Воспитательная миссия. Заметка в связи с подготовкой Миссионерской концепции РПЦ

В настоящий момент сложилась ситуация, которую невозможно считать приемлемой, когда человек, находясь в сознательном возрасте, крестится или причащается, вовсе не зная своей веры и церковной традиции и, таким образом, не имея никакой личной ответственности за их воплощение.

Воспитательная миссия – это миссионерская работа с ищущими Бога, с готовящимися ко святому крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещеными, не получили соответствующего научения основам христианской веры, молитвы и жизни и посему пока не являются полноценными, активными членами Церкви. Цель такой миссии – включение предоглашаемых, оглашаемых и крещеных людей в полноту церковной жизни, помощь в формировании православного содержания и стиля их жизни. Это значит, что для них, как и для всех в Церкви, закон веры Церкви должен соответствовать закону ее молитвы и закону ее жизни. Воцерковление взрослых некрещеных людей должно, как известно [1], осуществляться по схеме: «свидетельство (предоглашение) – оглашение – крещение (в полном единстве с таинствами покаяния, миропомазания и евхаристии) – научение (тайноводство)».

Воцерковление уже крещеных людей имеет свои особенности, сильнее, чем в предыдущем случае, зависящие от личных обстоятельств каждого человека и уже пройденного им духовного пути. В любом случае с крещением и воцерковлением нельзя ни слишком тянуть, ни слишком торопиться. Канонический срок оглашения взрослых составляет 2–3 года. В наше время, как и в древности, в особо оговоренных церковью случаях он может быть сокращен до года–полутора лет и даже еще более короткого периода, например в случае «клинического крещения» (или воцерковления) при наличии смертельной опасности. Правда, если эта опасность проходит, то оглашение должно быть в полном объеме продолжено и после такого крещения.

В настоящий момент сложилась ситуация, которую невозможно считать приемлемой, когда человек, находясь в сознательном возрасте, крестится или причащается, вовсе не зная своей веры и церковной традиции и, таким образом, не имея никакой личной ответственности за их воплощение. Такие люди, как правило, появляются в храме лишь для внешнего, а подчас и просто суеверного отправления обрядов и для удовлетворения своих сугубо частных религиозных потребностей. При этом они нередко лишены правильного и благодатноцерковного восприятия таинств веры, молитвы и жизни Церкви. Профанируя таинства, они дискредитируют себя и саму Церковь. Современная церковная жизнь остро требует полного возрождения института оглашения, обращенного ко всем, кто в нем нуждается, без различения пола, возраста, социального положения, культуры и национальности.

Необходимо особо подчеркнуть каноническую недопустимость в нормальных случаях крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации (крещение без оглашения запрещается 78м правилом VI Вселенского собора и 46м правилом Лаодикийского собора). Конечно, никто не должен накладывать на людей «бремена неудобоносимые» [2]. Однако того, кто не хочет посильно потрудиться ради Бога, и не хочет осознанного, ответственного вступления в Церковь, крестить «по первому требованию» не следует, ведь церкви известно, что язычник будет судим по закону совести [3], в то время как принявший таинство крещения – по данным им обетам и по мере получения благодатных даров (ведь кому больше дано, с того больше взыщется). Всякая бесплодная смоковница будет срублена и брошена в огнь.

Если принятие крещения или участие нововоцерковленных в первой сознательной исповеди и в первом сознательном причастии требует от церкви особых и достаточно длительных усилий, то как именно в самых главных чертах должен проходить этот процесс?

Несомненно, все начинается со свидетельства и предоглашения (термин взят у св. Кирилла Иерусалимского). В наше время свидетельство о вере часто бывает плодом личных усилий верующих и общения «один на один» в атмосфере доверия, приветливости, дружелюбия и любви. Верующие люди, постоянно или единовременно общаясь с родными, друзьями, сослуживцами и просто знакомыми, не могут молчать о своей вере и жизни, ведь «от избытка сердца говорят уста». Проводя такие беседы, вступая в диалог, все, и особенно молодые и наиболее образованные люди в церкви, не допускают никакого давления, насилия или прозелитизма, и это всегда имеет благотворные последствия. Если неверующие (хотя бы уже и крещеные) собеседники проявили интерес к вере, их можно пригласить, например, в храм или, где это возможно, на особые миссионерские (т. е. открытые для всех желающих) встречи и беседы, на которых можно услышать уже более последовательное и полное изложение основных принципов христианской веры и жизни. После миссионерской встречи, если интерес к этому не пропадает, может начаться специальный цикл регулярных (например, еженедельных) предогласительных встреч, цель которых – подготовить людей к полноценному оглашению, т. е. последовательному и целостному научению основам христианской православной веры, молитвы и жизни.

Начать оглашаться может только такой человек, с которого можно что-то спросить, т. е. который уже имеет начатки веры во Христа, надежды на Бога, покаяния перед Небесным Отцом и предваряющей благодати Святого Духа. Поэтому еще на предоглашении каждому молодому или взрослому человеку надо показать, что и в наше время быть христианином не значит стать маргиналом, живущим на духовной, культурной и социальной обочине, что настоящее христианство отвечает на самые важные вопрошания современного человека, причем отвечает правдиво и трезвенно, без обмана. Поэтому оно не бывает скучным, шаблонным или фанатичным. На предоглашении человек должен узнать и то, почему ему нужен именно Христос, а не только какие либо другие «духовные учителя», пусть и сыгравшие свою положительную роль в мировой истории. Человек должен устремиться к личному познанию Христа и, осознав свое недостоинство и греховность, пожелать освобождения через покаяние и молитву. Человек должен узнать о Божьих обетованиях, о плодах Христовой жертвы «за всех и за вся» и удостовериться в истинности избранного им пути через свидетельство своей совести и свидетельство Духа. Человек должен обратиться к Слову Божьему, к Евангелию и молитве, пожелать познать и исполнить волю Божью о себе и своей жизни. Он должен пожелать посвятить себя на служение Господу и всегда стремиться к духовному возраста нию и совершенствованию. Он должен не бояться противостать злу – мирно и непримиримо, через внутреннее аскетическое делание и внешнее свидетельство о Божьей правде и справедливости, о Божьих добре и красоте. Он должен не бояться говорить о своей вере. Он должен почувствовать целительное действие Божьей благодати и своей веры и с благодарностью принять попечение о нем Церкви, без чего ему будет трудно продолжать свой духовный путь. Никто в будущем не должен потеряться, оставшись без своего прихода, без своей общины и без своей братской среды.

Конечно, даже предоглашение – это уже целый процесс, который может длиться не одну неделю и даже не один месяц. Никто в одиночку, без поддержки своего прихода, своей общины или своего братства не сможет провести этот цикл встреч и установить с каждым приходящим в церковь отношения дружбы и доверия. А ведь известно, что нередко в людях сначала возникает дружеское и доверительное отношение к окружающим, и только после этого они могут прийти к самой вере так, чтобы потом не отпасть. Предоглашение должно быть сразу направлено на всю личность человека, оно должно убеждать ум, пробуждать совесть, зажигать сердце, побуждать волю к свободному решению и действию. Оно не ограничивается одними разговорами, даже очень удачными и полезными, оно связывается и с добрыми делами, взаимопомощью, оно ценит все знамения Царства Небесного. Оно динамично и эффективно, если сразу приводит к благим изменениям самой жизни во всех ее аспектах, в том числе нравственном, поведенческом и лично духовном. Ведущие сами должны показывать во всем добрый пример, в том числе в своих взаимоотношениях, в своем духовно-нравственном поведении, в своей вере и жертвенной, бескорыстной любви к Богу и ко всем ближним.

Хотя предоглашение и не должно быть сухим и жестко схематичным, оно должно быть адаптировано к личным особенностям предоглашаемых, к уровню их подготовки, образования и т. п., оно всегда несет в себе неизменное содержание веры и принципов христианской жизни, оно учит вступлению в область православной веры, молитвы и жизни. Лучше всего оно проходит не в плоскости «лектор – слушатели», а в малых (а еще лучше – «домашних») группах по 5–10–15 человек, что вполне соответствует общинному характеру и принципу христианской жизни. Все ведущие должны заботиться обо всех и о каждом, помня, что, по замечанию некоторых современных миссионеров-катехизаторов, в наше время нередко проповеди принадлежит не самая первая роль в продвижении пасомых по христианскому пути. Она часто принадлежит совету того, кто находится на расстоянии вытянутой руки. Все ведущие и помощники должны быть вдохновителями людей, их внимательными слушателями и миротворцами, созидателями дружелюбной, открытой и радостной атмосферы. Они не должны никому ничего навязывать, они должны легко сходиться с разными людьми и охотно делиться с ними своей верой, что, конечно, требует от них специальной методической, богословской и ораторской подготовки, а также умения пользоваться современными техническими средствами (аудио, видео, компьютер и т. п.). Среди помощников могут быть и поручители, т. е. будущие крестныевосприемники, которых рекомендуется избирать тоже из людей уже воцерковленных и способных активно содействовать всестороннему христианскому воспитанию новокрещеных и нововоцерковленных.

Уже на предоглашении, пусть и не сразу или не сразу для всех, большую роль играет молитва как ведущих с помощниками, так и всей группы. Это может быть чтение Псалтири (особенно в современном поэтическом переводе акад. С.С. Аверинцева) или краткая простая молитва своими словами. Если ктото из пришедших еще не хочет или не может молиться, то навязывать ничего не надо. Молитва сама приходит по мере зарождения веры и укрепления человека в ней. 

Конечно, приходящих не следует отягощать какими-либо сборами, поборами, трудами и «послушаниями» (даже на благо церкви или храма и священников). Все труды и издержки должна брать на себя принимающая сторона. Скромные трапезы (в том числе и в складчину) всегда должны сопровождать встречу малой группы. Все должно быть красиво, вкусно, празднично. Всех надо учить слушать друг друга, и всем надо учиться друг у друга. 

Правильно и быстро проведенное предоглашение позволит не потерять людей и правильно направить в традиционное русло само оглашение.

На оглашении многое организуется так же, как и на предоглашении. Но не следует забывать о последовательности и целостности процесса взрослого нормального оглашения. Последовательность его вытекает из святоотеческого принципа изъяснять в церкви людям лишь то, что они уже вкусили и, значит, что теперь могут лично увидеть и както понять или выразить. «Вкусите – и увидите, как благ Господь», – говорит нам Писание [4]. Целостность оглашения предполагает постепенное подключение человека ко всем сторонам и пластам жизни Церкви в соответствующем их со отношении и с их внутренней иерархией.

Традиционно-святоотеческая система оглашения уверовавших взрослых достаточно хорошо известна. Известны и ее основные принципы, и возможности ее модификации в зависимости от исторических и культурных обстоятельств и условий. В наше время эта система работает так же хорошо, как и в древности, тем более что на протяжении веков существует много общего в состоянии душ людей и всего общества.

Полная система оглашения предполагает три этапа ее проведения. На первой ступени, которая может начинаться с торжественного чтения молитвы над «оглашаемыми», требуется приучить оглашаемых к регулярной личной (в простой форме, чаще всего – своими словами) и церковной молитве (за исключением литургии верных, если оглашаемые или воцерковляемые люди не относятся к регулярно причащающимся), в которой они должны сознательно и ответственно участвовать, а не чувствовать себя зрителями или внешними исполнителями формальных обрядов и чинов. Они должны усвоить основное содержание доступных им частей Нового и Ветхого заветов, в первую очередь синоптических евангелий и книг Закона (например, Бытия, Исхода и Второзакония). Они должны избавиться от тяжелых, тайных и особенно смертных грехов и обратиться к Богу с просьбой о прощении, т. е. об исправлении. Они должны стараться искать и исполнять Божью волю и слушать и слушаться Самого Бога.

На втором этапе оглашения встречи могут проходить более интенсивно, например, дважды в неделю. Также и храм теперь может посещаться чаще, дважды в неделю – вечером (вечерня) и утром (литургия оглашаемых). Начинается эта ступень тоже с соответствующих молитв из Требника, а именно молитвы, делающей «просвещаемыми», и трех «запрещений» (экзорцизмов). На встречах начиная с этого этапа допускается изложение концептуальных тем, а не только вопросно-ответная форма и возможность делиться своими индивидуальными мыслями и впечатлениями за трапезой, как это обычно бывает на первом этапе. Среди тем второго этапа – разбор текста Символа веры и проблемы соотношения Бога и тварного мира, Бога и тварного человека; проблемы грехопадения и истории спасения через рассмотрение заветов Бога со Своим Народом; соотношение Священного писания и Священного предания Церкви; рассмотрение всех этапов земной жизни Иисуса Христа, Его Смерти и Воскресения. Далее возможны темы о Сошествии Святого Духа и о Церкви, а так же о конце человеческой истории и о Втором пришествии Христа. Вместе с тем рассматриваются вопросы подражания Христу и участия в богослужении, проблемы взаимоотношения христианства и основных религий человечества, исторического православия и других христианских конфессий, церкви и общества, церкви и государства. Заканчивается второй, основной этап оглашения покаянием и личной исповедью (иногда «за всю жизнь») и личным собеседованием с каждым просвещаемым по итогам этого этапа. Во время прохождения второго этапа оглаше ния всем рекомендуется пост (так когда-то и зародился в церкви Великий пост) и молитва за просвещаемых.

Третий этап оглашения начинается с «Четвертой молитвы» и Чина отречения от сатаны и сочетания со Христом (таинство покаяния), соединенного с исповеданием веры, и затем таинств крещения, миропомазания и евхаристии. Во время этого этапа, длящегося от 8 дней до 8 недель, все новопросвещенные стараются причащаться за каждой евхаристией (если крещение совершается под Пасху, то, согласно 66му правилу VI Вселенского собора, каждый день Светлой седмицы и далее каждое воскресение до начала Петрова поста). За евхаристией обычно следует общая трапеза любви и очередная тема цикла тайноводственных бесед. Все темы этого цикла посвящены учению о таинствах и изъяснению семи таинств, всем главным догматам церкви, основам христианской аскетики, личной и межличной антропологии и введению в христианскую мистику. Во время завершающего этапа оглашения все должны лично познакомиться с церковной и приходской жизнью, найти свое место в церкви и соответствие между преподаваемым на оглашении учением и опытом и реальной практикой поместноприходской и общиннобратской жизни.

После оглашения новопросвещенным можно рекомендовать поездку в паломничество или иной вид активного христианского отдыха. С ними нужна и дальнейшая систематическая работа, приобщающая их к богослужебной и внебогослужебной жизни прихода (общины), которая развивается по нескольким направлениям.

• Усиление миссионерской направленности приходской жизни. Проведение на приходе специальных миссионерских богослужений, на которых богослужение сочетается с элементами катехизации, предполагающими употребление богослужебных форм, более доступных для понимания новоначальными.

• Укрепление тех сторон социокультурной среды, которые со действуют воцерковлению наших современников.

• Оказание помощи приходским и прочим катехизаторам в деле воцерковления предоглашаемых и оглашаемых всех ступеней.

• Предоставление возможности вести разнообразную духовносозидательную деятельность, в том числе по организации приходских кружков и студий для детей и молодежи, а также для взрослых и их семей.

Все это предполагает вовлечение всех клириков прихода в процесс воцерковления новых членов общины, как и необходимость привлечения к этому служению новых инициативных мирян и катехизаторов из мирян обоего пола. В связи с этим надо стимулировать и поощрять создание при крупных приходах, благочиниях и епархиальных управлениях специализированных центров духовного развития детей и молодежи, которые вместе с приходами и епархиями могли бы принимать непосредственное участие в миссионерскопросветительской работе и обладали бы возможностью содействовать духовному развитию всех верных и правильно организовывать процесс катехизации. 

Примечания

1. Мф 28:19

2. Лк 11:46

3. Рим 2:14

4. Пс 33

Текст приводится по: Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Выпуск 1. - М., 2007. – с. 9-15.

comments powered by Disqus