Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив
Катехео

Научно-методический центр
по миссии и катехизации

при Свято-Филаретовском православно-христианском институте

Действительность и действенность таинства крещения на примере отцов-катехетов IV века

Статья посвящена вопросу совершения таинства крещения на примере отцов-катехетов IV века. Рассматриваются условия и критерии действительности и действенности, при этом действенность оказывается одним из условий действительности таинства. Само совершение таинства крещения представляется единым, для признания которого необходима и действительность, и действенность, что в дальнейшей церковной истории оказалось разделенным.
21 ноября 2018

Вопрос совершения таинства крещения, т.е. когда можно считать, что таинство произошло и человек крещен, а когда нет является одним из наиболее важных для определения церковных границ и принадлежности человека к церкви. Можно ли считать человека крещеным, если крещение было совершено без веры, без покаяния, насильно или осталось бесплодным и жизнь человека после крещения не изменилась? Для ответа постараемся определить условия совершения таинства крещения и критерии для определения его действительности и действенности.

Действительность таинства крещения рассматривается как благодатность совершения таинства, т.е. что таинство совершилось, дар был дан человеку в таинстве (восточный подход)и как каноничность, законность (легальность) таинства, правильность совершения, что обеспечивает его благодатность (западный подход) [Готц].

Называются различные условия для совершения таинства и критерия действительности. Так, например, определяется, что «молитва к Богу, призвание небесной благодати, вода, вера нужны к совершению таинства возрождения» [Григорий Нисский, 33].

Для совершения таинства необходима вера в Отца и Сына и Св. Духа, в крест Христов и необходимо водное крещение. «Без Духа вода не очищает. Поэтому ты и прочел, что три свидетеля в крещении суть едино: вода, кровь и Дух (1 Ин 5:8). Ибо если ты отнимешь одно из них, то не будет таинства крещения. Чем же еще является вода без Креста Христова, если не обычным веществом, бесполезным для таинства? С другой стороны, тайна возрождения не совершается без воды, ибо если кто не будет рожден от воды и Духа, не может войти в Царство Божие (см. Ин 3:5). И катехумен также верует в Крест Господа Иисуса, которым он сам знаменуется, однако если он не будет крещен во Имя Отца и Сына и Святого Духа, то не может ни получить прощения грехов, ни воспринять духовный дар благодати». [Амвросий Медиоланский, О тайнах, Гл.20].Здесь получение прощения грехов и восприятие дара благодати рассматривается как единый процесс совершения таинства крещения с одинаковыми условиями к совершению (вера, действие Духа и водное крещение), но восприятие по смыслу ближе к выражению действенности таинства.

Также говорится о действенном покаянии, добровольности (произволении) крещения, искренности и нелицемерии веры и даже о плодотворности, т.е. изменении жизни, действенности крещения как условии признать таинство действительным. 

Условия совершения таинства.

— церковность священнослужителей, само присутствие законного священства и правильности совершения таинства является основанием говорить о благодатности таинства, обеспечивает его законность, легальность таинства (западная терминология).

«Смотри не на личные достоинства, но на священническое служение… я верую в присутствие Господа Иисуса по молитвам священников, ибо Он Сам сказал: Где будут двое или трое, там и Я есмь (Мф 18:20)[4]. Тем более то, что есть Церковь, где тайны, Он удостаивает Своим присутствием» [Амвросий Медиоланский, О тайнах, Гл.27].

«Итак, если Святой Дух, сойдя на Деву, произвел зачатие и исполнил служение, необходимое для рождения, то вне всякого сомнения Дух, сходя в купель или на крещаемых, действительно производит возрождение» [Амвросий Медиоланский, О тайнах, Гл.59].

Нецерковность священнослужителей является основанием говорить о недействительности крещения. «Только еретики в другой раз крестятся, потому что первое их крещение не было крещением» [Кирилл Иерусалимский, Поуч. Предогл., Гл. 7]. «У некоторых есть ―ложная вода (ср. Иер 15:18). Омовение у неверных ни исцеляет, ни очищает, но оскверняет» [Амвросий Медиоланский, О тайнах, Гл.23].

В качестве исключения признавалась возможность крещения верующими мирянами, а не священнослужителями. 

— нелицемерная вера крестившегося 

Правильная вера, нелицемерная является условием совершения таинства крещения. Вера в другого бога делает крещение не бывшим.

«Ибо по расположению сердца у приступающего к домостроительству и совершаемое имеет силу, так что исповедующий Святую Троицу несозданной вступает в непревратную и неизменяемую жизнь, а кто по ложному понятию видит в Троице естество созданное и после этого крестится в Нее, тот снова рождается в превратную и изменяемую жизнь, ибо рождаемое по необходимости однородно с естеством рождающих… Поэтому если человек обратится не к Естеству несозданному, но к сродственной и, так же как сам он, служебной твари, то рождение его дольнее, а не свыше. Евангелие же говорит, что рождение спасаемых свыше (Ин 3, 3)» [Григорий Нисский, Гл. 39].

«Но нет ли кого-нибудь в вас лицемера, человекоугодника, только представляющего вид благочестия, а не от сердца верующего, лицемерящего с Симоном-волхвом, пришедшего не для того, чтобы получить благодать, но чтобы испытать то, что даруется? …Неумолим Судья – оставь лицемерие [Кирилл Иерусалимский, Огл. Поуч.3, Гл.4]. 

«Ведь у христианина главное — вера. Потому и в Риме верными называют тех, кто крещен, как и отец наш Авраам был оправдан по вере, а не по делам (ср. Рим 4:1–22). Вы уверовали, а потому приняли крещение. В самом деле, непозволительно, чтобы я судил иначе, ведь ты не был бы призван к благодати, если бы Христос не счел тебя достойным Своей благодати» [Амвросий Медиоланский, Кн.1, Гл.1]. 

покаяние является также необходимым условием для принятия крещения. Покаяние подразумевает изменение жизни, оставление прежних грехов и принесение добрых плодов, что выражается, например, в милосердии к нуждающимся. 

«Если же ты останешься в злом произволении своем, то и проповедующий тебе не виноват будет, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя примет, но Дух не примет. Кто видит на себе рану, тот да приложит пластырь; кто пал, да восстанет» [Кирилл Иерусалимский, Поуч. Предог., Гл. 4]. Т.е. без покаяния недействительно крещение, таинство не совершится.

«Что же нужно делать, и каковы плоды покаяния? У кого две одежды, тот дай неимущему (Лк 3:11). Тот, кто учил этому, стоит того, чтобы ему верить. Поскольку сам он первый и исполнял то, чему учил. Он говорил без зазрения, ибо совесть не упрекала его и не связывала языка. И у кого есть пища, делай то же (Лк 3:11). Ты желаешь получить благодать Духа Святого, а чувственной пищи не удостаиваешь бедных? Ты ищешь великого, а малого не уделяешь? Хотя бы ты был мытарь, хотя бы любодей, надейся спастись. Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие (Мф 21:31)…Грех неведения прощается, а зло закоренелое осуждается» [Кирилл Иерусалимский, Огл. Поуч.3, Гл.5]. 

добровольность в принятии крещения, собственное произволение и вера, добровольность покаяния. 

«Прочие рождаемые происходят на свет от похоти рождающих; рождаемый же духовно зависит от свободы рождаемого» [Григорий Нисский, Гл. 39].

«Итак, получающим духовную эту и спасительную печать нужно иметь и свое произволение. Ибо как для пера или меча потребен действующий, так и для благодати потребны верующие» [Кирилл Иерусалимский, Огл. Поуч.1, Гл. 3]. 

«Итак, уготовь сосуд душевный, чтобы сделаться тебе сыном Божиим, наследником Богу, сонаследником Христу, если только действительно приготавливаешь себя к принятию этого дара, если с верой желаешь стать верным, если добровольно слагаешь с себя ветхого человека» [Кирилл Иерусалимский, Огл. Поуч.3, Гл.11]. 

Действенность таинства крещения

Под действенностью таинства подразумевается его плодотворность, изменение жизни человека, усвоение даров таинства. Если сохраняются прежние грехи и нет новых добрых качеств новой жизни во Христе, то таинство считается недейственным.

«Если же баня послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот — напротив того, жизнь по тайнодействию сходна с жизнью до тайнодействия, то, хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таких вода остается водой, потому что в рождаемом нимало не оказывается дара Святого Духа, когда не только гнусная раздражительность, страсть любостяжательности, распутные и непристойные мысли, надменность, зависть, гордыня служат поруганием Божия образа, но у него и прибытки неправды остаются, и прелюбодеянием приобретенная жена даже после этого продолжает служить его сладострастию. Если это и подобное этому одинаково бывает и прежде, и после крещения в жизни крестившегося, то нельзя определить, что в нем изменено, видя его тем же, чем был он прежде… Поэтому если принял ты Бога, сделался чадом Божиим, покажи произволением, что и в тебе Бог, покажи в себе Родившего. По каким признакам познаем Бога, теми же признаками и сделавшемуся сыном Божиим надлежит доказать близость свою с Богом. Он отверзает руку и исполняет всякое животно благоволения (Пс 144, 16), оставляет беззакония (Мих 7, 18), раскаивается о зле (Ин 3, 10), благ Господь всяческим (Пс 144, 9), и не гнев наводяй на всяк день (Пс 7, 12), прав Господь Бог и несть неправды в Нем (Пс 91, 16) и все подобное этому, что узнаем о Боге из различных мест Писания. Если ты таков, то действительно сделался чадом Божиим. А если остаешься с прежними признаками порока, то напрасно разглашаешь о своем рождении свыше. Пророчество скажет тебе, что ты сын человеческий, а не сын Вышнего, любишь суету, ищешь лжи (Пс 4, 3). Не знаешь разве, что человек не иначе делается сыном Божиим, как только когда делается святым?» [Григорий Нисский, Гл. 40].

«Нет нам никакой пользы носить наименование христиан, если не сопутствуют этому дела христианские» [Кирилл Иерусалимский, Огл. Поуч.7, Гл.14]. 

Недейственность понимается и как потеря дара, отпадение и согрешение после крещения «великий венец готовится вам, братья; не променяйте важного достоинства на маловажные удовольствия, выслушайте слова апостола: чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства (Евр 12: 16). Ты уже вписан в ангельских книгах за решимость хранить целомудрие; смотри, чтобы опять не быть изглаженным за дела блудные» [Кирилл Иерусалимский, Огл. Поуч.4, Гл.24]. 

Можно сказать, что действительность таинства – это свидетельство о нем по духу, а действенность – по плодам. В какой момент происходит совершение таинства: когда дается духовный дар или когда приносится плод? Не всегда можно четко разделить действительность и действенность. Если дар был дан, но он не усвоен и не принят и оказался потерян или отвергнут, то можно ли говорить о присутствии дара, о совершении таинства?

Многочисленны ссылки на недостоинство крещения Симона волхва. «Приступил было некогда к купели и Симон-волхв; крестился, но не просветился; тело омыл водой, но сердца не просветил Духом; тело входило в купель и вышло из нее, а душа не спогреблась Христу и не совосстала с Ним» [Кирилл Иерусалимский, Гл. 2]. Это очень сильные слова, может быть даже слишком. Получается, что в таком случае, крещение не совершилось и оно не действительно, а не только не действенно. При этом о самом крещении Симона волхва говорится так: «уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа» (Деян 8,13). Грех же его состоял в том, что он помыслил за деньги приобрести дар Божий, в ответ на что ап. Петр обличает его в исполненности желчью и узами неправды и призывает покаяться в этом грехе и молиться Богу об отпущении этого помысла (Деян 8, 22–23). Получается, что само крещение было действительно, а может быть и в какой-то степени действенно (он оставил волхвование, имел доверие апостолам), однако это не удержало от греха, в результате как исправление ему предлагается «второе» покаяние после крещения, а не перекрещивание.

Итак, мы видим понимание действенности, плодотворности крещения как условия его действительности, что означало бы необходимость перекрещивания в случае бесплодности крещения или отпадения, однако, на практике обычно это не применялось (кроме, например, раскольников новациан, монтанистов, кафаров), не требовалось перекрещивания в случае бесплодности крещения или отпадения после крещения, а требовалось «второе» покаяние как восполнение крещения. 

В случаях недейственного крещения предлагается восполнение, очищение «огнем» (вероятно мученичество или жизненные страдания). «Но в ком огрубели страсти и не произведено никакого очищения скверны ни таинственной водой, ни призыванием Божественной силы, ни исправлением посредством покаяния, тем по всей необходимости должно быть в соответствующем этому состоянии. А поддельному золоту прилично горнило, чтобы по истреблении примеси к ним порока впоследствии долгие века естество их сохранялось чистым пред Богом. Поэтому, так как в огне и в воде есть некая очистительная сила, то таинственной водой омытые от скверны зла не имеют нужды в ином роде очищений, а не освященные этим очищением по необходимости очищаются огнем» [Григорий Нисский, Гл. 35].

Особняком упоминается крещение кровью, мученичество, которое является заменой или восполнением водного крещения. «Кто не принимает крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом и будучи пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, чтобы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? (Мк 10:38)» [Кирилл Иерусалимский, Огл. Поуч.3, Гл.7]. 

Итак, мы видим, что совершение таинства крещения определялось условиями действенности и проверялась прежде всего плодами таинства, его действенностью.

Крещение без веры и покаяния считалось достаточным основанием в признании недействительности крещения. Правильно совершенное, но бесплодное, недейственное таинство представлялось недействительными составляло большую проблему для церковной жизни, в огласительных поучениях решение проблемы недейственности почти не рассматривается, разрешение ее предполагает восполнение таинства крещения. 

Литература 

1. Григорий Нисский = Свт. Григорий Нисский. Большое огласительное слово. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/bolshoe-oglasitelnoe-slovo/ (дата обращения: 22.01.2017).

2. Кирилл Иерусалимский = Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. Режим доступа: http://kateheo.ru/library/fathers-texts/kirill-ierusalimskii-svt-pouchenija-oglasitelnye-i-ta#node-5771fea6c6346 (дата обращения: 22.01.2017). 

3. Амвросий Медиоланский = Свт. Амвросий Медиоланский. Огласительные поучения. Режим доступа: http://kateheo.ru/library/fathers-texts/amvrosii-miediolanskii-svt-oghlasitiel-nyie-pouchieniia (дата обращения: 22.01.2017). 

4. Готц = Готц Р. Таинства в истории отношений между Востоком и Западом. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014. 512 с.

Павел Сергеевич Степанов 

Москва, Свято-Филаретовский институт

Доклад на XXIII ежегодной международной научной богословской конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Сретенские чтения» (25 февраля 2017)

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

Миссиология

Материалы по миссиологии и истории миссии, святоотеческие тексты и рецензии

Катехетика

Материалы по катехетике и истории огласительной практики, тексты святых отцов-катехетов

МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив