Проблемы катехизации «слушающих» и «просвещаемых»: типичные ошибки катехизаторов и их помощников

Материалы круглого стола на конференции "Традиция святоотеческой катехизации: Длительная катехизация сегодня"

Темы для дискуссии:

1. Фундаментальные ошибки, связанные с искажением духа и смысла катехизации
2. Ошибки, связанные с отсутствием ясной цели и задач катехизации


1. Фундаментальные ошибки, связанные  с искажением духа и смысла катехизации

• Принимать за катехизацию какие-то иные формы просвещения (например, духовное образование).

Свящ. Георгий. С точки зрения святоотеческих традиций та практика катехизации, которая существует в большинстве московских приходов, — очень часто недостаточна: обычно это две беседы, после которых сразу следует крещение. Может быть, это предоглашение или еще что-то, само по себе неплохое, но полноценной катехизацией это назвать довольно сложно. Также большой недостаток некоторых священников заключается в отсутствии дерзновения — чтобы прямо взять и начать ответственно проводить катехизацию. Сюда же, мне кажется, можно добавить боязнь сказать «нет» тем людям, которые без подготовки приходят креститься и становиться крестными.

• Крещение без качественной подготовки — ложная надежда на спасение.

В. Якунцев. У меня большое беспокойство по этому поводу. У блж. Августина в трактате «О вере и делах» меня в свое время до глубины души проняли строки, где он пишет о проблеме, которая уже существовала в его время: многие хотели креститься без подготовки. Кто-то говорил, что надо как можно быстрее креститься. Но Августин заявляет: мы виноваты, что даем людям ложную надежду на спасение. Если в церкви нет длительной катехизации, то встает вопрос, не даем ли и мы людям сегодня такую ложную надежду.

• Искажение образа Церкви и понятия воцерковленности.

Свящ. Виктор. Проблема, собственно, одна — в понимании того, что такое Церковь. В этом, наверное, главная ошибка ех катехизаторов, с которыми мне приходилось общаться, которые катехизируют на приходах. Они же не понимают, что это такое на самом деле, не знают, куда вести людей. У них есть какое-то собственное представление о Церкви, о норме церковности; исходя из этого, они что-то делают. Ведь мы говорим об оглашении как о воцерковлении. А что это означает? Человек появился на приходе и участвует в таинствах? Или все-таки жизнь его поменялась, стала соотноситься с Христом, с Евангелием? Далее, предположим, что какие-то признаки воцерковления мы установили. Но есть и другая сторона вопроса. Воцерковление подразумевает не только то, что человек входит в Церковь, но и то, что Церковь его принимает. Если иметь в виду современную ситуацию — он вообще-то церкви нужен? К сожалению, мы видим, что не особенно. Мы только очень часто от него чего-то хотим в приходе. Поэтому если будет верная экклезиология, понимание церковной нормы, то и две беседы перед крещением — уже немало. Равно как и длительная катехизация — без понимания того, что есть Церковь и что такое воцерковление, — вполне может оказаться не просто бесполезным, но вредным явлением.

• Формализация катехизации, утрата живого духа Божьего присутствия.

Свящ. Игорь Киреев. Ошибки часто сводятся к определенной формализации живого процесса. Когда существует жесткое следование определенной программе, то это естественно способствует угасанию интереса к живой встрече с Богом и с ближним. Главной ошибкой может быть только утрата этого живого духа, духа свободы. Поэтому можно сказать, что главная проблема — это проблема искренности нас всех — тех, которые пытаются работать с людьми. Недостаток нашей любви, недостаток молитвенного усердия. Насколько мы открыты Богу, настолько мы открыты и ближнему.

Свящ. Георгий Кочетков. В церкви может быть система оглашения, но сама Церковь не должна становиться системой. Введенная сейчас официальная система, конечно, не работает в качестве огласительной. Это не катехизаторы, это не оглашение, надо просто себе в этом признаться. Важно, чтобы здесь не было смешения, иначе можно впасть в уныние.


2. Ошибки, связанные с отсутствием  ясной цели и задач катехизации

• Недостаток поручителей или помощников.

• Ошибки в критериях: кого можно брать на оглашение, а кого нет; перевода с этапа на этап; готовности к крещению; ложные мотивы оглашаемых; ложные мотивы катехизатора (например, ложное милосердие, зацикленность на результатах и др.).

В. Якунцев. Цель катехизации — в том, чтобы человек был поставлен на служение, введен в служение всех верных — как царей, священников и пророков Бога живого, чтобы вошел в народ Божий и смог служить своим даром, приносить духовные плоды. С самого начала нужно обращать внимание на то, как человек настроен? Известно, что позиция, мол, как-то потом «стерпится-слюбится», что-то ему откроется, себя не оправдывает. Человек должен уверовать. В нормальном случае это должно произойти до оглашения, а уже потом человеку нужно его проходить. По опыту можно сказать, что собственно оглашаться человек реально начинает в тот момент, когда произошла встреча со Христом. До этого же момента была не катехизация, а что-то другое…

В. Ларионов. О ложной мотивации. Порой люди приходят на оглашение по каким-то житейским, человеческим мотивам. Например, у молодого человека верующая невеста, ему хочется жениться. Поэтому он готов пойти на оглашение, прикладывать усилия… К сожалению, мы с вами живем в обществе, где распространен принцип «два “у”»: люди очень хорошо умеют угадывать, чтобы угодить. В состоянии «угадать, чтобы угодить» можно пребывать очень долго. Оно воспитывается и приветствуется средой, поэтому вполне может быть перенесено и на оглашение. Его не всегда легко распознать. Человек может говорить правильные слова, правильно себя вести. Катехизатору нужно во всем этом духовно разобраться, понять, нет ли здесь момента ложной мотивации. А для этого требуется общение (с которым очень хорошо помогают поручители).

В. Якунцев. Можно наметить критерии готовности к крещению, которые есть и в святоотеческих текстах, и в Новом завете. Допустим, решение о возможности крещения принимается после свидетельства Духа Святого. Апостол Петр говорит: «Дух Святой на них сошел, что мешает им креститься?» (см.: Деян 10). В церковной традиции, насколько можно видеть, этот критерий был усвоен через свидетельство через брата, через верного, т. е. через поручителя. Если поручителя, т. е. свидетеля реальности покаяния, нет, то это не просто некий извинительный недосмотр, а противопоказание для продолжения оглашения. Интересно, что в древней церкви достаточно долго существовало требование, что у оглашаемого обязательно должен быть поручитель. Без поручителя, без свидетеля избежать ошибок катехизации принципиальным образом невозможно.

А. Копировский. Одна из самых больших ошибок катехизатора на собеседовании перед первым этапом (так же как и на последующих этапах) — это ложно понимаемое милосердие. «Дешевая милость» — известное выражение Д. Бонхёффера. Это в контексте нашего обсуждения значит, что катехизатор готов закрыть глаза на многие проблемы в жизни оглашаемого и ничего от него не требовать, лишь бы перевести его на следующий этап. Катехизатору потребуется сделать духовное усилие, чтобы не совершить такой подмены.

• Объединение в одной группе особенных и нормальных катехуменов.

Д. Попиченко. Для особенных катехуменов срок оглашения полтора года очень велик, им не хватает сил, духовной вместимости. А для обычных катехуменов срока краткого оглашения, наоборот, недостаточно. Они получаются «невыношенными», не успевают обрести опыт изменения жизни: очень многого не узнали, не прожили, в себя не впитали.


Традиция святоотеческой катехизации : Длительная катехизация сегодня : Материалы Международной научно-практической конференции (Москва - Московская область, 11-13 мая 2015 г.). М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2016. - с. 69-73.

comments powered by Disqus