Ошибки миссионеров: опасные и распространенные

Труд миссионера нелегок и опасен, ведь на людях, избравших стезю проповеди Евангелия, лежит огромная ответственность – их промахи могут стать труднопреодолимой преградой между человеком и Богом

Путь воцерковления человека начинается с миссии и, к сожалению, часто именно ошибки миссионеров становятся труднопреодолимой преградой между человеком и Богом. И ценой таких ошибок становятся люди, которые из-за них так и не обретают спасительной веры, так и не входят в Церковь Христову.

Конечно, невозможно в одной краткой статье перечислить все возможные ошибки, которые может совершить миссионер. Их, к сожалению, очень много. Но самые опасные и самые распространенные ошибки необходимо выделить и дать им определение. Подобное описание позволит православным миссионерам избегать их и сделать свой труд более качественным и плодоносным.

Самые опасные ошибки в миссии связаны с духовными подменами, искажением самого Духа Евангелия, а самые распространенные – с нарушением принципов миссии, невежеством и плохой подготовкой миссионеров к своему служению.


Опасные ошибки

Самыми опасными ошибками миссионера являются ошибки в области духа – искажение или подмена Евангелия. В этом случае к Благой вести добавляется что-то иное, лишнее, или же она подменяется идеологией, направленной на защиту интересов государства, народа, корпоративных интересов Церкви или конкретного церковного сообщества (прихода, братства). В первом случае миссионерская проповедь становится похожа на рекламу и пиар, а в последнем – она приобретает черты пропаганды. Подобные искажения и подмены встречаются сейчас чаще всего в трех своих проявлениях: лжемиссии, прозелитизме и контрмиссии.

Лжемиссия – к Евангелию прибавляется какая-то ложь, и людям от лица Божьего со властью обещают то, что Христос не обещает Своим ученикам. Лжемиссионеры зовут людей к Богу и в Церковь, обещая при этом удачный брак или улучшение семейной жизни, исцеление от болезней, успешную карьеру, финансовое благополучие, раскрытие творческих способностей, приобретение новых друзей, положения в обществе и т.п. Апостол Павел подобную проповедь называет «хитростью» и «искажением слова Божьего» (2 Кор 4:2). Многие люди очень легко верят в эти обещания и с радостью приходят в храмы с надеждой всё это получить в Церкви. Они проходят катехизацию, затем начинают участвовать в Таинствах, соблюдать посты и проч., всё время ожидая исполнения этих ложных надежд в своей жизни. Но их ложные надежды не исполняются. Ведь эти, по сути, обманутые люди так и не воцерковляются, не соединяют свою жизнь со Христом, потому что в центре их жизни по-прежнему остаётся какой-то идол: семья, здоровье, деньги, социальный статус, вокруг которого вращается вся их жизнь, в том числе и церковная.

Лжемиссия – самый легкий путь «завлечь» людей в Церковь и наполнить храмы, но результаты её плачевны. Рано или поздно все эти обманутые люди разочаровываются в Церкви как в месте, где осуществляются их надежды, и покидают её, расцерковляются.

Прозелитизм – это переманивание христианами к себе в конфессию (общину) христиан из другой конфессии (общины) с использованием методов и средств, противоречащих духу христианской любви и свободы личности[1]. Практика прозелитизма разрушительно влияет на диалог конфессий и их сотрудничество, разрушает единство христиан, сеет подозрительность и вражду. Прозелитизм всегда базируется на духовной незрелости человека, его неустойчивости в вере, скрытом насилии и сопровождается обещанием различных благ, как правило, душевных и материальных, которые он может обрести в другой конфессии (общине). Это может быть обещание душевной поддержки и сочувствия, пасторской заботы, получения качественного духовного и светского образования, материальной помощи, в том числе с устройством на более престижную и высокооплачиваемую работу, в изучении иностранных языков и т.п.

Переход в православие для человека оправдан лишь в случае, если он является результатом духовных поисков истины, полноты церковной жизни, если это осознанное, свободное решение, никак не связанное с выгодой. Поэтому даже если к миссионеру обращается за помощью человек, желающий сменить конфессию, необходимо всегда прежде выяснить мотивы этого обращения, а уже потом помочь этому человеку глубже узнать православие.

Миссионерам прежде всего необходимо стремиться возвещать Евангелие тем, кто его ещё не слышал, по примеру апостолов: «Я всегда старался проповедовать там, где об имени Христа еще не слышали, чтобы не строить на фундаменте, заложенном другими, а исполнить слова Писания: "Те, кому о Нем не возвестили, увидят, и те, кто не слышал, поймут"» (Рим 15:20-21). А также: «Мы не хвалимся чужими трудами вне своих пределов. Мы надеемся, что по мере возрастания вашей веры и моя роль среди вас неизмеримо возрастет, в пределах, отведенных мне Господом, и тогда мы пойдем возвещать Радостную Весть в другие края, не хвалясь работой, которая сделана другими в их собственных пределах» (2 Кор 10:15-16).

Контрмиссия – это попытка доказать истинность своей веры и церкви за счет унижения других. Она грубее и опаснее прозелитизма, это уже практически неприкрытое насилие или призывы к нему. Контрмиссионеры говорят только о недостатках других религий и конфессий, часто их преувеличивают, демонизируя своих противников. Нередко создают и распространяют слухи и клевету, провоцируют и раздувают скандалы, используя средства массовой информации. При этом они не желают признавать никаких проблем и недостатков в жизни своей церкви. Часто контрмиссионеры призывают на помощь государство, обращаясь в правоохранительные органы (полицию, прокуратуру и проч.), желая их руками устранить «конкурентов», апеллируя при этом к защите интересов государства и народа. Культивируемый контрмиссионерами страх перед «сектами» и «культами» разделяет общество и усиливает напряжение в нем, а агрессивность и неразборчивость в средствах дискредитирует Церковь в глазах неверующих и сомневающихся[2].

Есть замечательный пример из жития святого старца Силуана Афонского о способе преодоления контрмиссии путем перехода к миссии, основанной на восполнении духовного опыта инославных: «Мы знаем о беседе Старца с одним Архимандритом, который занимался миссионерской работой среди инославных. Архимандрит этот очень уважал Старца и неоднократно приходил беседовать с ним во время своих пребываний на Святой Горе. Старец спросил его, как он проповедует? Архимандрит, ещё молодой и неопытный, жестикулируя руками и двигаясь всем телом, возбуждённо отвечал: «Я им говорю: ваша вера – блуд; у вас всё извращено, всё неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь». Старец выслушал это и спросил: «А скажите, отец Архимандрит, веруют ли они в Господа Иисуса Христа, что Он истинный Бог?» – «Это-то они веруют». – «А Божию Матерь чтут они?» – «Чтут, но они неправильно учат о Ней». – «А святых почитают?» – «Да, почитают, но с тех пор, как они отпали от Церкви, какие же могут быть у них святые?» – «Совершают ли они богослужения в храмах, читают ли слово Божие?» – «Да, есть у них и церкви, и службы, но посмотрели бы вы что это за службы после наших; какой холод и бездушие». – «Так вот, Отец Архимандрит, душа их знает, что они хорошо делают, что веруют во Иисуса Христа, что чтут Божию Матерь и Святых, что призывают их в молитвах, так что когда вы говорите им, что их вера – блуд, то они вас не послушают... Но вот если вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога; хорошо делают, почитая Божию Матерь и Святых; хорошо делают, что ходят в церковь на богослужения и дома молятся, что читают Слово Божие, и прочее, но в том-то у них есть ошибка, и что её надо исправить, и тогда всё будет хорошо; и Господь будет радоваться о них; и так все мы спасёмся милостью Божиею... Бог есть любовь, а потому и проповедь должна исходить от любви; тогда будет польза и тому, кто проповедует, и тому, кто слушает; а если порицать, то душа народа не послушает вас и не будет пользы»[3].


Распространенные ошибки

Самые распространенные ошибки миссионеров связаны с нарушением основных принципов миссии, с неопытностью и недостаточным уровнем образования миссионеров, незнакомством со святоотеческой миссионерской традицией.

1. Отсутствие продолжения (катехизации). Если уверовавшего человека не научают должным образом христианской вере, молитве и жизни (отсутствует целостная и последовательная катехизация), то он оказывается не готов к христианской жизни. Такие люди после первых же серьёзных искушений, не умея с ними справиться, как правило, уходят из Церкви. Ведь Церковь – это не тихая гавань, а поле духовной битвы.

2. Неразличение и смешение миссии и катехизации. Выражается это в учительном тоне во время общения с людьми и миссионерской проповеди, в стремлении отвечать на незаданные вопросы. Такого рода смешение отталкивает даже заинтересовавшихся христианством людей и затрудняет их воцерковление. Если учить человека, который ещё свой духовный выбор не сделал, то это научение будет восприниматься поверхностно, формально, оно не изменяет жизнь. Ведь у человека ещё не пробудился интерес к христианству, нет доверия к Церкви, да и сознательной веры в Бога часто тоже нет. А порой такое неуместное учительство вызывает и раздражение у людей.

3. Нетерпение. Оно часто выражается в том, что без предварительной миссии людям сразу начинают возвещать Евангелие и призывать их к покаянию. В этом случае есть большая вероятность того, что человек не поверит и не примет Евангелие, потому что без доверия к христианам и без интереса к христианству их слова вызывают сильное подозрение в том, нормальны ли они, не сошли ли они с ума[4]. Весть о Христе, Его Кресте и Воскресении, действительно, до сих пор «для иудеев – соблазн, а для эллинов – безумие»[5], поэтому не стоит рисковать, возвещая Евангелие неподготовленному человеку. Ведь другого шанса это сделать у миссионера может не быть.

4. Плохое знание основ христианской веры, православной традиции, которое часто сопровождается отсутствием интереса к духовной жизни других людей, особенно иноверных и инославных, пренебрежение к нему. Отсутствие духовного образования приводит к большому числу ошибок и поиску «лёгких путей» для распространения христианства – лжемиссии, контрмиссии, прозелитизма.

5. Неприветливость, закрытость миссионера, невдохновенность его проповеди. Всё это свидетельствует о каких-то личных духовных проблемах миссионера, которые необходимо решить до начала проповеди. В свою очередь, занудство, как стремление всё объяснить людям до конца, а также навязчивость в проповеди способны отпугнуть от христианства даже заинтересованных людей.

6. Самоуверенность и гордыня. Приводит к ним забвение миссионером того, что он свидетельствует только о Христе и действует Его властью, а не своей силой. При такой ошибке свидетельство воспринимается как попытка обратить в свою веру, поставить на первый план свой личный пример. И всё, что превышает наличные силы миссионера, тогда воспринимается как невозможное. Часто таким забвением стоит гордыня и самоуверенность, которые мешают благовестию и лишают миссионера вдохновения и дерзновения.

7. Безличностное отношение к людям, технологический подход к миссии.Такой подход выражается в приглашении на миссионерские встречи всех подряд, обращение ко всем с одной и той же проповедью, использование шаблонов, заготовок во время проповеди Евангелия, нежелание или неумение учитывать во время миссии личностные особенности людей – их возраст, пол, социальное положение, уровень культуры и т.п.

8. Ораторская неподготовленность. Слова-паразиты, жесты-паразиты, сленг (в том числе религиозный), чрезмерная зажатость и стеснение, а также избыточная жестикуляция. Слова-паразиты раздражают людей, а непонятные им сугубо церковные слова и богословские термины смущают и настораживают. Также мешает избыточная иносказательность, обилие примеров из церковной и, особенно, монашеской жизни. А слишком длинная и монотонная проповедь может не только утомить, но и усыпить слушателей.

9. Плохая организация миссионерских встреч. Когда день, время и место миссионерской встречи неудобны людям: встреча проводится в рабочее время, место трудно найти и трудно до него добраться, в самом помещении душно, шумно, холодно или жарко, людям плохо слышно и видно. Всё это говорит не только о неопытности миссионеров, но и об отсутствии реального интереса к людям и заботы о них.

Примечания

[1] Миссиология: Учебное пособие. М.: Миссионерский отдел РПЦ, 2010. – С. 119-122.

[2] См. подробнее: «Миссия или контрмиссия?» Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/547286.html (дата обращения 03.02.2016).

[3] Старец Силуан, жизнь и поучения. М.: Воскресение; Минск: Университетское; Новоказачье, православная община, 1991. С. 60.

[4] «Услышав же о воскресении мертвых, одни насмехались, другие сказали: мы послушаем тебя об этом еще раз» (Деяния 17:32) и «… Итак, с помощью, которая приходит от Бога, я устоял до сего дня, свидетельствуя малому и великому, не говоря ничего, кроме того, о чем Пророки сказали и Моисей, что должно тому быть: Христу – пострадать и, воскресши первым из мертвых, свет возвещать народу и язычникам». Когда он так защищался, Фест громким голосом говорит: ты безумствуешь, Павел! Большая ученость доводит тебя до безумия» (Деяния 26:22-24).

[5] 1 Коринфянам 1:23.


Научный богословский портал "Богослов.ru"

comments powered by Disqus