Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Связана ли вера с патриотизмом?

Ответы на вопросы миссионерско-предогласительных «открытых» встреч
11 июня 2014 16 мин.

Чего добилось христианство за две тысячи лет?

Свящ. Георгий Кочетков. Христианство добилось изменения отношения к Богу и ближнему, к добру, красоте, истине, любви, к свободе человека, ближнего и дальнего. Когда христианство говорит, что оно добивается этого изменения, то оно говорит о силе духа, о том откровении, которое принёс Христос. Именно Христос, именно дар Духа Святого — если человек его обретает и учится им качественно пользоваться — способен помочь человеку достичь этой цели. Это не так просто: нам лишь кажется, что легко изменить отношение к Богу и ближнему. На самом деле на это порою уходит много времени, иногда вся жизнь человека. Бывает, что не одно поколение трудится над тем, чтобы изменить какие-то глубоко въевшиеся в сознание людей ложные представления. Взять, например, институт рабства. Христианство не революционное учение, которое готово путём насилия, не считаясь с жертвами, менять социальный строй и социальные отношения. Оно никогда к этому не призывало. Христос не был революционером «внешнего порядка». Ими были Варавва и другой разбойник, повешенный со Христом на Голгофе на крест. Но они были действительно разбойниками, а им Христос не был. Но Церковь, хотя и не совершала никаких революционных действий, не призывала рабов к восстанию, сделала значительно больше для отмены рабства, чем Спартак и ему подобные люди, хоть и жертвенные, но часто неразумные или доведённые до отчаяния страшными обстоятельствами своей судьбы. Христианство укрепило личностное начало в человеке, фактически оно открыло человеку путь к становлению личности. Хотя каждый человек призван к этому духовному состоянию, но далеко не каждый человек доходит, дозревает до этого, потому что для того, чтобы стать личностью, нужно родиться заново, вновь, свыше. Когда Христос говорит «должно вам родиться свыше», Он говорит о рождении личности в человеке. Только в христианстве есть глубокое, целостное, полное, совершенное представление о человеке как личности, как человеке совершенном, первозданном, который может наследовать новую, вечную жизнь, потому что строит себя на основании любви, потому что пользуется дарами свободы, потому что преодолевает в себе и вокруг себя препятствия, возникающие на этом пути. Если посмотреть на историю христианства, мы увидим очень много всякого рода неудач, предательства, недостоинства человеческого. Но мы знаем: эти проблемы возникают оттого, что где люди, там проблемы. Проблем нет лишь в Боге. Но в людях они всегда есть. Однако сколько бы ни было проблем у христиан, взятых в отдельности, в целом христианская история свидетельствует, что когда люди всерьёз принимают христианство как любовь, как братство, как общину, как путь возрождения и обновления, они оказываются в силах исполнить своё призвание пред Богом и соответствовать своему человеческому образу, устремлённому к богоуподоблению. Вот это — главная заслуга христианства, это то, что в христианстве уникально, то, что вы не найдёте больше нигде и никогда.

Реальны ли проклятия? Как можно от них избавиться? Желательно при помощи молитв (позже добавлено: думаю, меня прокляла бабушка, дама она своеобразная!).

Свящ. Георгий Кочетков.  Ну, реальны ли проклятия или нереальны, судить Вам. Коли Вас прокляла бабушка, значит, у Вас есть соответствующий опыт. У меня такого опыта нет, мне говорить трудно. Я знаю только одно: проклятие — вещь действенная. Поэтому Писание нам запрещает кого-либо проклинать. Христианин никого никогда не проклинает, но Христос говорит, что даже проклинающих нас мы должны любить, как и ненавидящих нас. Сила проклятия действует на человека тогда, когда ему нечего этому противопоставить. Если же в нём есть дух любви, дух свободы, если в нём есть Божья благодать, то никакое проклятие действовать не будет. Более того, Вы поможете проклинавшему человеку покаяться и исправиться.

Есть, конечно, и молитвы, запрещающие тёмным иррациональным силам действовать на человека. Это так называемые экзорцизмы. Но это не проклятие, так же как и анафема. К сожалению, в нашей русской истории случилось недоразумение, когда это слово было переведено как «проклятие». Оно означает другое. Церковь никогда никого не проклинала и не проклинает. Когда она даже возглашает кому-то анафему, то этим не она отлучает кого-то. Человек сам себя отлучает от Бога и Церкви, а Церковь лишь констатирует с грустью и сожалением это как факт, которому она, однако, не придаёт абсолютного значения, всегда надеясь на то, что человек, даже подверженный анафеме, покается и вернётся к общению в любви.

Поэтому старайтесь не подпадать ни под какое проклятие, однако, если даже что-то подобное случилось с Вами, не бойтесь этого, не относитесь к этому магически. Преодолевайте это любовью, верой своей во Христа, общением Святого Духа и надеждой.

Говорят, что святой Георгий Победоносец является небесным покровителем Российской столицы, русского воинства и депутатов Государственной Думы РФ. Так ли это?

Свящ. Георгий Кочетков.  Если кому-то хочется, чтобы его небесным покровителем был святой Георгий, почему нет? Пусть будет. Я думаю, что когда мы слышим, что тот или иной святой является покровителем тех или иных дел или ремесленных цехов, каких-то городов, стран, народов или событий, мы не должны относиться плохо к этим традициям или к этим утверждениям, но не должны это и переоценивать. Пожалуйста, если кто-то хочет брать пример с того или иного святого, обращаться к нему с прошением о ходатайстве пред Богом во благо, к лучшему, пусть делает это. И если на это будет Божья воля, Божье благословение, то сбудутся мечты и желания этих людей.

Если же человек это будет делать нечисто, формально или просто идеологически, то ничего не произойдёт, и это будет лишь очередным фактом человеческой политики.

А зачем нужна церковь, разве человеку обязательно её посещать? Ведь и без этого общение с Богом возможно.

Свящ. Георгий Кочетков: Смотря с каким богом. Из Вашего вопроса не ясно, какого бога Вы имеете в виду. На каком основании Вы считаете, что можно общаться с Богом, не общаясь с людьми? Церковь — это люди. Если Вы считаете, что можно не любить людей и утверждать, что Вы любите Бога, Который Сам есть Любовь (если Вы имеете в виду Бога христианского), то это непонятно. В апостольских писаниях есть слова, обличающие тех, кто утверждает, что любит Бога, но при этом не любит ближнего. Такие люди называются лицемерами. Апостол Иаков возглашает: «Лицемер, как ты можешь любить Бога, Которого не видишь, если не любишь ближнего, которого видишь». Поэтому любовь к ближнему является хоть и второй заповедью, но существующей в неразрывной связи с заповедью первой — о любви к Богу. Может быть, Ваша вера в Бога не связывает Вас обязательством любви к Богу и ближнему, но тогда это вера не христианская, и Ваш бог — неистинен.

Как полюбить безотносительно кого бы то ни было, Бога, девушку, друга, как в Писании?

Свящ. Георгий Кочетков. Просто берите и любите. Любите крепче, больше, не оглядываясь назад, не желая для себя ничего, умея жертвовать собою и своим, всем, что у Вас есть внутри и во внешней Вашей жизни, — и всё будет в порядке. Как полюбить? А вот так: открыть своё сердце в вере и доверии и не держаться за себя и за своё, познать Бога как Любовь и, обретя эту любовь, не терять её, но приносить её достойные плоды. Это самое важное в христианстве. И Господь всегда помогает тем, кто идёт этим путём. Помните об этом, не думайте, что на этом пути вы будете в одиночестве. Есть люди, которые поддержат Вас. Они называются членами Церкви Христовой.

Если церковь это общение, значит, церковь везде?

Свящ. Георгий Кочетков: А разве Вы видите, что общение существует везде? Мне кажется, что это не так. Трагедия современной жизни как раз и заключается в том, что люди сплошь и рядом предают общение и путь любви. И поэтому надо бороться за то, чтобы это общение было, а не думать, что оно возникает как бы само собою среди всех людей.

Важно и то, какое общение Вы имеете в виду. Церковь действительно есть общение, но не всякое общение. Можно общаться во зле, а не только в духе любви. Общение -— это как бы взаимопроникновение людей, умение увидеть человека изнутри, сжиться с ним, как бы срастись духовно, породниться самым ближайшим образом. Но бывает и другое общение, как бывает и другая дружба, основанная совсем на других духах и смыслах или на бездуховности и бессмысленности.

Церковь — это общение святых и общение Святого Духа: наше общение со Святым Духом и общение Духа Святого с нами. Общение в церкви — это общение в святых таинствах и общение между святыми людьми. Вот если эти четыре вещи в Вас присутствуют, тогда Вы действительно недалеки от Царства Небесного.

Как ходить в ресторан, будучи праведным, если друзья зовут; например, как не выпить?

Свящ. Георгий Кочетков: Во-первых, Вы всегда имеете право отказаться от пути греха. Не сам ресторан — грех. Иногда можно ходить и в ресторан. Но важно, что там делать и как делать. Если у Вас праздник и Вас кто-то пригласил в ресторан — пожалуйста, можете прийти, чтобы порадоваться вместе с Вашими друзьями и близкими, если у Вас есть время, средства и желание. Но если Вас приглашают просто выпить и забыться, то это нехорошо. Христианская церковь не против вина как такового, она против пьянства. Если человек не знает меры, лучше ему не пить вовсе. Если он хоть раз в жизни напился, надо остерегаться алкоголизма и других злоупотреблений. То есть вопрос в том, какова Ваша праведность, на чём она основана. Если на любви к Богу и ближнему, то это подлинная праведность, а если на компромиссах и на сделках души, то неподлинная. Я помню, мне приходилось ходить в рестораны по разным поводам, в том числе по церковным делам. И я старался всегда, даже в вечернее, самое разгульное, самое «двусмысленное» время, приходить в подряснике и с крестом, чтобы никто не сомневался в том, кто есть кто. И многие очень этому удивлялись, особенно в советское время. Но я хотел показать, что не ресторан оскверняет человека как таковой, а наше недостойное поведение в ресторане оскверняет и нас, и само это место, и наших ближних тоже, если мы поступаем не по-божески.

Почему церковь против сожительства и абортов?

Свящ. Георгий Кочетков: Если я Вас правильно понял, Вы имеете в виду беззаконное сожительство, которое не связано с браком, с едиными узами личной, эротической любви между супругами. Конечно, всякое такое сожительство церковью воспринимается как грех. А грех церковь не может принять, потому что грех отлучает человека от Бога, закрывает и убивает его сердце. То же самое касается и абортов. Поговорите с женщинами, которые делали аборты — а таких женщин у нас в стране очень много — и узнаете, как они себя чувствуют в связи с этим. Особенно не сразу после аборта, а когда прошло какое-то время, может быть, даже десятилетия. Узнайте, как совесть обличает их, как они каются, как страдают, бедные, оттого, что в молодости натворили так много бед. Ведь аборт — это особый вид убийства.

Как, когда, где надо отпевать человека, который к вере и церкви был равнодушен? Может быть, заочно? Правда ли, что после похорон через ворота с кладбища выходить нельзя, а только через калитку?

Свящ. Георгий Кочетков:Последний вопрос — о калитке — я оставлю за скобками. Это просто суеверие, и тут говорить не о чем. А вот как отпевать людей, которые фактически не являлись членами церкви, — это болезненный, трудный вопрос. С одной стороны, хочется помочь людям, пойти им навстречу, проявить к ним любовь, хочется их утешить. С другой стороны, нельзя отступать от пути правды. Как воспевать замечательные церковные песнопения, которые усопшего называют человеком, жившим наравне с мучениками, наравне с мужественными свидетелями веры, если он никогда таковым не был в реальной жизни? Конечно, тут возникает двусмыслица и фальшь. Поэтому дело не в заочности отпевания, а в том, что надо точно знать, кто член церкви, а кто нет. Члена церкви можно и нужно отпевать достойно, по христианскому чину. Не члена церкви, хороший он человек или не очень хороший, отпевать вообще не нужно. О нём надо помолиться, его надо пожалеть, надо успокоить и утешить близких усопшего, вселить в них надежду и веру, но другими способами: призывом на путь истины, на путь любви и правды, на путь красоты и свободы, которого, к сожалению, не нашёл в своей жизни усопший, скончавшийся вне церкви Божьей.

Можно ли в молитве просить себе тяжёлые болезни, чтобы хоть как-то искупить смертные грехи (такие грехи, что в голове не укладывается, как я могла так поступать, сама себе не могу простить)? Не грех ли это? А то ещё больше буду усугублять свои грехи.

Свящ. Георгий Кочетков. Ваши сомнения совершенно справедливы. Конечно, такая просьба в молитве была бы греховной просьбой, которую Господь не может исполнить. Есть очень важное положение нашей веры, которое, хотя и не входит в официальные символы, имеет большое значение: Бог зла не творит. Так что Вы себе, наверное, представляете, кого Вы будете призывать, если попросите некую высшую силу сотворить зло, — совсем не нашего Бога, Который есть Любовь, Который исцеляет, призывает всех к прощению и Сам даёт всем прощение и помогает исправиться.

Да, конечно, тяжесть греха на сердце — это серьёзная вещь. И хорошо, что это Вас так волнует. Однако Вам нужно через Вашу веру, через доверие и любовь к Богу и ближним достичь возможности простить себя и тем самым освободиться от прежних грехов, какими бы тяжёлыми они ни были. Помните ещё одно очень важное положение нашей веры: нет такого греха на земле, который бы превысил милосердие Божие.

Связана ли вера с патриотизмом? Я думаю о том, чтобы эмигрировать из России. Богу ведь не важно, где я буду жить?

Свящ. Георгий Кочетков. Этот вопрос не так прост, он неоднозначен. Да, христианство универсально, оно — для всех времён и всех народов. Если оно проповедует патриотизм, то в первую очередь по отношению к Отечеству Небесному. И только потом, в силу ответственности человека за свою (и не только свою) земную жизнь, возникает вопрос об ответственности за народ, страну, город или село, в котором живёшь, за всё общество, за прошлое, настоящее и будущее, культуру, историю. Не так легко перейти от патриотизма по отношению к Царству Божьему — условно говоря, «вертикального» — к патриотизму «горизонтальному», относящемуся к Отечеству земному, которое, не будучи Царством Небесным, всегда имеет своё призвание, не выходящее за рамки истории. Ибо вместе с историей умрут и царства, и государства, и социальные проблемы, и представления о нашей малой и большой родине в «горизонтальном» аспекте. Действительно, есть некое напряжение между этими вертикалью и горизонталью. Часто патриотизм Отечества земного совмещают с патриотизмом по отношению к Отечеству Небесному. Так же часто резко противопоставляют и разрывают эти вещи и считают, что патриотизм земной явно мешает патриотизму по отношению к Отечеству Небесному. Наверное, истина заключается ни в том и ни в другом. И в то же время она не лежит посередине. Она находится в антиномической реальности точно так же, как и сама личность человека, который должен жить в мире сем, но не от мира сего, так же, как живёт вся Церковь. Церковь не может отождествлять себя с патриотическим движением и не может ограничивать себя патриотическими лозунгами, интересами, если иметь в виду патриотизм «горизонтальный». Когда верующие люди, выступающие от имени церкви, принимают решения или что-то ответственно заявляют, ориентируясь только на интересы отечества земного, они грешат. К сожалению, в наше время таких вещей немало. Мы встречаемся с этим в самых разных церквах, странах, народах, культурах. Здесь надо быть осторожными и внимательными и следить за тем, чтобы с христианской верой и жизнью не произошло того же, что произошло с ветхозаветной религией, которая, как правильно нередко говорят, выродилась из религии завета в национальную религию, религию лишь одного малого народа. И в то же время совсем не ощущать нужды, потребности того народа, среди которого живёшь, не ощущать ответственности за ту страну, в которой «родился и пригодился», которая тебя кормит и воспитывает, тоже ненормально для христианина. Не то что нельзя эмигрировать из страны — можно, если есть у Вас для этого достаточные основания. Но если можно не эмигрировать, то лучше не уезжать, потому что нельзя бежать от своего креста, нельзя уходить с того места, на которое тебя поставил Господь по факту ли твоего рождения, трудовой деятельности или церковного служения. Нам совсем не безразличны судьбы того народа, в котором мы живём, к которому мы себя причисляем. Массовая эмиграция из стран бывшего СССР, в том числе из России, объясняется, прежде всего, забвением этой ответственности и выглядит часто печально, иногда жалко. Все попытки спастись эскапизмом должны быть сто раз проверены, прежде чем осуществиться. Так что спросите себя, зачем Вы едете, и подумайте сто раз, прежде чем принимать решение об эмиграции: не нарушите ли Вы тем самым волю Божью. Хотя если Господь Вас поведёт в другое место и Вы там будете лучше исполнять волю Божью не только для себя, но и для всех других людей — для Ваших ближних, для церкви, хотя и в другом месте, в другой стране, пусть даже очень неудобной для Вас, — то это другое дело, это возможно. Так что будьте осторожны и внимательны.

На какую стену в доме лучше вешать иконы?

Свящ. Георгий Кочетков. Икона в доме — это всегда вещь неслучайная. Настоящая икона — это некий центр притяжения, духовного внимания. Поэтому действительно небезразлично, как и где икона стоит, так же как небезразлично, какая у вас дома икона — хорошая или плохая. Главное требование к месту расположения иконы — чтобы это был не некий абстрактный красный угол, который вычисляется независимо от того, как и где вы живёте, какие у вас иконы, а чистое место, т.е. место удобное для молитвы, не испачканное, не грязное, как во внешнем смысле, так и во внутреннем. Икона должна освящать Ваш дом, возбуждая в Вашем сердце желание молитвы к Богу, напоминая о том, что Бог всегда рядом, и поэтому остерегая от совершения того или иного греха или беззакония, от того, чтобы обманывать, ругаться, выпивать, играть в азартные игры и даже просто курить, а тем более прелюбодействовать, строить какие-нибудь преступные замыслы, предаваться стяжательству, сребролюбию, честолюбию. В этом смысле сила хорошей иконы очень велика. Если она написана глубоко верующим человеком в церковной традиции (а это не означает лишь стилизацию под древние образцы), если она несёт в себе настоящий духовный заряд, то вы сами захотите крепко подумать, куда повесить икону. Может быть, именно от этого чувства и возник Ваш вопрос, совсем не праздный. Только не решайте, повторяю, этот вопрос формально: вот, должен быть красный угол, вот, молиться нужно на восток — и всё. Подумайте и о других сторонах этого дела.

Как правильно вести себя на могиле: крещёного, некрещёного, самоубийцы, иноверца? Как молиться и можно ли молиться?

Свящ. Георгий Кочетков: Если Вы находитесь на могиле крещёного или некрещёного человека, самоубийцы или иноверца, и этот человек Вам небезразличен по каким бы то ни было причинам, то Вы, конечно, должны прежде всего вспомнить о молитве и помолиться об упокоении его души. Церковь запрещает молитвы за тех или иных людей (например, за самоубийц) только в церковном собрании, чтобы не подавать дурной пример слабым людям, «малым сим», но никогда не запрещала никаких молитв за людей живущих и отошедших от земли, если Вы сами совершаете их в сердце своём. Не теряйте этих возможностей, особенно когда Вы находитесь на могиле известного Вам человека или многих людей. Никогда не узурпируйте, не восхищайте у Бога последний суд, кто бы ни был перед вами — крещёный или некрещёный, мусульманин, иудей, язычник, просто неверующий или самоубийца. Запомните: Церковь не восхищает суда Божьего и не рекомендует это делать кому бы то ни было из своих членов. Проявите любовь и милосердие, доверие к Божьей силе и власти, к Божьей любви, к Божьему милосердию.

Спаситель говорит нам принимать всё, чему учат нас фарисеи, саддукеи и т. д. и т. п., но как они ведут себя так себя не вести. Считались ли оба учения за истинные учения до Спасителя или же одно считалось ложным, а другое  нет, и почему Спаситель говорит о двух разных учениях как о двух истинных?

Свящ. Георгий Кочетков. Господь не говорит, что надо принимать учение фарисеев и саддукеев. Вот Его слова: «Что они говорят вам делать — делайте». Ведь эти люди (особенно фарисеи) учили исполнять Закон Божий. Господь не говорит, что нужно вступать в прения с ними, Он говорит: по делам их не поступайте. То есть не будьте лицемерами, не будьте ритуалистами, обрядоверами, формалистами в вере, законниками, — фундаменталистами, как мы сказали бы в наше время. Не живите по принципу «правило на правило, закон на закон», так, чтобы буква становилась выше духа. С другой стороны, не идите на недолжные компромиссы с миром сим, как это делали саддукеи. Так что читайте, пожалуйста, внимательнее Священное писание. Там нет ничего из того, что Вы вычитали.

В миру могут жить те, кто силён духом, чтобы справляться со многими искушениями этого мира, так как в монастыре явных искушений значительно меньше, но однако есть более скрытые. Правильно ли это или это сугубо индивидуально?

Свящ. Георгий Кочетков. Я думаю, что в жизни могут быть самые разные случаи, но если усреднять, немного абстрагируясь от конкретных вещей, то я бы скорее не согласился с Вами. Я думаю, что везде есть и свои послабления, и свои трудности и искушения — что в миру, что в монастыре. В наше время монастырская жизнь от мирской отличается непринципиально. Время древних пустынь прошло, как и древних монастырей. Поэтому разница, скорее, формальная, внешняя — в стиле, в форме жизни, а не в её содержании. Можно спасаться и в миру, можно спасаться и в монастыре. Мудрые праведники, жившие в советское время, говорили: в миру верующий человек нужнее. Так же, как они могли сказать, например, о посте: всё ешь, а людей не ешь. Мы немного забыли или еще не познали опыт новомучеников и исповедников российских. Они бы нам сказали о том, что времена изменились. Даже Достоевский своего Алёшу Карамазова отправляет в мир со словами: «Иди в мир, там мира нет». Это всё не случайности, а отражение воли Божьей.

Монастырь хорош тем, что там можно вложить свой труд в церковную сокровищницу, что-то сделать для церкви, а также для людей, которые заходят в этот монастырь, ища утешения, доброго совета, а иногда просто доброго взгляда. Монастырь — это некоторый оазис, внешне отрадное место. Иногда таким же местом становится приход или та или иная духовная школа. Я это могу вполне компетентно утверждать, имея опыт учебы в Ленинградской духовной академии и опыт уже более двадцати лет жизни, скажем, в нашем Свято-Филаретовском православно-христианском институте. Но таким же духовным оазисом, нисколько не худшим, если не лучшим, может быть церковная община или церковное братство. Так что не надо идеализировать монастырь, так же, как не надо его уничижать, дискредитировать. Если эпоха монастырей как авангарда церковной жизни проходит или уже прошла, то это не значит, что монастыри не имеют значения и не оправдывают своего существования. Только надо искать подлинный путь своего служения, не бояться ни монастыря, ни мира, а быть там, куда поставил тебя Господь.

У меня умер дед. Мы пытались заказать сорокоуст за упокой в Никольском и Владимирском соборах, но везде отказывают из-за того, что у крещёного в православии христианина нехристианское имя. Деда звали Бештау. Есть в Осетии пятиглавая гора, в честь неё и назвали моего деда. А имя, данное ему при крещении в младенчестве, в 1927 году в Северной Осетии, неизвестно. Что делать? Деда иногда звали вместо Бештау Борисом, но я совсем не уверена, что ему давали это имя при крещении. Он родился 23 декабря, а по святкам именины у Бориса в ближайшие к этой дате дня нет.

Свящ. Георгий Кочетков. Этот вопрос связан с церковными традициями. Конечно, когда в храмах видели имя Бештау, то боялись того, что он некрещёный, считали, что это нехристианское имя. И вам, конечно, нужно было здесь проявить мудрость и написать два имени — Борис (Бештау) или Борис-Бештау. Вся проблема в том, что в разных православных церквах существуют различные традиции, которые далеко не всегда сходятся. Так, в Болгарской или Сербской церкви не принято называть строго по святцам. В Сербии принято того или иного святого выбирать в качестве покровителя семьи, а не отдельного человека. Поэтому там у православных могут быть самые разные имена, существующие в народной традиции или придуманные самими родителями. И это никого не смущает. Никто при этом не подумает, что человек не крещён. Я учился в Духовной академии с одним студентом из Сербской православной церкви, и звали его Миодраг Предраг. Миодраг означает «мой дорогой», Предраг — «предорогой». Конечно, в святцах таких имён нет.

Надо думать, что люди, сидящие за ящиком в храмах, просто не знали этого, не понимали, что могут быть разные подходы к этому, что нужно молиться за человека в зависимости от того, крещён он или не крещён, а не в зависимости от того, какое имя он носит. Так что можно пожалеть, что Вы тоже не знали об этом. Если Вы бы им подсказали это, то вопрос решился бы быстро.

Вроде живу, желаю, стремлюсь, всё равно время от времени наступают периоды внутренней пустоты и бездействия. Почему?

Свящ. Георгий Кочетков:Ну, во-первых, у каждого человека есть некая синусоида жизненной активности, вдохновения. Человек вообще не машина. Он может жить, желать, стремиться и при этом находиться в унынии или в депрессии. Хотя нужно сразу сказать, что это не одно и то же. Депрессия — проблема психологическая или психическая. В наш депрессивный век ничего особенного в депрессиях никто не видит. Многие люди даже употребляют таблетки, и это обычное дело. А вот уныние — проблема духовная. Можно предположить, что Вы, скорее, описываете ситуацию не депрессии, а уныния.

Уныние не случайно издревле в православной церкви считается смертным грехом, если оно доходит до крайности, если человек уже готов отказаться от своей жизни или от Бога, от нормального человеческого существования под влиянием этого духа. Часто основанием для принятия в сердце духа уныния становятся разные грехи, например, расслабленность. А иногда бывает, например, что человек просто перетрудился, переутомился, слишком понадеялся на себя, предался гордыне, самоуверенности или своеволию. Тогда тоже возникает эта страшная опасность и человеком может овладеть дух уныния.

С этим духом надо, безусловно, бороться — и постом, и молитвой, и умением побеждать себя, умением запрещать в себе этого духа. Конечно, сначала нужно подумать, что же явилось основой, посмотреть, с чего всё это началось, давно ли эта болезнь поражает Ваше сердце, а потом уже принимать меры. Хорошо посоветоваться с опытным духовником, потому что в разных конкретных случаях могут быть довольно разные советы. Ещё о страсти уныния можно что-то прочитать, о ней много писали святые отцы. И в наше время появляются интересные произведения на эту тему. Например, о. Габриэль Бунге, недавно перешедший из католичества в православие, известный духовник, немецкий монах, написал замечательную книгу, которая называется «Акедия». «Акедия» — это и есть уныние, только по-гречески. Найдите эту книгу и прочтите её. Это будет для Вас во многих отношениях полезно. Но главное, не предавайтесь духу уныния, помните, что уныние — это потеря вдохновения, это потеря доверия и веры, это действительно тяжёлая болезнь духа и большая опасность. Принимайте срочные меры сами и с помощью своих близких и ближних. Смотрите, кто из них больше всего для этого подходит.

Газета Кифа

Об авторе

Кочетков Георгий, священник

Кандидат богословия, главный редактор научного журнала «Вестник СФИ»

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив