Оглашение специфических катехуменов

Третья часть круглого стола  "Вопросы оглашения особенных катехуменов в церковно-приходских условиях" посвящена оглашению специфических катехуменов: людей с нехристианским духовным опытом (мусульман, иудеев, а также имеющих языческий и оккультный опыт), партийно-государственных деятелей (в том числе бывших), бизнесменов 

1. Сроки оглашения


Рекомендации из опыта катехизаторов

— Для катехуменов этого типа необходима длительная катехизация, не менее 1,5–2 лет с учетом предоглашения.

— Сроки катехизации могут меняться за счет увеличения первого и третьего этапов. Второй этап — основной, и его продлевать невозможно.

— Вопрос длительности оглашения в каждом конкретном случае надо решать персонально.

Свящ. Георгий Кочетков. Есть норма и, соответственно, нормальное оглашение, и есть факторы, которые его удлиняют или укорачивают. Вообще вопрос, как церковь реагировала на всякого рода внешние воздействия, не вполне церковные по своему происхождению, сам по себе важен и имеет серьезную историю. Например, в церковных канонах говорится, что взрослых людей надо катехизировать 3 года, но в этих же канонах сказано, что если приходят языческие жрецы, то им надо оглашаться 5 лет, т. е. почти в два раза больше. Это вполне можно спроецировать и на наше время.

Как известно, второй этап — основной этап оглашения. Он стабилен, внутренне последователен и совершенно незаменим, потому что целиком базируется на основах Писания и Предания. Сокращать его крайне нежелательно уже хотя бы потому, что он зиждется именно на самых глубинных основах Писания и Предания. А вот первый и третий этап гораздо более «мобильные». Первый этап можно расширять бесконечно, его можно вести годами и даже десятилетиями. Третий этап тоже можно расширять так, что он покроет всю программу семинарии и академии — и все это может быть катехизацией. В большинстве случаев такое не требуется, но в принципе это возможно. Конечно, вопрос не в механической длительности, но тут приходится решать персонально и по совести. Для нашей страны, может быть, вопрос возвращения к жизни по совести — это самый главный вопрос, важнее всяких  прелюбодеяний, гомосексуализма или бесконечного воровства. Покаяние должно быть в первую очередь в том, что допускались предательство и клевета, т. е. действительно античеловеческая жизнь.


2. Особенности оглашения специфических катехуменов и обусловленные ими задачи катехизатора


Участниками круглого стола было отмечено следующее

• Специфические особенности партийно-государственных деятелей:

— Ожидают и даже требуют для себя исключений.

— Имеют привычку к тотальной лжи, лицемерие возведено в принцип жизни.

— Могут быть приравнены к языческим жрецам, так как имеют большую внутреннюю поврежденность (духовный разврат).

— Самые главные грехи — не житейские. В российском контексте — покаяние должно быть связано с осознанием личной ответственности за историю страны в XX веке; желательно, чтобы оно в той или иной мере было публичным (открытым). Личный опыт катехизаторов говорит о том, что таким оглашаемым важно помочь обрести отношения в группе, избавиться от чувства своей исключительности, самопревозношения.

• Специфические особенности бизнесменов, банкиров и др. «сильных мира сего»:

— Ожидают и даже требуют для себя исключений.

— Ведут образ жизни, который часто не сочетается с христианством и катехизацией.

— Диктуют свою волю священнику и катехизатору.

— Кичатся своим положением и успешностью.

— Самые главные грехи — не житейские.

• Особенности катехизации бизнесменов, банкиров и др. «сильных мира сего»:

— Таким людям важно помочь обрести отношения в группе, избавиться от самопревозношения.

— Существует большой риск впасть от них в материальную зависимость, что недопустимо. Один из выходов в приходской ситуации — вести оглашение не священнику, а мирянину.

— Покаяние связано с осознанием ответственности за свои преступления, осознанием греховности средств, которыми достигались цели. Важно усилие максимально «очистить» бизнес от прямых грехов и компромиссов; возместить причиненный другим ущерб, вернуть долги и т. п.

• Специфические особенности последователей нехристианских религий (иудеи, мусульмане):

— У большинства мусульман двоеверие заложено в культуре (человек может креститься, например, для здоровья, не меняя своей веры).

— Евреям (не только иудеям) и людям из мусульманской среды трудно стать христианами, потому что это воспринимается как предательство своего народа, своей традиции.

— Евреям также характерно ощущение своей избранности, уникальности (богоизбранный народ).

• Специфические особенности неоязычников, оккультистов:

— Скрытны, их учения носят тайный характер.

— Склонны стоять на своем, упорствовать в своих убеждениях, причем, чаще всего, в неявной, скрытой форме.

— Выдают свои духовные практики за нейтральные лечебно-профилактические процедуры.

— Имеют большую внутреннюю поврежденность (духовный разврат).

• Особенности катехизации неоязычников, оккультистов:

— Важно учитывать различия и внешние сходства этих практик и христианства не только на уровне теории, но смотреть, что за этим у человека стоит на практике. Такой оглашаемый может вкладывать в христианство свой смысл, что позволяет ему считать себя христианином без отказа от своего вероучения и практики (во многих НРД нехристианский опыт принято выражать традиционными христианскими понятиями).

— Главный критерий перевода на второй этап — сможет ли человек отказаться от своей практики или будет оправдывать ее и защищать. Если оглашаемый в этом упорствует, то первый этап для него продлевается.

• Особенности катехизации традиционных язычников:

— Живут в традиции сложившегося двоеверия, когда хождение в храм Божий и крещение могут сочетаться с исполнением языческих обрядов.

— В каких-то случаях сталкиваются с невозможностью идти против традиций своего народа, своего клана. Возможное решение — через попытку переосмысления языческих обрядов в христианском ключе.

Игум. Агафангел (Белых). Сегодня в Москве встретить хорошего, правильного, настоящего язычника сложно, скорее это будет неоязычник или кто-то подобный, а в Якутии именно таких, традиционных язычников, большое количество. Там уже довольно давно существует традиция двоеверия, причем свт. Иннокентий (Вениаминов) прямо писал, что на первом-втором этапе христианизации двоеверие как раз может быть одним из путей влияния христианства на культуру. На сегодня в Якутии «кормление огня» совершенно нормально может соединяться с хождением в храм Божий и даже крещением и всем остальным. Хочу посоветоваться вот о какой ситуации. Мы, допустим, приезжаем в поселок, где 500–600 жителей, там есть несколько человек, готовых креститься: прочли Писание, раскаялись, обрели православную веру во Христа. Они принимают крещение, мы крестим их и уезжаем. Остается небольшая группа, человек 10–15, которые собираются по воскресеньям, молятся. Но вот наступает сезон охоты. На охоту все идут большой группой. Перед охотой всегда совершается обряд «кормления огня». От участия в нем невозможно уклониться, потому что случись что не так, скажут: «Ты виноват, потому что ты этого не сделал». Мы на свой страх и риск тогда людям советуем: «Ты же знаешь “Отче наш” на якутском языке. Если ты ходишь в храм и ставишь свечку как символ своей молитвы, ты можешь возжечь и этот огонь как символ твоей молитвы Богу единому. Прочитай “Отче наш”, прочитай “Царю небесный” и зажигай этот огонь. Чем, собственно говоря, огонь из щепочек отличается от свечки? Ничем. Ты же не кланяешься огню, ты его возжигаешь как символ молитвы к Богу». У меня вопрос, насколько такой подход возможен?

Свящ. Георгий Кочетков. Это идеальный выход из положения, потому что Вы просто предлагаете человеку перед началом доброго дела, в данном случае охоты, помолиться с возжиганием лучины. Никакого язычества тут нет, как нет на самом деле и двоеверия. Двоеверие рождается тогда, когда у человека возникает страх, что если он этого не сделает, то боги, те самые, к которым обращаются его соплеменники, его не помилуют и чего-то ему не дадут. Но важно, чтобы он знал, что они чуждые. Это не просто какие-то другие духи — земли и т. д., а именно чуждые духи. Вот это важно. Потому что есть духи природы, которые не чужды Богу, а есть духи природы, которые Богу чужды. Мне кажется, это и надо как-то вносить им в сознание, потому что идол — это не просто дух природы, это чуждый дух. Так же как бывает и чуждый огонь, что мы хорошо помним из Писания.


Традиция святоотеческой катехизации : Длительная катехизация сегодня : Материалы Международной научно-практической конференции (Москва - Московская область, 11-13 мая 2015 г.). М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2016. - с. 104-109.

comments powered by Disqus