Главные этапы оглашения нормальных катехуменов: что в них главное, что второстепенное?

Каждый этап оглашения имеет свою цель и задачи. Чтобы перейти на следующий этап, катехумен должен усвоить предыдущий. В его жизни должны произойти те необходимые перемены, появление которых является задачей данного этапа.

Оглашение, или катехизация, представляет собой устную передачу основ христианской веры и жизни тем людям, которые выразили желание получить такое научение и которым Церковь в лице катехизатора (человека, проводящего оглашение) дала утвердительный ответ. Такое научение в нормальном случае должен пройти каждый христианин. Как показал современный опыт оглашения свящ. Георгия Кочеткова, в современных российских условиях полную нормальную катехизацию могут проходить взрослые люди, начиная с 20–21 года. Такие люди называются катехуменами, или оглашаемыми. Нормальными катехуменами являются некрещеные или непричащающиеся крещеные люди, не относящиеся к разряду особенных или трудных катехуменов [1, гл. 4].

Система оглашения, разработанная свящ. Георгием Кочетковым [2], является попыткой возрождения опыта катехизации, существовавшего в древней церкви, в условиях современного мира и общества. Опыт о. Георгия показал, что и в наше время является плодотворной древняя каноническая форма оглашения, представляющая собой целостную систему, состоящую из трех основных этапов (не считая предварительного). Эти этапы имеют свое конкретное содержание и определенные требования к оглашаемым. При переходе с этапа на этап проводятся собеседования, которые помогают выяснить готовность человека к переходу на следующий этап.

Каждый этап оглашения имеет свою цель и задачи. Чтобы перейти на следующий этап, катехумен должен усвоить предыдущий. В его жизни должны произойти те необходимые перемены, появление которых является задачей данного этапа. Такие духовные изменения в оглашаемом, без которых он не сможет перейти на следующий этап, являются главными задачами данного этапа.

Кроме главных, в рамках каждого этапа имеются второстепенные задачи, решение которых желательно в рамках данного этапа. Катехизатору (и поручителю) необходимо знать главные и второстепенные моменты каждого этапа оглашения и уметь отличать их друг от друга, так как от этого зависит качество оглашения, полнота воцерковления человека. Главным в процессе оглашения является то, без чего не может быть достигнута цель оглашения, а второстепенным – то, что является желательным, и то, что помогает достижению цели, но что может быть не выполнено, если выполнено главное.

Далее постараемся раскрыть, что является главным, а что второстепенным на трех этапах системы оглашения свящ. Георгия Кочеткова (Кроме приведенной литературы, использованы протоколы семинаров катехизаторов Преображенского содружества малых братств 2004–2005 гг.).

Первый этап

Начальным моментом первого этапа оглашения свящ. Георгий Кочетков определяет момент, «когда сознательный человек по вере своей во Иисуса как Христа стал христианином, членом Церкви, пусть еще и неполным, ибо не участвует в ее таинствах веры и жизни». О наступлении этого момента свидетельствует катехизатор после собеседования с человеком.

Главными критериями перевода человека с предварительного периода предоглашения на первый этап являются наличие у человека веры, ощущение себя грешником и желание пройти оглашение и воцерковление. Если человек грешит такими грехами, как убийство или хамство, то он не может стать оглашаемым первого этапа. Каждый человек, приходящий на оглашение, является в той или иной мере «укушенным» грехом. Но люди, имеющие такого рода тяжкие грехи и не желающие их оставлять, так же как и неверующие, не могут слушать слово.

Если человек еще не крещен, в начале первого этапа над ним читается молитва, делающая его оглашаемым, неполным членом Церкви. При этом человеку нарекается христианское имя. Оглашаемые первого этапа уже являются христианами, они хоть и неполные, но члены Церкви. Оглашаемые могут ходить в храм, участвовать в службах – кроме тех, на которых совершаются таинства (литургия верных, крещение, исповедь-покаяние, браквенчание, соборованиеелеосвящение), могут слушать Священное писание и проповедь этико-керигматического характера.

Цель и задачи первого этапа

Отец Георгий определяет цель первого этапа оглашения как предоставление человеку возможности проверить истинность своего выбора и, с другой стороны, Церкви проверить самого этого человека, искренность и последовательность его христианских намерений (по его духу и плодам в отношении к Богу, себе и ближним) [2, с. 4]. Становясь оглашаемым первого этапа, человек уже вступает на христианский путь. Это начало отдачи себя на служение Богу, начало познания и приобщения к христианской жизни, обретение первого опыта послушания Богу и Церкви путем исполнения их заповедей [1]. Но проходят этот путь оглашаемые не в одиночку. Церковь знает своих оглашаемых (их имена традиционно заносились в специальные списки) и молится за них. Конечным итогом первого оглашения будет положительный ответ Церкви в лице священника или катехизатора на просьбу человека о крещении.

Содержание первого этапа

Начало христианской жизни оглашаемых знаменуется появлением четырех основных направлений их деятельности. Первое направление – это чтение и изучение Священного писания, которое занимает основную часть времени и внимания оглашаемых. Из книг Нового завета в первую очередь читаются синоптические евангелия (от Матфея, от Марка и от Луки). Книги Ветхого завета читаются поэтапно, о чем будет сказано дальше. Оглашаемым рекомендуется читать книги Нового и Ветхого завета параллельно, записывая возникающие внешние и внутренние вопросы, которые выясняются главным образом на огласительных встречах у катехизаторов. Иногда вопросы разрешаются самими оглашаемыми по мере их духовного возрастания или близкими христианами, в том числе их будущими крестными или поручителями (людьми, которые помогли человеку прийти на оглашение). Главными задачами этого направления являются следующие: показать целостность Писания, на" учить в нем «дочитываться до Христа» и открыть человеку соотнесенность его жизни с жизнью Человека"Христа, показать через образ Христа призвание человека [3, с. 26].

Второе направление состоит в личной молитве. В жизни оглашаемого должна присутствовать ежедневная молитва, чтобы ни один день не прошел бесплодным перед Богом и ближними [2]. Прежде всего оглашаемые должны научиться не правилу, а личностному обращению к Богу [3, с. 26]. Для этого им рекомендуется главным образом использовать молитву своими словами в различных обстоятельствах повседневной жизни. Главная задача этого направления состоит в достижении действенной молитвы, которая исходит из глубины веры [3, с. 26] и приносит в качестве плода личный ответ Бога в сердце [2].

Третье направление – вхождение в богослужение и храмовую жизнь церкви [3, с. 26]. Оглашаемым первого этапа рекомендуется быть в храме на синаксарных службах (вечерне, утрене, литургии оглашаемых и т. п.), а также до или после богослужения [2]. Также возможно участие оглашаемых в домашних молитвах верных христиан (утренях и вечернях, проводимых мирянским чином). Главная задача здесь – обрести доверие и открытость к церковному собранию [3, с. 26].

Четвертое направление представляет собой этическую работу над собой, путь нравственного совершенствования. В человеке должна актуализироваться совесть как голос Божий, что поможет ему достигнуть личного покаяния – главной задачи этого направления [3, с. 26].

Для достижения цели оглашения все эти четыре направления должны исполняться параллельно, постепенно углубляясь по мере духовного возрастания оглашаемых. На первом этапе выделяют три части, которые характеризуются качественным ростом христианской жизни оглашаемых. Каждая часть имеет свои задачи, содержание и требования к оглашаемым. Между частями проходят собеседования. Рассмотрим каждую часть первого этапа оглашения в свете основных четырех направлений жизни оглашаемых.

В течение первой части оглашаемые читают синоптические евангелия, а также учительные книги Ветхого завета в обязательном порядке: Притчи, Премудрость Иисуса сына Сирахова, Премудрость Соломона, Псалтирь и дополнительно – Екклесиаст, Песнь песней, Иов.

От оглашаемых требуется ежедневная молитва своими словами, особенно если приходит вдохновение. Они должны постепенно научиться различать духовную молитву и душевную, плодотворную и бесплодную. Рекомендуется молиться пока только за себя (за других – только в случае, если человек не может не молиться). Что касается храмовой молитвы, рекомендуется посещение храма по возможности и посильное участие в синаксарных богослужениях.

Чтение книг Премудрости помогает оглашаемым встать на путь познания и исполнения воли Божьей (правды и премудрости Божьей). Они должны стараться жить, прислушиваясь к голосу совести, сообразуя свои поступки с открывающейся им волей Божьей. В первую очередь оглашаемые должны познать Бога как Творца Вседержителя и обрести личные отношения с Ним. Вера в этот период больше выражается на уровне поступка, в котором проявляется доверие к Богу. Необходимо обрести веру в помощь и защиту Божью в обычных земных человеческих ситуациях, научиться обращаться к Богу в своей повседневной жизни, просить Его о своих насущных потребностях. Оглашаемый должен открыть Бога как своего помощника, друга, защитника. 

В этой части первого этапа начинаются беседы по христианской этике, причем рекомендуется предварительное чтение, выявление вопросов и последующее обсуждение книг по теме (Рекомендуется использовать: Кочетков Г., свящ. Беседы по христианской этике. Вып. 1–7. М., 1995–2006 (в наст. время издано уже 10 выпусков Бесед по христианской этике- прим. ред. портала)).

Помимо чтения Писания оглашаемые могут читать дополнительную литературу, указанную в списке для огласительного (первого) этапа оглашения [2, с. 25].

Посты на первом этапе оглашения не рекомендуются, хотя могут иметь место кратковременные посты.

Во второй части первого этапа оглашения оглашаемые читают книги Закона: Бытие, Исход, Второзаконие; в ответах на вопросы катехизатором акцентируется их этическая сторона. Дополнительно – Левит, Числа, Иисус Навин. Остается чтение синоптических евангелий с выяснением возникающих вопросов.

В личной молитве оглашаемых должна стать правилом молитва своими словами утром и вечером. Рекомендуется использовать в молитве псалмы. Посещение богослужений один раз в неделю обязательно (вечерни или литургии оглашаемых). Все вопросы выясняются у катехизаторов.

Оглашаемые продолжают познание воли Божьей, знакомясь с Его заповедями и законами в книгах Закона. Они должны усвоить понятия греха и Закона, обрести истинное отношение к Закону, основанное не на законничестве, а на живой и личной вере. Одной из важнейших задач первого этапа является познание Закона Моисеева как детоводителя ко Христу. Закон должен стать для оглашаемых святыней. В конце этой части происходит беседа о смертных грехах.

Через познание заповедей Божьих оглашаемые учатся различать добро и зло и выбирать добро, а в противном случае ощущать суд Божий над своей жизнью и делами и просить у Бога прощения (совершать покаяние). Личное покаяние происходит тогда, когда человек узнает правду о себе, видит себя в реальной, а не воображаемой ситуации.

Оглашаемые должны прийти к познанию того, что в основе заповедей лежит милость, что Бог смотрит на сердце человека и что сам человек призывается к деятельному милосердию. От оглашаемых продолжает требоваться усилие к исправлению жизни. На этом пути происходит познание веры как силы личного усилия в обращении к личному Богу и обретение через это силы жить по заповедям Божьим и не подчиняться обстоятельствам мира сего.

У оглашаемых должно появиться практическое отношение к Закону, которое может проявиться в отделении десятины. При этом им самим предоставляется решать, как поступать с десятиной. Оглашаемые научаются послушанию, стараясь выполнять заповеди Божии.

В этот период продолжаются беседы по христианской этике, разбираются сложные этические ситуации.

Во время третьей части продолжается чтение синоптических евангелий, также читаются книги пророка Исайи и двухтрех малых пророков, дополнительно – книги остальных пророков. При чтении пророков обращают внимание на мессианские места.

Посещение богослужения рекомендуется два раза в неделю (вечерни и литургии оглашаемых). Обязательно присутствие на литургии оглашаемых во время чтения молитв об оглашаемых. Молитвенное правило с использованием псалмов должно стать регулярным. Оглашаемые вместе с катехизаторами посещают богослужения в разных храмах. В это период они пишут работу «Мой путь к Богу и в Церковь».

К концу этой части оглашаемые должны приобрести навык послушания. Личная и храмовая молитва должна стать правилом. Оглашаемые должны сделать внутренний выбор и решиться оставить то, что вводит их в смертный грех (например, несовместимую с христианством профессию, незаконное сожительство и т. п.), то есть должны соблюдать этические нормы. Оглашаемому необходимо понять, что Бог ведет его в жизни, что Он имеет Свой замысел о каждом человеке. Человеку нужно увидеть свою жизнь как путь, которым его ведет Господь, понять, что без Бога и без этого Пути жизнь в полноте невозможна. Он должен осознать, что он не хочет жить без Бога и вне этого Пути.

Оглашаемый должен понять и поверить, что Путь для него проходит через посланного Богом Спасителя – Иисуса Христа. Чтобы последовать за Христом, человеку необходимо обрести любовь к Иисусу и исповедовать Его Господом.

Процесс оглашения

Главным методологическим принципом первого этапа оглашения в опыте о. Георгия Кочеткова являются огласительные встречи, состоящие в основном из ответов на вопросы оглашаемых.

Процесс оглашения возможен как в форме индивидуального оглашения, так и в групповой форме. Последняя является более предпочтительной, так как дает возможность огласить большее количество людей и позволяет человеку легче войти в общинно-братскую жизнь. Желательно, чтобы в группе было 10–20 человек (чтобы, с одной стороны, группа не распалась, а с другой стороны, не был потерян личностный контакт) и чтобы в группе было 2–3 катехизатора (старший и два помощника). У каждого катехизатора в группе есть свои задачи, но при этом катехизаторы должны работать в команде, помогая друг другу, и через это являть оглашаемым пример христианских отношений.

Группа оглашаемых формируется в конце третьей открытой встречи и в нормальном случае является закрытой, т. е. в нее не принимаются новые люди. Это важно, так как человек, не имеющий опыта открытых встреч, не может его восполнить даже через чтение литературы или просмотр видеозаписи, важна целостность оглашения. Кроме того, в ситуации постоянного прихода новых людей становится невозможным духовное движение, внутренний рост оглашаемых. Но это, тем не менее, не главный момент, здесь возможны исключения, которые рассматриваются катехизатором в каждом конкретном случае.

Встречи в группе, как показал огласительный опыт последних лет, лучше проводить с частотой один раз в неделю по 1,5–2 часа, интенсивно и в рабочем ритме. Интенсивность встречи должна способствовать движению вглубь, внутреннему, духовному изменению оглашаемых. Ритм встречи целиком зависит от катехизатора, поэтому он должен следить за тем, чтобы встреча проходила быстро и динамично, чтобы присутствовало вдохновение. Катехизатору нужно стараться оглашать как можно быстрее и не подменять оглашение толкованием. Он должен следить за состоянием группы и решать задачи первого этапа в рамках этого этапа, не перенося их на второй этап и т. д. Когда есть необходимость, катехизатор может сам инициировать обсуждение некоторых важных вопросов.

В оглашении желательной является помощь поручителей – людей, которые способствовали приходу человека на оглашение, которые связаны с ними более тесно, чем другие члены Церкви. Ответственно помогая катехизаторам, поручители могут участвовать вместе с оглашаемыми в богослужениях и в любых других ситуациях способствовать их духовному росту, поддерживать, наставлять их, разъяснять непонятное, отвечать на вопросы. Катехизаторы могут время от времени общаться с поручителями, организуя индивидуальные или общие встречи.

Внешний вид и манера поведения катехизатора тоже имеет значение в процессе оглашения. Желательно, чтобы одежда была не повседневной, но и не слишком нарядной, она должна быть строгой и настраивать на серьезный лад. Важен радостный, не усталый вид катехизатора.

Одним из важных моментов следует назвать возраст оглашаемых. На взрослое оглашение в нормальном случае не принимаются люди младше 21 года. Это связано с тем, что молодым людям, в отличие от взрослых, не хватает отрицательного жизненного опыта, следствием чего бывает некоторая нетрезвенность, когда человек еще считает, что со всем может справиться сам, переоценивает свои возможности. Это мешает в полноте воспринять то, что открывает христианство. С другой стороны, и людям пожилого возраста трудно в полноте проходить весь путь взрослого нормального оглашения.

Оптимальным временем первого оглашения нормальных катехуменов в современной ситуации считается год, хотя первый этап может длиться и дольше.

Критерии перевода на второй этап

На первом этапе оглашения закладывается основание христианской веры и жизни, главными составляющими которого являются живая вера в Бога и человека и личное покаяние – признание себя грешником [2]. Это «начало самоотдачи и просто отдачи уверовавшего во спасение через Иисуса Христа человека на служение Богу» [1, с. 73]. Человек учится брать и нести свой крест, отвергаясь от всего, что имеет [2]. В результате к концу первого этапа в оглашаемых должны произойти определенные духовные перемены, которые позволят им двигаться дальше и перейти на второй этап. Перечислим главные критерии перевода оглашаемых на второй этап:

  • человек должен избавиться от магического сознания, идолопоклонства, всякого темного страха и связанной с этим раздвоенности жизни;
  • человек должен иметь опыт жизни по благодати и мистический опыт «божественного мрака»;
  • человек должен иметь живую сердечную веру в Иисуса как Христа, как Господа и истинное покаяние – готовность следовать за Христом, осознание, что без этого Пути дальнейшая жизнь невозможна;
  • на второй этап не может быть переведен человек со смертными грехами;
  • человек должен иметь послушание, отношение к Закону как к святыне и готовность жить по Закону;
  • человек должен чувствовать, что ему необходимо сделать некий шаг по вертикали на пути к Богу и иметь решимость на этот шаг.

Второстепенными критериями можно назвать следующие: факт прочтения необходимых книг Писания, минимальные требования, относящиеся к личной и храмовой молитве.

Второй этап

Начало второго этапа оглашения, так называемого просвещения, наступает тогда, когда оглашаемый первого этапа ответственно, свободно, откровенно и однозначно заявляет о своем желании креститься и признается церковью достойным этого. Этот момент знаменуется молитвой «во еже сотворите оглашенного», к которой присоединяются три «запретительные молитвы на диавола» (последние могут читаться неоднократно, вплоть до момента крещения). Оглашаемые обретают в церкви новый статус просвещаемых – тех, кто непосредственно готовится к крещению.

Цель и задачи

Второй этап – это сердцевина подготовки человека к крещению, требующая от всех участников этого процесса наибольшей самоотдачи. Целью второго оглашения «является уготовление человека и его духовного “сосуда” (утробы, сердцевинысердца) к принятию “нового вина” в Царстве Духа Божия, в первоначальном приобщении к откровению полноты Любви, Надежды и Веры» [1, с. 84]. Необходимо подвести человека к покаянию. Человек должен покаяться и воззвать к Богу через Христа, и тогда его можно будет крестить. Завершается второй этап совершением таинства крещения.

Содержание этапа

На данном этапе к оглашаемым предъявляются как прежние, так и новые требования.

Чтение Священного писания происходит по особой рекомендации, которая определяет объем и метод чтения.

По мере изъяснения на оглашении общецерковных молитв, разрешается их использование совместно с личной молитвой. Просвещаемый должен обязательно регулярно посещать храм не менее двух раз в неделю – один раз вечером (не обязательно всю службу до конца) и один раз утром, желательно в воскресенье (литургию оглашаемых целиком). На богослужениях от просвещаемых требуется особое соучастие в общей молитве, слушании Писания и проповеди.

Усилия, связанные с нравственной работой, должны увеличиться. На втором этапе человек, не соблюдающий нравственные требования, может быть переведен в статус оглашаемых первого этапа.

Самым главным моментом второго этапа являются обязательные для всех огласительные встречи, которые состоят из ряда последовательных бесед, раскрывающих учение Церкви (не догматическое). Встречи проходят два раза в неделю и требуют специальной подготовки.

Из огласительных тем второго этапа главными духовными темами являются темы творения, заветов, грехопадения и спасения через Крест и Воскресение. Просвещаемые должны получить новое понятие о спасении – через Крест и Воскресение. Это трудно и страшно для оглашаемых, так как требует вхождения в неизвестное, в область «божественного мрака». Страх, возникающий здесь, носит другой характер, чем тот, о котором шла речь на первом этапе – это страх взятия Креста, боязнь движения вперед по Пути [4]. Этот страх возможно преодолеть только через общение с Богом, поэтому так важна на данном этапе усиленная молитва. Сама молитва открывается просвещаемым с новой стороны как путь к преодолению закрытости, ухода из мира иллюзий, возможности встречи с Богом в реальном, а не воображаемом мире.

Второй этап связан с преодолением духа неверия и неверности, лжи и страха, прелюбодеяния и предательства, всякой развращенности, которые таятся в человеке [4]. Отношения человека с Господом меняются, становятся более глубокими, что нередко вызывает появление духа противления или противоречия. Поэтому на данном этапе читаются запретительные молитвы. При этом все верные пребывают в посте как выражении молитвенного предстояния за просвещаемых.

Выход наружу духа противления связан с Законом и послушанием. У оглашаемых первого этапа еще нет целостного опыта Закона, от них требуется только готовность жить по Закону. А на втором этапе от просвещаемых требуется исполнение всего Закона, послушание Закону как детоводителю. Такое послушание является путем к свободе, чему сопротивляется падшая сторона человека. Человеку приходится отказываться от своего, поэтому возникает страх и дух противоречия.

Преодолеть страх помогает вера, которая, как и страх, становится уже другой. Она связана уже не с поступком, а с молитвой, с некоторым внутренним действием. На первом этапе вера была нужна для обращения к Богу за помощью, а теперь открывается сила молитвы самого человека, через его веру.

Главная духовная тема второго этапа – покаяние. Здесь она раскрывается целостно и соотносится с другими важнейшими темами: о мире и творении, о сотворении человека и грехопадении, о призвании человека и ответственности и т. д. Первая тема («Бог и мир. Сотворение мира») является ключевой ко всему второму этапу. Ее задача – изменить языческие представления просвещаемых о Боге, мире и о сотворении мира на христианские.

Просвещаемые должны хорошо понять, что значит творение и почему Бог не мог сотворить совершенный мир (так как это равнозначно творению еще одного Бога, а Бог – один). Им, таким образом, надо раскрыть, что несовершенство мира – это неизбежная реальность творения и что мир не может быть до конца сотворен без человека, который призван привести мир к единству с Богом. Просвещаемым нужно показать, что из несовершенства мира и несовершенной свободы человека следует возможность появления зла в мире, и поэтому нельзя упрекать Бога в том, что Он, будучи благим, не сотворил благой мир.

В первой теме также важно раскрыть идею о том, что Бог – не причина мира (Бог не может находиться в одном причинно-следственном ряду с миром). Важно обратить внимание оглашаемых на то, что Бог сотворил три реальности: мир, жизнь и человека.

Третья тема («Бог и человек. Сотворение человека. Первый, Доисторический завет – Бога с Адамом») продолжает первую и говорит о призвании человека, об образе и подобии Божьем и об ответственности человека. Оглашаемые должны понять, что человек свободен в мире и что Бог призывает его раскрыть эту свободу. Мир, сотворенный Богом, несовершенен. Призвание человека в мире состоит в том, чтобы сначала раскрыть в себе образ Божий, включающий и свободу выбора, а потом – уподобиться Богу, т. е. обрести совершенство, в том числе и совершенство свободы, и через это довести мир до совершенства и полноты.

Эта тема является переходной от первой к пятой. Она должна подготовить оглашаемых к теме о грехопадении. Поэтому в ней надо показать, что выбор человека между двумя деревьями в раю следует из призвания человека. Оглашаемые должны понять, что совершенная свобода не может быть дана человеку сразу, что данный выбор – это начальный этап, который ведет к раскрытию свободы, и что свобода может быть обретена только изнутри призвания.

В этой теме также важно раскрыть тему завета как духовной реальности и то, что завет с Богом совершается на основании духовного откровения.

Пятая тема («Добро и зло, грех и закон. Грехопадение. Начало истории человечества») объединяет темы Откровения, Завета, грехопадения и искупления. Она является центральной темой второго этапа. Ее задача – помочь оглашаемым почувствовать личную причастность к грехопадению. Человеку необходимо преодолеть отчужденность от откровения и обрести к нему личное отношение. В связи с этим нужно показать, что нарушение завета – это не просто нарушение формальных границ, а ситуация, когда человек предает уже воспринятое откровение.

Дополнением к пятой теме является шестая. На этом второй этап внутренне заканчивается. Дальше идет рассказ о Христе, где то же самое рассказывается еще раз, чтобы оглашаемые это лучше усвоили.

В процессе бесед второго этапа нет задачи дать знания просвещаемым, не требуется, чтобы они на уровне мышления поняли то, о чем им рассказывается и могли пересказать тему. Важно, чтобы была сформирована целостная картина, чтобы появилось ощущение приобщенности к огромному, целостному и живому содержанию, которое превосходит и тех, кто слушает и тех, кто говорит.

Самое важное на втором этапе – это грехопадение и противостоящий ему Крест. Страх взятия креста является самым сильным искушением на данном этапе, которое преодолевается через послушание. На послушание важно оглашаемых вдохновлять. Надо раскрыть понятия благоговения, страха Божьего, послушания, которое нельзя путать с подчинением. Эти понятия оглашаемому надо услышать внутренним слухом, не понять абстрактно, а познать опытно. Нужно показать, что откровение, которое было получено Моисеем, теперь доступно всем.

На втором этапе просвещаемым также преподносится целостное учение о Церкви. Необходимо, чтобы они отказались от ложных образов Церкви и поняли, что Церковь (как и Христос) – не абстракция, что все, что в ней есть, – настоящее.

Процесс оглашения

Второй этап методически состоит из ряда последовательных бесед, на которых рассматривается 16 тем [2, с. 17–19], не считая вводной беседы о мистике «божественного мрака». Темы разделяются на три подгруппы: 1) 1, 3, 5 и 6-я темы; 2) остальные нечетные темы; 3) все четные, кроме 6-й. Основными являются темы 1, 3, 5 и 6-я, а другие нечетные темы имеют вспомогательное значение. Смысловым является вертикальное направление, а не горизонтальное.

Встречи состоят из двух частей: 1) ответы на вопросы просвещаемых по предыдущей теме, выяснение того, как проходила их жизнь с последней встречи, какие есть проблемы (еженедельное собеседование); 2) проводится огласительная беседа по плану [2, с. 17], которую катехизатор или рассказывает (что предпочтительнее), или читает по «Катехизису для просвещаемых» свящ.
Георгия Кочеткова.

К каждой теме просвещаемые обязательно готовятся дома: прочитывают прошлую тему по катехизису и выполняют задание, указанное в катехизисе к каждой теме [2, с. 17]. Пропускать встречи нельзя. В крайних случаях допускается пропуск не более четырех встреч в течение всего второго этапа (с условием их последующего прослушивание или прочтения). Если это не выполняется, то человек переводится на первый этап. Обязательный минимум – это одна встреча и одно посещение храма в неделю.

Встречи могут проходить в любом подходящем месте и в любое время. Желательно проводить их в субботу, до вечерней службы, и в воскресенье, после литургии.

Критерии перевода на третий этап

Исходя из цели второго этапа, главным критерием является обретение человеком истинного покаяния. второй этап – это время приближения ко Христу, сроднения с Ним, вхождения в Народ Божий. Раскроем, как это проявляется в человеке, на какие основные моменты следует обращать внимание при переводе человека на третий этап.

Главными критериями являются следующие:

  • обретение человеком личного отношения к откровению и личной ответственности (преодоление отчужденности и объективированного отношения к Богу, миру и человеку); 
  • принятие своей причастности к грехопадению, покаяние, принятие Христа как источника жизни;
  • обретение отношения к любви Божьей, милости и прощению Божьему как к единственной подлинной святыне, которая несовместима ни с какими человеческими расчетами и является источником и целью творения и искупления [4];
  • готовность к исповеди за всю жизнь (о чем говорит правильно составленная покаянная грамота);
  • возникновение у оглашаемых духа общности, доверия, открытости и взаимопомощи, неравнодушия к церкви с ее нуждами и к другим оглашаемым [2].

Второстепенным моментом является выполнение всех внешних требований процесса оглашения.

Третий этап

После окончания второго этапа оглашения в нормальном случае следует крещение. Это кульминация всего таинства просвещения, которое как процесс состоит из четырех таинств: покаяния, крещения, миропомазания и евхаристии. Перед крещением над избранными совершается «Четвертая молитва», завершающая процесс усиленной духовной подготовки, и «Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом», который является «обетами крещения» и в который входит личное исповедание Символа веры [2].

Таинство крещения призвано примирить человека с Богом и самим собою и через это с миром и другими людьми. Помогает этому время таинствоводства – время третьего этапа.

Цель и задачи

Цель третьего этапа – помочь человеку обрести и познать в Духе Святом Сына Божия и свое сыновство через вхождение в таинственную жизнь Церкви (центром которой является таинство евхаристии). Начав участвовать в таинствах, человек обретает благодать и становится способным самостоятельно духовно двигаться, поэтому его не надо вести за руку, как на предыдущих этапах. Этот новый духовный опыт, появляющийся у новопросвещенных требует усвоения, иначе он легко может быть потерян.

Третий этап служит для того, чтобы помочь человеку стать полным членом Церкви, приобщиться к живым таинствам и усвоить получаемые дары.

В связи с этим одной из задач таинствоводства является введение в духовную реальность и раскрытие внешнего и внутреннего смысла существующих и совершающихся только в Церкви таинств ее жизни, а также их форм и чинов. Другой задачей является раскрытие общепринятого в наше время догматического учения – таинств веры Церкви (догматов).

Содержание этапа

Главными содержательными моментами третьего этапа являются интенсивная молитвеннолитургическая жизнь (особенно первые семь дней – на Светлой седмице) и ряд таинствоводственных тематических встреч. Светлая седмица – так называемое малое таинствоводство – важнейшая часть третьего этапа. В течение этих семи дней рассматриваются центральные темы таинствоводства, включающие в себя все последующие (введение, «Тринитология», «Просвещение»). Очень большую роль на Светлой седмице играют проповеди, которые опираются на новый опыт новопросвещенных.

За время третьего этапа новопросвещенные прочитывают весь Новый завет до конца, начиная с Евангелия от Иоанна, а также дополнительную литературу, указанную в списке [2, с. 27]. Рекомендуется в качестве утренней и вечерней молитвы использовать тексты утрени и вечерни из богослужебного сборника [5]. Также можно использовать молитвы из православного молитвослова.

К новопросвещенным уже предъявляются те же требования, что и ко всем христианам. Это требует от них полной открытости и жертвенности, несения своего креста и следования за Христом.
Общецерковная ответственность новопросвещенных доходит до доступного на этом этапе предела – они начинают регулярно участвовать в таинствах.

Вера новопросвещенных переходит в новое качество. Она становится не этической или аскетической, а раскрывается как таинство веры во Христа как Сына Божьего, Спасителя и Искупителя.

Новопросвещенным раскрывается две новые заповеди о любви из Евангелия от Иоанна: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» и «Пребудьте в любви Моей».

Если на первом этапе о Церкви говорится как о Народе Божьем, а на втором дается образ Церкви на Пятидесятницу, то здесь Церковь раскрывается как тело Христово. Каждый христианин, как член Церкви, служит Богу и ближним своим даром или дарами, данными ему в крещении. Важно дать новоцерковленным правильное представление о служении.

Процесс оглашения

Начинается третий этап таинством покаяния (покаянная встреча, личная исповедь за всю жизнь), после которого следуют таинства крещения и миропомазания (если человек был крещен, то он участвует только в таинстве покаяния). Далее следует Светлая седмица, во время которой новопросвещенные каждый день собираются в храме на литургию для участия в таинстве евхаристии, после чего совершают трапезу любви – агапу. Далее следует таинствоводственная встреча.

Опыт Светлых седмиц показал, что желательно во второй ее половине служить литургию свт. Василия Великого, анафора которой помогает раскрыть темы «Тринитология» и «Просвещение». Если позволяют условия, желательно чередовать общие агапы с агапами по группам (если воцерковляется сразу несколько групп).

На Светлой седмице от новопросвещенных не требуется обязательной исповеди и особого поста перед причастием (кроме евхаристического, который является обязательным). Новопросвещенные должны испытывать свою совесть, перед тем как приступить к принятию святых даров. После этих семи дней каждую неделю в течение 40 дней новопросвещенные будут участвовать в исповедях (в нормальном случае рекомендуются общие исповеди) и причащаться, с последующей агапой и встречей (которая может проходить и в другие дни недели).

Важно, чтобы проповеди на Светлой седмице раскрывали мистериальную тематику, для чего необходимы тщательный подбор и хорошая подготовка проповедников.

Во время Светлой седмицы желательно провести беседу о началах аскетики, о научении духовной брани, так как новопросвещенные начинают испытывать искушения различными чуждыми духами (уныния, раздражительности, усталости, ропота).

Дисциплинарные требования третьего этапа не отличаются от тех, которые были на втором, за исключением того, что здесь начинает действовать благодать. Человек обретает новый духовный опыт, который ему надо научиться выражать. Задача катехизатора – ввести человека в это новое для него духовное пространство путем перехода на новый язык общения, который существенно отличается от языка первого и второго этапов оглашения. Уровень разговора на третьем этапе принципиально иной: нововоцерковленные уже другие люди, им открыто нечто принципиально новое, и с ними надо говорить на иной глубине, абсолютно всерьез. Примером такого языка является разговор о профанации.

Если человек на третьем этапе пропускает четыре встречи, то считается, что он этот этап не прошел и в дальнейшем должен будет его восполнить.

Третий этап заканчивается обрядом Восьмого дня, во время которого происходит «снятие белых одежд» у новокрещеных, и агапой.

Итоги третьего этапа

На третьем этапе, как и на втором, от нововоцерковленных не требуется понимания и умения пересказать то, о чем говорится на таинствоводственных встречах. Главное – чтобы произошло таинственное прикосновение к духовной реальности, которой живет Церковь. Важно, чтобы люди опытно представляли, что за образом таинства стоит некая духовная реальность, которая должна раскрываться и воплощаться в реальной жизни, что без этого воплощения даров таинства не будет соответствующих плодов.

Оглашение – это время духовной радости, когда Господь являет человеку особую милость. Оно начинается с простых вещей, доступных грешным, духовно немощным людям. Цель оглашения – постепенно и последовательно изменить всю жизнь человека. Человек не может сразу вместить христианское откровение, поэтому изменение жизни происходит через прохождение трех основных этапов. Переход с этапа на этап становится возможным при совершении человеком определенного духовного выбора, глубина которого каждый раз возрастает. Катехизатор должен четко понимать, куда он ведет человека, к чему он его готовит. Поэтому важно знать, что главное на каждом этапе, а что второстепенное; чем можно пожертвовать в оглашении, а чем жертвовать нельзя; когда можно переводить человека на следующий этап, а когда нельзя ни в коем случае; когда можно сказать «аминь» на крещение человека, а когда нет. Иными словами, катехизатор должен хорошо знать что, когда, кому и как говорить. От этого напрямую зависит результат оглашения.

Перечислим главные изменения в человеке, которые должны произойти в процессе оглашения. У оглашаемого должна быть построена иерархия ценностей, соотнесенная с волей Божьей. Человек должен осознать себя и другого человека как личность, обрести ценностное отношение к ближнему, увидеть в нем образ Божий. Должно прийти понимание и видение своей призванности, реализация ее в своей жизни через служение Богу и ближнему. И, наконец, как главный итог, должна произойти личная встреча со Христом и опытное ощущение благодати. Получение такой малой благодати, которая должна быть раскрыта в будущем, есть главный итог оглашения. Таким образом, оглашение не дает полноты христианской жизни, а задает человеку «тон», дает понятие об этой полноте и рождает стремление к ее достижению.

Через достижение всех главных моментов оглашения происходит воцерковление человека, изменение его сердца и его жизни, открытие в нем образа Божьего, созидание его как живого члена Церкви.

Литература

1. Кочетков Г., свящ. Таинственное введение в православную катехетику: Пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним: Диссертация на степень maitrise de theologie. М., 1998.

2. Кочетков Г., свящ. Возможная система оглашения в Русской Православной Церкви в современных условиях. 3е изд., испр. М., 1997.

3. Сандырев А. Современное оглашение в Русской православной церкви и критерии его качественности // Православная община. 1999. № 4 (52). С. 20–33.

4. Зайденберг С. Духовные основания в четвероевангелии для деления катехизации на этапы // Там же. 2000. № 5 (59). С. 25–54.

5. Православное богослужение. Вып. 1: Вечерня, Утреня, Литургия св. Иоанна Златоуста: Пер. с греч. яз. на рус. / Пер., сост. и предисл. свящ. Г. Кочеткова. 4-я ред. М., 2004.

Анастасия (Амалия) Борисенко

Текст публикуется по: "Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института", Выпуск 1, 2007. С. 126-142.

comments powered by Disqus