Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Поручитель (восприемник) при крещении и область его ответственности: исторический аспект

Доклад посвящен необходимости наличия поручителя (восприемника) и сфере его ответственности, которая с течением исторического времени менялась. Долгое время основное ядро ответственности поручителя за поручаемого сохранялось, несмотря на наслоения новых обязанностей у поручителя, прежде всего связанных с легализацией христианства и распространенностью младенческих крещений. В работе перечисляются и анализируются требования, предъявляемые к поручителю, чтобы он мог качественно исполнять свои обязанности, а также, кто может быть, а кто не может быть поручителем.
22 января 2019

Скачать в формате  DOC  EPUB  FB2  PDF

Кудряшова Оксана Анатольевна 
Москва, Свято-Филаретовский православно-христианский институт

Практика поручительства родилась из самого порядка вхождения человека в Церковь. Намерение о крещении, которое мог высказать только взрослый, необходимо было изложить предстоятелю церкви, что можно было сделать только через верного члена церкви. Тот, кто сообщал о приведенном, часто становился его поручителем. Прот. Николай Афанасьев предполагает наличие поручителя с самых первых времен рождения церкви[1]. То есть, поручитель приводил поручаемого в церковь и свидетельствовал о его достоинстве.

В эпоху серьезных гонений на церковь ответственность на поручителе была серьезна: он не мог поручиться за человека, в намерениях которого не уверен.

Дидахи содержит в себе сведения о посте перед крещением, который должны соблюдать крещаемый, крещающий и некоторые еще. Одним из этих «некоторых», с большой долей вероятности, был поручитель[2]. Поэтому, областью ответственности поручителя во II в. могла быть молитва-ходатайство перед Богом за поручаемого, совместные духовные усилия.

Со II в. началась систематическая катехизация в катехизических школах Александрии, Антиохии, Иерусалиме, Кесарии. Апостольские постановления свидетельствуют о восприемнике, что он должен быть того же пола, что и приводимый им[3]. Апостольское Предание Ипполита Римского II в. сообщает о собеседовании при вступлении в ряды оглашаемых, в котором роль поручителя заключалась в том же приводе человека в церковь и в свидетельстве о его достоинстве[4]. При повторном собеседовании, которое часто проводилось епископом, например, в Канонах Ипполита Римского описано, что поручители удостоверяли епископа, что оглашаемый посещал болящих и подавал нуждающимся, «что он соблюдал себя от всякого дурного и непотребного слова, что он ненавидел тщеславие, презирал гордость и избрал для себя смирение»[5]. Из этого следует, что система древнего поручительства во многом базировалась на огромной открытости, доверии и смирении и со стороны катехумена, и со стороны поручителя. Церковный историк Александр Алмазов нашел сведения о восприемниках II в. Его цитата: «Под годом смерти римского епископа Гигина (154 г.) сохранилось упоминание, что церковный обряд восприемничества Гигин укрепил постановлением… Тертуллиан несочувственно относился к этому обычаю. Началом своим он восходит, кажется, выше времени Гигина и обязан им какой-нибудь другой церкви, из которой стал переходить в римскую церковь»[6]. Нужно сказать, что в древней Церкви часто в восприемники брали людей, посвятивших себя на особое христианское служение: диаконов, диаконисс, отшельников и девственников[7].

Ориген отмечал, что к группе оглашаемых в Александрии в III в. церковь поставляла специально выделенных верных членов, которые должны были следить за жизнью и нравами входящих в общину[8]. В письмах паломницы Эгерии описано[9], что в собеседовании перед крещением в Иерусалиме в V в. участвовал не только епископ и все клирики, но также поручители. Таким образом, церковь контролировала с их помощью качество воцерковления. Значит, в обязанности поручителя, помимо привода человека и свидетельства входит помощь поручаемому в период оглашения, свидетельство при повторном собеседовании, предшествующем крещению, и особая роль в процессе крещения. Литургическая формула, которая заключалась в вопросе «Что препятствует?» перед крещением, могла задаваться приведенному предстоятелем или поручителем церкви, что более вероятно. На этот вопрос предстоятель церкви отвечал, что препятствий нет[10].

В 313 г. благодаря Миланскому эдикту Церковь могла действовать свободно и оглашение стало видоизменяться. Интересующийся христианством мог проситься в катехумены не из любви ко Христу, а по ложным мотивам: семейным, политическим, корыстным. И в это время роль поручителя, как человека-свидетеля, наиболее близко знакомого с поручаемым, возрастает.

В творениях Псевдодионисия, описывающих практику V или VI в., поручитель ходатайствует перед епископом при принятии человека в Церковь[11]. При этом имя восприемника записывается для молитвы во время крещения, а после крещения крещаемого «вручают восприемнику и руководителю в его обращении»[12]. Прот. Николай Афанасьев отмечает, что с этого момента поручитель становится восприемником в полной мере, он воспринимает крещенного из купели[13]. «Восприемник» (греч. ανάδοχος) в переводе буквально означает – «принимающий на себя (на руки)». Институт оглашения в это время начинает угасать, но роль поручителя еще та же. Имена прошедших собеседование (в некоторых местах – вместе с именами поручителей) записывались в церковную книгу, чтобы в течение года этого этапа оглашения отдельно молиться о них во время богослужения[14].

Прот. Н. Афанасьев упоминает предположение исследователя Рудольфа Зома о пророческом служении восприемника, связанным с его свидетельством перед церковью о призвании человека Господом, что не может являться только личной инициативой восприемника[15]. Кроме того, по мнению прот. Николая: «В известном смысле восприемник мог рассматривать себя как духовного родителя воспринятого им»[16]. Свт. Афанасий Великий, говоря о крестообразном пострижении волос при крещении, делал акцент, что это совершается для памяти родителей и восприемников, что они: «отдают своих младенцев в послушание Богу на веки»[17]. Следовательно, прослеживается мысль о дальнейшем участии поручителя в жизни крещенного.

Уже с IV в. встречаются свидетельства о крещении детей и их участии в Божественной литургии[18]. В этот же период началось массовое вступление людей в Церковь, связанное с признанием христианства. Катехизация утратила свое первоначальное значение, поскольку к детям тот же способ воспитания в вере применен быть не мог[19]. В младенческом крещении первоначальная роль поручителя как свидетеля утрачивается. Родители сами становились такими поручителями, принимая своих детей их из купели. К V в. возникла потребность в переносе практики восприемничества на детские крещения, ведь взрослые крещаемые имели восприемника. Кроме того, восприемники были необходимы для крещения сирот и детей неизвестных родителей, при крещении детей рабов. Вот как пишет блаж. Августин в эту эпоху о восприемниках: «Я прошу, чтобы каждый мужчина и каждая женщина, воспринявшие детей от святой купели, припоминали, что они суть споручники веры, и потому должны всегда поддерживать в воспринятых ими заботливость об истинной любви, увещевали бы их беречь чистоту, сохранять девство до брака, удерживать свой язык от злословия и клятвопреступления, не произносить устами соблазнительных песен, и не питать в сердце злобы и ненависти, убегать гаданий и чародеев и всех служителей дьявола, требовали бы, чтобы они содержали веру православную, чаще ходили в церковь, и, оставив рассеянность, внимательно слушали божественные чтения, чтобы принимали странников…жили дружелюбно, священникам и родителям оказывали почтение с любовью»[20].

Ранее роль поручителей в целом заканчивалась крещением, теперь же, при воспринятии из купели младенца, – она только начиналась. Они отвечают перед Богом и Церковью, что их поручаемый будет воспитан в христианской вере. Параллельно формировалось и учение о духовном родстве, факт которого не хотело терять и младенческое крещение. Крестный родитель обязан был учить ребенка молитве Господней и основным началам христианской веры и жизни[21]. Прот. Н. Афанасьев скептически высказывается о подобной духовной связи: «учение о духовном родстве, как оно окончательно сложилось, было не столько отражением действительного взаимоотношения между восприемниками и воспринятыми, сколько результатом богословской спекуляции»[22]. С распространением младенческого крещения катехизическая миссия Церкви свелась к отречению от дьявола и сочетанию со Христом крещаемого, которое от его имени осуществляет восприемник. То же с исповеданием Символа[23]. С началом массовых крещений младенцев, акцент с веры крещаемого переносится на веру поручителя.

Родителям теперь формально запретили быть восприемниками своих детей[24]. 53 правилом Трулльского собора были приняты различные запретительные меры для восприемников, касающиеся возможности брачных отношений с воспринимаемыми и их родителями. Около VII в. в традицию стало входить иметь двух и даже более восприемников разного пола, несмотря на постановление Майнцского собора 888 г. этот обычай в Католической церкви крепко остался. Тридентский собор (1545 – 1563) утвердил, что обязательным остается один восприемник одного пола с крещаемым или два разного пола. Второй обычай позаимствовала и Православная Церковь.

Сложный вопрос: была ли потребность в поручительстве и родителей и восприемников о крещаемых младенцах, или это просто более-менее формальный перенос функций восприемничества со взрослых, готовящихся к крещению, на младенцев. Для церкви институт такого восприемничества давал больше возможностей для церковного воспитания детей. Но только в том случае, когда поручители сами являются примером христианской веры и жизни, служении Богу, не состоять в разряде кающихся, т.е. участвовать в Евхаристии. Ими не могут быть совершенно несведущие в вере, безумные, а также преступники, явные грешники[25]. Не могли ими быть иноверцы.

Оставались и крещения взрослых. В XV в. и в греческой и в русской церкви сохранились сведения о действиях восприемника после крещения и литургии. Новокрещенный с восприемником и родными со свечами идет домой под пение: «Елицы во Христа…». Восприемник помогает новокрещенному в течение всей Светлой седмицы. На восьмой день он приводит неофита в храм к священнику для совершения обрядов восьмого дня. В XVI в. в греческих рукописях есть указания о том, что волосы крещенного, постриженные при чине пострижения волос, могут передаваться восприемнику. Свт. Симеон Солунский о назначении восприемника пишет так: «…если это возрастный, то приходит сам…и с ним восприемник, становящийся поручителем (за крещаемого) пред Христом и имеющий долг блюсти его веру и жизнь христианскую…ибо восприемник означает того, кто воспринимает что-нибудь на себя»[26]. Значит, все еще сохраняется память об ответственности восприемника наблюдать, охранять христианскую жизнь поручаемого. Послание Восточных патриархов (1848 г.) называет поручителей «хранителями веры и благочестия», крестный отец или мать должны постоянно напоминать воспринятым содержание обетов крещения[27]. Протопр. А. Шмеман пишет: «…каждый крещаемый нуждается в помощи восприемников, они должны напоминать об обетах Крещения, истинах христианской веры и грех на тех, кто не заботится о научении крещенного и о введении его в церковную жизнь»[28].

Но к настоящему времени восприемничество утеряло свой живой смысл для всех действующих лиц процесса. Восприемники выбираются по житейским соображениям. Это может быть и несовершеннолетний, и иноверец, церковь утеряла свое влияние на этот выбор. Упадок понимания восприемничества дошел до понятия «заочное восприемничество», не имеющего вообще церковных канонических оснований и находящееся в противоречии с самим смыслом восприемничества. Восприемник заочно участвует в таинстве крещения и его записывают в метрическую книгу. Фактически восприемником он не является, т.к. никого не воспринимает от купели, значит, канонической связи не может быть. Прот. А. Шмеман критикует также современную практику «фиктивных», случайных крестных.

Протопр. Николай Афанасьев полагает, что от института восприемничества нужно или отказаться, или возродить его, придав ему адекватный смысл. По его мнению, с догматической и литургической точек зрения нет необходимости в восприемниках для младенцев. Но сегодня воспитание детей в христианской вере могло бы опираться на поручительство. При этом избрание кандидатур в восприемники должно совершаться Церковью или с ее согласия. Важно вернуть этому институту тот же характер ответственности, который был при крещении взрослых. Причем определение восприемников при крещении младенцев должно являть собой церковный акт.

Протопр. Александр Шмеман также предлагает воссоздать институт восприемников, предлагая следующее: хотя бы один из восприемников должен назначаться священником из наиболее активных и образованных прихожан, подготовленных для этого; он обязан следить за ребенком и сообщать священнику о всех возникающих проблемах; на приходе может быть книга, где будет записываться восприемником религиозная жизнь каждого окрещенного ребенка, чтобы с ней мог ознакомиться и священник и церковные учителя; каждый новообращенный, кроме обучения по обычной программе, должен быть прикреплен к какой-нибудь семье из данного прихода, чтобы та помогала ему в приобщении приходской жизни. Из этого видно, что важнейшим решением было бы вернуть именно Церкви право назначать восприемника для крещаемого, а не его семье по плоти. Свящ. Георгий Кочетков выражает свои сомнения по поводу действенности подходов протопр. Николая и протопр. Александра, утверждая, что без опыта общинной жизни, восстановление института поручительства в его качественном виде невозможно[29]. Очевидно, что даже если система более длительного оглашения войдет в практику РПЦ МП, при крайней разобщенности прихода, невозможно говорить о реальной ответственности поручителей, церкви, за этих людей. У самого поручителя часто отсутствует опыт жизни в семье духовной. 

Сейчас, если рассматривать роль поручителя в обычной ситуации прихода, крещаемый чаще всего младенец, поэтому никакой его подготовки нет. «Младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение»[30]. Поэтому при крещении младенца подготовку проходят его родители и/ или крестные. В случае, если крестные воцерковлены, то подготовка заключается в посещении специальных бесед, которые проводятся при некоторых храмах[31]. Если нет, то помимо вышеназванных бесед, им рекомендуется «изучение Священного Писания, основных правил христианского благочестия, а также трёхдневный пост, исповедь и причастие перед Таинством Крещения»[32]. При крещении взрослых и детей, начиная с 7 лет, введена практика подготовки к Таинству Крещения: «Недопустима практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например, страха ради смертного)»[33]. Роль поручителя сводится к молитве за поручаемого, научению его христианской жизни, в основном внимание уделяется регулярному участию в таинствах, внешнему благочестию, приобщение к жизни прихода, материальной заботе о крестнике. Но если крещенный – взрослый, то такой заботы практически нет. При совершении таинства крещения наличие церковного собрания не имеет значения.

Роль поручителя в евхаристической экклезиологии, помимо молитвенного ходатайства за поручаемого, выявляется в благочестии и участию в жизни конкретного прихода, особенно участию в таинствах. Поручитель обязан быть членом данного евхаристического собрания и роль восприемника дается ему церковью.

В общино-братской экклезиологии на примере Преображенского Братства поручительство это прежде всего дружба во Христе. Поручитель сам должен являться примером христианской жизни, а также свидетельствовать катехизатору о готовности своего поручаемого к различным огласительным этапам. Основное качество его жизни – церковность. Он особым образом помогает в совершении таинства крещения, в укоренении неофита в дальнейшей христианской жизни. Если поручитель настаивает на крещении без возможности серьезного оглашения, то это должно иметь веские основания. Он сам должен обладать достоинством приносить обеты Крещения за другого человека и при этом он должен своевременно восполнить это таинство крестившемуся. Если возраст крещаемого мал, то крестный должен свидетельствовать о вере его родителям, чтобы они соответственно воспитывали ребенка, подростка[34].

Роль поручителя и его церковных качеств возрастает, когда к крещению готовится тяжелобольной, психически больной, умирающий человек[35]. А также при совершении оглашаемым или просвещаемым смертного греха, всякой чрезвычайной ситуации.

Итак, подведем общие итоги. Традиционно изначально роль поручителя сводилась к ответственному свидетельству за поручаемого, молитве-ходатайстве за него, совместным духовным усилиям. Он наблюдал за духовным возрастанием приведенного, его трудностями, поведением в обычной жизни и в храме, помогал проходить огласительный процесс. Важнейшим было его свидетельство об отсутствии ложных мотивов у приведенного, что все изменения, которые в его жизни происходят, связаны с результатом действия Божьего в ответ на призвание[36]. Важно участие поручителя в самом таинстве крещения и миропомазания: воспринятие крещенного от купели, трехкратное обхождение после миропомазания. Ежедневное участие во всех богослужениях Светлой Седмицы с неофитом, в чине снятия белых одежд. Качество церковной жизни поручителя должно быть на высоте, также его включенность в служения церкви. Содержание понятие «духовное родство» восприемника и воспринимаемого, возникшее в V в., совершенно не конкретно и сводится в основном к разного рода запретительным брачным постановлениям. Не отменяя этого, существенно важнее определенные ответственные вышеназванные действия поручителя по отношению к поручаемому, так как это касается конкретной христианской жизни неофита. Конечно, особые взаимоотношения доверия и ответственности восприемника и воспринятого могут и даже должны быть и продолжаются после крещения. К распространяющейся практике младенческих крещений, хоть и не слишком обоснованно, также переходит мысль о духовном родстве. Роль восприемника разворачивается теперь от таинства крещения до подлинного воцерковления уже крещенного. И снова важна воцерковленность самого поручителя, его наученность в вере, умение действовать в направлении воплощения обетов крещения в своей жизни и в жизни своего крестника, лучше всего иметь возможность входить с крестником в семью духовную[37]. Он должен необходимо направлять и родителей крестника. Сегодня поручитель может быть тем единственным человеком, который способен реально научить своего подопечного основам веры и воцерковить с учетом того, что родители часто либо не имеют на это достаточных сил или подчас являются людьми невоцерковленными. Часто доверительные отношения между родителями и детьми утрачены. Поручитель же может стать единственной реальной кандидатурой в катехизаторы для своего поручаемого, тем более, что институт катехизации также на сегодняшний день находится в упадке. Оба этих института, и поручительства и катехизации, нуждаются в возрождении, чтобы церковь могла реально на них опираться в воцерковлении своих чад. Здесь можно отметить возможности церкви по воспитанию и назначению ею поручителей для готовящихся к крещению в любом возрасте, что естественным и наиболее адекватным образом возможно осуществить в общино-братском контексте. 

 

Примечания

1 Афанасьев Н., прот. Вступление в Церковь. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanasev/vstuplenie-v-tserkov/ 

2 Учение двенадцати апостолов. Гл. 7. Крещение. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/didahe_rus/

3 Апостольские постановления. Кн. 8. Режим доступа: http://predanie.ru/bez-avtora/book/69474-apostolskie-postanovleniya/ 

4 Апостольское Предание Ипполита Римского. Гл. 15. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimskij/Apostolskoe_predanie/ 

5 «Каноны Ипполита» цит. по Джонсон М. Крещение и Миропомазание в египетской традиции III – IV вв. // Православное учение о церковных таинствах. Том I. Таинства в целом. Крещение и Миропомазание. Евхаристия: литургические аспекты. М., 2009, с. 250. 

6 Алмазов А. История чинопоследований Крещения и Миропомазания. С. 612. 

7 Там же. С. 615, 617. 

8 Ориген Против Цельса 3. 51. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_celsa/ 

9 Письма паломницы Эгерии [45] Режим доступа: http://krotov.info/acts/04/3/palomn.htm

10 Афанасьев Н., прот. Вступление в Церковь. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanasev/vstuplenie-v-tserkov/ 

11 Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. 2. 2. 2. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-tserkovnoj-ierarkhii/ 

12 Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. 2. 2. 7. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-tserkovnoj-ierarkhii/ 

13 Афанасьев Н., прот. Вступление в Церковь. Восприемники 1.1. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanasev/vstuplenie-v-tserkov/ 

14 Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. Поучение предогласительное, 13. М., Синодальная библиотека, 1991. С. 8 

15 Sohm R. Kirchenrecht. II. Band. Verlag von Duncker & Humblot. München und Leipzig, 1923. — 393 s.

16 Афанасьев Н., прот. Вступление в Церковь. Восприемники 1.1. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanasev/vstuplenie-v-tserkov/ 

17 Вениамин (Румовский), архиеп. Новая Скрижаль. С. 336. 

18 Зозуляк Я., прот. Катехизическая миссия Церкви. С. 49. 

19 Там же. С. 50. 

20 Алмазов А. История чинопоследований Крещения и Миропомазания. С. 621.

21 Там же. С. 51. 

22 Афанасьев Н., прот. Вступление в Церковь. Восприемники 1.2. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanasev/vstuplenie-v-tserkov/ 

23 Там же. 

24 Это утвердил Майнцкий собор 813 г. На Востоке уже в эпоху Юстиниана (пер. пол. VI в.) было то же. 

25 Хойнацкий А.Ф., прот. Практическое руководство для священнослужителей при совершении Святых Таинств. М., 1882. С. 22. Также требник митр. Петра Могилы о восприемниках.

26 Писания св. Отцев и учителей Церкви, относящияся к истолкованию православного богослужения/ Сочинения блаженнаго Симеона, архиепископа фессалоникийскаго. СПб.: 1856. С. 51. 

27 Шмеман А., свящ. Таинство крещения. Париж, 1951. С. 9. 

28 Шмеман А., свящ. Таинство крещения. Париж, 1951. С. 7.

29 Кочетков Г., свящ. Таинственное введение в православную катехетику. М.: Свято-Филаретовская высшая православно-христианская школа, 1998. Прим. 67. С. 237. 

30 Андреев Д. Крещение вашего ребенка. Все что нужно знать. М.: Эксмо, 2014. С. 11. 

31 «две беседы о смысле, значении и символизме чина Таинства Крещения, о необходимости самим взрослым жить полноценной церковной жизнью, воспитывать в вере детей и регулярно причащать их после Крещения … после проведения с родителями ребенка и восприемниками обязательных двух бесед им предлагают свободное посещение тематических бесед, посвященных осмыслению основ православной веры, ознакомлению с учением Церкви о семье, обсуждению принципов воспитания и воцерковления детей» (Усатов А., иер. Оглашение на современном этапе. Режим доступа https://pravobraz.ru/ierej-aleksandr-usatov-oglashenie-na-sovremennov-etape-2/).

32 Андреев Д. Крещение вашего ребенка. Все что нужно знать. С. 16. 

33 Усатов А., иер. Оглашение на современном этапе. Режим доступа: https://pravobraz.ru/ierej-aleksandr-usatov-oglashenie-na-sovremennov-etape-2/ 

34 Кочетков Г., свящ. Таинственное введение в православную катехетику. М.: Свято-Филаретовская высшая православно-христианская школа, 1998. С. 123. 

35 Там же. Прим. 67. С. 135.

36 Кочетков Г., свящ. Традиция святоотеческой катехизации. М.: Свято-Филаретовский институт, 2014. С. 160. 

37 О том, что подготовка к крещению означает не только интеллектуальное «понимание», но возможность входить в семью практикующих верующих христиан у Шмеман А., протопр. Водою и Духом. С. 19. Также свящ. Кочетков Г.

Список источников

1. Августин Аврелий, блж. Об обучении оглашаемых [Ксерокопия] / блж. Августин // Богословские труды. – № 15. – 55 с. 
2. Апостольские постановления. Режим доступа: http://predanie.ru/bez-avtora/book/69474-apostolskie-postanovleniya/ (дата обращения 7.12.17) 
3. Апостольское Предание Ипполита Римского. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimskij/Apostolskoe_predanie/ (дата обращения 7.12.17) 4. Большой Требник. СПб.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. – 306 с. 5. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-tserkovnoj-ierarkhii/ (дата обращения 7.12.17) 6. Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии. Рецензент – проф. Д.Е. Афиногенов, пер. с древнегреч. И.В. Пролыгина – Тверь: Герменевтика, 2006 г. – 252 с. 7. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М., Синодальная библиотека, 1991. – 374 с. 8. Писания св. Отцев и учителей Церкви, относящияся к истолкованию православного богослужения/ Сочинения блаженнаго Симеона, архиепископа фессалоникийскаго. СПб.: 1856. – 555 с. 
9. Письма паломницы Эгерии. Режим доступа: http://krotov.info/acts/04/3/palomn.htm (дата обращения 7.12.17) 
10. Ориген Против Цельса 3. 51. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_celsa/ (дата обращения 7.12.17) 
11. Учение двенадцати апостолов. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/didahe_rus/ (дата обращения 7.12.17)

Список литературы

1. Алмазов А.И., История чинопоследований Крещения и Миропомазания, Казань : Типография Императорского Университета, 1884. – 779 с. 
2. Андреев Д. Крещение вашего ребенка. Все что нужно знать. М.: Эксмо, 2014. – 160 с. 
3. Афанасьев Н., прот. Вступление в Церковь. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanasev/vstuplenie-v-tserkov/ (дата обращения 7.12.17) 
4. Вениамин (Румовский), архиеп. Новая скрижаль или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. – в 2 т. Т. 1. Репринтное 
воспроизведение издания: СПб., 1899 г. – М.: Русский духовный центр, 1992. – 255 с. 
5. Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви / Под ред. свящ. Г. Кочеткова – М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001. – 320 с. 
6. Джонсон М. Крещение и Миропомазание в египетской традиции III – IV вв. // Православное учение о церковных таинствах. Том I. Таинства в целом. Крещение и Миропомазание. Евхаристия: литургические аспекты. М., 2009, с. 234 – 256. 
7. Зозуляк Ян, прот. Катехизическая миссия Церкви. К.: «Пролог», 2008. – 158 с. 
8. Кочетков Г., свящ. Таинственное введение в православную катехетику. М.: Свято-Филаретовская высшая православно-христианская школа, 1998. – 244 с. 9. Кочетков Г., свящ. Традиция святоотеческой катехизации. М.: Свято-Филаретовский институт, 2014. – 176 с. 
10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Издание под редакцией проф. А.П. Лопухина. Т. 3. /Восприемники/ СПб., 1902 г. - 635 с. 11. Православная энциклопедия /Духовное родство/ Восприемники/ Т. 16. С. 418-421. - 716 с. 12. Традиция святоотеческой катехизации. Пути возрождения. Сборник подготовительных материалов к богословско-практической конференции. М.: Свято-Филаретовский Православно-христианский институт, 2010. – 60 с. 13. Традиция святоотеческой катехизации. Тема человека на основном этапе оглашения. Материалы Международной богословско-практической конференции. М.: Свято-Филаретовский Православно-христианский институт, 2015. – 448 с. 14. Усатов А., иер. Оглашение на современном этапе. Режим доступа: https://pravobraz.ru/ierej-aleksandr-usatov-oglashenie-na-sovremennov-etape-2/ (дата обращения 2.12.2017). 15. Фельми К. Введение в современное православное богословие. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014. – 352 с. 16. Хойнацкий А.Ф., прот. Практическое руководство для священнослужителей при совершении Святых Таинств. М., 1882. – 164 с. 17. Шмеман А., свящ. Таинство крещения. Париж, 1951. – 18 с. 18. Шмеман А., протопр. Водою и Духом : О таинстве крещения. М.: Гнозис-Паломник, 1993. – 198 с. 19. Эмирханов В. М. Феномен института восприемников в Православной Церкви // Молодой ученый. 2012. №1. Т.2. С. 47-50. 20. Sohm R. Kirchenrecht. II. Band. Verlag von Duncker & Humblot. München und Leipzig, 1923. - 393 s.

 

Источник: Сретенские чтения [Электронный ресурс] : материалы XXIV научно-богословской конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов (Москва, 24 февраля 2018 г.). — М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив