Христос и я

Как сделать так, чтобы слово о Христе было услышано оглашаемыми – людьми, которые уже находятся в духовном поиске? На каком этапе оглашения они должны определиться со своим отношением ко Христу? Что значит уверовать во Христа? На все эти вопросы попытались ответить священники и миряне, участники конференции по катехизации

«Современные люди, готовящиеся ко крещению, никак не соотносят Христа со своей жизнью, Он им не интересен» – этот вывод, основанный на опыте катехизаторов, стал одной из отправных точек для круглого стола «Восприятие проповеди о Христе современными оглашаемыми», прошедшего в рамках конференции.

Нельзя услышать несказанное

В первую очередь, для того, чтобы проповедь о Христе была воспринята, она должна звучать. В докладе, предваряющем круглый стол, Владимир Якунцев, сотрудник Научно-методического центра по миссии и катехизации при СФИ, проанализировав ряд телевизионных выступлений церковных иерархов, показал, как редко сейчас Христос упоминается в словах, обращенных к аудитории, состоящей по сути из оглашаемых. Присутствующие привели два бесспорных примера современных иерархов, в проповедях которых слово о Христе, призыв к следованию за Ним звучит постоянно: это митрополит Сурожский Антоний и Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II.

Однако в большинстве своем православные, духовенство и миряне, придерживаются так называемой «пассивной миссии», при которой слово о Христе не возвещается до тех пор, пока дела христианина, сам образ его жизни не начинают вызывать у окружающих вопрос: «Что или кто дает тебе силы жить таким образом, с такой любовью относиться к другим людям?»

В самом своем худшем варианте при таком подходе позиция христианина сводится к следующему: «Ни в коем случае не произноси Имя Христа, пусть люди обо всем догадываются сами». Это находит свое отражение и в официальных церковных документах: даже в тех из них, которые регламентируют миссионерскую деятельность нашей церкви, говорится не о проповеди о Христе, а скорее о создании какого-то привлекательного места, прихода, куда ищущие могли бы прийти и где им было бы хорошо. Протестанты, особенно представители пятидесятнических церквей, растущих в геометрической прогрессии, считают такой подход бесперспективным, стараясь придерживаться так называемого «апостольского» подхода, подразумевающего открытую проповедь о Христе.

– Есть еще один ответ на вопрос о том, почему православные так мало говорят о Христе: вопрос присутствия Христа и действия Христа закрыт – он решен через таинства. Это определенное искажение в церковном сознании: есть таинства, есть архиерей, который этими таинствами «распоряжается» и «распоряжается» благодатью, которая через эти таинства исходит. Поэтому надо людей привести в храм, так как встреча со Христом может произойти только в храме. Там таинства и там Иисус Христос, – добавил Владимир Якунцев.

Но несмотря на эти трудности и искажения, христиане не имеют права забывать, что они призваны проповедовать о Христе.

Какой же должна быть проповедь о Христе?

– «Керигма» – с греческого провозглашение, торжественное объявление, имеющее юридическую силу. Таким объявлением вводились в действие, например, указы властей. Оно ставило человека перед выбором: слушаешься объявленного – находишься в законе, не слушаешься – ты вне закона, преступник. Схожим образом современники Христа и апостолов воспринимали и керигму о Христе, проповедь о Нем, – пояснил в своем докладе Владимир Якунцев.

Но современный человек боится «слов со властью», которые со всех сторон буквально обрушиваются на него. Поэтому следует помнить, что в отличие от светского провозглашения, проповедь о Христе имеет свой тон: она должна быть одновременно и кроткой, и дерзновенной.

Керигма всегда адресна. Еще апостолы четко различали аудиторию, к которой обращались – их слово, обращенное к иудеям, значительно отличалось от проповеди к чтущим Бога или язычникам.

Керигма всегда возвещается на понятном людям языке. Владимир Якунцев подчеркнул, что керигму обязательно нужно переводить на такой язык, чтобы человека «зацепило за живое». Это – сложная творческая задача.

– В христианской керигме есть своя тайна, которая заключается в том, что ее действенность – во власти Бога, а не в слове глашатая. В момент, когда возвещается Евангелие, раскрывается власть Христа в мире – она становится явной совести и сердцу людей. Слушатель ставится перед Христом Распятым и Воскресшим, – сказал он.

– Керигма о Христе является огласительной, она относится к тем, кто веру в Бога уже имеет, но еще не имеет веры во Христа. Она формирует доверие ко Христу, укрепляет его, ведет человека по пути веры, – добавил священник Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства и ректор СФИ.

«Следуй за Мной»

В большинстве случаев, когда люди начинают оглашаться, вера, духовная жизнь и сама катехизация не являются для них жизненными приоритетами. Оглашение и все, что с ним связано, существует постольку, поскольку не мешает их работе, семейной жизни, увлечениям и т.п.

– Современные люди очень на себе зациклены, и вопрос «кто такой Бог» решается через себя: люди ищут не Бога, за Которым они готовы следовать, а Бога, который следовал бы за ними и был бы для них комфортным, – поделился Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства, первый проректор СФИ. – Поэтому, когда люди ищут Бога, нужно им суметь рассказать, Кого они ищут.

Собравшиеся катехизаторы сошлись во мнении, что оглашаемый должен определиться в своих отношениях со Христом еще во время миссии или, в крайнем случае, во время первой части первого этапа*, которая является по существу больше миссией, чем оглашением. С другой стороны, на каждом этапе оглашения и в дальнейшей церковной жизни отношения со Христом должны развиваться и углубляться. Поэтому на первом этапе катехизатор использует какие-то элементы керигмы, созвучные острым ситуациям из жизни оглашаемых, а на втором (основном) этапе керигма о Христе ставится во главу угла.

– Отношение ко Христу современных оглашаемых зависит от того, какой этап катехизации они проходят. Если это первый этап, то там еще очень много суеверий – они остаются даже тогда, когда человек признает себя верующим во Христа и начинает оглашаться. В начале оглашения всерьез речь о вере во Христа не идет, речь идет о доверии, открытости, и во время миссии нужно добиваться, чтобы человек мог слушать, доверять и не отторгать то, что проповедуется Церковью, Священным писанием, катехизатором, – пояснил священник Георгий Кочетков. – На втором этапе** оглашения, конечно, уже не должно быть никаких суеверий. Здесь уже основой веры во Христа должно быть Евангелие, и это – основная задача катехизатора.

Дмитрий Гасак сказал, что ко второму этапу катехизации оглашаемые должны обратиться ко Христу, то есть признавать правдивость слов Христа, стараться следовать им.

– Требуется почти год, чтобы человек прошел своего рода эволюцию, а иногда и пережил революцию взглядов и отношения ко Христу, чтобы произошла встреча со Христом, следствием чего является то, что человек становится способным действовать по вере даже тогда, когда этому препятствуют внешние обстоятельства.

Таким образом, критерием готовности к крещению, которое происходит в конце второго этапа оглашения, служит следование оглашаемого за Христом. Так, например, владыка Сурожский Антоний считал, что ни в коем случае нельзя крестить человека, который не следует за Христом, даже если его отношение ко Христу можно охарактеризовать как положительное.

В дальнейшем – на третьем (мистагогическом) этапе*** оглашения керигма уже не используется. На этом этапе в нормальном случае человек уже имеет опыт встречи со Христом, приобщен к живому общению с Ним.

– Чей Сын Христос, кто Он и откуда пришел – важные вопросы, на которые дается духовный мистический ответ в Евангелии от Иоанна. Его не может понять человек, который еще не имеет собственного соответствующего опыта. Нужно, чтобы человек созрел, чтобы поменялась вся его жизнь, а не просто поменялось мировоззрение, не просто он привык ходить в храм или на оглашение, научился христианской культуре – этого недостаточно. Поэтому Евангелие от Иоанна читается только на третьем этапе оглашения, – добавил священник Георгий Кочетков.

Международная научно-практическая конференция «Керигматическая проповедь о Христе для “слушающих” и “просвещаемых”» прошла в Подмосковье 16–18 мая. Это уже седьмая конференция СФИ из серии «Традиция святоотеческой катехизации».


Примечания

Первым этапом в традиции святоотеческой катехизации было научение «слушающих». Так назывались те, кто уже мог исповедать свою веру во Христа и желал катехизации для полноты воцерковления. После прохождения предварительного собеседования над ними совершались первые молитвенные чины, и они получали право регулярно слушать чтение Писания и проповедь, т.е. включались, в свою меру, в церковное собрание. Слышание слова Божия и участие в общей молитве было, в определенном смысле, их первой жертвой Богу. 

** Научение или оглашение «просвещаемых», а в западной традиции – «избранных» или «стремящихся», является основным этапом в традиции святоотеческой катехизации. Его цель – помочь оглашаемому, осознавшему свое рабство греху и злу вообще и наличие собственного «идола», в частности, обрести свободу, отречься от сатаны и сочетаться с Христом, принести Ему обет верности. Именно в границах этого этапа, как его итог, должно произойти важнейшее событие – покаяние освобожденного человека за всю жизнь, что свидетельствует о возвращении его к Отцу через Христа. Длительность этапа оглашения просвещаемых, как правило – от 40 до 50 дней. В это время для борьбы с духами злобы и невежества используются все средства, о которых говорится в Евангелии.

*** Неотъемлемым элементом святоотеческой катехизации является мистагогия (таинствоводство) новопросвещенных – третий этап, или введение в церковные таинства тех членов Церкви, которые пока еще именуются «младенцами во Христе». Необходимость такого этапа объясняется тем, что оглашаемые через участие в церковных таинствах получают новый для себя духовный опыт, осмысляют и усваивают его. Этот опыт должен быть ему изъяснён, иначе он, ввиду своей необычности, может оказаться искаженным. Цель этапа – помочь новопросвещенным, через их введение в новую духовную реальность, постигнуть, насколько это им сейчас возможно, внешний и внутренний смысл таинств веры (догматы), молитвы (литургические таинства) и жизни в Церкви. 

Дарья Макеева

Фото Александр Волков, Олег Свечников

Сайт Преображенского содружества малых православных братств

comments powered by Disqus