Основные трудности второго этапа оглашения катехуменов

Второй, или основной этап оглашения традиционно является важнейшим периодом в процессе подготовки нормальных катехуменов (то есть людей от 21 до 55 лет без аномалий психического и физического развития) к таинству Просвещения.

В огласительной практике Древней церкви, а также в современной практике катехизации, проводимой Преображенским содружеством малых братств, задачей второго этапа становится освобождение человека от «идолов» прежней дохристианской жизни, отречение от сатаны и сочетание со Христом, выраженное в принесении обетов Крещения.

Уникальность этого небольшого отрезка времени (как правило, 40-50 дней), благодатный опыт «пересотворения человека» [2], трудности и препятствия, с которыми сталкиваются оглашаемые второго этапа, представляют несомненный интерес для всех, кто так или иначе причастен к делу катехизации в современной церкви. Особенно актуальным этот вопрос становится для команды катехизатора и помощников, а также для поручителей, поскольку трудности катехуменов переживаются ими как личные трудности и проблемы. В данном контексте попытка анализа и классификации этих трудностей будет весьма полезна.

В качестве источников для анализа были использованы научные труды, доклады и интервью практикующих катехизаторов Преображенского братства, студентов Свято-Филаретовского института и участников ежегодных конференций по катехизации, проводимых Преображенским братством. Дополнительными источниками являются отчёты об огласительных встречах второго этапа группы Свято-Екатерининского малого братства, проводившихся весной 2014 года в Екатеринбурге.

Для удобства классификации упомянутый выше аналитический материал был рассмотрен через аспекты научения, которые пронизывают все этапы оглашения – через учительную часть (закон веры), молитвенно-литургическую часть (закон молитвы) и деятельную часть (закон жизни) [6, с. 41].

Наиболее интересной, непредсказуемой, трудной на втором этапе, по свидетельству многих участников катехизационного процесса, является учительная часть, закон веры. Это вполне объяснимо тем, что за непродолжительный период времени катехумен иногда полностью меняет мировоззрение, привычные точки опоры, избавляется от иллюзий. Именно трудности учительной части стоит рассмотреть более подробно.

Как известно, учительная часть связана с так называемой передачей Символа веры, то есть не отрывочным, систематическим и концептуальным изложением христианского вероучения на уровне керигмы. На данном этапе не затрагиваются вопросы догматики, мистического и аскетического опыта Церкви.

В катехизисе [4] свящ. Георгия Кочеткова, которым пользуются катехизаторы Преображенского братства, темы встреч составлены таким образом, что изложение истории спасения чередуется с изложением вероучениея Церкви (Символа веры). В рамках каждой темы есть свои трудности восприятия. Учитывая опыт жизни людей до оглашения, самыми непростыми для восприятия и осмысления являются темы о Боге-Творце и сотворении мира, о сотворении человека, его предназначении и грехопадении, о Христе как Сыне Божьем и Сыне Человеческом, о Кресте и Воскресении.

Вопрос о Боге-Творце и сотворении мира: опасности деизма

Нехристианское сознание, как правило, не вмещает откровения о Боге-Творце. Катехумены, считающие себя христианами, на деле очень часто являются скрытыми деистами, поскольку верят, что в начале всё было совершенно, а потом стало портиться. Эта позиция довольно резко разъединяет языческое и христианское сознание. Христиане веруют, что всё сотворенное имеет принципиальное несовершенство, что в творении всегда заложено движение к совершенству. Бог является Творцом при создании мира, но Он не перестал быть Творцом и сейчас. Более того, Бог не знает, когда и каким образом закончится история мира, так как она зависит и от человека тоже. Принятие или отвержение откровения о библейском Боге-Творце прямо отражается на том, как человек выстраивает свою жизнь, творит ли он вместе с Богом каждый новый день, устремлён ли он к «жизни будущего века» [8, с. 40].

Вопрос о человеке: христианская антропология и современный миф о человеке

Вопрос о человеке – один из самых острых для людей, проходящих оглашение, он их волнует даже прежде разговора о Боге. Одна из задач христианской антропологии — оправдать существование человека, дать надежду и вдохновение для совершения человеком своего призвания, для утверждения своего достоинства. У современных катехуменов здесь можно выделить две устойчивых мифологемы: 1) уверенность в том, что положение человека не настолько безнадежно, чтобы признать собственное бессилие и отдать всё Богу; 2) неверие в человечество Христа: «... Если всерьёз признать, что Он не только Бог, но и Человек, – это сразу рождает ряд следствий: значит, Ему можно и нужно подражать... А когда Он просто Бог, тогда это к нам в принципе как бы особо и не относится» [2].

В этой же теме людям неожиданно слышать, что учение о бессмертии души конфликтует с христианским учением о спасении и воскресении. Бог спасает не только душу человека, но всего человека в целостности и единстве духа, души и тела. Сами по себе человеческие дух и душа не существуют, источник их жизни – в Боге, Который один может вернуть к жизни, то есть воскресить.

С темой о человеке связан и вопрос о грехопадении, об ответственности человека за нынешнее состояние мира. Самое трудное для оглашаемых – осознание того, что источник зла находится в самом человеке. Человеку свойственно искать внешние причины и оправдания своим поступкам и грехам. Откровение о том, что зло исходит из сердца человека, может повергнуть в уныние, но может и пробудить жажду Христа как личного Спасителя и даровать подлинное покаяние.

Вопрос о Богочеловеке: смысл Креста и Воскресения

Сознание людей бывает настолько разорвано, что они не вмещают спасительного подвига Христа, связи между жизнью Христа и Его Воскресением. Как правило, люди с опытом приходской жизни очень «любят» страдания, считают, что суть прихода Христа – в том, что Он пострадал, поэтому и любое страдание спасительно. Для многих очень не просто принять, что Иисус был убит и потом воскрес именно в силу того, что Он определенным образом жил и учил, поэтому не всякий крест спасителен [8, с. 45].

Для оглашаемых, которые на своём опыте не пережили личное крушение в части исполнения заповедей, трудно вместить благую весть о Кресте и Воскресении. Их удерживает страх обретения Креста, ложные надежды на человеческие силы или более удачные обстоятельства, что делает невозможным движение вперёд по пути богопознания [1, с. 134].

 

В заключение подчеркнем ещё раз основные трудности, с которыми сталкивается катехумен во время прохождения учительной части второго этапа.

Первое — неожиданная близость Бога-Творца к миру и человеку, и следующее за этим осознание соработничества человека и Бога в устроении мироздания «хорошо весьма».

Второе — принятие на себя ответственности за судьбу мира, в том числе и за то что, что «мир во зле лежит».

Третье — трудность отождествления своего пути с жизнью Самого Христа, который в таком случае подразумевает несение Креста, распятие и Воскресение.

Таким образом, основные трудности учительной части отражают неповоротливость человеческого сознания, привязанность к своим представлениям, и могут стать серьёзным препятствием для катехумена на его пути к Богу. Катехизатору важно быть готовым не только аргументированно ответить на все внутренние «конфликты» человека, но и «представить такую целостную картину мира, которая позволит почувствовать приобщённость к огромному, живому содержанию, превосходящему и тех, кто говорит, и тех, кто слушает» [1, с. 136].

 

Литература

1. Борисенко А. Главные этапы оглашения нормальных катехуменов: что в них главное, что второстепенное? // Альманах Свято-Филаретовского института «Свет Христов просвещает всех», М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007. Выпуск 1, С. 126-142.

2. Вопрос о человеке – один из самых острых для людей, проходящих оглашение. Интервью с Владимиром Якунцевым, сотрудником методического центра по миссии и катехизации при СФИ // Газета «Кифа» №4 (174), март 2014 года

3Как купить жемчужину. Интервью с Владимиром Якунцевым, сотрудником методического центра по миссии и катехизации при СФИ // Газета «Кифа» №1 (123), январь 2011 года.

4. Кочетков Георгий, свящ. «В начале было слово»: Катехизис для просвещаемых. М., Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007. – 472 с.

5. Кочетков Георгий, свящ. Таинственное введение в православную катехетику. М, МВПХШ, 1998.

6. Кочетков Георгий, свящ. Оглашение просвещаемых – основной этап катехизации // Традиция святоотеческой катехизации: Основной этап: Материалы международной богословско-практической конференции (28-30 мая 2013 г.). М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014. С. 38-58.

7. Кочетков Георгий, свящ. Об особенностях проведения второго этапа оглашения - научения слушающих // Журнал «Православная община», № 39, 1997 г.

8. Якунцев В.И. Курс лекций по катехетике 2013-2014 гг. Лекция № 8, СФИ ркп.


Анастасия Борчевская

Доклад на XXI Сретенских чтениях, Москва, 21 февраля 2015 г., секция миссиологии и катехетики.

comments powered by Disqus