Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Особенности духовно-воспитательной работы с оглашаемыми, имеющими аномалии душевно-физического состояния

Доклад* на XXI Международных образовательных Рождественских чтениях декана богословского факультета Свято-Филаретовского православно-христианского института З.М. Дашевской
06 мая 2013 16 мин.

Скачать в формате  DOC  EPUB  FB2  PDF

Данное сообщение посвящено практическому опыту духовно-просветительской работы с людьми, имеющими особенности (аномалии) душевно-физического состояния. Опыт, о котором пойдет речь, распространяется на весь процесс оглашения таких людей. Церковный опыт, учитывающий при проведении оглашения эту специфику, к сожалению, существует достаточно разрозненно, поэтому есть насущная необходимость в его собирании и осмыслении. Древняя церковная практика не выделяет катехуменов в определенные группы и не дифференцирет их по особенностям душевно-физического состояния. Современный опыт катехизации, собранный в Преображенском содружестве православных братств в течение последних десятилетий, показывает, что для успешного проведения оглашения таких людей совершенно необходимо учитывать специфическую ограниченность их душевных и телесных сил и возможностей, от чего будут зависеть как сроки, так и особенности проведения оглашения. Одним из основных пособий можно назвать магистерскую диссертацию проф.-свящ. Георгия Кочеткова «Тáинственное введение в православную катехетику», которая охватывает пастырско-богословскую проблематику подготовки к крещению и миропомазанию и учитывает специфические характеристики душевно-физического состояния отдельных групп оглашаемых.

Оглашение тяжелобольных и умирающих людей

Условия оглашения таких людей диктует сама жизнь, при этом нужно всегда помнить, что оглашать нужно человека верующего. Тяжелая болезнь перед лицом смерти может быть для человека толчком, побуждающим к обретению живой веры в Бога Живого и Истинного и Спасителя – его лично и всего мира – Иисуса Христа. Перед началом оглашения необходимо свидетельство о сделанном свободном выборе, который может быть выражен в ответе на вопрос, считает ли такой человек себя верующим в Единого Бога и Христа Его. Такого человека нужно оглашать; если группы нет, можно оглашать индивидуально. Часто под воцерковлением больных и умирающих понимается непосредственная подготовка к таинствам без научения, однако этого недостаточно. Подготовка к крещению (воцерковлению) может быть завершена, когда у катехумена есть осознанная вера в Единого Бога и во Христа и покаяние, осознание своей греховности и желание от нее избавиться. Канонические ограничения древней церкви не потеряли своей актуальности и сегодня: нельзя крестить (или воцерковлять) не только неверующего, но и одержимого, находящегося в бессознательном состоянии, или человека, не имеющего человеческого облика.

Оглашение тяжелобольного или умирающего человека проводится индивидуально. Катехизатору необходимо обрести с таким человеком доверительные, личные отношения, родство во Христе, признать безусловный приоритет свободы человека, вплоть до риска отказа от веры. Необходимо учитывать психофизическое и эмоциональное состояние таких людей. Катехизатор должен быть достаточно милосердным, внимательным и чутким к перемене состояния; он должен делать больший акцент на светлой цели, чтобы оглашение не было «проводами на тот свет», но чтобы оглашаемому действительно была возвещена благая, радостная весть, а значит – надежда. Задача катехизатора в том, чтобы больной не замкнулся в своем отчаянии и одиночестве. [Митрополит Сурожский Антоний на вопрос прот. Сергия Гаккеля отвечает: «Я думаю, что не надо священнику накидываться на больного хищным зверем и думать: «Вот, я теперь за него возьмусь и то и другое сделаю», а надо, чтобы сначала установились нормальные человеческие отношения между священником и больным»]. Следует обратить внимание на то, что часто появление священника вызывает у тяжелобольного или умирающего человека страх: если пришел священник, значит, скоро конец. И задача катехизатора или крестного, в первую очередь, – позаботиться о том, чтобы этого страха не было.

Особое место в этот период занимает чтение Св. писания, прежде всего Евангелия на родном для человека языке. Если тяжелобольной или умирающий в состоянии что-то услышать, воспринять и выражает своё согласие, то надо читать самое главное, когда время дорого. Владыка Антоний упоминает Евангелие от Иоанна – от воскрешения Лазаря до конца. Как показывает опыт, когда даже по-человечески общение уже затруднено или невозможно, Господь найдет путь к Своему образу в человеке через Свое слово. В личном опыте это было чтение Нагорной проповеди человеку, сознание которого мерцало. После чтения на следующий день женщина пришла в себя. Молитва, словесная или в молчании, также занимает существенное место. Такая молитва начинается с принятия человека «в себя, не защищаясь против его страхов, боли и непонимания». Слова молитвы должны обязательно «что-то открывать для этого человека». Опыт такой молитвы имеют студенты нашего института, многолетние волонтеры ГКБ №20 и 1-го московского хосписа. Срок всей катехизации для тяжелобольных, а тем более умирающих, сокращается до минимального. В случае оглашения (воцерковления) или подготовки к крещению умирающего нужно быть готовым к тому, что это окажется всего одна-две беседы. И здесь необходимо строго соблюсти тот минимум, без которого таинство Крещения не будет полноценным: человек должен реально покаяться (хотя на внешнее проявление этого у него может и не быть сил) и исповедать Иисуса Христа Сыном Божиим, исповедать свою веру.

Если речь идет об оглашении физически немощных людей, например, больных, имеющих онкологические заболевания с угрозой смерти, то период оглашения для них может быть сильно сокращен, но минимальные требования к ним все равно остаются. За время оглашения Евангелие – хотя бы одно из трех синоптических – обязательно нужно прочитать. Индивидуальное оглашение онкологической больной, которое было подготовкой к исповеди, катехизатор провел за 2-3 недели: оглашение состояло из двух встреч о смертных грехах и двух встреч о грехопадении и спасении; в оглашение входили также ежедневная личная молитва, участие в храмовом богослужении, чтение Евангелия. Содержанием огласительных бесед были темы о страхе Божьем, святыне, заповедях Декалога, смертных грехах. Ветхий завет в этот период рекомендуется читать по-минимуму (можно ограничиться чтением 20-й главы книги Исход). Катехизатору нужно чутко следить за тем, как человек духовно реагирует на то, что читает (или ему читают), даже если он не говорит об этом. Центральной темой является тема о появлении зла и греха в мире, которая заключена в первых главах книги Бытия в рассказе о грехопадении. Следует помнить, что главным духовным вектором является покаяние. Такой человек должен свободно принять Христа, участвовать в таинствах осознанно. При проведении индивидуального оглашения для женщины с онкологическим заболеванием период таинствоводства был сокращен, центром его была, естественно, литургия и причащение, которые переживались ею как праздник; после литургии женщина участвовала в братской агапической трапезе – церковное общение продолжилось. Учительную часть мистагогии оглашаемая осваивала, читая книги. Содержательный тематический объем научения таких катехуменов зависит от того, что можно успеть в том физическом состоянии, в котором человек находится – до тех пор, пока человек жив. У сестры с тяжелым онкологическим диагнозом до начала оглашения не было никакого опыта молитвы; этот опыт ей пришлось обретать, когда её жизнь в связи с болезнью резко изменилась: ей нужно было научиться просить о главном, при этом слова «не находились». Катехизатор вместе с ней читала псалмы, обсуждала их, тем самым помогая оглашаемой найти слова для молитвы.

Особенности воцерковления людей пожилого возраста

При проведении оглашения в группе поведение таких людей не должно быть разрушительным для других, что должен определить катехизатор. Если набирается группа, то оглашение будет кратким, поскольку пожилым людям затруднительно в полноте усвоить весь огласительный объем.

Пожилым людям трудно представить себе, как можно во время оглашения каждые выходные ходить в храм; это как бы не вписывается в их опыт, немощи, привычки. Люди в пожилом возрасте не мобильны не только духовно, но и эмоционально. Людям пожилым трудно проходить длительное оглашение, в то же время они не могут меняться быстро, однако не следует всегда опираться на физическое самоощущение таких оглашаемых – это касается поста, еженедельного участия в храмовой молитве. Пожилому человеку трудно перестроиться, поскольку он не вырос и не жил в вере. Если катехизатор действительно сострадает ему, понимает, насколько такому человеку трудно, имеет веру в возможность Богу действовать в этом человеке, то невозможное человеку становится возможным Богу. И этому есть подтверждение в опыте – так, после краткого оглашения (два с половиной месяца) пожилой человек смог воспринять церковную норму и новые для себя ритмы церковной жизни.

Особенности воцерковления психически нездоровых людей

Духовно-просветительская работа и оглашение психически больных людей также имеют свои особенности, не только пастырские, но и «методологические». Доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии Российского государственного медицинского университета к.м.н. Б.А. Воскресенский, отмечает следующие категории соотношения веры и болезни:

• вера и болезнь могут существовать в человеке «параллельно»; психическое заболевание не затрагивает духовную природу человека, и тогда возможно движение восхождения, «выведения» психических, душевных переживаний в духовную сферу жизни; в этом случае оглашение возможно и очень желательно;

• вера и болезнь могут «наслаиваться» друг на друга; в этом случае активная деятельность должна быть несколько отложена на более благоприятное время, когда окончится острота приступов душевного заболевания, т.к. переживания могут стать его катализатором;

• душевная болезнь может протекать в форме религиозных переживаний; в этом случае все формы духовно-просветительской работы следует отложить, т.к нельзя допустить, чтобы т.н. «религиозные переживания» «подогревали» течение болезни.

Катехизатор должен трезво сознавать, что установленной и общепризнанной человеческой «психической нормы» не существует, но единственной нормой в полноте для христианина является Сам Христос. Вот как говорит об этой проблеме владыка Сурожский Антоний (Блум) в выступлении «Тело и материя в духовной жизни»: «Настоящих критериев нормальности нет, наиболее достоверный — это приспособленность, но приспособленность — понятие очень сложное, потому что можно приспособленность видеть в том, что ты — такой точно, как все, но можно видеть ее и в обратном, то есть в том, что у тебя достаточно личного, объективного суждения, чтобы противостоять всем — но с какой-то закономерностью. […] Например, на основании такого определения можно сказать, что целый ряд великих людей и святых были ненормальны; в конечном же итоге они-то и были нормальны, а мы — нет». Мир сей часто «отыгрывается» на таких людях, и нам не все равно, что мы как христиане делаем для них; часто такие люди попадают в ситуации насилия, даже рабства, поэтому при проведении оглашения к ним следует быть особенно бережными. Несмотря на все сложности, лучше всего проводить оглашение людей, имеющих аномалии душевно-физического состояния, а также людей пожилого возраста, в группе – если сами люди могут это понести. Таким образом, необходимо учитывать индивидуальные особенности катехуменов, и если есть возможность оглашать человека в малой группе из 5-6 человек, то лучше этим воспользоваться. Это – восполнение веры, восприятия других людей. Плоды оглашения в группе были очевидны из жизни людей. Внутри группы такие «особые» оглашаемые поначалу могут с трудом воспринимать друг друга, но результатом оглашения было их дружелюбное взаимное приятие. Если есть необходимость сокращать церковное научение, то традиционно сокращается, прежде всего, 1-й этап, который в святоотеческой традиции катехизации называется оглашением «слушающих», и 3-й этап (мистагогия). В сокращенный период оглашения «слушающих» оглашаемый должен обрести определенные качества духовной жизни: страх Божий, понимание святыни в своей жизни. Он должен узнать Закон Божий, который открывает Правду и обличает грех, заповеди Декалога и то, что по заповедям является смертными грехами; всё это оглашаемым необходимо усвоить. К вопросу о смертных грехах не следует подходить формально. Катехумен должен понять, что нельзя жить со смертными грехами, что смертные грехи разрушают жизнь человека – и его собственную, и жизнь людей вокруг него. Катехизатор должен разобраться, какие вопросы возникают у человека в связи с Евангелием. Например, катехумен может не понимать значение слова «каяться», но хорошо осознавать, что означает «красота», и переживать её искажение в своей жизни.

Длительность 2-го этапа – просвещения – в несокращенном варианте может быть от 6 до 8 недель. Данный этап может не сокращаться, но упрощаться. Например, сохраняются основные тематические беседы (о Боге и творении, заветах человека с Богом, грехопадении и истории спасения), а вспомогательные (о каноне Священного писания, богослужении, истории церкви и т.п.) опускаются. Разъясняется молитва Господня, евангельские блаженства, Символ веры. Усвоение знаний может быть затруднено, поэтому объем научения надо минимизировать, по возможности избегая трудных мест и сложных форм изложения. Если научение нужно сократить до одной-двух бесед, то катехумену важно сказать о грехопадении, причине зла и греха в мире, об исцелении от греха, спасении через веру во Христа и приобщении к Его жизни, и в связи с этим – о значении таинства Крещения. 

Когда душевное состояние людей расстроено, они бывают несамостоятельны, им сложно проходить оглашение как в одиночку, так и в большой группе, поэтому чем меньше группа, тем более возможен индивидуальный, личностный подход. Катехизатор должен определить, насколько такой оглашаемый переносит людей: ему сложно чувствовать себя в сообществе, сложно физически находиться среди людей – например, даже случайный взгляд для аутиста может быть им воспринят как камень, брошенный в его сторону, и вызвать беспокойство. При шизофрении, бредовых состояниях катехумены могут проявлять агрессивное отношение к людям. Катехумен с таким диагнозом будет оттягивать все внимание катехизатора и группы на себя, «солировать» – его вопросы могут показаться абсурдными, пугающими. Но следует помнить, что такие вопросы не всегда свидетельствуют в пользу веры или неверия, поскольку объясняются расстроенным душевным состоянием такого человека в данный конкретный момент. Так проявляется духовная и душевная раздвоенность и ее последствия. Катехизатор, который ведет оглашение таких людей, должен хорошо знать симптоматику заболеваний, при этом опираться на «светлые точки» в человеке. От катехизатора требуется милосердие, он должен полюбить этих людей, ощутить их ценность для себя лично. Оглашение никогда не может быть просто функциональным процессом, особенно в отношении таких людей; от катехизатора требуется особое милосердие, внимание и труд общения. Катехизатору и помощникам необходимо молиться об этих людях, увидеть то, что в этих людях красиво, чтобы помочь им, полюбить их. Внешне оглашаемые могут вести себя по-разному, но в процессе оглашения они принимают всем сердцем и ветхозаветную, и евангельскую этическую норму. Огласительный опыт показывает, что люди свидетельствует о вере своими поступками; тяжелые состояния, обострения постепенно проходят. В процессе оглашения люди смогли оставить тяжелые грехи (проблемы с исполнением 7-й и 8-й заповедей Декалога, исправить свою жизнь по заповедям Божьим.

У таких людей по-разному проявляется их «ущемленность». Люди с диагнозом шизофрении могут быть очень интеллектуально развитыми; например, один такой оглашаемый подходил к евангельским текстам исключительно критически. Евангелие духовно он читать не мог, воспринимал его только как текст и имел к нему «претензии», что вызывало сомнение, можно ли назвать верующим такого человека, но важно было увидеть, что эти проявления свидетельствовали скорее об устроении психики, которая в силу болезни мешает воспринимать дух и смысл Писания. Катехизатор лично беседовал с таким катехуменом, и удалось достичь понимания Евангелия как Слова Божия. В таких случаях мы имеем дело с раздвоенностью (с одной стороны – понимает, с другой – относится критически). Если оглашаемый – аутист, катехизатор может читать Писание вместе с ним. На встречах рекомендуется читать псалмы как пример молитвы. У аутиста умственные способности снижены, а духовные – развиты. Важно, чтобы такой оглашаемый был открыт к церковному общению. Люди с психиатрическими диагнозами могут осилить общие встречи два раза в неделю, кроме аутистов, которые не могут понести более 10 минут интенсивных рассуждений. Одна девушка-аутистка могла слушать катехизатора не больше 10 минут, потом вставала и выходила из комнаты, после небольшого перерыва возвращалась, но всегда живо реагировала, задавала свои вопросы, порой очень откровенные, и её вопросы напрямую были связаны с темой. После встречи она адекватно суммировала для себя итог: «Правильно ли я поняла…?» Тема была усвоена вследствие открытости и катехизатора, и катехумена; для всех было очевидно Божье свидетельство, что процесс совершается. 

Храмовое богослужение такие катехумены переносят по-разному. Эти люди очень чувствительны к любому проявлению небрежности, если их случайно заденут при скоплении народа; такой человек может плохо переносить любое напряжение, если даже попросить его в храме подвинуться, не то что толкнуть. На катехизаторе лежит обязанность: он должен в храме находиться рядом и помогать, всегда молиться о человеке в моменты обострений. При воцерковлении «особенных» катехуменов следует помнить, что они могут стать зависимыми от катехизатора, поэтому нужно заботиться о том, чтобы такого не случилось. Катехизатор должен помнить, что личные отношения с такими «особыми» оглашаемыми он выстраивает во Христе, не «непосредственно». Катехизатор должен очень чутко реагировать на все проявления человека, оценивая его возможности в отношении усвоения церковного научения. Вместимость у каждого своя, поэтому катехизатор должен быть готовым к «коррекции» в каждом случае.

Особенности духовно-просветительской работы с молодежью, подростками и детьми, имеющими тяжелые душевные заболевания

Всегда необходимо помнить, что речь идет именно о воцерковлении, а не о социализации таких людей. Воцерковление – не внешняя, а внутренняя, духовная характеристика; его плод – ответственность, хотя бы за собственную духовную жизнь. При оглашении таких катехуменов нужна специальная программа воцерковления, составленная персонально для каждого отдельного человека, потому что у каждого будут свои отдельные проблемы и свои возможности восприятия. В настоящее время в Преображенском братстве есть небольшая группа из 5 человек, где младшему мальчику – 7 лет, а старшей девушке – 29 лет, и для оглашения каждого разрабатывается особая программа. Занимается их оглашением катехизатор, который, помимо высшего богословского, имеет первое высшее специальное образование и большой профессиональный опыт работы с такими людьми. Кроме индивидуального оглашения у всей группы есть общая церковная жизнь (участие в таинствах, церковной молитве); в группу входят, помимо детей и молодежи, их родители и друзья из церковной молодежи, их 7-8 человек. При этом одна из девушек этой группы, которой 25 лет, прошла краткое оглашение в течение нескольких месяцев, для остальных церковная жизнь в группе – пока только начало воцерковления.

«— Не надо надеяться, что воцерковление особого ребенка или взрослого человека исцелит его физически и сделает таким, «как все», — говорит катехизатор группы «особенных» катехуменов Светлана Николаевна Сонина. – Но он, как человек, несущий в себе образ Божий, может раскрыться перед Богом и людьми, вырасти в полный рост, во всех проявлениях жизни обрести свое место и свою меру. Нужно искать формы: какую работу найти, как общаться с друзьями, как молиться. Это трудно. Это подвиг для нас, настоящая жертва любви ради другого человека, который принесет еще множество открытий. Если мы будем рассказывать об этом опыте, то все увидят, что чудо возможно».

Для таких людей важна церковная среда и общение (а не просто контакты), то есть взаимодействие, в котором есть личные связи, ответственная дружба, верность и постоянство. Воцерковление в данном случае будет иметь особые формы. Всё это – область поиска, но очевидно добрые плоды имеют общая молитва во время встреч. Участие в общем труде – молодым людям важно обрести какие-то формы личной церковной ответственности, не быть потребителями и отдавать – например, вырастить дома рассаду и посадить цветы, украсив ими то место, которое они хорошо знают и любят, и где хорошо знают и любят их (это реальный пример). Особую важность имеет общение с Богом и ближними и участие в таинствах; чтение Священного писания с особым вниманием к этической его составляющей также присутствует, особый акцент делается на соотнесении Писания, Евангелия с собственной жизнью – насколько они могут; характерно, что в опыте Преображенского братства катехизатор и помощники ушли от «разыгрывания» евангельских событий, поскольку плода в жизни наших оглашаемых с тяжелыми заболеваниями это не приносило, и пришли к представлению фрагментов из художественных произведений или притч. Совершенно особые плоды имеют краткие (не более 2-х дней) паломничества с такими людьми – не только для них самих, но для тех, кто их сопровождает и принимает, а также праздники – например, на Рождество Христово. Молодые люди с тяжелыми заболеваниями начинают молиться – как могут, выражают желание слушать Писание, становятся более открытыми к общению. Воцерковление таких «особенных» оглашаемых содействует более полному воцерковлению их родителей. Важно отметить, что эти «особые» оглашаемые не изымаются из жизни, у них есть церковное общение (в братстве, общине). Родители обретают более твердую веру в человека, сами становятся более открытыми к общению. В случае оглашения особенных катехуменов срок их воцерковления увеличивается, оглашаются они дольше; молиться о них как об оглашаемых стоит, пока не закончится процесс их воцерковления. Подготовку к участию в исповеди и в Евхаристии следует также специально продумывать. Материалы об этом можно найти на сайте Преображенского содружества малых братств.

Особенности подготовки катехизатора при проведении оглашения людей с аномалиями душевно-физического состояния

Катехизатор должен знать особенности проявления грехов и зависимостей у больных с тяжелыми диагнозами. Если аутист страдает алкогольной зависимостью, то он становится агрессивным. Нужно понимать, что самостоятельно освободиться от зависимостей люди не могут, поэтому им бывает необходима медицинская помощь: не следует думать, что катехизатор все может; болезнь надо лечить (отрицательный пример – неверный подход духовника при духовном окормлении Н.В. Гоголя, приведший к тяжелым последствиям в жизни и душевном здоровье писателя). Катехизатору необходимо отделить одержимость, т.е. духовную болезнь, от психопатологии. Большим подспорьем катехизатору является незаконченный труд проф. Д.Е. Мелехова «Психиатрия и проблемы духовной жизни»; православный ученый и психиатр строит свою систему на православном учении о трихотомическом составе человека – Д.Е. Мелехов показывает, что в своем душевно-эмоциональном и физическом выражении человек всегда детерминирован, оставаясь свободным в области духа.

При проведении катехизации людей с аномалиями душевно-физического состояния катехизатор должен советоваться с психиатром. Катехизатору такой группы желательно пройти учебный курс «Основы психиатрии для катехизаторов», чтобы знать, каковы проявления болезни и когда необходима медицинская помощь. Если у оглашаемого с аномалиями душевного состояния начинаются галлюцинации, то катехизатору необходимо точно и быстро реагировать на эти болезненные проявления; болезненные «откровения» ни в коем случае нельзя поддерживать. Катехизатору не следует бояться людей в эти периоды, поскольку тогда он не сможет им помочь. Катехизатор должен хорошо и четко понимать, когда то или иное поведение оглашаемого свидетельствует о тяжелом проявлении болезни или кризиса (галлюцинации, откровения во снах, видит святых). Случай, когда оглашаемый не знает, что он болен, – один из наиболее трудных. При проведении оглашения для таких катехуменов особенно важна подготовленность катехизатора. 

При проведении оглашения в случае людей с аномалиями душевно-физического состояния нет схем, все случаи очень разные, но норма оглашения при этом есть. Необходимо исходить из евангельской меры, эта мера для человека целительна: оглашаемый должен читать евангельское слово и рассуждать над ним, прилагая его к своей жизни, молиться каждый день. Удивительно, но такие люди сами ищут Красоту, Правду, Свет. Этому поиску тоже нужно доверять, а для усвоения церковного научения катехизатору необходимо найти язык, понятный человеку. Нужно увидеть, как эти люди воспринимают мир, что они ценят. Во всем должны проявляться трезвенность, различение, вера, молитва, любовь, надежда. 

Без церковного общения, обретения личностных связей в церкви, то есть без того, что традиционно в Русской церкви называлось братством и общиной (можно вспомнить очень разные братства и общины – и Крестовоздвиженское трудовое братство Н.Н. Неплюева, и братство Святителей Московских Ф.Д. и А.Д. Самариных, и братство епископа-катехизатора Макария Опоцкого, общины архим. Сергия Савельева и сщмч. Сергия Мечева) воцерковление людей с особенностями душевно-физического состояния сложно посчитать завершенным. Без общения, живых церковных связей и среды такие люди не смогут жить в церкви полноценно, ведь находиться только в своей среде они не могут – они тянутся к общению, красоте, правде, евангельской жизни, с трудом переживают свои отклонения. Для таких людей должна быть создана нормальная церковная среда.

Весь огласительный процесс в случае оглашения катехуменов с аномалиями душевно-физического состояния неизбежно приобретает более индивидуальный (личный и личностный) и более динамичный характер, возрастает ответственность катехизаторов, крестных и поручителей. Катехизаторам необходимо учитывать специфическую ограниченность душевных и телесных сил и возможностей катехуменов, учитывать и знать характер и опасность их заболевания, чувствовать и понимать меру их восприятия и духовной вместимости, не умалять их свободу, действовать с особой осторожностью, проникшись духом сострадания, внимания и внутреннего такта, ходатайствовать о них перед Богом.

Оглашение не является простой «социализацией» таких людей, хотя и облегчает им путь к общественной жизни. Это подлинное воцерковление, то есть научение целостное и последовательное основам христианской веры, молитвы и жизни, поэтому катехизатор должен чутко следить за движением на пути духовной жизни каждого катехумена, учитывая все особенности и характер имеющихся у них заболеваний. При проведении оглашения следует исходить из церковной нормы и действовать по вере в Бога. 

В церкви таким людям есть место, хотя подчас его непросто найти, и мы имеем возможность сделать качество их церковной жизни наиболее полным, проявляя христианское милосердие в том, что открываем таким людям знание своей веры, способность отвечать за себя и свою жизнь перед Богом и людьми, а также церковное общение – благодатное общение в таинствах с Богом и братолюбивое приятие в общение и даже служение – тем даром, который каждый получил от Бога.

Автор выражает искреннюю благодарность Светлане Сониной и Ирине Елисеевой за помощь при подготовке материалов для доклада

Зоя Дашевская

 

* Фрагмент этого доклада был опубликован в газете КИФА №2(156), февраль 2013 года

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив