Как познакомиться с Богом

Как начинать катехизацию? Что такое "открытые встречи"? Об этом рассказала Наталья Адаменко, катехизатор и сотрудник НМЦ МиК при СФИ

Сегодня, когда в Русской православной церкви все более серьезно встает вопрос о подготовке взрослых людей к Крещению (или восполнению этой подготовки в случае ее отсутствия перед Крещением), священнослужители и приходские катехизаторы часто сталкиваются с проблемой: как сделать так, чтобы человеку захотелось пройти оглашение, чтобы он не ушел с первой же встречи, чтобы, начав этот путь, он достойно его завершил «во время благоприятное». О более чем сорокалетнем опыте Преображенского братства в этой области нам рассказала Наталья Адаменко, катехизатор, сотрудник Научно-Методического центра по миссии и катехизации при Свято-Филаретовском православно-христианском институте.

В Преображенском братстве принято проводить некие особые циклы встреч о христианстве и современности. Вы не раз проводили такие встречи. Расскажите, пожалуйста, о них. С какой целью они проводятся?

Наталья Адаменко: Это миссионерские, или предогласительные, встречи, которые мы ещё называем «открытыми». Они проводятся уже давно, с середины 1980-х годов — ведь и тогда надо было рассказывать людям о Христе, о Евангелии. Собственно, для этого они и проводятся — чтобы прозвучала миссионерская, керигматическая проповедь, то, что в Новом завете называется возвещением Евангелия. Конечно, для того чтобы это произошло, нужно две стороны - верующий христианин, который свидетельствует, и человек или люди (а их, как правило, собирается много), у которых есть интерес к этой теме. Это те, кто хочет узнать: что такое христианство? кто такой Христос? кто такие православные христиане? что такое Церковь?

Эти вопросы люди обычно задают своим знакомым — христианам. А нужно сразу сказать, что слово свидетельства всегда ответственно, нельзя просто так сказать человеку о Христе и попрощаться. Вот Вы возвещаете человеку Евангелие, говорите о том, что смерть побеждена, пришла Новая Жизнь, нужно каждому покаяться и в этом состоит воля Божья — нужно изменить свою жизнь и начать жить по-новому, уже во Христе, в общении с Богом, в Святом Духе. Сказать так и потом уйти невозможно, это будет безответственно. Хотя, как мы знаем, в истории христианства такие горе-миссионеры, к сожалению,  встречались. Они и сейчас встречаются — те, кто не думает, что же будет с этими людьми потом, как они дальше войдут в Церковь, как они будут общаться с Богом, как будет дальше складываться их христианская жизнь. Но это говорит лишь о незрелости таких христиан, потому что иначе они бы знали, что отвечают в Церкви не только за себя, но и за тех, кого Господь к ним посылает.

Отец Георгий Кочетков, думал об этой проблеме еще в 1980-е годы, когда невозможно было даже Библию достать и прочитать, но все равно нужно было возвещать Евангелие. Ведь Церковь без этого существовать не может - это чувствует каждый христианин, ему об этом говорит его совесть. Если человек узнал о спасении во Христе, если его эта Весть обрадовала — он радуется открывающейся ему новой Жизни. И это означает очень простую вещь: он хочет эту радость передавать дальше. Не держать ее в себе, не пользоваться ею только для себя. Ведь Евангелие, когда оно существует только для себя, перестает быть Евангелием. Об этом очень хорошо говорил известный лютеранский богослов ХХ века Дитрих Бонхеффер: церковь должна жить для других, она не может жить для себя.

И вот уже в те советские времена было понятно, что людям, которые откликаются на слово о Христе, нужно помогать входить в Церковь, укрепляться, утверждаться в вере. Ведь так всегда было в истории христианства. Отсюда и возникла практика оглашать людей, готовить к покаянию, к крещению, к жизни в церкви всерьез. И желающих так жить в церкви было всегда много, даже в то время. Поэтому практика индивидуальной личной подготовки к крещению быстро приобрела групповой характер: люди собирались в группы и уже вместе, проходя путь оглашения (катехизации), воцерковлялись. Опыт показал, что самый лучший способ воцерковления взрослых людей — именно в группе, потому что тогда между ними возникают связи, которые потом сохраняются. Ведь это очень важно - чтобы после воцерковления люди в церкви не были одиноки, чтобы церковная жизнь соответствовала церковным же нормам.

Но вернемся к началу. Оглашение начинается не на пустом месте, а с миссии,  с возвещения Евангелия. И тут как раз нужны миссионерские встречи о христианстве, которые в те времена проводились, конечно, подпольно — тогда это было опасно, за подобные встречи могли и в тюрьму посадить. Делалось это традиционно — так же, как делали в свое время апостолы: у кого-нибудь дома собиралась группа людей, которой возвещалось Евангелие. Те, кто готов был идти дальше, то есть становиться христианами, — начинали вместе оглашаться и затем входили в церковь. То же самое происходит и сейчас.

Забота об этих людях, еще только стоящих на пороге Церкви, должна выражаться с самого начала во всем, даже в организации таких встреч. На первый взгляд, все делается совершенно просто: находим удобное просторное помещение, приглашаем людей, которые хотят поближе познакомиться с христианством. Обычно это не случайные люди — мы никогда не даем объявлений о таких встречах по радио или на телевидении, в Интернете, не вешаем приглашения на столбах. В нашей практике члены братства приходят на встречи со своими друзьями, родными, сослуживцами, соседями.

Мы приглашаем людей лично — и только тех, кто действительно хочет узнать о христианстве, у кого интерес именно к этому.  Больше от них ничего не требуется. Но кто в итоге придет на эти миссионерские встречи, зависит от тех, кто приглашает.

А если у человека интерес к христианству небескорыстный — скажем, он хочет получить от Бога что-то очень конкретное, а не узнать нечто о христианстве?

Наталья Адаменко: Мы все сначала хотим что-то получить от Бога, это совершенно естественно. Как правило, люди именно с таким, скажем прямо, потребительским настроем поначалу и приходят. Но чтобы что-то получить, надо знать, от Кого получаешь. И это понятно каждому: чем лучше мы человека знаем, тем легче у него что-то попросить. То же и с Богом: надо Его сначала получше узнать, а потом уже связывать с Ним свою жизнь. Поэтому предложение больше узнать о христианстве и о Боге, о Христе и о Церкви доступно и открыто для каждого. И, кстати, не обязательно приглашать на встречу только неверующих, это может быть и верующий, но другой религии, по каким-то причинам интересующийся христианством.

Проводит эти встречи, как правило, опытный миссионер-катехизатор, который готов затем этим людям помогать в воцерковлении, проводить катехизацию. Это важно, потому что с самого начала люди видят человека, с которым складываются отношения, это облегчает их путь в Церковь. Здесь без доверия невозможно — ведь не будешь доверять свою будущую жизнь неизвестно кому.

И вот, собираются люди, и звучит миссионерская проповедь. Только эта Евангельская весть звучит не теми же словами, какими возвещали ее апостолы. Невозможно прийти сегодня на встречу о христианстве и просто прочитать кусочек из Нового завета, скажем, проповедь одного из апостолов где-нибудь в синагоге. Мы совсем не похожи на иудеев времен Христа, да и синагоги теперь совсем другие. Поэтому нужно говорить людям о вечной Истине Евангелия современным языком. И наши миссионеры-катехизаторы это умеют. Они учатся этому в Свято-Филаретовском институте в течение нескольких лет, заканчивая, как минимум, первую ступень богословского образования — бакалавриат. Но, кроме того, они учатся и в практической жизни, потому что когда мы общаемсяся с людьми, то видим, как им доносить слово Евангелия, как им говорить о воле Божьей. Да и сами катехизаторы — люди современные, как Вы понимаете (улыбается).

Поэтому миссионер всегда занимается переводом: он переводит смысл Евангелия на понятный язык тем, кто собрался вот здесь, сейчас. И конечно, такая проповедь трогает человека. Человеку нравится то, что он слышит о Жизни вечной, о Воскресении из мертвых, о надежде на Бога, Который сотворил весь этот мир и Который, оказывается, может все. Человек бывает поражен, узнавая о Силе Божьей, о том, что Бог живой, что Он отвечает на молитву, а молитва - это настоящее общение с Богом, а не что-нибудь другое. Вот так вдруг перед человеком открывается очень и очень многое, чего он раньше не знал.

Здесь есть еще важный момент — о Евангелии говорит не один человек, потому что, как мы знаем из Писания, свидетельство одного не истинно. Должны быть еще люди, которые своим духовным опытом, опытом общения с Богом подкрепят слова ведущего, чтобы помочь пришедшим людям соотнести Евангелие со своей жизнью. Ведь мы все разные люди, и опыт одного не похож на опыт другого. Поэтому после основного вступительного слова обычно звучит несколько свидетельств верующих православных христиан, членов братства, которые воцерковились в разные годы, и их путь в Церковь состоялся. Они могут рассказать о том, как они искали Бога и как пришли в Церковь, не описывая подробно, что было с ними после таких миссионерских встреч, поскольку для пришедших это пока и не интересно и не важно.

Им важно то, что сейчас их сюда привело, а это всегда очень разные причины. Здесь нет шаблонов. Каждый по-разному приходит к Богу, каждый по-разному Его ищет. У кого-то это поиск смысла жизни, у кого-то - поиск любви, надежды, настоящей дружбы, которая, кстати, очень редко встречается. Или поиск смысла истории — бывали такие свидетельства. И когда люди видят, что они не одиноки, что и у других бывают подобные вопросы, это тоже помогает им принять Евангелие и соотнести свой путь жизни с путем христианства. Кстати, именно на таких встречах многие впервые слышат о том, что христианство — это путь, на который можно встать и идти по нему. И если этот путь открывается перед человеком — перед ним встает выбор: сейчас и здесь я могу пойти по этому пути, а могу не пойти.

Этот выбор человек должен совершить абсолютно свободно, без всякого давления, тем более, без запугивания. Бывают такие горе-миссионеры, которые начинают пугать людей Страшным судом, вечными муками, адом. Конечно, может быть, это на кого-то и действует, но ведь это манипуляция, насилие над человеком. Христос адом не пугал. Он говорил притчами, тем самым помогая людям самим сделать выбор.

Все-таки мы встречаем в Евангелии, например, притчу о богаче и Лазаре - разве она не об аде?

Наталья Адаменко: Но это притча. И Христос говорил ее не ищущим людям, а фарисеям. А, например, притча о сеятеле совсем другая: вышел сеятель сеять, зерно падает туда или сюда. Зерно — это слово Евангелия, говорит Христос: сеятель сеет слово, а принимают его по-разному. То же самое происходит на миссионерских встречах. Очень по-разному люди принимают Евангелие. Кто-то уже готов идти дальше, кто-то готов открыть Богу свое сердце, принять слово, как та добрая земля.

И если у человека есть какие-то вопросы, он может их задать прямо тут же, на встрече. Здесь может проявиться и недоумение, и даже возмущение — ведь часто люди приходят с четким пониманием, что они-то уж знают, что такое христианство, поэтому с чем-то из сказанного могут и не согласиться. Вот вы им скажете, что христианство — это Любовь и Свобода,  а они ответят, что на самом деле это земные поклоны, свечки и купола, и они в этом уверены на сто процентов. Такие вопросы бывают, потому что образ христианства, образ Церкви у людей неверующих, сомневающихся сильно искажен. Конечно, на них влияет и та антицерковная кампания, которая сейчас  развернута в СМИ, люди все это читают. Иногда они приходят поспорить и доказать что-то свое. Это не страшно — опытный катехизатор ответит на любой подобный вопрос. Люди могут думать, что задают каверзные вопросы, а на самом деле они повторяются из года в год, из века в век.

Потому что Евангелие не меняется. Как бы ни менялся мир, Евангелие остается тем же, потому что Христос всегда и во веки Тот же. И получая ответы на свои вопросы, человек может утвердиться на пути Христовом. Тогда ему предлагается идти вместе с теми людьми, которые тоже пришли на эту встречу, идти по пути воцерковления, вступать вместе в Церковь.

По опыту, который есть у нас в братстве, из тех, кто начал оглашаться, в среднем воцерковляется около 70%. Это очень большой процент. Конечно, всегда есть люди, которые до конца не идут, а где-нибудь на половине пути говорят: все, мне хватит, можно быть верующим, но не до такой степени. Эту степень они себе определяют сами и уходят. Ну что ж, как известно, невольник не богомольник. И мы знаем, что Христос никого никогда не заставлял идти за Собой, Он лишь предлагал: хочешь идти за Мной — отвергнись себя, возьми свой крест и иди. И это «хочешь» - милостивое предложение. Если ты хочешь, ты идешь. Если не хочешь — тебя никто не заставит. Во все времена были попытки напугать человека или им манипулировать, чтобы он стал христианином, как правило, формально. Но зачем это нужно?

Так вот, после первой миссионерской встречи человек может прийти на вторую подобную встречу и снова задать свои вопросы. Он может потом пойти так называемое предоглашение, то есть еще небольшой цикл встреч, продолжающих его знакомство с христианством, и говорить об этом еще и еще. Причем предоглашение нужно не всем: те, кто уже определился с выбором христианского пути, могут сразу начинать оглашение.

И знаете, что здесь удивляет и радует, так это то, что за все сорок лет, пока идут эти встречи, каждый раз число тех, кто хотел бы войти в Церковь, соответствовало числу катехизаторов и возможностям братства. Никогда не было такого, чтобы пришло в десять раз или даже в два раза больше людей, чем братство может принять на оглашение. Приходит столько, сколько нужно. Для нас это некоторый знак того, что это богоугодное дело. Ведь такие вещи невозможно предугадать. И когда ты ведешь миссионерскую встречу — ты никогда не знаешь, кто из сидящих перед тобой людей уже готов идти дальше, а кто еще подумает год, два, три, пять или больше. И каждый раз собирается две-три группы людей, для которых есть катехизаторы, готовые им помогать. Это удивительно.

И еще об одной удивительной вещи скажу. Конечно, мы молимся о тех, кого приглашаем на миссионерские встречи, вместе с ними приходим, если готовы им потом помогать — быть их поручителями, крестными. Но по опыту я знаю, что всегда находятся те, кто появляется в последний момент, те, кого Господь Сам посылает на встречи. Мы их встречаем за день, за два, даже за час до встречи как будто случайно. И вдруг этот человек говорит тебе: да, я хочу пойти на встречу, это то, что мне сейчас очень нужно. И таких людей немало. Для нас это тоже знак того, что Господь «пользуется» этим случаем и приводит людей на «открытые» встречи. Ведь люди склонны приписывать себе какие-то действия, это естественно для человека. А тут Господь нам показывает, что это Его пространство, Его Евангелие, это Он приводит людей к Себе в Церковь, а мы Ему только помогаем. Такие вещи нам помогают понять, как мы можем Богу послужить — нам нужно подготовить место для встречи человека и Бога, создать возможность для свидетельства о Нем, чтобы оно прозвучало, и чтобы Господь мог пригласить за Собой приходящих к Нему людей.

Беседовала Анастасия Наконечная

Информационная служба Преображенского братства

comments powered by Disqus