Современная практика подготовки к Крещению и пример Древней Церкви

Из доклада В.И. Якунцева «Критерии готовности к таинству Крещения в огласительных школах Древней Церкви»

Из доклада руководителя методического центра по миссии и катехизации при СФИ В.И. Якунцева «Критерии готовности к таинству Крещения в огласительных школах Древней Церкви». Доклад был прочитан на секции «Подготовка к таинству Крещения» XVIII Международных Рождественских образовательных чтений.

Современная практика Крещения и попытки подготовки к нему практически всегда, к сожалению, не соответствуют критериям готовности, которые исповедовали в огласительных школах Древней церкви. Главная беда всех этих попыток - во введении в Церковь людей без предкрещального покаяния, предполагающего полный отказ от пути греха и смерти, подтвержденного как открытым свидетельством, так и практически. Чаще всего такая цель или вообще не ставится, или отстраняется на второй или третий план, заслоняясь образованием и научением частным вещам. И нам, конечно, нужно делать усилия, чтобы изменить такую практику.

На наш взгляд, особо интересным является и тот факт, что Священное писание Нового завета и писания отцов-катехизаторов1 содержат в себе постоянную скрытую или открытую полемику с язычеством, агрессивно пытающимся проникнуть в церковную ограду. В корпусе Священного писания, например, есть целая книга - послание Иуды, полностью посвященная этой теме. И задаешься вопросом: что привлекает язычество в Церкви, в ее общине, братстве, приходе? Возможность социальной и психологической компенсации? Карьерные мотивы?.. Чудо?.. Несть, видимо, числа этим мотивам, основная характеристика которых - потребительство. Кроме рациональных, объяснимых, есть еще, возможно, и иррациональные мотивы - какая-то тайна в желании порока осквернить святыню.

Основной задачей в этой полемике для св. отцов было разрушить ложную уверенность в спасении через крещение, но без предваряющего покаяния. Эту уверенность всегда проповедовало квазицерковное язычество. И если в I, II и III вв. это суеверие встречалось постоянно, но было еще как бы рассеяно, то к началу V в., судя по текстам блаж. Августина, оно конденсируется и обретает характер учения, напрочь отметающего необходимость катехизации и предкрещального покаяния (см., например, его творение «О вере и делах»). Согласно этому учению, в частности, переход израильтян через Чермное море (любимый отцами прообраз Крещения) не требовал, мол, никаких предварительных условий, а Закон (прообраз катехизации и покаяния) был дан после него. (Практически же это учение оправдывало не-исход из Египта, т.е. желание остаться в рабстве, что подтверждается и иудейским преданием, говорящим, что лишь небольшая часть израильтян поверила Моисею и пошла за ним).

Каждый, кто практически занимается катехизацией, ориентируясь на святоотеческую традицию, знает, что самое трудное - помочь катехумену обрести покаяние.

Известный всем нам русский миссионер и катехизатор свт. Иннокентий Московский писал в середине XIX в.: «Привести в чувство раскаяния и сокрушения есть одно из труднейших дел проповедника; но сие состояние есть одно из важнейших в обращении человека и есть возделанная земля для насаждения семени христианства. Ибо тогда оно может пасть в самую глубину сердца его и, при последующем содействии благодати, принести обильный плод».2

А если нет этого покаяния, то нет и веры. Значит, и нет оснований для Крещения. Если же его все равно совершают, то нужно вслед за св. отцами открыто свидетельствовать о грехе, потому что такое крещение - недейственно. Именно так это в XX веке делал, например, прот. Николай Афанасьев. «Величайшая неправда, - писал он в своей известной книге «Вступление в Церковь», - заключается в том, чтобы допускать к приему в Церковь того, кто не верует или недостаточно верует, в расчете, что вера и искреннее расположение явятся впоследствии. Это - грех против Духа Святого, против Церкви и против того, кого церковная власть объявила принятым в Церковь и кого не принял Дух».3

И у нас есть надежда, что через такое свидетельство произойдет возврат к святоотеческим критериям готовности к Крещению, а значит и к соответствующей практике подготовки к нему.

------------------------

1. См., например:

«Придите, катехумены, покайтесь для принятия крещения во оставление грехов. Тот принимает крещение во оставление грехов, кто перестает грешить. Если же некто приходит ко крещению, продолжая грешить, оставления грехов он не получит. Поэтому я прошу вас не приступать ко крещению без тщательного исследования и глубокого рассуждения, покажите прежде достойный плод покаяния (ср. Лк. 3, 8). Пребудьте некоторое время под добрым руководством, избегайте всякого порока и непотребства и так вы получите отпущение грехов, когда начнете презирать грехи ваши» (Ориген. Проповедь на Лк. 21, 4. Цит. по: Свящ. Владимир Хулап. «Катехуменат в истории Церкви»).

«Внимайте, катехумены, слушайте и извлекайте пользу из того, что я говорю для вашей подготовки, ибо вы еще не крещены. Придите к источнику, омойтесь для спасения; не довольствуйтесь лишь омовением подобно некоторым, не омывшимся для спасения, принявшим воду, а не Святой Дух, ибо омывшиеся для спасения принимают вместе с водой и Святой Дух» (Ориген. Проповедь на Иез 6, 5. Цит. по: Свящ. Владимир Хулап. «Катехуменат в истории Церкви»).

«Приступил некогда к купели Симон волхв; крестился, но не просветился; тело омыл водою, но сердце не просветил духом, тело входило в купель и вышло из нее, а душа не спогреблась Христу и не совосстала с Ним. <...> Если же ты останешься в злом произволении своем, то проповедующий тебе не будет виноват, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя приимет, но Дух не приимет» (Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение предогласительное, 2. Цит. по: Свящ. Владимир Хулап. «Катехуменат в истории Церкви»).

«Если омывается тело, в то время как душа не омыла пятен своих страстей, и жизнь после крещения - такая же как и ранее, было бы смело сказать, я скажу это и не отступлю, в таких случаях вода - это вода, дар святого Духа никогда не появится в том, что происходит: порочность души оскорбляет образ Божий» (Св. Григорий Нисский. Катехизическая проповедь, 40. Цит. по: Свящ. Владимир Хулап. «Катехуменат в истории Церкви»).

«Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе; даже те, кто, будучи известен своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно (и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха». «С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, они достигнут вечного спасения» ( Блаж. Августин. О вере и делах. 1.1. и 26.48. Цит. по: Свящ. Владимир Хулап. «Катехуменат в истории Церкви»).

2. Свт. Иннокентий Московский. Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру. Православный благовестник N№14, 1895. С. 260.

3. Прот. Н. Афанасьев. Вступление в Церковь. М., «Паломник», 1993. С. 98.

comments powered by Disqus