Что ищут люди, приходя в церковь?

На вопросы отвечает катехизатор Анна Алиева, к. соц. н., старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института.

Вы проанализировали свидетельства людей, прошедших оглашение в Преображенском братстве за последние 20 лет. С какими вопросами люди начинают свой путь в церковь? Что их волнует, что они ищут?

А. Алиева: Говорить о мотивации людей, которые приходят на оглашение, мы можем по анкетам и сочинениям «Мой путь к Богу и в Церковь», которые собраны в архивах Преображенского братства о всех оглашавшихся за 20 лет и на довольно большой территории - это практически вся европейская часть России, Урал и некоторые страны бывшего Советского Союза, такие как Беларусь, Молдова.

Запросы людей можно разделить на несколько категорий.

Есть люди, которые приходят в поисках смысла жизни, их вопрос: «Зачем я живу?», или «Как мне изменить жизнь?». Они чувствуют, что в их жизни чего-то недостает, что жизнь нужно менять.

Другие прямо формулируют вопрос о Боге: «Кто такой Бог? Какой Бог?» или даже «Что такое бог?». У них уже есть какие-то представления о Боге (боге), и они хотят больше узнать о Нем в православной церкви, к которой относятся с доверием.

Третьи – уже имеют какой-то опыт чтения Писания и молитвы, но понимают, что их опыт недостаточен, и они хотят его восполнить, сделать его более связанным с жизнью. Эти люди формулируют свой запрос напрямую: «Как правильно молиться?», «Хотелось бы лучше узнать Писание».

Четвертые – уже, так или иначе, знакомы с церковью, с богослужением, но хотели бы побольше узнать о таинствах, о жизни церкви, хотят глубже войти в эту жизнь.

Иногда начинают оглашение люди, не имеющие прямой мотивации поиска Бога и веры, или они это так формулируют вначале. Например, они пишут: «Я пришел, потому что меня позвал друг (подруга). Он сказал, что будет интересный разговор о христианстве. Я пришел и заинтересовался этим».

Таким образом, у людей, приходящих на оглашение, может быть очень разная мотивация: от серьёзных поисков веры или желания восполнить свои знания и опыт, до того, что человек приходит, как ему кажется, случайно.

Как меняются представления людей о жизни, вере, церкви во время катехизации?

А. Алиева: Практически у всех меняются представления о жизни и о церкви. Во всяком случае, для тех, кто не встречал церковь как христианское общение, как общину христиан.

Для очень многих ответ на вопросы о том, что смысл жизни есть, и что Бог есть, и что Бог – это «Кто», что Бог – это Тот, к Кому можно лично обращаться, становится откровением, поражающим их больше, чем всё, что они знали раньше. Церковь – это не просто какая-то структура, не просто богослужение, священники, епископы и храмы, а живая община, живое общение с Богом и ближними. Бог – живой, а церковь – это община, вот это главные моменты, которые людей поражают. Ещё они обнаруживают, что в жизни есть идолы, в том числе и в их собственной жизни, и что их очень трудно победить. Жизнь по вере возможна, но менять свою жизнь трудно. Они приобретают опыт жизни по вере и начинают делать то, что раньше им казалось просто невозможным, многие свидетельствуют об этом. Им открывается глубина личной молитвы, смысл Писания, смысл богослужения, открывается, что в храмах не просто красиво и запах ладана, умиротворяющая атмосфера, а совершается общая молитва к Богу всех присутствующих, открывается одна из возможностей послужить Богу.

Важным моментом для многих является ещё то, что на оглашении уделяется внимание заповедям Божьим и их исполнению, а также составлению собственных заповедей. Вот этот момент оказывается определяющим для человека, потому что здесь человек часто начинает замечать людей вокруг себя. Есть свидетельства, что человеку самому становится видно, как меняется его жизнь и отношение к другим людям. Например, они пишут, что им внезапно открывается, что им нужно делать усилия и общаться со своими родителями с разумной регулярностью, не повышать голоса на них, или на жену/мужа, или на ребенка, что нехорошо ездить "зайцем" или врать. Больше всего поражает человека, что у него начинает получаться то, что никогда не получалось. От этой конкретики захватывает дух, от возможности исправить свою жизнь в любом возрасте.

Многие из прошедших катехизацию людей пишут в своих сочинениях, что им открылся их путь: они начинают видеть, что Господь вел их всю их жизнь, задолго до того, как они переступили порог храма или пришли на оглашение. Что значит обрести путь в жизни? Почему это важно для любого человека?

А. Алиева: Каждому человеку, можно обратиться к собственному опыту, хочется, чтобы в его жизни не было хаоса, чтобы он понимал, от чего он идет и к чему он идет, чтобы в жизни была некоторая логика, последовательность и цель. Путь как раз связан с обретением целостности и последовательности. Человек хочет сознательно идти от одного этапа жизни, он хочет понимать, что с ним происходит в жизни, чтобы жизнь на представляла собой цепь случайных событий.

Когда человек обретает Бога, у него эта последовательность жизни выстраивается. Сочинение «Мой путь к Богу и в Церковь» может помочь человеку увидеть свою жизнь как целостность, в которой действует Господь, несмотря на все наши ошибки. Это становится возможным благодаря обретению на оглашении опыта того, как Господь действует в его жизни, как Господь нашу жизнь выправляет. Такая целостность жизни – большая ценность для каждого человека.

  

Вопросы задавала Наталья Адаменко

Портал "Идите, научите все народы"

comments powered by Disqus