Христианский путь молодежи: проблемы и пути решения

На Ваши вопросы ответили руководитель молодежного "Круга" Преображенского братства Михаил Бахадов и научный сотрудник НМЦ МиК Владимир Якунцев

Мы предлагаем на этой Интернет-конференции задать вопросы, касающиеся воцерковления молодежи, людям, имеющим опыт в данной области:

Михаил Бахадов - руководитель молодежного "Круга" Преображенского братства.

Владимир Якунцев - сотрудник Научно-методического Центра по миссии и катехизации при Свято-Филаретовском институте, преподаватель катехетики, катехизатор.

      

Ответы участников Интернет-конференции

Какие особенности предварительной миссии молодежи?
Юлия Лебедева

Михаил Бахадов: Сразу стоит оговориться, что стоит различать младшую молодежь 16(17) - 20 лет и старшую молодежь 21 - 26(27).

У большинства младшей молодежи есть открытость «всем ветрам» интерес ко всему и желанию все попробовать, но при этом нет желания остановиться на чем-то конкретно, сложно всерьез ощутить ценность веры, Христианского откровения, если сам еще не «нюхал пороху» и не с чем сравнить. Но все-таки есть большое желание смысла в жизни, смысла в том, что ты делаешь, качественных отношений с людьми.

Возраст старшей молодежи – это самый лучший возраст, когда человек может принять веру в свою жизнь, потому что человек уже готов к серьезным решениям, которые изменят всю его жизнь, а также нет еще большого следа непоправимых ошибок, которые нужно много лет исправлять. Большинство святых людей, которых мы знаем обратились к Богу как раз в молодом возрасте.

Молодые люди, может быть еще острее, чем другие, чувствуют фальшь, если человек не живет тем, что говорит. И наоборот готовы идти за тем, в ком видят цельность, искренность и правду.

Владимир Якунцев: Как таковых особенностей нет, потому что предварительная миссия всегда исходит из осознанных проблем людей и предложения их решения. На этом основании может возникнуть какое-то доверие, какие-то дружеские связи. Потом уже открывается дверь для свидетельства. Поэтому надо смотреть на подростков и молодежь: какие проблемы для них осознанные. Как правило, осознана проблема одиночества, проблема поиска смысла. А как это будет внешне оформлено, не так важно, надо смотреть, что удобно и что применимо в данном конкретном случае, на что есть средства. Важно, чтобы это было интересно, динамично, вписывалось в их субкультуру. 


Прошу посоветовать темы для обсуждения с молодежью 16-20 лет на культурно-просветительских и миссионерских встречах.
Людмила Калыгина

Михаил Бахадов: Можно выбирать и проводить встречи на множество тем, в зависимости от конкретных людей, которые могут на эту встречу прийти. Можно посоветовать следующие спектры тем:

  • - Разговор о личности - о человеке, чья жизнь является свидетельством достоинства, мужества, красоты или правды.
  • - Разговор о современной культуре (поэзия, фильмы, музыка, изобразительное искусство), здесь главное найти подход, изнутри которого можно увидеть людей, стоящими за их творением, а также на жизненно-важные темы в неожиданном ключе;
  • - Разговор о явлениях культуры, которые признаны классикой, но с новой не школьной стороны, предполагающие активное вовлечения всех участников встречи в диалог или дело;
  • - Разговор о экзистенциальных темах: свобода, достоинство, любовь, дружба, чистота на конкретных примерах и с конкретными ясными вопросами;
  • - Дело, мастерская где можно сделать что-то для другого: домашний хлеб, домашнее мыло, пасхальные открытки, красивые письма, оригами… За делом как раз возможно знакомство в естественной атмосфере совместного дела; 
  • - В конце концов это может быть встреча с чтением Евангелия и обсуждением, но с предварительной подготовкой и пониманием цели, смысла.


Какие возможно затрагивать темы с молодым человеком, который живет со своей девушкой или с девушкой, которая живет с молодым человеком? Как направлять молодых людей на оглашение?
Ирина Шейченко

Михаил Бахадов: Для молодых людей очень важно сейчас слышать о цельности, о смысле, о правде, о верности, о возможности живой вере. И если человек сможет открыть для себя веру в Бога, пробиться на «верхнем уровне», то и вопросы на уровне Закона будут иметь основания для разрешения; человек сможет иметь ясную систему координат, путеводную Звезду и силы для этого движения. 

Владимир Якунцев: Явно, что надо начинать не с вопроса брака и внебрачных связей. Нужно начинать с осевых, центральных вещей, потому что то, как они живут, это не причина, а следствие. А причина заключается в неверии. Почему у них неверие? Есть два варианта: или им никто не свидетельствовал, или они это свидетельство не принимают. Поэтому здесь надо смотреть на причину. Иногда они и общаются с верующими, а свидетельства всё равно нет. Я хочу сказать, что свидетельство – это не просто факт, что рядом живет кто-то верующий. То, что верующий просто живет рядом или вместе – совершенно недостаточно для свидетельства. Свидетельство всё-таки связано с достаточно ясным определенным провозглашением Благой вести на языке понятных для них ассоциаций. Не просто пример жизни, но должно быть обязательно слово, которое может им показать Путь и, с другой стороны, увидеть ту жизнь, которую они сейчас ведут с точки зрения вечности. Вот этот момент очень важен. А уж если они уверуют, то впоследствии вопрос с браком будет как-то решен. А если не уверуют, то тогда нет смысла решать этот вопрос, потому что неверие гораздо страшнее, чем внебрачная связь. 


Что важно для поручителя, на что ему необходимо обращать внимание, когда его поручаемый переходит из подросткового возраста в молодежный?
Галина Деженина

Михаил Бахадов: Для поручителя очень важно помочь человеку, который переходит в молодежный возраст обрести свое место в Церкви и в конкретном церковном собрании на новом уровне. Человеку важно проявлять инициативу, а не только ждать, когда попросят помочь; важно находить ту конкретную сферу ответственности, где молодой человек понимает, что от него что-то зависит. Важно, насколько это возможно, быть в собрании верующей молодежи, которые направлены на то же, что и молодой человек.

И очень важно, чтобы человек в 16-17 лет учился делиться и активно делился своей верой в школе, колледже или институте, где он учится. Это непросто, но это дает очень большие плоды, укрепляют и зажигает веру, а также может быть вполне реальным спасением для его окружения.

Владимир Якунцев: Поручителю нужно учитывать особенности возраста, потому что, с одной стороны, христианской жизни, как и любви, все возрасты покорны, а с другой стороны, каждый возраст имеет свой нюанс, свое маленькое призвание, свое специфическое переживание христианского пути. Поэтому переход из подросткового возраста в молодежный связан, конечно, не просто с исчислением лет, а с изменением самочувствия молодых людей. И то, что свойственно молодежи такого возраста, нужно иметь в виду, и исходя из этих новых позиций расставлять соответствующие акценты в своем общении с поручаемым.


Не один раз слышала от молодежи утверждение, что православие - это "мракобесие". Как в этот момент реагировать на такое утверждение: промолчать невозможно, кидаться в бой, в апологетику, утверждать обратное - не поверят? Для того чтобы разуверить в этом, нужно время или было в истории более стремительное преображение.

Валентина

Михаил Бахадов: Если при таких выпадах христианин может сохранить спокойствие и озвучить обоснованную альтернативную позицию, это уже само по себе вызывает уважение и причину прислушаться. Можно вместо ответов задавать человеку вопросы: почему он так думает? Это его личный опыт или умозаключения? Часто, к сожалению, это негативный опыт, который реально у человека есть. Важно его выслушать, не рубить с плеча и затем сказать, что у тебя есть другой опыт, когда Православие – это свет, который все преображает и в жизни, и во взаимоотношениях с другими людьми: «Царство Небесное – не новые вещи, а новые отношения» (цитата Г.К. Честертона).

Человек может вас услышать и задуматься, только изнутри доверия или хотя бы, понимая, что его готовы выслушать; пусть Вы не согласны с его точкой зрения, но готовы принять его самого.

Здесь могут быть очень действенны истории из вашей жизни или рассказы о тех верующих, святых людях, которые Вас всерьез впечатлили, которые для Вас живы. С умозаключениями, позицией можно спорить, а вот с историей, а тем более со свидетельством не поспоришь.

Владимир Якунцев: Нужно сказать такому молодому человеку, что всякое упрощение, вернее упрощенчество, это всегда признак оглупления. Не нужно и себя, и других оглуплять. Дело в том, что в православии, конечно, всё есть. Православие крайне многообразно, иногда до противоречия многообразно, мы это прекрасно знаем. Поэтому сказать, что православие – только мракобесие – это оглупление, не надо так делать. Нужно сказать, что когда такое упрощение возникает, то чаще всего оно связано не с тем, что есть желание найти правду и увидеть какие-то другие аспекты, другие моменты, а связано с тем, что нужна какая-то отговорка, какое-то самооправдание. Ну, а если этот молодой человек всё-таки хочет что-то понять, во что-то вникнуть, увидеть какие-то другие стороны православной жизни, не только мракобесие, то тогда ему надо проявить инициативу, чтобы это узнать. А тот, кто с ним рядом, мог бы в этом и помочь, ознакомить с кем-то, куда-то съездить, чтобы он мог увидеть, что православный мир достаточно разнообразный, что в нем есть не только мракобесие.


Сегодня моя духовная сестра рассказала о своей крестнице, которой 19 лет. Она в воскресение после службы решила заглянуть в воскресную школу. Преподаватель воскресной школы читал им Евангелие и кратко комментировал. Среди слушающих были и взрослые и дети. Она решила задать вопрос, который ее волновал: "Что значит полюбить себя?" и еще спросила о посте: "Зачем он нужен?", "Что от этого изменится?" Ответ преподавателя ее совсем не удовлетворил. По вопросу о посте мы еще как-то можем ей объяснить, а вот как лучше ответить на первый вопрос? Возможно ли с ней начать читать Евангелие и в каком виде проводить такое чтение? И что делать, чтобы поддержать ее духовный интерес?
Валентина

Михаил Бахадов: В ответе на вопрос «Что значит полюбить себя?» есть прекрасный повод сказать о красоте, достоинстве и уникальности человека. Вопрос в том: что любить в себе? И сказать, что можно любить себя, как творение Божье. Ведь в какой конфликт часто человек впадает: любить себя или любить другого? И первое часто мешает второму. Будучи христианами мы имеет радость любить других, не отделяя их от себя, любить себя, не отделяя от других, ведь мы знаем, что у нас один Отец, который хочет, чтобы мы все «спаслись и достигли  познания истины». Уходит «снедающее тщеславие» и неудовлетворенность, а приходит «активное смирение», мера и мир, которые проявляются в делах веры, когда, отдавая свою жизнь Христу мы наконец обретаем себя настоящего. И мы любим себя уже без эгоизма и прочих глупостей, потому что знаем, что Христос нас полюбил.  

Владимир Якунцев: Действительно, вопрос о любви к себе только кажется простым, потому что любовь к себе, вроде бы естественна, но с другой стороны, не всё так просто с ней… Ведь практически всё зло, что делается в мире, делается из любви к себе. Но тем не менее в Писании говорится о том, что любить себя надо. «Возлюби ближнего, как самого себя» - здесь предполагается, что себя мы всё же любим, и ближнего надо любить именно, как самого себя. В данном случае любовь к себе выступает в качестве некоей точки отсчета. Если говорится о любви к себе в заповеди и, с дугой стороны, о любви к себе как об источнике зла, как о самоугождении, самолюбовании, то здесь, видимо, говорится о чем-то разном. С одной стороны, говорится о чем-то подлинном, а с другой стороны – о каком-то тёмном двойнике. Поэтому любовь к себе бывает разная, раз она приносит разные плоды. Она имеет разные основания, и об этих основаниях стоит подумать, порассуждать.

Если сказать кратко, то есть любовь к себе, основанная на поклонении себе или чему-то в себе, а есть любовь к себе, основанная на любви к Богу, любви ко Христу. И мы знает, что если человек любит себя, поклоняясь чему-то в себе (способностям, уму своему), то это в конце концов приведет его к краху, и вообще привести к суицидальным попыткам. Такая любовь к себе с «+» легко может превратиться в любовь к себе с «-», к ненависти. Но все равно, такая любовь к себе – это замкнутость на себе, любовь «вывернутая наизнанку». А вот Евангелие нас призывает к любви к себе другого рода, когда мы любим себя, потому что нас возлюбил Бог, потому что нас возлюбил Христос. Он ходатайствует за нас, ищет нас. Вот это – другая любовь, когда мое достоинство, моя честь, моя состоятельность обосновываются любовью Бога ко мне. Вот если такая любовь существует в нас, живет в нашем сердце, то, действительно, она нас не замыкает на себе, а наоборот, размыкает к другим. Она никогда не приведет нас к тупику, никогда не приведет нас к ненависти к себе. И мы сможем верить в себя, сможем как-то себя поддерживать, не смотря на свои немощи и грехи, при этом не терять трезвенности в отношении себя. Почему? Потому что мы и себя в том числе любим любовью Христовой.

Евангелие, конечно, надо читать, но ещё надо стараться жить по евангелию. Вот это самое интересное. Потому что, когда читаешь евангелие – интересно, потом начинаешь жить по евангелию – ещё интереснее. После того, как конкретную попытку осуществил, какую совесть тебе подсказывает, ещё интереснее читать евангелие. Вот так они друг другу помогают, поэтому важно и то, и другое, и читать, и действовать. 


Доброй ночи, Владимир Иванович и Михаил.
Хотел с вами посоветоваться. Моя старшая дочь Дарья-Дина сейчас живёт в Лондоне. Ей 16 лет. Видимся мы с ней раз год летом, когда она приезжает на каникулы в Россию побывать у разных родственников и друзей. Я хочу сказать, что видеться мы можем 2-3 дня. В связи с этим у меня вопрос, как мне выстроить общение с Диной, чтобы она нашла свой путь ко Христу? Надо сказать, что в течение года мы с ней общаемся через скайп и свои странички в соц.сетях, раз в месяц.
Павел Гончар

Михаил Бахадов: Что здесь самое простое, но и самое трудное: искренне интересоваться жизнью человека и помнить о нем, не имея «корыстных» мыслей – «обратить» его; очень трудно, когда с тобой общаются, имея ввиду какую-то цель, в которой ты - только объект воздействия. Но если есть искреннее и постоянное общение, то тогда и есть доверие изнутри которого можно делиться сокровенной жизнью, в том числе, в том числе теми великими Божьими делами, которые в нашей жизни происходят.

И пусть кажется, что ничего не меняются, но как известно из притчи: «и как семя всходит и растет, не знает он» (Мк 4:27). Но очень нужен тот, кто сеет.

Владимир Якунцев: Посоветую Павлу на первый взгляд банальную вещь – молиться за свою дочь. И тогда, в силу этой молитвы, в силу её подлинности будет дано какое-то знание о том, как дочери помочь, какое слово ей сказать. Будет дана какая-то любовь, а где любовь – там есть прозорливость и такое знание, о котором я сказал. А во всем остальном добавить, собственно, нечего. То есть, исходя из той ситуации, которая есть, действительно, это оправдано: раз в месяц иметь какое-то содержательное общение, раз в год встречаться. Стоило бы в этом общении, ежемесячном и ежегодном, добавить бы какого-то чтения, какого-то конкретного содержания. Мне трудно здесь что-то конкретно советовать, не зная деталей, но, может быть, стоило бы прибавить дерзновения. Но основой основ, конечно, остается молитва отца за свою дочь, ходатайственная, глубокая молитва. 


Добрый день!
Вопрос такой: как начать воцерковление девушки (моей племянницы) 16 лет, которая крещена в младенчестве в храм не ходит и не молится (т.е. без опыта церковной жизни), родители регулярно причащаются, ходят в храм рядом с домом, сейчас пытаются разбираться в вопросах веры. И есть обратная ситуация, того же возраста девушка выросла в православной семье (традиционный приход) и теперь в храм идти не хочет и как в ней поддерживать детскую веру, чтобы она переросла в осознанную?
Спасибо!
С уважением, Марина Пименова

Михаил Бахадов: В этом возрасте очень многие решения человека определяет его среда сверстников, те смыслы и ценности, которые в этой среде воспроизводятся. Для человека с детской верой самым прямым путем к воцерковлению будет помочь ему найти ту среду верующей молодежи, где они почувствовали бы себя хорошо, это может быть и микросреда (2-3 человека). В этой среде многие вопросы разрешаются и важные решения принимаются, потому что есть на кого опереться.

В случае же если человек еще не обрел личную веру и доверие, то здесь стоит просто стремиться к взаимному доверию, общаться на содержательные темы о ценностях, смыслах, жизненных примерах; общаться, не ставя себя выше молодого человека, даже если ты много старше и опытней. Многие люди свидетельствует, что они пришли только потому, что кто-то о них помнил, кто не жалел на общение с ними времени, говорил им живое слово. И если все это мы делаем, то Господь откроет нам, как, что и когда сказать.  

Владимир Якунцев: Конечно трудно ответить, не зная конкретных ситуаций. Поэтому в ответе придется исходить из каких-то общих вещей. Дело в том, что вера в христианстве связана с отношением к личности Иисуса Христа. Поэтому, как в первом, так и во втором случае нужно, чтобы эта личность Господа нашего, тайна её, любовь её, которая нам явлена через Христа и во Христа, чтобы они были раскрыты, чтобы они были засвидетельствованы, чтобы они были явлены в ту или иную меру. И вот, собственно, только тогда можно говорить о возникновении веры или о том, что мы называем неверием.

А эти две девушки, исходя из какого-то опыта, во всяком случае – моего, не находятся уж в слишком разных реальностях. Дело в том, что, если девушка выросла в нецерковной обстановке, то там, действительно, вряд ли было свидетельство о любви Христовой, о прощении, которое нам от Бога дано, и о Пути Жизни, который нам открыт через Христа. Но, что греха таить, и в православной церковной жизни нередко с этим существует большой-большой дефицит. Мы знаем, что можно встретить православного христианина, жизнь которого никак не соотнесена с Иисусом Христом, т.е. не соотнесена конкретно, ежедневно, ученически, как последователя Христа, как подражателя Ему, а не в смысле каких-то общих идей. Поэтому, может очень легко оказаться, что девушка, которая выросла в православной семье, всерьёз о любви христовой и о следовании за Ним, и о пути ученичества у Него ничего не знала и не знает.

Поэтому единственный выход и в том, и в другом случае, - это свидетельство совершить. Молиться о том, чтобы оно произошло, и через это будет дана возможность и той, и другой девушке, действительно, уверовать и сердцем своим познать любовь Божию.


Как воцерковлять подростков, когда их немного в братстве, двое или трое?
Елена Самухина

Владимир Якунцев: Нужно найти на них время, продумать программу какого-то интересного общения с ними, и духовного, и культурного, куда-то с ними съездить. Вообще, двое-трое – это немало. Вот один – это мало, а двое – это уже что-то. Сдруживать их с другими подростками, верующими, тоже важно. Всё, что входит в направление их воцерковления, всё применимо: евангелие читать, молиться, жизнь исправлять, куда-то ездить и ещё – культурная программа, чтобы расширять их кругозор.  


Молодой человек ходил некоторое время на оглашение, а затем ушел. Как зажечь в нем веру в Бога, вдохновить? Хотя он самостоятельно много читает о религиях, но его интересуют только знания, а вопросы веры еще не коснулись его сердца. Как передать веру в Бога молодежи?
Татьяна Колпакова

Владимир Якунцев: Мне вспоминаются слова свт. Иннокентия Московского, которые написаны им в наставлении священнику, готовящемуся к проповеди. Он, в частности, писал, что христианство, прежде всего, есть религия сердца (я передаю близко к тексту) и поэтому, чтобы повлиять на сердце, нужно действовать от сердца. Поэтому этот молодой человек тоже нуждается в таком сердечном свидетельстве, а не просто в знаниях. В свидетельстве о пути жизни и пути смерти, о том, что знания не спасают, о том, что спасительно только следование за Христом, только подражание Христу, только ученичество у Него. Вот этот путь спасения следует ему возвестить, кротко, в дружеском духе всё это раскрыть. Ну, а дальше время что-то будет с этим словом делать, как-то Господь будет это слово напоминать ему, а нам нужно смотреть на реакцию. 

  

comments powered by Disqus