходит та встреча Бога и человека, которая делает его новым человеком и членом Церкви. Священник же является лишь свидетелем этой Встречи, как сказано в чинопоследовании Исповеди. Еще одна ошибка в отношении Таинств – магический подход, когда кажется, что само по себе участие взрослого человека в Таинстве принесет ему Благо независимо от степени его духовной восприимчивости к благодати Божьей, состояния воли и понимания происходящего. Однако мы знаем, что в любом Таинстве благодать Божия или просвещает душу человека, или же опаляет, если тот не готов её принять. «Тот, Кто создал тебя без тебя, не оправдает тебя без тебя», – говорил блаженный Августин[18]. Вот почему со стороны человека необходимо соответствующее духовное устроение, которое мы именуем верой и покаянием. Потакание магическому подходу к Таинствам может привести к духовной катастрофе:

– когда духовный отец будет на Исповеди произносить: «прощаю и разрешаю», а Господь скажет: «а Я осуждаю»[19];

– когда недостойно причащающийся, «ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:29-30);

– когда человек перед Крещением «не приготовил себя к добродетелям», для него «не мал страх, как бы... лекарство не стало язвою»[20], а «вода останется водою»[21].

«Если ты лицемеришь, то люди крестят тебя ныне, а Дух не крестит тебя»[22]. «Без приготовления, какая может быть польза от Крещения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в возрасте, нисколько не понимаем его значения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся в полном неведении о том, что мы приняли?»[23]. Крещение младенцев не исключает их научения основам веры, проявления их личной веры и покаяния, но напрямую это предполагает. Ведь в обратном случае Крещение приносит крещеным людям не спасение, но осуждение: «принявшие Крещение в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, чем не крещеные, как поругавшие святую одежду Христову»[24]. Некоторые священнослужители крестят без катехизации и так сами себя утешают: «Даже если человек не готов к Крещению, мы сможем впоследствии молиться за него и вынимать за него частичку на проскомидии». В таком случае воцерковление после Крещения даже не подразумевается.

Однако святые Древней Церкви выражали мнение, что на проскомидии священник не может приносить частиц за отпавших от Церкви людей, а также за тех, которые живут нераскаянно[25]: «не следует священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и не кающемся, т.к. это приношение бывает им в осуждение... Священнику следует внимательно наблюдать, чтобы не от всякого желающего принимать приношение и не приносить о таких, которые грешат без всякого стыда, чтобы не быть осужденным вместе с ними». По мнению преподобного Льва Оптинского, «не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, – не очищение, но осуждение для них бывает... Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молитесь вообще, и в мыслях стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым)...»[26]. Подобный подход был у святых отцов и относительно усопших христиан: «Об умерших без покаяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в день Страшного Суда Его» (преподобный Паисий Величковский)[27]. Анализ богослужебных текстов чина церковного погребения, панихиды и Божественной литургии показывает, что совершение этих заупокойных богослужений представляет собой поминание христолюбцев (возлюбивших Христа), умерших с надеждой на воскресение и жизнь вечную, рабов Божиих (т.е. сознательно послуживших Богу) в вере скончавшихся и на Бога упование возложивших. Очевидно, что за отпавших от Церкви и неверующих такими словами молиться невозможно. Это было бы ложью пред Богом и неуважением к религиозному выбору этих людей.

2.7. Отсутствие тайноводства

Святейший Патриарх Кирилл указывает на «безответственное, халатное отношение священнослужителей к последующей катехизации и воцерковлению новокрещеного, когда священник не оказывает должного внимания его первой исповеди. Это вырабатывает у нового члена Церкви легкомысленное отношение к вере»[28]. Это же можно отнести к покаянно-исповедальной беседе перед совершением Крещения взрослого человека, когда священник должен испытать совесть человека: «Грехи, которые были совершены до Крещения, должны быть исповеданы перед Крещением, с тем, чтобы креститься, раскаявшись и примирившись с Богом, со своей совестью, с ближним»[29]. В своей проповеди в день Пятидесятницы апостол Петр указал, что покаяние должно предшествовать Крещению: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38). В Древней Церкви оглашенным предписывалось исповедоваться перед принятием Крещения: «Настоящее время есть время исповедания. Исповедуй содеянное словом, делом, в ночи, во дни»[30].

2.8. Ложная жалость и опасение потери прихожан

«Мы так распугаем всю паству!» – такая мысль порой автоматически появляется у священнослужителей. Ведь «всегда будет некоторое число недовольных этими «сложностями» и даже тех, кто будут говорить: «Таинства?... Заповеди?... Нам этого ничего не надо, мы хотели просто креститься! Ну, раз верить в Бога так тяжело, мы, наверное, откажемся»[31]. Эти люди «ищут для крещения храмы, где допускают к Таинству Крещения, минуя какую-либо катехизацию, и, к большому сожалению, находят такие приходы и таких священослужителей, которые совершают Таинство, не требуя каких либо усилий со стороны крещаемых»[32]. Как преодолеть этот страх, подсказывает нам Святейший Патриарх Кирилл: «Что же, в таких случаях надо молиться о том, чтобы Господь привел этих людей к Себе иными, ведомыми Ему путями. Но такие реакции – отнюдь не повод отказываться от огласительной работы, со ссылкой на то, что, дескать, мы покрестим, а там само собой все образуетя, душа «сама» будет тянуться к Богу»[33]. Получается, что, совмещая катехизацию и Таинства, священники не отталкивают людей от Бога, а наоборот, помогают им обрести истинную веру и войти в Церковь по-настоящему. А с тем человеком, который поддается ложному страху, бывает по написанному: «Чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне» (Иов 3:25). Боясь потерять прихожан, мы можем потерять их не только для своего прихода, но, возможно, и для Вечности: «Если человека крестить преждевременно, без подготовки, он потом не растет. Он уже свое получил, зачем ему еще чему-то учиться?»[34]. Сказано Спасителем, что «с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лук. 16:16). В каком-то смысле эти слова можно отнести и к выявлению Царства Божия на земле – Церкви и церковной общине. В Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви сказано, что человека, не желающего «посильно потрудиться ради Бога и осознанного, ответственного вступления в Церковь, крестить «по первому требованию» вряд ли полезно»[35]. «Крещаемые люди, принявшие христианство без каких-либо усилий, впоследствии очень быстро из него уходят навсегда»[36]. Исследователи религиозных общин подтверждают эти выводы и относительно людей, которые стали прихожанами. Наиболее крепкими бывают те общины, где верующих связывают общие усилия, подвиги и в значительной степени, дисциплина. Чем больше ограничений накладывает община на своих членов, чем больше собственных усилий вкладывают ее члены, тем дольше эта община существует. Результаты исследования религиозных общин показывают, что именно обряды, Таинства и дисциплинарные ограничения играют главную роль в обеспечении устойчивости приходской общины.

Примечания

1 «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года).

2 Основные принципы отношения к инославию Русской Православной Церкви. URL: https://mospat.ru/ru/documents/attitude-tothe-
non-orthodox/i/

3 Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на епархиальном собрании города Москвы 20 декабря 2013 года. URL: http://p2.patriarchia. ru/2013/12/20/1235399786/doklad%202103.doc

4 Религия и церковь в общественной жизни («Левада-Центр»).

5 Существует ли Церковь мечты? URL: http://www.pravmir.ru/sushhestvuetlitserkov-mechtyi/

6 Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2010 г. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/1346828.html

7 «Верующих в России много, воцерковленных – значительно меньше». Пресс-выпуск ВЦИОМ №1465. URL: http://wciom.ru/index. рhp?id =459&uid=13385

8 Религиозное образование стало качественнее. Интервью Святейшего Патриарха Кирилла журналу «Православное образование». URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/3966661.html

9 «Религия в жизни россиян». Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1116. URL: wciom.ru/index.php?id=459&uid=11099

10 Религиозное образование стало качественнее. Интервью Святейшего Патриарха Кирилла журналу «Православное образование». URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/3966661.html

11 Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2010 г. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/1346828.html

12 Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на епархиальном собрании города Москвы 23 декабря 2014 года. URL: http://p2.patriarchia. ru/2014/12/24/1236096269/doklad%202014.doc

13 Там же.

14 Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на епархиальном собрании города Москвы 20 декабря 2013 года. URL: http://p2.patriarchia. ru/2013/12/20/1235399786/doklad%202103.doc

15 «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери». Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 г.

16 Тертуллиан, De bapt. 18.

17 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу.

18 Августин Иппонский, блаж. Sermo 169,11,13:PL 38,923. Проповедь 169.

19 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Отдел II.

20 Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии. Тверь: Герменевтика, 2006, 252 с.

21 Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово, гл. 40 // Творения. М., 1862.  Т. 4. С. 106-107.

22 Кирилл Иерусалимский. Поучение огласительное 17, 35-36.

23 Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты. Т. 2. М., 1993. С. 391.

24 Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Сергиев Посад, 1917. С. 36.

25 Всенощное бдение и Литургия. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1982.

26 Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Письмо 207 к Фоме Никитичу и др. от 31 января 1836 г. Свято- Введенская Оптина Пустынь, 2000.

27 Сергий Четвериков. Старец Паисий Величковский. Минск, 2006. С. 276-277.

28 Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2010 г. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/1346828.html

29 Антоний, митрополит Сурожский. Труды. М.: Практика, 2007. Кн. 2. С. 198-200, 228.

30 Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. Огласительное поучение первое, 5. М.: Благовест, 010. С. 20.

31 Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на епархиальном собрании города Москвы 23 декабря 2014 года. URL: http://p2.patriarchia. ru/2014/12/24/1236096269/doklad%202014.doc

32 Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на епархиальном собрании города Москвы 20 декабря 2013 года. URL: http://p2.patriarchia. ru/2013/12/20/1235399786/doklad%202103.doc

33 Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на епархиальном собрании города Москвы 23 декабря 2014 года. URL: http://p2.patriarchia. ru/2014/12/24/1236096269/doklad%202014.doc

34 Антоний, митрополит Сурожский. Труды. М.: Практика, 2007. Кн. 2. С. 198-200.

35 Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. П. 2.2. Форы и методы современной миссионерской деятельности.

36 Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2010 г. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/1346828.html

Журнал Миссионерское обозрение №2(208), 2017.

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив