Православная миссия
и катехизация
и катехизацияАрхивДругие новостиМитрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн выступил перед семинаристами с лекцией "Мотивация православной миссии"
Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн выступил перед семинаристами с лекцией "Мотивация православной миссии"
29 марта 201621 марта 2016 года в Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) для студентов очного отделения бакалавриата, специалитета и магистратуры состоялась лекция Высокопреосвященного Иоанна, Митрополита Белгородского и Старооскольского, Председателя Синодального Миссионерского отдела Московского Патриархата и профессора кафедры миссиологии Белгородской Духовной семинарии, на тему «Мотивация православной миссии».
На лекции присутствовали: ректор семинарии протоиерей Алексий Куренков, а также представители администрации: проректор по учебной работе протоиерей Сергий Дергалев, заведующий магистратурой протоиерей Юлиан Гоголюк, проректор по воспитательной работе иерей Владимир Тарасов, проректор по АХЧ протоиерей Иоанн Борчук, зав.отделом образования и документоведения Т.А.Полетаева, ряд сотрудников и преподавателей.
Определение критериев истинности миссии Православной Церкви в современном мире – важная задача: мы должны понимать, какая миссия, какое действие по распространению веры является богоугодным и важным для Церкви, подчеркнул Владыка, начиная лекцию.
Владыка проанализировал документ «Миссия Православной Церкви в современном мире», принятый 28 января 2016 года в Шамбези в качестве проекта Всеправославного собора. Церковь не от мира, и в мире – такими словами начинается этот документ.
Важным для миссионеров является то, что благовестие Церкви не должно быть неким дополнением к социальной доктрине или государственной политике, которые меняются постоянно. Благовестие же остается одним и тем же во все времена. Неотмирность Церкви в том, что проповедуется Царство Божие. Архиерейский Собор, состоявшийся в феврале 2016 года, призвал нас осмыслить и совершенствовать миссию. Но это переосмысление должно начаться с анализа мотивации миссии, подчеркнул Владыка Иоанн, нужно понять богословский аспект миссионерской деятельности.
Какие же мотивы определяют миссионерскую деятельность? Первую миссию осуществил Бог-Отец, который послал Сына Своего Единородного, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную. На этом фундаменте мы и основываем свои действия. Церковь посылает своих миссионеров, чтобы наставить на путь спасения всех, кто живет на этой земле. Для миссионера важно понять, что помогает нам говорить о миссии как об отражении Первой миссии (миссии Бога-Отца), и что означает в этом смысле прозелитизм, и является ли вообще прозелитизм миссией.
Согласно современному миссионеру и богослову митрополиту Албанскому Анастасию (Янулатосу), есть два мотива миссии – личный ответ человека на явленную ему любовь Бога и - филантропия, т.е. любовь к человеку. Но есть еще один важный мотив нашей миссии - это подражание Христу. Это подражание Христу должно быть независимо от политических обстоятельств. Для современного миссионера очень важно понимать свое предназначение и уметь подражать Христу.
Комментируя слова митрополита Анастасия (Янулатоса), Владыка Иоанн подчеркнул, что существует императив, который является побудительным мотивом миссии, выраженным в словах Христа: Идите и научите! Христос не сказал – если можете, тогда и учите. Повеление Господа совершенно определенно и ясно – идите и научите. Это конкретный императив, который должен быть исполнен.
Есть еще один важный мотив миссии - как приводить людей в Церковь – это любовь. Нельзя приводить к крещению иным путем, нежели путем Любви. Ведь если нет любви, нет Христа. Меркантильные мотивы этого не предполагают. Когда играют на страстях, приводя к крещению (такие ошибки были в истории христианской миссии), результата не будет.
Как же завоевать доверие тех, к кому мы обращаемся с проповедью, сейчас, в современном секулярном мире, полном ложных предрассудков и суеверий? Во-первых, мы должны различать, где Церковь начинают использовать для каких –то политических действий. Во-вторых, для доверия необходима евангельская нищета, то есть способность понять тяготы людей, не отделяться от них. Часто бывает, что молодые священники то ли самоканонизируются, то ли начинают считать себя какой-то особой кастой. Христос не отделял себя от своих учеников. Те священники, кто прошел через советские времена, знают, что такое евангельская нищета. Но, к сожалению, сейчас, особенно в мегаполисах возникает громадная пропасть между священнослужителями и простыми людьми. Естественно, что такое положение дел никогда не будет способствовать росту доверия людей к священству.
Одним из мотивов должен быть также мотив внутренней необходимости. Миссия – это внутренняя необходимость, потребность верующего. Мы должны говорить о православии как о полноте и благодатном предстоянии перед Богом. Говорить просто и понятно, как, например, о том, что Чудо Благодатного Огня происходит только на Православную Пасху. Мы должны хотеть, чтобы люди познали истину.
Как говорил еще св.Игнатий Богоносец, нужно уметь вникать в обстоятельства времени. Новое не отменяет старое, но утверждает и раскрывает его. Это слова свящ.Павла Флоренского. Нужно уметь определять обстоятельства времени, то есть уметь понимать, что является главным при тех или иных обстоятельствах, что может способствовать нашей миссии.
В конце лекции Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн ответил на многочисленные вопросы воспитанников семинарии.
Сайт БПДС/Портал "Идите, научите все народы"