О подготовке миссионеров и катехизаторов

Протоиерей Геннадий Фаст об участии церковной общины, прихода и священника в подготовке катехизаторов

В древней церковной традиции первых четырех веков везде говорится о катехизаторах, что таковые имели место, что это был особый чин. А дальше катехизация замирает в связи с утвердившейся практикой всеобщего детского крещения, и потихоньку просто исчезает. В четвертом веке катехизация была еще очень реальная, серьезная, насыщенная. Катехизаторами могли быть как прихожане, так и сами священнослужители. Но в то время как таковых катехизаторских школ не было. Поэтому, я думаю, это все происходило по образцу общинного строительства. Община жила словом Божьим, она в нем воспитывалась, и, видимо, те, кто в этом более или менее преуспевал, и призывались к служению катехизатора. В Александрии была огласительная школа. И вполне можно допустить, что эта школа, в том числе, готовила катехизаторов. Кроме Александрии я не знаю никаких упоминаний о школах. Может быть, еще блаженный Иероним имел к этому отношение: у него был библейский кружок в Риме. А с V века это была уже не община, а просто народ, который чтил Бога, молился, каялся и служил Ему. Это было просто нормой жизни: человек читал Писание, жил им. Как же свт. Василий Великий мог каждый день утром и вечером произносить поучения? Кто бы у нас сейчас на эти поучения ходил? У нас сейчас люди ходят на работу, а не на поучения святителя. Но тогда это было. Свт. Иоанна Златоуста по четыре часа слушала толпа на соборной площади в Константинополе. А читаешь его проповеди — сплошное толкование Священного Писания! Поэтому, мне кажется, что все-таки основным принципом в вопросе подготовки катехизаторов была церковность как внутренняя основа их жизни: «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян 2:42).

В реальной деятельности мы имеем то, что имеем, и движемся дальше вперед к катехизации крещаемых. И в нынешней ситуации условия разные — Церковь наша очень большая и неоднородная. Поэтому я не думаю, что одна система будет для всех приемлема. Если за десятилетия на приходе более или менее сложилась община, то там, как правило, среди прихожан есть достаточное количество людей, которые могут и хотят заниматься катехизацией. Им действительно надо дать какие-то пособия, методички, еще что-то. Другое дело — где никогда этим не занимались. Поэтому катехизаторы должны в современных условиях церковной жизни готовиться в организованном порядке. В наше время должны быть какие-то школы. В принципе они могут быть и заочными, возможности для этого сейчас имеются, чтобы человек знал катехизис, толкование Символа веры, основные положения христианской веры и основы Священного Писания.

Людей надо готовить. Не всегда достаточно подготовлены и священники. Они тоже бывают беспомощны и не знают, с чего начинать. Одна опасность — формализация: все может быть исполнено внешне без внутреннего результата.

Никакой катехизатор не справится с задачей при отсутствии общины! Если нет общины, и катехизация не дело общины, она почти нереальна. Какое бы количество огласительных бесед не было, без участия всей Церкви, результат от этого ничтожен. Катехизируемых людей надо каким-то образом приобщать к реальной церковной жизни. Очень важно, чтобы эти люди включались в жизнь, в том числе и в богослужебную. Сейчас много мест, где катехизация идет, но оглашаемые в большинстве случаев ни на какие службы не ходят, даже воскресные.

И еще: на первом месте должны быть не формальные схемы, а импровизация и индивидуальное общение.

Если общины нет, за подготовку специалиста должен отвечать приход. Катехизатор сегодня — ответственное лицо, а на ставке он или нет — пусть решает настоятель, а теперь и епископ, т.к. он становится ближе к приходским делам. Но это уже техническая сторона дела. Реально в наше время катехизатором все равно является священник. Потому что, как правило, просто нет никого кроме священника, кто бы мог это делать. Поэтому на практике священник должен начать с себя. Участие в катехизации священника вместе с прихожанами дает какой-то начаток соборности, ведь они все разные. Конечно, священник никак не может устраниться. Хорошо это или плохо, но, думаю, что схема «церковь — это батюшка» еще надолго. Такое определение глубоко сидит в народном сознании. Батюшка сказал — и не надо тогда ссылаться на апостола Павла или пророка Исаию, потому что «батюшка сказал». Если сказал кто-то другой, то хоть он двадцать пять цитат из Библии и из святых отцов приведет, но это сказал не батюшка. Вот почему участие священника абсолютно необходимо — он должен общаться с паствой.

Хорошо проводить какие-то пастырские конференции или семинары, где сами пастыри общаются на тему катехизации. Хорошо если есть активный руководитель Отдела религиозного образования и катехизации, который как-то стимулирует батюшек: немножко помогает тем, кому катехизация пока трудна или чужда. Это тоже своего рода подготовка катехизаторов. Должны быть сильные школы на уровне высшего богословского образования, которые готовят катехизаторов. Все равно откуда-то это все должно пульсировать. Без этого совсем никак.

www.russned.ru

comments powered by Disqus