Участие в катехизации духовенства и прихожан: проблемы сотрудничества

Материалы круглого стола на конференции "Традиция святоотеческой катехизации: Длительная катехизация сегодня"

Темы для дискуссии:

1. Ответственность за оглашаемых катехизатора-мирянина и приходского священника: возможные коллизии
2. Как и при каких условиях прихожане могут помогать в оглашении
3. Почему священник может быть против катехизации на своем приходе


1. Ответственность за оглашаемых катехизатора-мирянина и приходского священника: возможные коллизии

Норма церковной жизни, которая закладывается на оглашении, входит в противоречие с тем, как устроена жизнь на приходе. Катехизатор призывает оглашаемых к определенному строю церковной жизни, которого не всегда придерживаются даже священники.

• Среди священства часто бытует представление о том, что человек не в священном сане не может быть катехизатором.

Д. Гасак. Священник в церкви — лицо ответственное. Мой небольшой опыт общения со священниками, которые выходят из семинарии, говорит о том, что бытует представление, что у священника должны быть духовные чада. Возникает вопрос экклезиологического плана: священник в церкви — старший, более ответственное лицо, а если вспомнить древний опыт, то он восходит к представлению о пресвитериуме, т. е. о людях, которые ответственны за церковное собрание и, согласно словам ап. Павла, берегут его от хищных волков, и т. д. (ср. Деян 20:28). Но катехизатор тоже не чужой этим людям и лицо ответственное. Он тоже старший. И возникает некая коллизия двух начал — священнического (пресвитерского, иерейского) и учительского. Из истории мы знаем, что чаще здесь были конфликты, нежели какое-то единство и взаимопонимание. Вспоминается классический случай с Оригеном, но были и другие. Мне кажется, что проблема существует и сегодня.

В конце концов, сейчас более-менее спокойно говорят о том, что катехизацией могут заниматься и миряне. Чем это часто оправдывается? Тем, что священники очень заняты. В частности, о. Виталий Боровой об этом говорил, долго и с присущей ему настойчивостью, что священник занят с ночи до утра и с утра до вечера, а катехизацией должны заниматься миряне и, простите, даже женщины. На сегодняшний день в нашем Преображенском братстве, в частности, есть несколько катехизаторов-сестер. Мы видим, что их служение приносит свои церковные плоды. Мы не можем закрыть глаза на действие благодати Божьей, у людей есть призвание, дар, а не только благословение духовного попечителя и необходимое образование. Соответственно есть учительство в церкви, которое осуществляют женщины. Это страшно произнести, тем не менее это существует.

Мне кажется, проблема все-таки есть, и она не заключается лишь в том, чтобы просто наладить отношения с настоятелем. Повторяю, это вопрос экклезиологический: для нас принципиально важно, чтобы мы соотносили волю Божью и волю человеческую. Одно дело — кто поставляется на старшинство и на учительство: по крайней мере, на людях в сане лежит ответственность учительства (это я говорю про епископов). Но есть и то учительство, которое осуществляется вне священнического поставления и приносит добрые плоды.

Разные представления о катехизации, ее целях и плодах у священника и катехизатора, отсутствие личного опыта оглашения у священника приводит к тому, что священник либо отрицает необходимость катехизации, либо устраивает ее на свой лад, и она перестает быть катехизацией (в лучшем случае превращаясь в ту или иную форму церковного обучения).

Свящ. Виктор. Мы действительно благодарны за катехизацию, и теперь, думаю, можем ясно засвидетельствовать: если сам не пройдешь оглашение, никогда не сможешь понять, что это такое, не сможешь ни помогать, ни участвовать. Единственное, что сможешь — не мешать, и то, если ты сам со Христом встретился. К сожалению, мы видим, что многие священники до Христа как будто не «дочитались».

М. Дикарева. Священник может воспрепятствовать катехизации не только тогда, когда он сознательно не хочет, чтобы она была. Даже когда он не против катехизации, он невольно тоже может ей помешать, просто потому, что имеет совершенно иное представление о ее целях, задачах, результатах.

А. Копировский. На моей памяти был только один приход, в котором проходило нормальное оглашение. Причина: священник, который попросил устроить катехизацию у него на приходе, после нескольких встреч сам, так сказать, встал в ряды оглашаемых. Это, мне кажется, единственная возможность для священника организовать катехизацию, если он становится оглашаемым, причем не когда его заставляют им быть, а когда он вдруг понимает, что ему необходимо обрести этот опыт самому, т. е. пройти оглашение вместе со всеми, полный цикл. Вот тогда на его приходе потом может что-то получиться. Второе условие — когда, желая организовать катехизацию на приходе, священник ставит целью не приобретение «доноров», «дойных коров» для своего прихода, а имеет в виду создать общину. Впрочем, о. Георгий говорил сегодня, что понятие «приходская катехизация» — это противоречие в терминах, строго говоря, «приходская община» — такое же противоречие. Это может быть просто хороший приход с добрыми отношениями людей друг с другом. Например, приход Николы в Кузнецах в Москве 1970-х — начала 1980-х гг., настоятелем которого был прот. Всеволод Шпиллер. В то время можно было сказать, что это приход с очень хорошими горизонтальными отношениями между некоторыми прихожанами, и каждого из них — с настоятелем. Но когда то же самое происходит, если можно так выразиться, за минусом советской власти — такие отношения во многом обесцениваются, потому что нет внешней опасности, а тогда за эти отношения можно было (по крайней мере, священнику) сильно пострадать.

В этом смысле я бы напомнил тем священникам, которые имеют или хотят иметь у себя катехизацию, что она нужна не для хорошего приходского строительства. У священников это, как правило, на уровне подсознания: «надо поддержать приход», т. е. они в определенной зависимости у прихода, у своих стен. Не у Церкви, не у Бога, не у людей, а именно у стен. И если цель священника, проводящего катехизацию — община, то надо понимать, что это в некотором смысле бомба под его приход, потому что община не может ограничиваться стенами, местом. У нее всегда задачи церковного, а не приходского строительства. И конфликтов тут избежать почти невозможно. Впрочем, это как раз естественная ситуация для нашего времени…

• В некоторых случаях при ведении оглашения священник, в отличие от катехизатора-мирянина, может сталкиваться с дополнительными трудностями.

Свящ. Виктор. У нас была дискуссия о том, где лучше проводить катехизацию — на приходе или на квартирах. Сейчас я вижу, что поступил правильно, когда в свое время перевел оглашение с прихода на квартиры. Кому-то из оглашаемых это помогло совершить некий духовный прорыв.

Я подумал еще про одну сложность, связанную с личностью катехизатора. Если оглашение ведет священник, возникает такая проблема. Мой опыт показывает, что люди имеют некий внутренний трепет перед человеком в сане: видя священника, на оглашение приходят даже неверующие, он для них магическая фигура, особенно если в подряснике. Наличие сана очень многое покрывает, рождается первичное доверие, человек идет, оглашается. Но потом возникает серьезное препятствие, с которым, в частности, я столкнулся. Когда обстоятельства складываются так, что внешнее достоинство твоего сана кем-то ставится под сомнение — вдруг все рушится, выясняется, что личные отношения собственно и не завязались.

Тут уже прозвучало, что очень часто для нашего народа священник не личность, а именно профессия, «машина для благословения». Для самих батюшек это большая проблема. Начинать-то оглашение в подряснике легко, особенно если есть благословение. Ты — авторитет, тебя слушают, можешь собрать много народа. А если потом вдруг кто-то начинает говорить против тебя, все рушится. В этом плане люди не в сане лучше проводят оглашение. Им, может быть, немного сложнее начинать, но зато сразу выстраиваются личностные отношения с оглашаемыми. Особенно, если катехизация проводится не на приходе. В целом получается гораздо больше плюсов, хотя поначалу, может быть, кажется немного трудновато.

• Плодотворное взаимодействие священника и катехизатора возможно.

С. Чукавина. Я хотела напомнить об о. Павле Адельгейме. Оглашение проводило наше братство в Пскове, но оглашаемые всегда ходили в приход к о. Павлу. И псковские катехизаторы рассказывали, что они долго уговаривали его проповедовать после Евангелия, а он отвечал: «Я не был научен, я так не привык». Но один раз попробовал и с тех пор всегда проповедовал после Евангелия, потому что увидел, что именно этим людям в этом месте и нужна проповедь. Он очень поддерживал катехизацию на своем приходе, хотя сам не вел никакого оглашения, только присматривался.

Как-то его спросили: «Отец Павел, почему вы не читаете вслух молитвы анафоры?» Он опять сказал: «Я не привык, меня так не учили». А через какое-то время уже читал вслух и по-русски, в переводе о. Георгия. И сам заметил, впервые почувствовал, что по-настоящему молился на анафоре, потому что никуда не торопился; хор его не подгонял, и он мог читать молитвы так, чтобы можно было молиться. Он часто отправлял на оглашение людей, которые приходили к нему как к приходскому священнику на беседу и на исповедь, к тем катехизаторам, которых знал. То есть связь между священником и катехизатором при взаимном доверии вполне возможна.


2. Как и при каких условиях прихожане  могут помогать в оглашении

• Однозначное мнение всех участников круглого стола: прихожане могут помогать в оглашении только при условии, что они сами прошли катехизацию.

Свящ. Петр. Стало понятно, что брать на себя ответственность в деле катехизации может тот, кто сам прошел путь становления в вере, молитве и жизни и уже как-то укоренен в церковном общении, понимает важность несения креста христианином, что это и отдача, и труд, и служение. Только такой человек может быть приглашен в помощники. Но и то надо, чтобы сначала он побыл в других группах, посмотрел и перенял чужой опыт. По моим личным пастырским наблюдениям, на это может уходить от трех до пяти лет. Срок, конечно, впечатляет, но надо помнить, что этому человеку мы потом доверим живых людей. Ведь если возникнут проблемы и т. д., есть риск, что он может сказать: я занят, не могу, у меня нет времени… Одно из важных условий — готовность жить и быть с оглашаемыми, разделять их путь, на что порой сам священник бывает не готов.

Свящ. Алексей. Прихожане в принципе не понимают, что такое оглашение, и поэтому не способны в нем участвовать.


3. Почему священник может быть против катехизации на своем приходе

Основные проблемы

— Проблема образования священнослужителей:

    — Катехетика не входит в образовательную программу семинарий, священники не имеют представления о том, что такое катехизация, не понимают ее значимости.

   — Некоторые священники испытывают страх перед оглашаемыми, считая, что образованность этих людей проявит их (священников) недостаточную компетентность.

   — Незнание православной традиции приводит к тому, что оглашаемых и тех, кто ведет катехизацию, обвиняют в отступлении от Предания (например, в протестантизме).

— Ревность прихожан, что внутри прихода возникает какая-то другая, не связанная с ними жизнь.

— Отсутствие единомыслия между священником и катехизатором.

— Утилитарное отношение к катехизации как к средству поддержки прихода.

— Абсолютизация священником (и прихожанами) своих представлений о пути в Церковь; отсутствие личного опыта прохождения длительной катехизации.

— Акцент на индивидуальной религиозности.

— Боязнь отпугнуть человека от церкви предложением о катехизации.

— Недоверие священника к приходящим в храм людям в том, что у них есть серьезный запрос и они смогут пройти путь длительной катехизации.

— Приходская парадигма жизни: церковь — это приход.

— Вопрос старшинства в церкви: непризнание священниками дара старшинства и учительства за катехизаторами.

Свящ. Георгий Кочетков. Вопрос катехизации резко обостряет вопрос старшинства: кто в церкви старший? Кто такие епископы, пресвитеры, дьяконы и т. д.? Выясняется очень много интересных моментов, которые в принципе сейчас даже не упоминаются, хотя они известны из ранних церковных источников. Древняя церковь прекрасно знала, кто такие старшие и как они получаются, откуда они берутся. Конечно, старших готовила не семинария, как правило, их ставил Дух Святой, и не архиерей один решал эти вопросы. В процессе изучения этих вопросов вдруг выяснилось, что катехизаторы являются в церкви старшими совершенно традиционно и законно, они тоже своего рода пресвитеры, только не в смысле должностной иерархии, включающей в себя епископов, пресвитеров и дьяконов. Это может быть один и тот же человек, но в нормальном случае это не совпадало. Очень редко бывало, что в какие-то моменты епископы заботились о катехизации, как, скажем, в IV веке. Тогда епископ просто обязан был вести катехизацию и тратил на это кучу времени. Даже пресвитеры только присоединялись к тому, что делал епископ, и вели как бы дополнительные встречи, как в случае Иоанна Златоуста, когда он был антиохийским пресвитером. В древней церкви могли быть дьякониссы, которые тоже имели прямое отношение к катехизации и к крещению. Могли быть еще и пресвитериды. В чине хиротонии дьяконисс описано, как их рукополагали в алтаре, как они причащались вслед за дьяконами, беря чашу в руки у престола, и т. д. Почему же потеряны ключи к пониманию служения? А потому, что сейчас никто не чувствует в этом нужды, сейчас не нужны никакие пресвитериды и дьякониссы. Вопрос о женском священстве сейчас звучит разве что от каких-то феминисток. Тогда как церковь всегда успешно решала этот вопрос. Нужны дьяконы? Нужны, потому что есть люди, у которых есть этот дар устроения, такого конкретного служения столам ли, больным ли, епископу, в конце концов. Были дьяконы, были и дьякониссы. Кто-то пек просфоры, кто-то еще что-то делал. Если входило в чин крещения помазание всего тела крещаемого, — а крестили людей обнаженных, — то пресвитеру было не вполне удобно мазать тело женщины, а дьякониссе это нормально. Пресвитериды тоже помогали, они могли возглавлять женские ночные церковные собрания, когда они были отдельно мужские и отдельно женские. Они могли быть старшими, потому что занимались учительством. Апостол Павел, как известно, к этому относился не очень положительно. Он признавал пророчествующих в церкви женщин, т. е. старших как бы по дару пророчества, но об учительстве женщин он думал, что ничего доброго тут не будет, пусть лучше они спрашивают дома мужа и этим удовлетворяют свою страсть к учительству. Это позиция ап. Павла, в жизни могло быть немного по-другому, поэтому пресвитериды и существовали вплоть до IV века.

Очень важно эти вещи соотнести, потому что когда идет катехизация и катехизатор сестра, то она в этом собрании старшая. Это надо всерьез воспринимать всем, даже если ты пресвитер или епископ. Представьте себе ситуацию, что, скажем, на оглашение захотел прийти посмотреть какой-то священник или епископ. У нас такое было, мы часто приглашаем в том числе участников конференции на такие встречи. Не всегда катехизаторы братья, иногда могут быть и сестры, и, конечно, пресвитеру ужасно непривычно сидеть, и слушать, и слушаться старшую сестру. Представьте себе, если бы это был епископ, который тоже должен был бы слушаться сестру, которая почему-то катехизатор.

В церковном сознании однозначно старшим является тот, кто отвечает за церковное собрание. Если это огласительное собрание, то старшим на нем будет катехизатор. Напоминаю, что само огласительное собрание всегда иерархическое, и катехизатор по отношению к этому собранию обязательно является иерархическим лицом. Об этом писал знаменитый Псевдо-Дионисий Ареопагит в книге «О церковной иерархии», там у него оглашаемые были последним уровнем церковной иерархии. Поэтому катехизаторов нужно внимательно слушать и слушаться, а сам катехизатор всегда есть ответственное перед церковью лицо. Именно поэтому он может и предоставить свое место пресвитеру или епископу, но может и не предоставить. Наши иерархические лица, т. е. наша должностная церковная иерархия, совершенно не знают, что такое оглашение, они не знают никаких границ и ни за что не отвечают.

У нас, конечно, сейчас клерикалистски устроенная церковь, поэтому на приходе и в любой другой форме соотнесения катехизации с приходским священником эти вещи обязательно всплывут. Именно из-за этого происходит постоянно везде воспроизводящийся конфликт, совершенно независимо от того, кто катехизатор и кто оглашаемый, в каком это городе, в какой епархии, даже в какой стране. Здесь явно произошел исторический сбой, и он требует коррекции, иначе не только общин на приходе не будет, но и не будет никакого оглашения. Это важно, когда мы говорим об участии священника в приходском оглашении, если оглашает не он сам, потому что ему самому оглашать
почти невозможно.

Традиция святоотеческой катехизации : Длительная катехизация сегодня : Материалы Международной научно-практической конференции (Москва - Московская область, 11-13 мая 2015 г.). М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2016. - с. 33-42.

comments powered by Disqus