Что нужно знать перед крещением о грехе и его преодолении

«С моими грехами Бог никогда меня не простит!» — бывает, что человек думает именно так и не может из-за этого сделать решающий шаг, чтобы обратиться к Богу. О том, что нам нужно знать о грехопадении и его преодолении, мы беседуем с секретарем Губкинской епархии, руководителем епархиального Отдела образования и катехизации протоиереем Димитрием Карпенко

О чем, на Ваш взгляд, важно сказать человеку, желающему креститься, в связи с темой грехопадения?

Протоиерей Димитрий Карпенко: Прежде всего о том, что грехопадение — это ключевое событие в истории человечества. Первый человек распорядился свободой, то есть тем даром, которым Господь наделяет человека. Адам и его жена совершенно свободным произволением избрали то, что избрали, и результатом этого избрания, отступления от воли Божьей, стал грех, вошедший в природу человеческую. И для нас сегодняшних важно осознать, что мы, так же как и первые люди, обладаем этим даром от Самого Бога – свободой. Бог не вмешивается, Он даже, в каком-то смысле, стоит в стороне и ждёт от нас, как мы распорядимся этим даром: ко благу или в противоположную сторону. И в этом величайшем доверии Бога к человеку — наша величайшая ответственность.

Задача христиан заключается в том, чтобы наши действия, наши слова и наши мысли были свободным ответом на призыв Божий, без принуждения, порабощения, действительно ответным даром человека, даром любви. И всё это возможно в Церкви.

Если мы желаем этого, если мы хотим действительно распорядиться этим драгоценным даром, который Господь вручил людям и которым они распорядились неправильно, мы имеем возможность исправить эту ошибку. В этом, собственно, заключается благая, радостная весть для нас: ещё здесь, живя на этой земле, мы можем в корне поменяться, стать другими, именно такими, какими мы и должны быть. Всё зависит только от нас, от нашей веры и от того, как мы будем свою веру проявлять в своей жизни.

Иногда в связи с этим спрашивают: почему же Бог не подсказал Адаму, что рядом может оказаться змей? Мы ошибаемся, хотя, может быть, и не хотели бы ошибаться. Почему же Бог в этот момент как будто оставляет человека?

Прот Димитрий Карпенко: Всегда есть какое-то пространство для действия человека. Бог не оставляет, Он даёт человеку возможность распорядиться Своим даром, даёт возможность проявить свободу, Он отходит в сторону.

Ему нас не жалко?

Прот. Димитрий Карпенко: Жалко, конечно, поэтому Бог и приходит в этот мир, чтобы спасти Своё творение. Он отдаёт Своего Сына для спасения всех людей без исключения. По величайшей любви Бога к человеку и совершается великое таинство Боговоплощения. Но в этом и заключается тайна свободы, до конца, может быть, умом непостижимая. Нам хочется, чтобы всё было понятно: как же так, почему Бог не сказал, что рядом змей, как будто не помог — а вот не укладывается все в плоскую схему.

А что больше всего волнует в отношении грехопадения тех, кто приходит в ваш храм креститься?

Прот. Димитрий Карпенко: К сожалению, чаще всего приходящие креститься этими вопросами не задаются. Это большая беда. Такие, как им кажется, философские вопросы, о сущности всего — вопросы только для избранных интеллектуалов, для книжных людей, которые что-то читают и о чём-то размышляют. И это великая скорбь, великая беда.

Но всё равно людям надо говорить, нужно расшевелить, разговорить, разбередить то, что находится внутри человека немножко в сжатом состоянии. Здесь как раз пастырям необходимо работать — взрыхлить эту почву, сердце человеческое, чтобы оно желало плодоносить.

Поэтому замечательно, что в вашем Преображенском братстве есть своя последовательность катехизации, ее этапы. На человека не сразу выливают ушат всей информации, а он постепенно с чем-то свыкается, смиряется, против чего-то, может быть, вначале восстаёт и затем преодолевает свое неприятие.

Действительно, это процесс. Сколько проходит времени, пока в утробе матери формируется человек со всеми своими органами (об этом замечательно рассказывала вчера Галина Леонидовна Муравник [1])? Точно так же и христианин: христианами не рождаются, христианами становятся — тут тоже существует свой генезис зарождения христианской жизни. Из маленького семени вырастает замечательное дерево полноценной христианской жизни. Это, конечно, труд.

Поэтому важно, если в человеке уже посеяно это семя, его взрастить правильным направлением работы над собой. Очень важно, чтобы у человека была постоянная мотивация такой работы. И тогда постепенно многие сложные вопросы, связанные с грехопадением, со свободой, с волей, будут вставать на свои места.

Поэтому очень важно, чтобы отражение всего того, что человек слышит в церкви, о чём он читает в священном Писании, о чём он слышит в словах молитв, он увидел в своей повседневной жизни: во взаимоотношениях со своими близкими, с семьёй, с родителями, с родственниками, с обычными людьми, с этим миром и даже с творением — растениями, животными.

Деятельное продолжение такой работы начнется, когда, осознав необходимость работы над собой, мы будем её вести непрестанно. Ведь никогда христианин не может сказать: всё, хватит над собой работать, я уже возрос, и всё у меня хорошо, отойдите от меня. Всегда есть пространство для движения, всегда есть где приложить свои усилия. Важно, чтобы такая мотивация появилась у человека.

В отношении грехопадения встречается довольно часто мнение о том, что отвечать за грех должен не человек, а Бог, или дьявол, или еще кто-нибудь. Исходя из Вашей практики — часто ли человек чувствует свою личную ответственность за грех в своей жизни?

Протоиерей Димитрий Карпенко: Наступает момент, когда человек начинает чувствовать такую ответственность. Но большая часть людей вряд ли взваливает ответственность на Бога или на дьявола, чаще всего — на кого-то другого.

На соседа, на мужа, жену?

Прот. Димитрий Карпенко: Да. Всегда виноват кто-то, только не я. Но когда ты понимаешь, что и ты виноват — это уже прогресс, свидетельство духовного развития, когда ты осознаёшь, что это твои поступки, твои слова, действия привели к тому, что так всё плохо, в этом ты виноват, а не кто-то другой. И, в конце концов, человек должен прийти к пониманию этого. Часто людям хочется всех поменять: родителям сделать идеальными своих детей, контролировать их во всём, начальнику хочется изменить своих подчинённых и т.д. Нам хочется поменять всех и вся, вплоть до того в какой стране какое политическое устройство должно быть, то есть у нас есть внутреннее желание управлять всеми процессами. Но, в конце концов, мы должны прийти к выводу, что единственный человек, которого мы вправе менять в этой жизни — это я сам. Я должен поменять только себя. А значит, я ответственен за всё происходящее со мной, в первую и последнюю очередь. Когда это понимание приходит, тогда многое становится на свои места. Иногда бывает, что человек грешит и думает: «Ну, все же грешат». Оправдывает себя. Иногда, может быть, должна какая-то неприятная ситуация сложиться, когда в результате греховных действий жизнь тебя ударит «ключом по голове», и ты поймёшь: «всё, так дальше нельзя». Видимо, какая-то мера греха должна быть человеком пережита. К кому-то приходит это понимание по-хорошему, через внутренний анализ. Но чаще бывает так, что «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», пока что-то не произойдёт, какая-то трагедия, какое-то несчастье, какая-то болезнь или ещё что-то с человеком, вследствие его же неправильных поступков, он не поймет.

Но ведь несчастье не всегда помогает прийти человеку к Богу. Иногда наоборот — препятствует.

Прот. Димитрий Карпенко: Помогает не всегда, но как-то отрезвляет: ты хорохорился, потом — раз, смотришь, у тебя отнимается что-то очень важное, то, что ты любил, ценил: умирает кто-то из твоих близких, тебя настигает какое-то несчастье, совершенно нежелаемое тобой состояние, и ты как-то немножко по-другому начинаешь оценивать свою жизнь. Иногда так бывает.

Каким образом в практической приходской жизни человек побеждает свой грех? Что в большей степени вытаскивает человека из греха?

Прот. Димитрий Карпенко: Всегда вдохновляет пример других, тех, кого ты видишь рядом, когда тебе оказывают внимание, когда тебя понимают, сочувствуют, хотя бы выслушают, поймут и не осудят. Иногда людям не хватает того, чтобы их приняли такими, какие они есть. Человек, может быть, пока не готов к покаянию, к изменению жизни, но ему важно, чтобы на него посмотрели как на человека, поверили в него, увидели его плюсы и минусы. Вот этого людям не хватает, а это должно быть в общении христиан. Если бы было такое внимательное участие в жизни друг друга, оно подвигало бы людей меняться и вдохновляться на что-то доброе и хорошее. Конечно, это внимание не должно быть назойливым. То есть это вопрос чуткости: где эта граница, как воспринять человека так, чтобы и не надоесть ему и, в то же время, быть полезным. Этой чуткости нам всем надо учиться: внимательному, доброму, участливому отношению друг к другу.

Беседовала Анастасия Наконечная

Информационная служба Преображенского братства

1. Интервью взято во время научно-богословской конференции Свято-Филаретовского института «Традиция святоотеческой катехизации: тема человека на основном этапе оглашения» в мае 2014 г.

comments powered by Disqus