Никто не сходил с места, пока разговор не был закончен

Интервью с членами оргкомитета конференции СФИ "Традиция святоотеческой катехизации: основной этап"

Чего Вы ожидали от конференции? Что, на Ваш взгляд, удалось, а что не удалось?

Д.С. Гасак, проректор СФИ. Пока трудно судить. Такие конференции всегда немного не соответствуют ожиданиям. Скажем, я ожидал разговора об этапе катехизации, который называется вторым этапом или вторым оглашением. Это короткий этап на пути катехуменов, когда церковь для них открывает своё вероучение, по крайней мере, в керигматической* своей части. Очень важен разговор не только о передаче знаний, но и о том, какому духовному опыту соответствует этот этап пути оглашаемых по вхождению в церковь, какова должна быть их вера, чему она должна соответствовать, как она должна себя проявлять, какой должна быть норма благочестия для них, кто эти люди - оглашаемые второго этапа - в церкви и как церковь к ним относится, и каково должно быть их отношение к церкви. Понятно, что темы докладов есть и более академические, связанные с историей огласительной традиции, и сугубо практического свойства, связанные с тем опытом, который есть на сегодняшний день. В целом, на мой взгляд, результат превзошёл ожидания - я думаю, потому, что Господь Бог помогает и даёт такой аванс взаимного доверия со стороны всех участников конференции, который трудно предвидеть. Это трудно запланировать, это не под силу ни одному оргкомитету. По этому действию Божьей благодати уже можно судить о том, что конференция удалась.

Проф. А.М. Копировский, учёный секретарь СФИ, председатель оргкомитета. Я ожидал (как и все) успешного продолжения работы над темой катехизации. Ведь этой конференции предшествовали ещё три с подобным содержанием. Проводить их не становится проще: необходима очень большая предварительная работа, чтобы, как в иконописи, идти вглубь одной и той же темы. О докладах поэтому нужно договариваться с каждым автором. Ведь мы не спрашиваем их: «что Вы нам предложите?», а говорим: «предлагается такая­то конкретная тема, Вам подойдёт?»

На прошедшей конференции мы ожидали, конечно, не прозрений и откровений, а серьёзного обмена опытом.

У кого­-то его больше, у кого­-то меньше, но тех, кто совсем не имел бы отношения к огласительной тематике, среди участников не было. Хотя порой миряне Преображенского братства, которые уже провели много огласительных циклов в разных городах, оказывались более включёнными в проблему, чем священники, которые лишь начинают проводить оглашение сами.

Я не могу сказать, что не сбылись какие-­то мои ожидания, потому что планов непременно достичь того-­то, сделать то­-то мы не строили. Ситуация была открытой, что-­то могло и не получиться. Но, тем не менее, взаимного непонимания не возникло ни по одному вопросу. Не случилось и организационных проколов, столь частых при организации мероприятий такого масштаба. Большое количество людей удалось на три дня привезти за город, в место, где они не только заседали, но и жили, и никто не рвался в Москву. Все были вместе и на заседаниях, и на богослужении (хотя в программе оно было обозначено «по желанию»). Все вместе ходили на трапезы, смотрели наш братский дом и устроенную в нём выставку картин и икон, разговаривали, общались. Я считаю, что удача конференции во многом этим определилась, потому что было возможно настоящее погружение в тему.

Что на конференции было для Вас самым важным?

Д.С. Гасак. Трудно сказать, потому что при подготовке конференции оргкомитет так разработал программу, что в ней нет «проходных» тем. Мы старались учесть все основные моменты, связанные с проблематикой второго этапа оглашения, и заказать доклады разным специалистам из Москвы и других городов, имеющим разнообразный опыт оглашения в разных епархиях. Это чрезвычайно интересно, поэтому все темы важны. Тем не менее, если говорить о неожиданном, очень живым оказался круглый стол о пастырских аспектах проведения катехизации, где мы, не ожидая того, попали в такие болевые точки современной церковной жизни, современной приходской практики, что это вызвало очень важную и большую дискуссию. Никто не сходил с места, пока разговор не был закончен. Очень важен и разговор о том, кто такие сегодня катехумены в церкви, что означает понятие «просвещаемые» в процессе прохождения основного этапа оглашения, и вопрос о том, какова тематика и объём огласительных тем второго этапа оглашения. Обсуждение проблематики начальной темы основного этапа катехизации - темы сотворения мира - тоже оказалось чрезвычайно интересным и плодотворным.

А.М. Копировский. Творческая атмосфера. В этот раз, может быть, дискуссии были даже более важными, чем доклады. Впрочем, доклады так и строились - чтобы вбросить тему, «разогреть» участников, а потом обсудить предложенный в докладе опыт или, наоборот, проблемные вопросы не за три­пять минут (как бывает, когда планируется восемь или десять докладов в день). Важными были круглые столы, когда участники начинают разговор, а потом включается весь зал. То, что была возможность настоящего диалога, с общим поиском ответа, где и ход обсуждения, и его результаты часто оказывались неожиданными. Даже доклад, в котором автор предложил слишком широкий круг огласительной литературы: в одну телегу впряг и коня, и трепетную лань, и лебедя, и рака, и щуку, вызвал нормальную доброжелательную реакцию. При его обсуждении прежде всего отметили наличие в списке книг, которые ещё несколько лет назад вряд ли широко рекомендовались бы в качестве огласительной литературы - произведения К.­С. Льюиса «Расторжение брака» и «Письма Баламута». А потом возразили автору по поводу включения в этот список текстов протодьякона Андрея Кураева: не из­-за самих текстов, а потому, что он в полемике позволяет себе абсолютно некорректные выражения и действия. Слова и дела христианина, книги которого рекомендуются оглашаемым, не должны расходиться. И так было во всех обсуждениях: говорили открыто, и результаты были ощутимыми.

Как Вы думаете, какие плоды принесёт эта конференция?

Д.С. Гасак. Поживём - увидим. Мы, организаторы, в некотором смысле чувствуем себя «рабами, ничего не стоящими». Мы стараемся делать то, что мы должны делать. А плоды будут зависеть от Господа Бога и от усилий участников конференции. Хотелось бы, чтобы церковь более широко и глубоко восприняла ту часть церковной традиции, которая скрыта за краткими словами «второе оглашение», «второй этап», проблематику научения и преподания вероучительной системы, христианских вероучительных представлений. Хотелось бы, чтобы темы «Бог и мир. Сотворение мира», «Сотворение человека», «Грехопадение», «Боговоплощение и земное служение Спасителя», тема рождения Церкви и церковного устройства и другие стали для нас не просто темами объективного интеллектуального исследования, а чтобы мы хорошо усвоили, что это темы веро­учительные. Потому что второй этап оглашения связан с целостным преподанием христианского мировоззрения, а стало быть, с соединением веры и знания, иначе говоря, знания духовного и интеллектуального. Это формирует веру христианина, его просвещённую личность, это готовит его к служению, к осознанию себя как христианина в этом мире и в церкви. Это чрезвычайно важно. Хотелось бы, чтобы конференция послужила тому, чтобы катехизация была более глубокой и целостной, чтобы у катехизаторов было больше дерзновения для осуществления своего служения.

А.М. Копировский. Во-­первых, будет выпущен сборник актуальных катехизационных материалов (доклады и дискуссия по ним). А участники ещё до выхода сборника какие­-то запомнившиеся им вещи могут попытаться применить. Но главный плод, я надеюсь, - вдохновение на длительную, а не на краткую катехизацию.

Беседовала Елисавета Колымагина

---------------

* Керигма - совокупность главнейших, базовых утверждений христианского благовестия.

Газета "Кифа" №8(162), июнь 2013 года

comments powered by Disqus