Как помочь христианину обрести свое призвание

Интервью с катехизаторами о главных задачах первого года церковной жизни после катехизации 
Дуччо ди Буонинсенья. Призвание апостолов Петра и Андрея, 1308-13.

Почему первый год церковной жизни так важен для нововоцерковленных христиан? Чему им важно научиться в это время?

Кирилл Мозгов: Если говорить о первом годе после катехизации, т.е. после некоторого пути, который люди проделали, входя в Церковь, то этот год, конечно, очень важен. В течение некоторого времени (кто-то дольше, кто-то меньше, в зависимости от того, сколько времени проходила катехизация) люди общались с катехизатором, с теми, кто помогал в процессе оглашения, у них могли быть поручители, т.е. у них всегда было на кого опереться. Это ситуация, когда человек входит в церковь и, соответственно, есть тот или те, кто его вводит. Первый год в Церкви – это первый год самостоятельной жизни, когда человек сам должен делать то, что раньше он делал с чьей-то помощью, когда нужно навыки, полученные во время катехизации, воплощать уже самостоятельно. Тогда часто выясняется, что даже такие простые вещи, как ежедневная личная молитва, оказывается, не так просто поддерживать в ежедневном ритме. То есть это время для усилий человека, которые он (и для кого-то это, может быть, впервые) в своей церковной жизни совершает совершенно самостоятельно. Поэтому, конечно, этот год достаточно трудный, но и поэтому же он такой важный. Те навыки, которые человек закрепит в это время, во многом останутся с ним и дальше.

Самое важное в это время – это то, что, с одной стороны, связано с ритмами духовной жизни: ежедневная личная молитва, в нормальном случае ежедневное чтение евангелия и вообще Священного писания, еженедельное участие в вечернем богослужении и евхаристии, т. е. то, что связано с личной и церковной молитвой, чтением Писания и с аскетическими упражнениями,  регулярными и многодневными постами. С другой стороны, это то, что связано со следующими шагами в области христианского просвещения, образования, но уже по своей инициативе. И всё это в контексте поиска своего пути, обретения своего служения пред Богом. 

Александр Архангельский: Первый год церковной жизни важен тем, что в это время человек принимает  несколько важнейших решений. Первое - остаётся ли он в церкви. Во время этапа оглашения, церковного научения основам веры, молитвы и жизни по вере человеку создают все условия для того, чтобы человек мог осознать и воплотить в жизни христианскую веру. Но после оглашения он уже сам должен создавать те условия, которые раньше ему помогали создавать. Никто уже не призывает его ходить в храм, читать Писание, молиться и менять жизнь. И некоторые сползают помаленьку в то "болотце" из которого только недавно выбрались. В этом часто проявляется несамостоятельность человека. Становится видно, что без помощи человек многие духовно важные вещи просто не может делать. Сил не хватает. 

Вторая задача, которая стоит перед христианином в это время - понять, что он будет делать, как он может послужить Богу и церкви. А также где и с кем он это будет делать? 

Третья задача в первый год церковной жизни - увидеть ложные пути служения. Есть такие дела, которые можно делать бесконечно, но бесплодно. Такие дела имеют вид благочестивых, они сами по себе, обычно, не плохие, но отнимая силы и время, не имеют плода. Или такой плод, что возникает вопрос - а тем ли я занимаюсь?

Олеся Сидорова: Многие люди вольно или не вольно в начале воспринимают оглашение как определенный период в жизни, как учебу. Постепенно во время оглашения им становится понятно, что это только начало христианского пути. Первый год церковной жизни для нововоцерковленных христиан важен как раз тем, что в это время им важно научиться самостоятельно устраивать свою жизнь в новом качестве, как членам церкви. Нужно научиться расставлять приоритеты, постепенно воцерковлять все стороны своей жизни – работу, семью, отношения с друзьями и близкими. 

Как катехизатору помочь нововоцерковленному христианину принять данный ему Богом дар и  возможность служения им в Церкви и в мире во славу Божию?

Александр Архангельский: Сначала дар нужно выявить. Чтобы выявить дар, необходимо подумать - а что я могу? Что я умею? В каком Божьем деле я могу поучаствовать, потрудиться? Кому и чем могу помочь? А потом просто начать это делать. Катехизатор может тут подсказать. И через некоторое время и самому человеку и окружающим становится очевидно, что у нововоцерковленного человека получается лучше, что приносит больший добрый плод. И в этом направлении человек начинает смотреть более внимательно и, рано или поздно, начинает видеть дары, которые предлагает ему Господь. Но и выявить эти дары, и принять может лишь человек, который по настоящему решил стать христианином - учеником Христа, который строит свой дом на камне. А это значит, что человек должен быть воцерковленным,  знать свою веру, иметь опыт и практику молитвы, менять в соответствии с верой и молитвой свою жизнь. А именно для этого и нужна помощь катехизатора. 

Олеся Сидорова: Самый главный дар – это сама церковная жизнь, возможность вместе с братьями и сестрами во Христе единодушно и всем сердцем славить Бога. Поэтому катехизатору важно какое-то время продолжать помогать нововоцерковленным людям «укорениться» в церкви, обрести в ней свое место, свой дом. 

Кирилл Мозгов: Это в первую очередь задача катехизатора во время самого оглашения, потому что именно во время оглашения интенсивно читается Священное писание, прежде всего – евангелия, в которых обо всём этом говорится. И если человек внимательно читает евангелие, а катехизатор обращает на это внимание, то эти вопросы ставятся перед человеком ещё во время оглашения. Помочь можно тогда, когда эти задачи человек начинает воспринимать для себя как реальные задачи.

Как говорили нововоцерковленные в видеоролике на площадке о катехизации фестиваля «Имеющие надежду», за время оглашения у человека меняются некоторые векторы жизни. Часто человек вначале обращается к Богу для себя, ему важно разобраться с собой, с какими-то своими трудными ситуациями, и он идет к Богу, для того, чтобы Бог помог ему эти ситуации решить. Но в процессе оглашения, по мере чтения Писания и знакомства с Церковью, человек понимает, что у него меняются внутренние приоритеты. Он понимает, что главное – не побольше получить от Бога себе, а научиться отдавать Богу, отдавать другим людям. Как правило, такой поворот происходит уже во время оглашения. А период после оглашения, тот первый год, о котором мы говорим, это время, когда человек старается так жить. Если у него возникают вопросы, то он может обращаться с ними и к катехизатору, и к другим людям – любым знакомым ему членам церкви. Катехизатор может помочь более всего, если во время оглашения даст возможность человеку обрести этот вектор движения, сориентировать его на то, что ему предстоит делать потом. Потом уже можно будет помогать ему по этому пути идти. Конечно, если катехизатор этого вектора не задает в процессе оглашения, то потом и человеку гораздо труднее сделать выбор и начать служить, и катехизатору потом труднее, потому что после оглашения человек уже живет самостоятельно и опирается уже на свой опыт, да и общается не только с катехизатором.

Чтобы опознать свой дар, надо пробовать. Надо пробовать жить в Церкви и делать то, что перед глазами, то, что человек видит. Надо открыть глаза и посмотреть,: в чём Церковь нуждается сегодня. Всегда есть какие-то живые потребности и нужды, и можно попробовать делать одно, другое, третье. Надо искать. Редко бывает так, что на человека что-то нисходит и он видит, что его призвание в том-то и том-то, и он тут же раскрывает свой дар в какой-то определенной области. Чаще всего происходит какой-то поиск, а поиск требует от человека усилий. Надо искать и пробовать.

Что помогает и что мешает нововоцерковленным увидеть, опознать свой дар, усвоить его и начать служить в Церкви по этому дару?

Олеся Сидорова: Человеку трудно всерьез начать служить духовными дарами, пока он «сидит на двух стульях», пока он не обретет какую-то минимальную целостность христианской жизни, пока он не научится «усмирять» «житейскую бурю». Важно продолжать помогать нововоцерковленным христианам обретать устойчивый опыт личный молитвы, участия в богослужении, помогать делать шаги по вере, общаться с другими христианами и заботиться о них, свидетельствовать о своей вере. Устроение по-христиански всех этих сторон жизни будет помогать опознавать свои духовные дары. 

Кирилл Мозгов: Мешает то, что человек может плохо огласиться, как иногда говорят - пройти оглашение «по касательной». И это не зависит от срока: он может полтора года оглашаться, а может – два месяца. Но если во время оглашения человек какие-то вопросы для себя не решает… Ведь оглашается человек сам, катехизатор может помочь, но оглашает Господь Бог, и человек приходит к Богу, а не к катехизатору или к кому-то ещё. И если человек идет к Богу, то тогда катехизатор может ему в этом помочь. Насильно огласить человека невозможно. И если человек выполняет только внешние требования, но на какие-то вопросы для себя не отвечает и даже их не ставит, то, конечно, это будет ему сильно мешать что-то делать потом. Всему своё время. И то, что гораздо легче делается на оглашении, очень трудно восполнять и делать потом. Вот почему такие вопросы трудно решать людям, вообще не имеющим опыта оглашения. Им часто приходится гораздо больше сил и времени тратить на достаточно простые вещи.

Может помешать то, что людям порой кажется, будто они полгода, год или полтора года уже посвятили своей духовной жизни, прошли определенный путь. Как правило, человек видит определенные плоды этого пути. И после этого вдруг возникает ощущение, что полтора года человек занимался своей духовной жизнью, а теперь надо «наверстать» то, что было упущено в жизни обычной, житейской – на работе, учебе или ещё где-то. Если человек снова целиком погружается в житейские вопросы, то, как правило, делает большой шаг назад в духовной жизни. Но оглашение не было «потерянным временем» ни с какой точки зрения, просто некоторые вещи в жизни нужно увидеть по-новому, ведь, действительно, путь был пройден. Но это требует усилия веры, а человека иногда одолевают страхи, и это мешает духовной жизни, он может остановится в ней или даже вернуться назад, теряя то, что было достигнуто.

Любого рода страхи могут помешать, ведь Писание говорит нам: «Боящийся несовершенен в любви» (1 Ин 4:18). Начиная с оглашения, человек борется с разного рода страхами на пути к Богу, и они могут возникать в любой момент. На каждом следующем шаге, на каждом следующем этапе приходится заново решать какие-то вопросы. И с новыми, и со старыми, возвращающимися страхами человеку приходится справляться.

Что может помочь? Как это ни банально, но помочь может хорошо пройденное оглашение. Если человек, действительно, сделал определенный шаг вперед и получил некоторый импульс во время оглашения, то он может двигаться дальше, развивая то, что им уже было достигнуто и приобретено, по евангельской притче пуская в ход тот талант, который Господь ему дал, приобретая на него новые таланты. 

Александр Архангельский: Препятствий много. Кроме тех препятствий, о которых мы уже говорили, мешают не изгнанные на оглашении страхи, дух претензии, лень, расслабленность,  прошлый опыт неправильного воцерковления, когда человеку часто дают много знаний и не помогают их воплотить, соединить с жизнью, опытом жизни, что приводит к неверию в то, что жизнь по вере может что-то изменить в моей ситуации, решить мои проблемы. По сути, за этим скрываются неверие Богу и неверие в человека. Часто человек направляет полученные силы туда, где силы иссякают впустую. Чтобы этого не происходило человек должен находиться в очень близком общении, в общине, где есть братья и сестры, которые увидят, что человека заносит, где есть старшие, которые подскажут и помогут исправить ситуацию, помогут направить силы в продуктивном направлении.

Беседовала Наталья Адаменко

Портал "Идите, научите все народы"

comments powered by Disqus