Когда уместно поговорить об аскезе

О введении новопросвещенных в аскетическое предание Церкви рассказывает преподаватель аскетики СФИ, катехизатор Светлана Штадгауз

Из святоотеческой традиции и современного опыта воцерковления взрослых людей мы знаем, что во время оглашения до крещения (воцерковления) вопросы аскетики специально не рассматриваются, внимание на них не акцентируется. Лишь после крещения, на таинствоводстве и после него нововоцерковленным христианам катехизаторы говорят о необходимости регулярных молитвенных усилий, поста, самоограничения, борьбы со страстями. С чем это связано?

Светлана Штадгауз: Бессмысленно говорить об аскетике, пока не решены основные этические вопросы, пока не возникло устойчивого навыка жизни по заповедям Божьим. В духовной жизни (особенно при введении в аскетическую традицию церкви) всегда важно опираться на реальный духовный опыт людей, пусть еще совсем небольшой, в противном случае аскетика останется для них чем-то совершено внешним, не имеющим никакого отношения к их жизни. Во время оглашения многими обретается первый опыт поста и молитвы, послушания и смирения, терпения и благодатной победы над грехом, что позволяет в дальнейшем легче понять: что такое аскетика и для чего она нужна.

Аскезу можно отнести к таинству жизни, это синергийное пространство, где действует Бог и человек. Сам человек оказывается тем «грубым материалом», который в руках Божиих обретает свою подлинную красоту и доброту, раскрывая свой образ и подобие. И без его участия, открытости сердца Богу и ближнему, без регулярных молитвенных усилий, поста, самоограничения, борьбы со страстями - осуществление этого чудесного преображения вряд ли будет возможно. Именно поэтому тема аскетики впервые звучит в рамках таинствоводственных бесед.

Но даже во время нормального полного цикла оглашения для взрослых, аскетике удается посвятить всего лишь одну беседу (во время таинствоводства), позволяющую сообщить цель и задачи, основные принципы христианской аскезы, кратко рассказать о норме аскетической жизни христианина. Отсюда возникает острая необходимость в последующем раскрытии базовых понятий и главных тем аскетического церковного предания, в комментированном чтении источников и т.п.

О чем важно сказать нововоцерковленным, делая введение в аскетический пласт предания церкви, ведь он очень велик? Что можно посоветовать им почитать из святоотеческих трудов для первоначального знакомства с аскетическим опытом (книги, статьи и пр.)?

Светлана Штадгауз: Аскеза тесно связана с покаянием, с жертвой любви ради Господа и ближнего, с раскрытием своего призвания и приготовлением к выходу на служение Богу и Церкви. Любящий всегда хорошо понимает, что такое дисциплина любви и почему она так важна.

К сожалению, из книг очень непросто что-то посоветовать. Современный человек, как правило, бывает совершенно далек от аскетической традиции, ему незнакома терминология, трудно усваивается сам опыт, непонятно как прилагать его к своей жизни. Если до оглашения имелся какой-то опыт приходской жизни, то обычно знания об аскетике были фрагментарны, чтение аскетической литературы носило беспорядочный характер, и наряду с начатками подлинной аскезы могли быть усвоены разного рода суеверия, «фольклорные» элементы. Сам же святоотеческий опыт, по сути, остается внешним, не воспринятым, его или совсем не знают, или пытаются повторять механически, стилизуясь, т.е. имея вид благочестия, а силы его не имея (Ср. 2 Тим 3:5).

В 90-е годы ХХ в. еще можно было для «начинающих аскетов» в качестве первого самостоятельного чтения по аскетике предложить свт. Феофана Затворника «Путь ко спасению» или «Поучения» аввы Дорофея. Сегодня – это весьма затруднительно. Главная трудность – архаичность, некоторая тяжеловесность языка, совсем иная ментальность, поэтому нужен «переводчик» или как прежде говорили «толмач», который поможет уяснить дух и смысл отеческих творений, поможет прорваться через «плотные слои» языка, узнать «на вкус» и полюбить аскетическую литературу, а также научиться усваивать аскетический опыт умом и сердцем, прилагать его к своей жизни.

На мой взгляд, самое лучшее по форме знакомство с аскетической традицией церкви (и приобщение к ней) для нововоцерковленных - эта беседа, т.е. как это всегда делалось в церковной традиции: из уст в уста. Содержательно сюда могут входить главные аскетические темы: пост, молитва, борьба со страстями, послушание, нестяжание, целомудрие, смирение и терпение и т.п.

Святоотеческие творения лучше использовать, подбирая подходящие цитаты, запоминающиеся маленькие «истории» (кстати, так устроен Древний патерик и др. сборники святоотеческих речений), может быть, выделяя для самостоятельного чтения по вышеназванным темам отдельные страницы. Хорошо использовать тексты близких нам по времени авторов, где присутствует живое осмысление аскетического предания, цитируются отеческие тексты, особенно в современном переводе (например, отдельные части книг О. Клемана «Истоки», С.И. Фуделя «Путь отцов», П.Н. Евдокимова «Этапы духовной жизни» и др).

Но всегда принципиально важным оказывается, чтобы разговор об аскетике был не занудным, а вдохновенным, живым и действенным, т.е. обязательно в практическом ключе, потому что для нововоцерковленных самым сложным всегда остается применение аскетического опыта к себе, к своей жизни. 

Какие трудности и опасности в связи с аскетикой, на ваш взгляд, существуют для катехуменов и нововоцерковленных, особенно в первый год церковной жизни? И как их можно предотвратить?

Светлана Штадгауз: Для нововоцерковленных самая большая духовная трудность (одновременно и опасность) – это инерция прежней жизни, почему при легкомысленном отношении и духовной беспечности получается так запросто «влипнуть» в тяжелые грехи и согрешения. Конечно, новопросвещенным еще очень не хватает духовного опыта, внимательности, трезвенности, духовной рассудительности.

Когда благодать «призывающая» действует в человеке уже не с той силой как в начале пути, открывая возможность ему самому потрудиться, то он часто с ужасом обнаруживает в своем сердце шевеление отвратительных «чудищ», прежде спокойно дремавших и особенно не тревоживших его. И призраки прежних идолов оказываются часто «при дверях», готовые в любой момент заявить свои права, стремясь снова и снова обрести свою «плоть и кровь». Для современного человека особенно характерны такие идолы, как семья, работа, здоровье, хобби и т.п. К тому же у человека открывается «дар» видения чужих грехов (до этого все христиане, с кем он близко общался, воспринимались им «аки ангелы»), и это соединяется с горячим желанием всех поучать, исправлять, наставлять на путь истинный, т.е. жизнь строится согласно девизу: «смиренным можешь ты не быть, но ближнего смирить обязан».

И здесь чрезвычайно важно не испугаться, не отчаиваться, не пытаться решать аскетические проблемы по инерции – только через этическое или внешнее делание. Например, от атакующих помыслов тщеславия пытаться избавится более продолжительным по времени молитвенным правилом и постом (как более строгим ограничением в пище), от чего подобные атаки могут только усиливаться. А ежедневно учиться самым простым и духовно необходимым вещам: послушанию, смирению, терпению. И самая благодатная среда для этого научения – церковная община. По слову свт. Василия Великого: «…братская община есть гимнасий, где упражняются атлеты; благой путь к совершенству, непрестанная тренировка, упорство в заповедях» (Большие правила, 7,4). Для новоцерковленных чрезвычайно важно учиться жить вместе с другими братьями и сестрами во Христе, учиться жить в церкви как в духовной семье. В противном случае, если теряется это соборное, церковное измерение, то аскеза из личной рискует переродиться в индивидуальную, с эгоистической направленностью только на свое собственное спасение.

Необходимо напоминать нововоцерковленным и о важности дел милосердия, свидетельства о Христе (личной миссии), регулярности поста и молитвы (личной и церковной), чтения Писания, а также об обретении устойчивого навыка благодарения (с аскетической точки зрения это лучшее средство от уныния, духа претензии и т.п). Во всех ситуациях следует учиться находить повод и благодарить (мысленно, словом, делом) Бога и ближнего. Ведь благодарное сердце – это всегда открытое Богу и ближнему сердце, позволяющее Господу действовать, исцелять, преображать нас, творить в нас жизнь новую.

 

Вопросы задавала Наталья Адаменко

Портал «Идите, научите все народы»

comments powered by Disqus