Главные враги катехизатора

Интервью с преподавателем катехетики В.И. Якунцевым

Какие основные опасности подстерегают катехизатора во время оглашения?

В.И. Якунцев: Если человек стал катехизатором и ему доверено это служение, то во время оглашения у него могут быть два главных искушения. Так же как у дороги существует два кювета - правый и левый или, как говорят в народе, «хрен и редька», так же и перед катехизатором возникают две опасности: гордыня и уныние.

Катехизация - это зона чрезвычайного действия благодати Божьей или, как иногда ее называют, «призывающей благодати». Поэтому само по себе это служение очень вдохновенное, и действие благости очень явное. Так же, как и в области свидетельства. В зону действия этой благодати попадают и оглашаемые, и катехизатор. И поэтому катехизатор может легко потерять трезвенность. Может возникнуть «головокружение от успехов», как говорят в таком случае. Какое-то внутреннее обольщение, обман, исходя из которого, катехизатор может совершенно незаметно для себя почувствовать, что все происходящее - дело его дара, его усилий, его личности. Дело это очень тонкое, происходящее на уровне некоего самочувствия, а не мысли. Катехизатор может почувствовать, именно почувствовать, что он достоин каких-то особых даров, особой благодарности от оглашаемых, даже подарков. Он может употребить власть, которая ему дана, так, чтобы подчеркнуть свое достоинство. И начать, как говорят в таких случаях, оглашаемых приводить к себе. Начинается все это с невинной особой дружбы, особых отношений, особых возможностей. А заканчивается плохо. Это одно искушение.

Другое – уныние, которое очень связано с гордыней и, как правило, возникает как бы "параллельно". Потому что гордыня приводит к нерадению, а если и к усердию, то не в том, в чем нужно, в конце концов - к ослабленности духа или даже не к тому духу. И в результате, после очень яркого начала или продолжения, оказывается, что результаты очень скромные, что помощь была оказана очень слабо, и оглашаемые не обретают покаяния. Всё остальное обретают: и душа разогрелась, и отношения обрелись, и знания есть... А покаяния нет. Поэтому катехизатор может начать унывать. Это вторая опасность.

Есть еще одна опасность, но она – производная от гордыни и уныния. Гордыня и уныние приводит к тому, что катехизатор перестает делать усилия для того, чтобы процесс научения шел должным образом. А если и делает, то делает их немудро или частично. Особенно резко это проявляется, когда мы начинаем рассматривать процесс катехизации через принципы научения, которые на данный момент нам открыты. Они – индикаторы, которые очень четко показывают осуществляет ли катехизатор эти усилия и насколько хорошо.

Разве ошибки в этой области не могут быть связаны просто с некомпетентностью?

В.И. Якунцев: Если бы не было гордыни и уныния, то была бы интуиция и чутье, Дух бы вел катехизатора. Он был бы внимателен и чуток. Он смотрел бы, спрашивал, советовался… И обязательно учился, входил в традицию.

Какие свойства характера и духовные качества являются основными врагами катехизатора?

В.И. Якунцев: Если говорить о характере -  медлительность, рассеянность, болтливость, суетливость, раздражительность, гневливость, обидчивость, неряшливость… Все эти качества мешают общению и проповеди. Их надо устранять.

Духовные качества – занудство и лидерство. И то, и другое связано со своеволием. Правда это тонкое своеволие, духовное. Не в области смыслов, а в области духа. Очень часто человек, который имеет дар ясной мысли и членораздельного слова бывает сильно искушаем своеволием по отношению к духу. В христианском опыте очень важно не только что ты говоришь и делаешь, но и как ты говоришь и делаешь. Поэтому православный опыт христо- и пневмоцентричен. Для нас принципиально важна неразрывность действия Христа и Святого Духа, но с другой стороны мы их и не смешиваем. Познание Отца невозможно без Христа, но познание Отца и путь к Отцу невозможны без Духа Святого. Эта вера требует особого усилия. Обрести смысл и знать, что тебе сказать - недостаточно, нужно еще усилие, чтобы быть послушным Духу и знать, как и когда сказать, в какую меру.

А как быть если заметил в себе занудство или лидерство?

В.И. Якунцев: Это дело любви к Духу Святому и некоторой строгости по отношению к себе. Катехизатором не может быть человек, который терпимо относится к подмене смыслов в своей жизни. Он, в нормальном случае, переживает это как ощущение грязи, чего-то невозможного. Для катехизатора бессмыслица, абсурд, хаос в мыслях -  это болезненное состояние. Но также остро должна переживаться и духовная подмена. Но бывает, что это чувствилище может быть отбито, или им пренебрегают. Но ситуация именно такая. Нужно абсолютно не терпеть себя в чуждом духе. В духе обиды, зависти, претензий… От этого надо избавляться. И это возможно, если будешь искать, жаждать, любить Духа Святого, искать некой даже дружбы с Ним… Чтобы найти Духа, надо просто любить быть в этом Духе. Тогда всё выстраивается. Если человек любит Духа, он себе не простит угашения духа. Важно нетерпение к угашению духа, прежде всего в себе. А занудный или лидер терпят угашение духа.

Мы знаем, что у оглашаемых часто бывают ложны надежды, а бывают ли какие-то ложные надежды у катехизатора?

В.И. Якунцев: Бывают. Эти надежды связаны с результатами служения. Но они тоже, как правило, связаны с гордыней или унынием. Это всякого рода прогнозы. А должна быть надежда на действие Божие, благодать Божию, слово Господа, на Духа Святого. И результат нужно отдать Ему. Не прогнозировать, не вдохновлять себя какими-то картинами будущей жизни группы или отдельных людей, но вдохновляться Христом, заповедью Божьей.

 

Беседовала Мария Дикарева

Портал «Идите, научите все народы»

comments powered by Disqus